Три признака развитого человека

Посвящается В.В. ЗАВГОРОДНЕЙ

"Человек есть тайна. Её надо разгадать,
и ежели будешь её разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком".
Ф.М. Достоевский.

"... тем более, что у нас есть Духовная наука
Рудольфа Штайнера — такой неиссякаемый
Источник жизни, истины и любви.»
В.В. Завгородняя


        Европейский нигилизм

      Человек существо космическое, загадок и тайн в нем предостаточно, с какой стороны не посмотри… Многие писали об этом и пытались разгадать загадку человека. Из литераторов Михаил Федоровичу удалось наиболее глубоко проникнуть в русскую душу, именно поэтому его произведения до сих пор популярны среди европейских читателей. Это не единственное признание  о  стремлении выдающихся умов понять сущность и назначение человека.. Все религии и многие философы об этом… Однако знания, которые они оставили нам, или отрывочны, или односторонни.  Наиболее глубоко человек исследован и представлен духовной наукой, антропософией, поэтому постоянно обращаюсь к трудам Рудольфа Штайнера и его последователей.  И это  эссе - одна из таких попыток...

Мы живём в плену ограниченных представлений о себе и окружающем мире. Основные заблуждения происходят от неверных представлений о биографии человека. Родился, учился, женился …. вот основные стартовые вехи жизни человека, о которых мы все рассказываем в своих резюме и биографиях. Иногда  в биографии - если человек чем-то прославился в своей жизни - там указываются родители, как главные виновники нашего появления на этом свете, и другие предки, давшие жизнь этому замечательному человеку, и сформировавшие его генофонд. Деяний, событий, дат их свершения, подробностей, деталей может быть очень много - описанию жизни замечательных людей посвящаются целые книги, - но все они для этого эссе не имеют никакого значения…
Духовную биографию обычные люди не описывают, потому что многие не знают о её существовании, хотя часто поминают свою судьбу... В духовной биографии  сама душа человека, находясь ещё на небе выбирает себе родителей, которые подходят для выполнения кармической задачи человека в данном воплощении. Как это происходит  Павел Шаматрин, обладавший памятью о своих прошлых жизнях, рассказал в книге «Капля памяти». По мотивам этой книги написан очерк «Контракт на воплощении», опубликованный в Интернете на литературном портале Проза.ру. На этом здесь тоже останавливаться не будем, отметим только, настоящая наша жизнь это только одна часть нашей духовной биографии, у которой были предыдущие серии и после нашей смерти будут последующие.

Но после рождения каждому из нас приходится расти и развиваться. Расти телесно (биологическое развитие), развиваться душевно (психическое развитие) и духовно (духовное развитие). До последней фазы, фазы духовного развития, правда, добираются не все. Человека всё время воспитывают и учат, часто до глубокой старости. Маленьких детей воспитывают родители, потом в детском саду, за садом следует образование в школе, там детские головы фаршируют знаниями по утвержденным программам, там они начинают  учатся жить  с социуме, родители в меру сил и занятости в этом тоже принимают всё слабеющее участие.
Потом - у кого-то сразу - обучение выбранной профессии, у других - обучение в высшем учебном заведении. Цель этого обучения - приспособление человека к потребностям производства, задача развития стоит на последнем месте, если стоит вообще…  По завершении обучения работа по выбранной профессии или специальности. Там тоже нужно приспосабливаться и расти, чтобы соответствовать всё возрастающим требованиям или продвигаться по службе. Может быть только в некоторых творческих профессиях есть какая-то свобода в выборе направлений личностного роста… Но везде нужно ловить, чувствовать конъюнктуру рынка, чтобы выгодно продать свой труд, обеспечить себя  и удовлетворить  потребности своей семьи, своих близких, с которыми вы связали свою судьбу. Всё время кто-то или что-то заставляет человека совершать необходимые или ожидаемые от него поступки  и всё это - во второй половине жизни -  на фоне упадка физических сил и ухудшения  здоровья.
Внешнее воспитание человека продолжается и после окончания активной трудовой деятельности. Из чувства долга, по требованию морали, страха осуждения и по необходимости человек продолжает, вынужден делать то, что от него требует окружение. А в глубокой старости может попасть и в полную зависимость от него. В этой довольно грубой схеме развития и жизни  трудно сходу найти нишу, время и место для так называемого духовного развития человека. Но найти его надо, потому что иначе наше бытие превращается в в одну из элементарных составляющих описанных ниже разрушительных социальных процессов, а старые люди, посвятившие свою жизнь служению обществу и государству и накопившие запас различного рода культурных ценностей, становятся его жертвами или безропотными статистическими единицами плачевных социальных явлений тихо угасающими - иногда ухоженные, иногда не очень - в специально отведённых им местах… И всё что они знают - весь их духовный опыт - оказывается  невостребованным. Это одна из проблем современной цивилизации. 
 
