Взгляд со стороны

  "Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя.
   Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете
   стать великим." Марк Твен

 Сегодня, как никогда слова классика оказались актуальными по крайней мере для меня.
 Идя на эту встречу я был предупреждён компетентные людьми о том, что надо быть готовым ко всему. И я готовил себя, мысленно перелистывая страницы сборника стихов, отмечая его сильные и слабые стороны. Учитывая то, что он издавался в БАРКе г.Гомеля, одной из лучших редакций города и области, я был почти спокоен. Рецензирование поручили Крученко Тамаре Викторовне, главному специалисту Гомельского отделения союза писателей. С творчеством её я не был знаком, но надеялся на её богатый опыт в журналистике и обьективную оценку моих стихов. Как хороших так и плохих. Время для этого было отведено уже в конце встречи, все подустали и поглядывали на часы.
 Мой оптимизм начал иссякать уже после первых минут. Приготовленные блокнот и ручка, чтобы делать соответствующие пометки, были отправлены обратно в сумку из-за отсутствия нужды в них. Тамара Викторовна пыталась найти в смартфоне те выдержки и замечания которые она приготовила после прочтения материала. Выглядело это немного нелепо. Двадцать человек в зале ждали когда она отыщет то что ей нужно тыча пальцем в смартфон. Не хотелось обидеть человека но всё чаще возникала мысль о не подготовленности рецензента к встрече. Но время позволяло и эти издержки. Но когда прочтя две строки из стихотворения "Манифест" ( а что это именно это стихотворение даже мне понять было трудно) Тамара Викторовна уличила меня в раздвоении личности. Я был сражен на повал. Меня вдавило в спинку стула её рецензирование, в котором по сути кроме восхищения фотографией домика в деревне где я вырос да пары комплиментов по поводу отдельных понравившихся моментов ничего больше не было. Нет вру! Были и слова о том что я самородок из тех народных поэтов сродни Михаилу Буткевичу! А в остальном общие фразы о присутствующих погрешностях, нарушениях ритма и непозволительно больших размерах отдельных стихов. И только об одном стихотворении о встрече с Э.Ханком были конкретное замечание. Всё это я уже почти не слышал. Отдельные фразы вроде той что в сборнике много стихов-посвящений я вспомнил уже дома когда вышел из ступора и мог худо-бедно осознать произошедшее.
 Анализируя моё творчество Тамара Викторовна не удосужилась ознакомить сидящих в зале хотя бы с одним из стихотворений сборника. Вырванные из текста строки и последующая их критика или положительные отзывы, по воле случая преподнесённые с периодическими остановками создавало картину чего отвлечённого, словно речь шла не о поэзии а рецептах приготовления пищи. Неужели нельзя было прочесть хотя бы то стихотворение которое позволило ей сделать такие категорические выводы. Почему в это таинство не посвятили слушателей, не дали им возможности увидеть своими глазами поэзию автора?
 Наверное прав был Чацкий когда задавал вопрос: А судьи кто?! Человека в возрасте трудно чем-то удивить но легко обидеть. И я в этот вечер не раз завал вопрос: для чего такие встречи? Какой от них прок для людей пишущих? Хотя выступление предыдущего оратора Елены Павловны Матвиенко о переводах стихов А. Гречанникова было действительно захватывающим и познавательным.
 Я не против критики. С этой целью и попросил прорецензировать мой сборник. Но если делать это - то уж точно не так как в моём случае. Мы же, идя на встречу  ждём, что нас чему-нибудь научат. А от такой науки хочется бежать без остановки куда глаза глядят. Из этой встречи я вынес и ещё одно наблюдение: стандарты в оценке поэтических способностей разных авторов разными рецензентами разнятся по сути. Одним позволено облекать свои произведения в любые формы и размеры, другим приходиться затягивать пояса и выискивать немыслимые сравнения в стихах дабы понравиться критикующим.
 Наверное я буду первым кто попытался включить реверс и критиковать тех "кого судьба пророчит в судьи" но я буду не я, если не сделаю этого. Во время встречи я не смог сделать это физически. Эмоции переполняли через край и не давали возможности выстроить чётко обозначенную линию. Для чего я посыпаю голову пеплом? Наверное рассчитываю на то, что кому то повезёт больше чем мне.
 Словами того же Марка Твена заканчиваю мой монолог: "Нам нравятся люди, которые смело говорят нам, что думают, при условии что они думают так, как мы". Вот в этом наверное и заключается моё раздвоение. Не сошлись взглядами на жизнь, а может что-то другое...
 PS: стихотворение " Манифест" ставшее яблоком раздора
               
В нелегкое время написаны строки;
В них грусти немало – порой и слеза.
В них так обозначились жизни пороки,
Что стыдно поднять друг на друга глаза.

Слагать, что хочу, – неприемлемо в целом,
А то, что могу, – лишь отчаянья жест.
И пишет по черному ретушью белой
Душа покаянием свой манифест.

А тем, кто прочтёт эти строки в грядущем,
Наверное, трудно нас будет понять,
Как с совестью чистой, нам вроде присущей,
Смогли мы о главном тогда умолчать?


Рецензии