Какая польза миру от убогих и больных?
а вы мудры во Христе;
мы немощны, а вы крепки;
вы в славе, а мы в бесчестии»
/Апостол Павел; 1-е послание к коринфянам 4:10/
По улицам Аткарска, двадцать с лишним лет, ходил подслеповатый мужчина по имени Виктор….
Мальчишки дразнили его, девчата шарахались, а прихожане называли его ласково – Витенька….
Он всегда, куда - то спешил, держа под мышкой то ли молитвослов, то ли иконы…..
Что это был за человек?
Лет пятнадцать назад, группа паломников из Аткарска, в числе коих были воспитанники детдома, отправились по святым местам.
Тогдашний настоятель Михайловского храма, - священник Александр (Дубовой), на свой страх и риск, всегда брал в поездку детей из села Лисичкино, с еще здравствующим отцом Владимиром, - духовником интерната.
На комфортабельном автобусе, в котором был свой кулер с кипятком, и даже кресла для лежачих, мы побывали во многих святых местах России.
В тот раз мы посетили небольшой монастырь, где покоятся мощи родителей преподобного Сергия Радонежского: преподобных Кирилла и Марии.
Игуменья монастыря любезно пригласила всех паломников (50 человек) в монастырскую трапезную.
Где нашему взгляду предстал длинный стол, накрытый накрахмаленной, белоснежной скатертью.
А на нем - вазы с черничьим и земляничным вареньем,
корзинки с ломтями белого каравая и кружки с ароматным, горячим чаем.
Нам предстоял путь далее, - в Сергиеву Лавру, и потому, поблагодарив настоятельницу за гостеприимство, мы засобирались.
Но Виктор, тогда озадачил наших руководителей, сказав:
- «А, я здесь остаюсь…».
Говорю ему, не скрывая усмешки:
«Витенька, а ничего, что монастырь то, - женский?».
Он, как будто не поняв иронии, ответил:
«Матушка, а я все равно в монастырь уйду, вот только отца догожу…».
Мы жалели его, но в душу не лезли. Своих болячек ,ведь полно….
Хотя, моя племянница, уже после смерти Витеньки, рассказала мне исповедальную беседу, которую поведал он ей в дороге.
У неё в Аткарске живут престарелые родители.
И потому, ей необходимо было ездить первой электричкой, чтобы успевать на работу.
Ну, а Виктор был ей постоянным попутчиком в понедельник.
Спешил… - на Литургию в Саратовский монастырь….
Завидев мою племянницу, он всегда садился рядом.
В дороге, а путь то длинный, рассказывал ей про свою родину, про родителей, да и про жизнь….
А она у него до Аткарска была … - совсем другой.
Это был разговор двух христиан по душам – родственных …душ.
Почему моей племяннице он открывал душу, а не мне, или другому?
Тайна….
До трагедии, которая с ним случилась в Баку, он служил на почте и был начальником отделения….
- Я всегда удивлялась его красивому подчерку, а вон оказывается, - что.
За все годы, которые я знала его, Виктор не пропускал ни одного мероприятия в наших храмах, а тут не явился на одно, - на другое ….
А причина, - ушел в Вечность.
Странно устроен мирской человек: кругом люди, а нам не до них.
А как умрет, то начинаем корить себя: не сказали, не накормили, - не…- не…- не….
Казалось, видела его вот только.
Окликнула, хотя он, как всегда, подняв голову, торопился куда - то.
Выдала дежурные слова:
-«Витенька, как ты?».
На что он ответил:
«Матушка, глаз у меня совсем не видит,- мутно все…».
Удивилась, так как, раньше он никогда не жаловался…на здоровье, во всяком случае… - мне.
И без перехода, быстро, быстро проговорил:
-«А я за отца Дионисия молюсь, матушку его и отрока Николая…».
И не попрощавшись, …почти убежал, как всегда, смотря наверх….
Вроде, ничего в городе не изменилось с уходом одного болящего христианина….
Только молитв… - стало… меньше……………
Белова О.В.
Аткарск
2023 год
PS:
Обидеть юродивого, нищего или больного считалось на Руси не только грехом, но и опасным делом: ведь за них сам Бог мог вступиться. Это нашло отражение даже в русских народных сказках, где, зачастую, главный герой юродствует.
Например, Иван-дурак скрывает свои подвиги, прикидываясь никчемным, глупым – это спасает его от тщеславия и гордыни, которые губят старших братьев.
Опыт Церкви говорит о том, что юродивые это некая истинная закваска для всего Православия, особенно в те времена, когда в Церкви начинает господствовать формально-обрядовое восприятие христианства.
Свидетельство о публикации №223111001356