За этими, казалось бы, частными и естественными процессами и  страданиями старых людей на Западе да и у нас в России (в меньшей степени) скрывается огромная социальная проблема чрезвычайно разрушительного характера. Обычные люди видят факты и события,  путаются в них, пытаясь связать, понять  смысл и значение, а талант или гений в силу особенностей своей психики - сильно развитых чувств, интеллекта и способности обобщения и прозрения - способен увидеть за ними явление, закономерность. И не только увидеть, но и сильно высказаться о нем на языке понятном многим людям. Увидел это явление и озвучил скрывающуюся за ним проблему Мишель Уэльбек в своем последнем романе «Уничтожить», самый известный сейчас французский писатель. Он же дал там и философское определение этому явлению, чем существенно поднял значимость своего произведения и свой ранг, как думающего писателя. Давно потерял интерес к Франции и французам, но в этот раз глубина чувств и мышления автора заставили меня разволноваться.
Приведу здесь эту цитату для того чтобы читатели поняли, насколько актуальны  для всех нас приводимые ниже  рассуждения Б. Ливехуда об этапе  сознательном завершении развития человека, которые по сути определяют смысл жизни стареющего человека, дают стимул жить и чувствовать себя свободным. Голландец даёт нам  такой шанс жизни, француз - мрачный фон этого явления, кто-то может захотеть воспользоваться этой соломиной... Но сначала всё-таки дадим слово глубоко мылящему М. Уэльбеку. Следующие три абзаца - цитата (с небольшими исключениями) из разговора героев его книги.
У нашего общества есть проблема со старостью и это довольно серьёзная проблема, которая может привести его к саморазрушению… Истинная причина эвтаназии, по сути, заключается в том, что мы не выносим стариков, мы даже знать не желаем, что они существуют, и поэтому засовываем их в специализированные учреждения, с глаз долой. В наше время принято считать, что с возрастом ценность человеческой жизни уменьшается, что жизнь молодого человека, а тем более ребёнка гораздо ценнее жизни глубокого старика… - и это полный переворот, радикальная антропологическая мутация. Конечно это весьма прискорбно, учитывая, что процент пожилых людей относительно общей численности населения постоянно растёт. Но есть кое-что и пострашней …
Во всех предыдущих цивилизациях человека уважали, а также и восхищались им и вообще оценивали его в зависимости от того, как он вёл себя на протяжении всей жизни, даже в буржуазной среде репутация основывалась на доверии и носила временный характер, а в дальнейшем её надо было заслужить всей своей честной жизнью. Более высоко оценивая жизнь ребёнка -  хотя мы понятия не имеем, что из него получится, вырастет он умным или глупым, гением, преступником или святым, - мы отрицаем всякую  ценность реальных дел.. Наши героические и благородные поступки, всё, что нам удалось совершить, наши достижения и труды не имеют уже никакой ценности в глазах мира - и вскоре теряют её и в наших глазах.
Таким образом мы лишаем жизнь всякой мотивации и всякого смысла; именно это, собственно, и является нигилизмом. Обесценивание прошлого и настоящего ради грядущего, обесценивание реальности в угоду виртуальности, помещенной в туманное будущее, суть симптомы европейского нигилизма, причем гораздо более значимые, чем те, что выделял Ницше. Ницше характеризовал нигилизм как лишение мира и особенно человеческого существования смысла, цели, понятной истины или существенной ценности.
Разрушительный характер проблемы нигилизма для пожилых людей на Западе и у нас в России проявляется в большом количестве смертей от сердечно сосудистых заболеваний. Это основной фактор риска здоровья людей. Тоска от бессмысленности своего существования приводит к таким заболеваниям и медленно но верно убивает людей. И не только пожилых… Сложность адаптации взрослого населения России к существующим в стране социально-экономическим реалиям, к ничем не регулируемому давлению экономических факторов разрушительным образом действует на физическое, психическое и духовное здоровье россиян.

Конечно в жизни может случиться всякое, особенно в стадии  биологического спада, когда и болезни и судьба наваливаются на человека и уже слабеющего - в который раз - пытаются проверить на прочность, но никому не пожелаю стать песчинкой   описанных выше социальных явлений, стать жертвой такого нигилизма. Повлиять на него мы не можем - это результат многих ошибок и противоречий в общественном развитии, - но не стать его жертвой при благоприятном стечении обстоятельств и наличии необходимых знаний и способностей вполне возможно…
Знания - психологи говорят нам,  после завершения основных этапов старения и развития, после 63-х  лет человеку дается шанс - если он подготовился к этому -  закрепить своё развитие, собрать плоды своей жизни и начать возвращать их обществу. У позитивно ориентированных людей в этот период появляются новые интересы и новые способности. Среди них особо выделяются такие черты как мудрость, обращение к природе, любовь к животным, склонность к творческим видам деятельности, т. е. при правильной ориентации  у пожилого человека появляется возможность преодоления возрастного кризиса и выхода на качественно новый уровень развития личности.
Отмечу здесь для ясности - спастись от этого нигилизма можно только в одиночку, хотя поддержку на этом пути можно получить с разных сторон: столичные (московские) социальные службы предлагают активным пенсионерам  ряд программ, где можно это делать в коллективе активно живущих пенсионеров (проект мэра Москвы «Московское долголетие»). Цель здесь другая - вытащить старых людей из дома, отвлечь от телевизора и занять  чем-нибудь полезным. Мои знакомые нашли там для себя интересные занятия: кто-то историю Древнего Китая изучает, кто-то - осваивает ноутбук, другие в театральном кружке занимаются. Коллективизм - особенно у бывших советских в крови - и там каждый может выбрать  что-то себе по вкусу и своим устремлениям.
А какому-то индивидую интереснее в одиночку прокладывать себе лыжню… Конечно это гораздо труднее, но такие тоже попадаются, хотя и не так часто, но здесь вы можете сами искать авторитеты, прототипы и попутчиков, выстраивать планы и темпы занятий с учетом особенностей своего жизненного пути, своей биографии и индивидуальности.. Пишущий эти строки - как раз такой человек.

         Три признака

Затеял это эссе для того, чтобы в контексте  вышеизложенного прояснить для себя сильно затронувшие меня места из книги голландского медика, психиатра и писателя Бернарда Ливехуда «Шансы жизни — кризисы жизни», к которой обращаюсь уже много лет по мере изучения своей биографии в попытке найти её духовную подоснову. Не только прояснить, но и сточки зрения этого талантливого психотерапевта, исследователя биографии человека показать каким образом и когда человек может освободиться от внешнего воспитания, начать заниматься самовоспитанием и жить своей жизнью. Эту книгу он написал уже на восьмом десятилетии жизни и отразил в ней весь свой опыт биографических исследований. Перевод этой книги теперь имеется в Интернете, и каждый может познакомиться там с  этим трудом.
Эта книга - продолжение работы, написанной им тридцать лет назад, где он рассказывает, с каких позиций он подходит к биографии человека.   Это одно из практических ответвлений от антропософии Р. Щтайнера.  В предисловии он говорит: Тридцать лет тому назад я написал книгу "Фазы развития ребенка". В этой книге, предназначенной для родителей и педагогов, я схематически изобразил лежащий в основе образ человека: человеческая душа (психика, которая проявляется в мышлении, чувствовании, влечениях и в центре которой находится наше повседневное “Я”) охватывает два полюса: на одной стороне сфера физического, из которой происходят инстинкты и влечения, на другой - сфера духовного, в которой покоится душа в реальном божественно-духовном мире. В этом мире собственное "Я" человека пребывает как духовное существо, которое постигается душой в осознании собственного "Я" и его осмыслении.
  В этой работе Б. Ливехуд с позиции психотерапевта-антропософа описывает рост и форму развития во взрослое состояние и зрелость, которое происходит отчасти под давлением естественной закономерности, но может завершиться только тогда, когда человек хочет осуществить это развитие сознательно. Воспитание извне тогда заменяется воспитанием собственными силами, изнутри. Это самовоспитание иногда называют внутренним развитием. Только с помощью самовоспитания человек сможет реализовать только что упомянутое развитие мышления, чувствования и воления, только благодаря ему он сможет и полностью развить дремлющие в нем силы. Ум тогда созреет в мудрость, способность к контактам - в мягкость, снисходительность, а самосознание - в доверие. Эти три свойства являются отличительными признаками совершенно развитого человека.
Соглашусь: в эти мысли автора хотя и звучат привлекательно, но в отрыве от жизни и биографии конкретного человека звучат достаточно абстрактно. Это эссе и посвящено прояснению и конкретизации этих мыслей. Осознание сформулированных голландцем  целей и стремление к обретению этих свойств говорит о зрелости человека и его правильном развитии на завершающей фазе жизни. Такова точка зрения духовной науки на этот чрезвычайно важный вопрос, а поскольку это часть и моего мировоззрения, то значит это и моя позиция тоже.
Для понимания корней: В этих изречениях Ливехуда можно услышать отголоски древнего разговора о добродетелях человека: и Гесиод, и Сократ, и Платон, и Арестотель рассуждали и писали об этом. По Гесиоду, путь к добродетели тягостен и труден, она не даётся от рождения, а требует постоянных жизненных усилий. Платон считал разум (высший тип мыслительной деятельности) и мудрость (высшая степень разума, характеризующаяся умением обращаться к подсознанию)  высшими добродетелями, включающими все остальные - только при их наличии можно в полной мере обрести все остальные. В который раз поражаюсь мудрости этих древних философов и их глубине понимания сущего!
Отсюда можно заключить, что Ливехуд предлагает нам решить труднейшую жизненную задачу и овладеть добродетелями старого человека. При этом нужно отметить один очень важный нюанс: если на фазе взросления и зрелости человека к добродетели фактически принуждают, то в завершающей фазе мудрый человек принимает их добровольно. Христианские же  богословы совершенно справедливо говорили, что навязанное и не может быть добродетелью. Надеюсь, из этих добавлений стало ясно, к каким подвигам призывает голландский психотерапевт...

Бегло о добровольно-принудительном воспитании под давлением естественной закономерности было рассказано в начале этого эссе. Все мы с разными результатами проходим этот период, многие по самым разным причинам на этом и заканчивают свои жизненные университеты. С полным уважением отношусь к таким людям и не могу себе позволить их осуждать. Каждый идёт своим путём…. Но при всём бесчисленном многообразии человеческих судеб самой интересной мне представляется завершающая сознательная часть  этого воспитания, самовоспитание, и у меня особый интерес вызывают люди, которым удалось таким образом завершить свою жизнь. А мне посчастливилось быть знакомым с такими, и не только знакомым, но и поучиться у них.
В задачу этого эссе и входит максимально коротко тезисно изложить  содержание и возможные результаты самовоспитания, и на сколько это возможно, проиллюстрировать их эпизодами своей биографии. Результаты-то в предыдущем абзаце обозначены (мудрость, мягкость-снисходительность, доверие), но даже при беглом чтении понятно - взять хотя бы мудрость - сколь сложно их достигнуть. Но всё-таки тащить себя за шиворот к достижению этих целей надо. 
Но прежде чем идти в указанном Ливехудом направлении надо постараться уяснить для себя цели, которые он перед нами поставил и для этого - крупными мазками - приведу здесь несколько цитат из его работы, поясняющих, что такое биологическое, психическое и духовное развитие человека. Кому-то они помогут, кого-то - запутают, но эти определения могут послужить отправными точками для самостоятельных размышлений о признаках совершенно развитого человека, подспорьем при поиске этих признаков в себе…

                ***

Биологическое развитие осуществляется в полярности подъема и упадка.
Психическое развитие происходит в полярности экстраверсии и интроверсии.  Экстраверсия и интроверсия следуют друг за другом как желание и удовлетворение. В экстраверсии психика или душа обращается чувствами к миру, она воспринимает краски и формы, восхищение и ужас, симпатию и антипатию. В интроверсии она поворачивается к собственному внутреннему миру, здесь она узнает воспоминания, здесь она переживает мысли, чувства и желания, здесь наряду с мышлением душу наполняют опыт и стремления, по крайней мере, пока она сознательна и жива.
Духовное развитие протекает в полярности творческого начала и мудрости. Основную роль при этом в молодости и в экспансивной фазе зрелого возраста играет творчество, и во второй половине жизни – мудрость.  Дух творчества и мудрость действуют одновременно, и таким же образом душа экстравертная и интровертная, вдох и выдох мира, диастола и систола.
Художники и ученые знают, что вдохновение, инспирацию невозможно вынудить. Инспирация возникает только там, где в борьбе за активный душевный покой непосредственный результат может отступить на задний план.
Активная безмятежность – такое состояние называют также безмятежным умом - возникает, если удается успокоить эмоции, овладеть всеми ассоциативными мыслями и отказаться от всех желаемых результатов. Это самое трудное, чего может достичь человек. Если в душе обнаруживается инспирация, то здесь говорит сущностная сила выражения души.
Инспирация у экстравертно настроенной души выражается в творчестве, у интровертно настроенной души превращается в тихую мудрость. Здесь я понимаю под словом "мудрость" не только высокие философские системы, но прежде всего жизненную мудрость, которую можно найти всюду, во всех рангах и сословиях, при любой степени учености.
Инспирация - загадочное психическое состояние, периодически самопроизвольно появляющееся у талантливых людей творческих профессий, когда они получают творческие импульсы из подсознания, в результате  чего появляются необычайно яркие произведения. Поэты, художники называют такое состояние вдохновением. Много лет контактирую с одним из таких поэтов-лириков и пишу о его творчестве.
По утверждению Ливехуда, при отсутствии внешней творческой активности и определённом мистическом настрое души (необязательно сознаваемом) инспирация может трансформироваться в тихую мудрость. Так похоже и происходило с русскими старцами. Этим подчеркивается, что мудрость - не результат сильно развитого интеллекта, а о способности человека обращаться к своему подсознанию - это как бы творчество, обращенное не во внешний мир, а внутрь человека. А подсознание человека, по утверждению Доктора, - это океан, сверху которого тонкой, претонкой  плёнкой колышится наше сознание… И инспирация или вдохновение открывают портах в этот неведомый мир.

                ***

Биологическое развитие человека осуществляется в полярности подъема и спада и особого оптимизма завершающая его фаза ни у кого  не вызывает. Многие, конечно, занимаются своим здоровьем, прикладывают в этом направлении много усилий и инвестируя в него большие деньги; кривая спада может быть крутой или пологой - один из Рокфеллеров семь сердец себе сменил на финальной части жизни, -  но конец у всех одинаков. Главное на этом этапе - сохранить ясность ума и не превратиться в какое-нибудь растение. Универсальных рецептов тут нет. Но сохранение умственных способностей во многом производная в первую очередь от генов, от качества жизни, от физического состояния, наличия  творческих задатков,  понимания своих душевных качеств и  возможностей духовного роста после активной фазы  и своевременной подготовки  к  пенсионному возрасту.
Психическое развитие зависит от мыслительных способностей человека и заключается в обретении человеком не только души ощущающей, присущей всем людям, но и души рассудочной или души характера и души самосознающей (души сознательной). Пояснял смысл такого развития и этих терминов в своих работах и поэтому здесь на этом останавливаться не буду, отмечу только, что чувства души ощущающей (инстинкты, влечения, страсти и пр.) диктуются животной природой человека и его физиологическими потребностями, а чувства развитого человеческого существа возникают в результате работы его сознания и определяются потребностями более высокого уровня и способностью индивида их осмыслить и удовлетворить. Для удовлетворения потребностей души ощущающей достаточно предметного и ассоциативного мышления, для удовлетворения потребностей более высокого уровня нужен разум, способности к абстрактному и образному мышлению и мудрость. Ливехуд говорит о психическом (душевном) развитии другими словами: в молодости мы набираемся знаний и опыта, которые в зрелом возрасте превращаются в различного рода способности и при благоприятном стечении обстоятельств делают пожилого человека мудрым.
Духовное развитие возможно при наличии творческих стремлений, стремления к самопознанию, самовыражению  и способности человека их реализовать. Возможности для такого развития возникают при обретении душой человека качеств души самосознающей. Мыслительные способности, которые могут привести нас к такому состоянию и называют мудростью. Кроме мудрости, внешними проявлениями духовно развитого человека по Ливехуду будут мягкость, снисходительность в общении и доверие ко всему происходящему вокруг человека, выражающееся в мыслях: на всё воля Божья. Такими чертами обладали русские праведники и старцы.
И это говорит о том, насколько трудно достигнуть их обычному человеку, живущему в мирской суете. Отмечу здесь, состояние доверия не означает пассивного отношения к себе и ко всему происходящему с человеком, оно означает мудрое понимание своих качеств и  характера, понимание и принятия своей судьбы, так как именно в этом и проявляется воля Божья, и не исключает желания и попыток изменения себя и свою жизнь в позитивную сторону… И мудрость человека, достигшего такого состояния, заключается не в  бездеятельной покорности, а в понимании себя и глубинного смысла происходящего с человеком. А понять - означает принять! И достичь такого состояния можно только в результате напряженной умственной деятельности.
Для прояснения смысла возможной трансформации негативных наследственных качеств или черт характера с минуса в плюс приведу  несколько примеров таких позитивных изменений под воздействием ума, взятых у известного психолога Михаила Литвака:

Добавь ума упрямству – получится настойчивость.
Добавь ума скупости – получится бережливость.
Добавь ума отчаянности – получится храбрость.
Добавь ума расточительности – получится щедрость.
Добавь ума влечению – получится любовь.

Это всё примеры душевнодухвного развития человека  под влиянием мышления. Путь к добродетели тягостен и труден. Понятно, что для таких изменения нужно научиться контролировать свои чувства и желания, т.е. быть способными к самонаблюдению.  С помощью самонаблюдения мы идентифицируем и оцениваем свои качества, с помощью самовоспитания мы  изменяем их знак. И из этих примеров очевидно, что для самопознания ищущий человек должен располагать солидным багажом знаний о себе и мире, понимать, что такое хорошо и что такое плохо.  Хочу обратить внимание: в результате воздействия разума природные качества и черты думающего человека приобретают моральный облагораживающий характер. Но сама по себе без усилий ума и воли такая трансформация произойти не может.Без стремления к самосовершенствованию человек покинет землю с тем же багажом, что и пришел сюда, только с результатами добровольно-принудительного внешнего воспитания.

Предлагаемый Ливехудом путь перехода зрелое состояние безусловно не из легких, но это путь взросления и активной старости, путь самопознания  с поиском духовных ценностей, поиском истины и смысла. Это высший пилотаж из всех доступных человеку в зрелом возрасте. И поскольку большинство встречаемых нами людей (да и мы сами) даже самые умные далеко не мудрецы, в контактах чаще всего нетерпимы и склонны считаться только со своим мнением,  а интеллект большинства  направлен на   добывание всевозможных благ, осмысление  возможных вариантов действий на этом пути и оценку их последствий, то только осознание человеком своих минусов и стремление что-то изменить в лучшую сторону может оказать на него благотворное влияние, а потом в зрелом возрасте и заняться самовоспитанием, украсить свою судьбу дарами духа и не стать одним из участников тех разрушительных социальных явлений, о которых говорит в своей книге Мишель Уэльбек... Лично меня  перспектива такого сопротивления - не стать жертвой - очень вдохновляет на продолжение поисков и работы.

         Заключение - из  жизни и биографии автора

Древнекитайская модель дает в принципе правильное, но  очень укрупненное представление  о периодах развития человека. Подходов среди психологов  к этому вопросу очень много, однако антропософия описывает их по семилетиям и объясняет, что в каждый такой период происходит с человеком, что на каждом таком отрезке в биологическом, психическом и духовном плане у него развивается. Б. Ливехуд в своих работах как последователь Доктора Штайнера придерживается такого же подхода. При рассмотрении своей биографии убедился в его действенности.
Не в коей мере не претендую на образец, но чтобы не говорить абстрактно и вселить оптимизм в пожилого читателя, обращусь в заключении к своей жизни и биографии и расскажу, как это происходило со мной. На Проза.ру, думаю, много таких рассказчиков…  Конечно в активной фазе жизни, которую китайцы называю фазой борьбы, силы большинства людей, не одаренных какими-то ярко выраженными талантами, направлены на добывание материальных благ, на достижение успеха в выбранной области деятельности. Занимался такого рода борьбой и ваш покорный слуга.
Поясню, в древнекитайской модели развития человека жизнь делится на три двадцатилетних периода: первые двадцать лет - учиться, вторые - бороться, третьи - становится мудрым. Периоды укрупненные, но по своей сути безусловно правильные. Временные рамки каждого периода-фазы развития конечно условные, и продолжительность жизни сейчас другая и индивидуальные различия могут быть существенны, но тем не менее задачи человека в каждой фазе обозначены достаточно ясно. Параллельно с эссе, появляющихся на литературном портале по различным поводам и причинам, пишу для себя большой биографический очерк, поэтому вся моя жизнь сейчас на ладони и  могу привести здесь для иллюстрации небольшие её фрагменты.
Родился в Москве за три месяца до начала войны, всю войну в стольном граде на Вековой улице в районе бывшей Рогожской заставы (старообрядческие места дореволюционной Москвы), в старом двухэтажном мещанском доме; в дырочку маскировочной черной шторы в зимний двор вечерами из кухни смотрел, блины из картофельных очисток ел - дитя войны…  Назвали в честь летчика Валерия Чкалова;  хотел летать - красивый сценарий, но не мой, -   из-за плохого питания в раннем детстве зрение стало портиться ещё в школе… Но я всё-таки пёр в эту сторону - авиационным инженером захотел стать… Магия имени Чкалова действовала на меня более двадцати лет и начала ослабевать только  после окончания института…

При написании этого первого очерка понял-осознал, какое огромное значение для меня имело моё деревенское детство во втором семилетии моей жизни. Деревня Новиково со всеми тогдашними атрибутами сельской жизни: хозяйкой дома, хозяйкой дома, добрейшей Анной Яковлевной, русской печью, запахами крестьянской избы и свежеиспеченого хлеба, коровами, лошадьми, курами, гусями, купанием в Сохне (приток Пахры), вольной жизнью среди полей, дружбой с деревенскими ребятами… Без этой деревни и всех полученных в то время впечатлений был бы совершенно другим человеком. Рассказал об этой странице своей жизни в маленьком рассказе-воспоминании «Деревня Новиково».
В фазах учебы и  борьбы творческие задатки в моем характере безусловно присутствовали  - стихи писал, пытался рисовать портреты - и продолжают присутствовать в настоящее время. На это указывают многие события моей жизни. В детстве и юности любил путешествовать. Авиамоделизмом занимался, классической борьбой. Еще в школе появилась тяга к прекрасному, в конце периода учебы пробудился интерес к литературе и поэзии. Тема человековедения, казалось бы случайно, появилась в моей профессиональной деятельности и привела к защите кандидатской диссертации; стала лейтмотивом моей жизни.  Занятия системным анализом развили способности аналитического мышления, что выразилось  в способности устанавливать взаимосвязи между различными вещами. Появилось желание самовыражаться, делиться знаниями и опытом.
Закончил Московский авиационный институт, получил квалификацию инженера электро-механика, но по специальности практически не работал - распределили в Специализированное монтажно-наладочное управление,  занимался там настройкой на военных полигонах зенитных комплексов ПВО перед передачей их в воинские части, где очень хорошо зарабатывал и вкусил  вольной жизни в командировках, разъезжая по разным объектам в компании с молодыми специалистами из разных ВУЗов и городов страны.  Потом первый брак, рождение сына, оседлая семейная жизнь в столице и потом работа в совершенно новых непрофильных вузовской специальности областях - автоматизированные системы управления  и применение ЭВМ в управлении кадрами, защита диссертации, вольный предприниматель-кооператор, финансы (директор страховой компании), чиновник Минфина, эзотерика, литературоведение. Последние две темы - это уже не ради денег, а занятия для души. Вот такой путь проделал выпускник МАИ, пока не приплыл в свою гавань… Что-то бурлило во мне, заставляло искать  путь к себе, к своему призванию.

Способность верить - а это действительно способность, присущая не всем людям - не позволила мне стать атеистом, хотя советское время заставляло людей становиться безбожниками. Эта способность оказалась очень сильным мотивирующим фактором и пробудила интерес к таинственным вещам и мирам; интерес перерос в тягу к знаниям об этих мирах и поиску авторитета в этой области. В третьей фазе появилось - вроде бы запоздалое - желание понять своё предназначение, которое со временем всё более и более усиливалось. На седьмом десятке жена, зная о моем юношеском увлечении,  пыталась меня к рисованию вернуть, мольберт купил красивый, покрасил его, а сейчас он стоит-пылится в моей комнате, стал оригинальной деталью её интерьера, не более… - занимайтесь тем, что нравится!
В детали моих открытий здесь вдаваться не буду, описываю их в своем биографическом очерке. Здесь только попытаюсь показать в связи с выводами Б. Ливехуда, какие качества и способности постепенно  сформировались у меня в течение жизни как фундамент для творческой деятельности, которой я последние два десятилетия занимаюсь. А главное, поделиться со знакомыми и незнакомыми людьми радостью своих открытий и обретений. Всё себе приписать не могу, всю сознательную жизнь искал и лепился к людям, которые в чем-то превосходили меня, всех их сейчас вспоминаю и благодарю - были научные руководители, наставники, учителя, главный из которых Доктор, были просто яркие индивидуальности, освещавшие мой путь. Речь идет о моей попытке уже в зрелом возрасте реализовать дремавший  творческий потенциал, который был заложен  в меня природой. Осознание своих способностей имеет огромное значение для развития личности, оно дает стимул и указывает  направления движения. В моих работах в разных местах говорилось об этом, здесь же попытаюсь подытожить мои рассуждения и увязать их с подходом к биографии Б. Ливехуда.

Чем же я занимался эти двадцать лет в конце трудовой деятельности и потом на пенсии? Изучением антропософии, основ духовной науки, созданной Доктором Штайнером, и применением полученных знаний о человеке и мироустройстве для анализа поэтического творчества.  Поэзию выбрал по наводке И. Бродского, называвшего этот вид искусства нашей видовой целью и уникальным инструментом познания. Этим высказыванием великий поэт растревожил мою душу и мне захотелось разобраться в чем же здесь дело… Забегая вперёд скажу - я разобрался и убедился, что нобелевский лауреат прав, хотя его поэзия меня не увлекла – слишком много в ней интеллекта..  И добавлю -  Постижение духовной науки занятие нескончаемое, начав и проникнувшись её идеями, остановиться на этом пути невозможно… При этом для меня было особенно важно получить достаточно полное представление о человеческом существе и увидеть, как она (антропософия) проявляет себя в жизни и творчестве. На этом делал основной акцент, понимая, что объять необъятное не смогу - Кузьма Прутков крепко в мою память врезался. Масштаб личности Доктора огромен и недоступен для всестороннего охвата обычным человеком.
  Вообщем и целом мои занятия были активным методом самообразования связанным с моим жизненным опытом, творческими интересами и особенностями моей личности.  В рамках одного вида искусства удержаться не удалось, по ходу погружался и в прозу, политику, историю, эзотерику и другие виды искусств и области знаний. Интернет и его коллективная память  сильно помогал в этих погружениях, без него не сделал бы и десятой доли, а может быть и сотой. Когда писал диссертацию, много времени в библиотеках просиживал, сейчас в этом нет необходимости. Главными предметами исследований была лирическая поэзия нескольких прошлых и современных поэтов, духовный мир в антропософском представлении и я сам. Одному талантливому, известному ныне здравствующему советскому и российскому  поэту Сергею Таратутея уделил особенно много времени. Так много, что он даже меня своим биографом стал называть...
Результаты моих изысканий - моё сегодняшнее мировоззрение, более глубокое понимание истории России, русского народа, своего рода, семьи и себя, понимание кульбитов, которые совершал в жизни, много открытий духовного плана и более ста очерков, статей и эссе - опубликованы на литературном портале Проза.ру  в нескольких книгах и журналах. В книгах и журналах публиковал не сам: заинтересованные люди брали и публиковали. На Проза.ру начал размещать   работы в марте 2017 года и занимаюсь этим по сей день. До этого писал в стол и показывал близким людям.. В этих работах всё понятое и осознанное описано, правда сам перечитывать эти откровения не люблю… Отмечу здесь для понимания моих последующих признаний, что при внимательном взгляде все эти работы практически об одном: о Красоте в самых различных её проявлениях нашей жизни. Искал я её всюду (или она меня находила) и когда она мне открывалась, пытался в меру отпущенного таланта рассказать об этом другим людям, так и рождались эти очерки , статьи и эссе.
Пока силы есть хочется идти вперёд. Конечно не только писал, но и жил, радовался, печалился, страдал, о хлебе насущном заботился, поддерживал себя физически - всё как у людей!

Чтобы были ясны направления моих исследований и понятны выводы, которые я относительно себя сделал, коротко скажу о структуре личности человека и стремлениях, которые двигали мной в этой исследовательской и творческой работе. Вся совокупность качеств личности человека  складывается из трёх составляющих потоков: поток наследственных качеств, которыми нас награждают наши предки через родителей, потока качеств сущностного ядра получаемых из прошлого воплощения - именно эти качества нашего характера определяют нашу индивидуальность в истинном смысле этого слова, - и темперамента человека. Темперамент по Штайнеру - проявление духа в человеке, он объединяет и гармонизирует наследственные и вечные качества человека. Пояснять здесь ничего не буду: всё есть там на Проза.ру. К Доктору за разъяснениями не отправляю - у него в полном собрании сочинений 400 томов, трудно в них непосвященному без поводыря сориентироваться.
Со своими генами и их игрой в моём существе мне примерно удалось определиться путем изучения родословной моей семьи и жизни моих родителей и ближайших родственников. Это исследование провел около двадцати лет назад и изложил  его результаты в очерке «Правда моей семьи». Описать-то описал, а если честно, разбираюсь до сих пор, но понемножку картина проясняется.  Сделал это для себя, своих детей, родных и близких, на публику не выносил. В то время ещё были живы отец и мама и мне удалось получить от них все интересовавшие меня сведения о нашем роде. С наследственным потоком качеств как-то разобрался, одна из моих бабушек меня  сильно заинтересовала очень близкими мне качествами, о которых ни она сама ни её близкие, думаю, не догадывались не до этого им было: трудная жизнь у неё   была...  Это очень важное открытие с мистическим оттенком, но об этом чуть позже...
Потом стал - не без помощи Доктора - размышлять о своей индивидуальности и темпераменте. Эта часть исследования постепенно полностью захватила меня, потому что именно благодаря ей стал тем, что я сейчас есть.

Примерно в тоже время, когда писал о своей семье, по методике Б. Ливехуда - на специальные семинары ходил-ездил -  начал вглядываться в своё прошлое, брать из сохранившихся документов биографические события своей личной жизни. Появилась графическая схема по семилетиям  важнейших событий моей жизни. Этот листок стал моим настольным документом, к которому постоянно обращаюсь при желании вспомнить, когда-что произошло, и понять смысл каждого из событий, происходивших на границе этих периодов. Это была достаточно объемная аналитическая работа, которую я проделал и к результатам  которой постоянно возвращаюсь. Листок с датами и событиями оказался очень информативным: держу его постоянно под рукой.

                ***

Надо отвлечься, чтобы кое-что прояснить… В процессе чтения всего этого у любознательного читателя естественным образом возникает вопрос, как же человек, закончивший Московский авиационный институт, инженер, потом научный работник, защитивший диссертацию на ученую степень кандидата экономических наук, бизнесмен, руководитель страховой компании и в конце чиновник одного из министерств «докатился» до этого? И зачем всё это самокопание ему понадобилось?
Мой отец был неверующим, воинствующим атеистом. Главная черта моего характера, которой не было у моих ближайших предков - это способность верить. Вера и знание познавательные  способности людей, только знание можно проверить научными методами, а веру нет. Способность верить дается свыше.  Видов веры много, у меня это вера в Бога, в существование духовного мира, в сверхъестественные силы. Безверие очень сильно сужает кругозор человека.  Это главная особенность моего мироощущения, в юности проявилось как романтизм. К. Паустовский был тогда моим любимым писателем, в реальной жизни в то время  было серо, а в его книгах были красивые увлеченные своим делом люди, он умел видеть в простом красоту и живописал её в своих повестях и рассказах… Эта любовь - ‘это было не просто увлечение, она появилась из глубин моей сущности - была очень чистой без всяких примесей, которые присутствуют в других её видах, и она окрасила всю мою жизнь. Её смысл понял только через пол века, но тем не менее она была со мной   всё это время и заставляла - часто подспудно - жить и действовать. Чтобы вы не перепутали - это любовь не к талантливому писателю, а любовь к Красоте, которую он воспевал. Это, конечно, не значит, что я всю жизнь только об этом и думал, на такое способны только великие мыслители, пишущий эти строки обычный человек, который прожил обычную жизнь.
Смысл этой философской категории объяснил И. Кант  и я довольно внятно изложил его в своей статье «Лики красоты». За красотой всегда стоит Создатель и ей Он пытается привлечь нас к себе. В философии эстетика раскрывает природу красоты и великий немец объяснил, какое значение Мир красоты имеет для гармоничного существования людей.. Она же лежит в истоках творческих устремлений одаренных людей. Не будь человека и людей способных  чувствовать Красоту  и  выразить эти чувства в своих произведениях мы бы никогда не узнали о Творце всего сущего. И поэты здесь занимают свое особое место. И меня она на исходе жизни усадила за стол и заставила писать об этом.
 
Здесь находятся первоистоки идеализма. Размышления об этом и приводят человека в духовный мир.  Он (идеализм) - центр моего сущностного ядра, с ним перехожу из воплощения в воплощение.. Я - идеалист, от этого качества и моих творческих задатков   всё происходящее со мной сейчас. Все происходящее со мной хорошо описывается образами-символы Принцессы Грёза и Трубадура, отправившегося на её поиски в плавание в дальние страны. Подробнее об этой паре можно прочитать в эссе «Принцесса Грёза». Художник Михаил Врубель увековечил этот сюжет в свей фреске, выставленной сейчас в его зале в Третьяковке… И на фронтоне Метрополя майолика тоже рассказывает посвященным эту довольно грустную историю. Не одинок я на этом пути… Надеюсь, что кто-то поймёт, о чем я здесь говорю. Кто-нибудь когда-нибудь обязательно поймет, как я понял Врубеля и Савву Ивановича Мамонтова (майолика на Метрополе - это его рук дело)...

 
Мистика пронизывает всю мою жизнь. Не могу здесь не отметить в связи с моим юношеским романтизмом и последующим идеализмом, что у меня часто появлялось ощущение с чувством благодарности - и сейчас оно присутствует, - что меня кто-то оберегает от грубой, жестокой прозы жизни: от измен, от предательства, от житейской грязи. Где-то вокруг всё это есть, чувствую временами его смрадное дыхание, но напрямую -  слава Богу - не затрагивало. Кто-то меня оберегает, соломы в местах, где падал, не стелет, но оберегает, хотя сам я далеко не идеален, и вроде бы своими поступками не заслужил такой опеки - и грешил, и не каялся... Родился в пролетарской семье с дедом из крестьян, работавшим помощником сталевара на заводе «Серп и молот», бабушка - зырянка, мама - часовой мастер, папа - водитель: жили бедно, но нравственная чистота при всём притом в отношениях присутствовала. Бабушку звали Агния, что значит чистая, непорочная, думаю,  это магия её имени.   Матерных слов практически в семье не слышал...

Нет случайностей: кто-то наверху - наши ангелы -  планируют наши судьбоносные встречи..  В начале этого двадцатилетия - мне тогда было 56 лет -  в моей жизни - встретились мы случайно на юбилее моего приятеля в югославском ресторане «Драго» - появилась моя третья жена Клавдия Моисеева, актриса Малого театра и её ближайшая подруга - тоже  актриса (в прошлом во времена Ефремова) МХАТ  - Виктория Завгородняя. Обе они - особенно Виктория,  которая занималась этим страстно, посвятив Доктору  сорок последних лет жизни - были увлечены казалось бы не женским делом, изучали эзотерические учения, и - на мой теперешний  взгляд главное из них, - антропософию Рудольфа Штайнера. Сначала Виктория  искали своё направление, а когда нашла и поняла, что это смысл её жизни, всё остальное отошло на второй план. У Клавдии было по-другому, но пристрастила её к этому занятию Завгородняя...
Я конечно был бесконечно далёк от этого, но что-то  внутри толкнуло меня в эту воронку и несмотря  на огромные трудности с пониманием текстов книг и работ Доктора, стал постоянно с небольшими перерывами к ним обращаться. Постепенно главная из его работ «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека» стала моей настольной книгой. Посещал много семинаров приезжих антропософов - Штайнера знают во всем западном мире - первой десятилетие после достижения пенсионного возраста работал в Министерстве финансов МО  и думал завершающей части своей биографии, понимая - благодаря Ливехуду - какие шансы она даёт человеку.
Дальше о случайностях… В праздничный вечер моего семидесятилетнего юбилея, когда мы сидели за накрытым столом, раздался телефонный звонок, на проводе был мой старинный пропавший приятель Михаил Иванович Лапшин, с которым мы не виделись больше десяти лет…. Звонил не для того чтобы поздравить, а чтобы сообщить о завершении своих попыток заработать большие деньги в бизнесе, и о том, что он стал поэтом и писателем публицистом. В период начала в стране кооперативной деятельности мы с ним создали очень успешный кооператив, благодаря которому мне удалось закончить свою научную деятельность в одном из отраслевых НИИ Минприбора. Правда, вкусив свободы, мы скоро разошлись в разные стороны...
Кстати, произошло это событие на границе седьмого и восьмого семилетий мой жизни. Идея кооператива была его и тогда он мне помог порвать уже сильно тяготившие меня связи с этим институтом и вырваться на оперативный простор. В этот раз Михаил  направил меня в русло литературной работы и уговорил меня разместить мой первый очерк «Слово о староверах» на литературном портале, где он размещал свою публицистику и стихи. Публиковаться желания не было: задумался об интересной форме общения с Михаилом и и сказал, что буду писать ему на компьютере и отправлять по электронной почте Письма другу... Но потом, читая мои Письма, он меня всё-таки уговорил. Случилось это, как уже говорил, в 2017 году, когда мне было 76 лет. Мальчик засиделся в читателях …
Надо же было так случиться, но  именно в это время после наших с женой поездок на северо-восток Эстонии, где после революции стал жить и работать Игорь Северянин,  написал  большой очерк о его поэзии «Мир Игоря Северянина».  Несколько месяце читал его стихи и они мне всё больше и больше нравились…  Судьба играет человеком!… Снова случайность. Вскоре после  этого  в метро встретились с Сергеем Таратутой, профессиональным поэтом, однокашником жены по Щукинскому театральному училищу.. В разговоре сказал ему о Северянине, а он с присущей ему искренностью и нахальством бросил: А за чем так далеко ходить? После этого и началось  моё сотрудничество с эти талантливым советским и российским поэтом. Так у меня появился источник живого поэтического слова.
Эта цепь не случайных случайностей сформировала мой портфель занятий на целое пятилетие и сейчас эти  размышления и занятия не оставляют меня, о чём свидетельствует и  эссе, которое вы читаете…

                ***

Имея в виду название этого эссе и цель его написания сразу скажу для нетерпеливых -  как же у меня самого сегодня  с признаками развитого человека по Ливехуду.  РАЗУМ - да, но МУДРОСТЬ, похоже, я на этом пути пока не обрел, МЯГКОСТЬ, СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ  - возможно, с большим трудом в последние годы я их у себя почувствовал, -  ДОВЕРИЕ в том смысле как я его понимаю, пожалуй, да. Но пока живой придется к этому всё время возвращаться и всё пересматривать. Склонен к самообольщению… К этим трём признакам добавил бы ещё РАДОСТЬ. Она появляется периодически при размышлении и  осознании смысла происходящего с тобой на этом пути. Эта радость подтверждает правильность предпринимаемых усилий по самовоспитанию.
О такого рода чувствах Доктор говорит как о высшей форме проявления сознания человека, о проявлении высшего раздела человеческой души, души самосознающей. Сравните сами: радость от удовлетворения чувства голода, радость от теплого и уютного жилища или комфортного номера в отеле на отдыхе и радость от осознания того, что источником твоих добродетелей, если ты стремишься к их обретению,  является твой разум, что эти духовные блага доступны тебе при разумном поведении… Именно такого рода чувства формирую и развивают духовное Я человека., ставят его жизнь в соответствие с законами Истины и Добра. Именно об этом говорит такого рода радость, о его связи в такие моменты с Божественным миром.
Психологи говорят, чтобы тебя хвалили, надо себя ругать, но с этим у меня как-то не очень… Хвалить себя тоже сильно не могу, но всё-таки если смотреть объективно, какая-то странность в моей биографии есть - обо всём конечно не могу рассказать - и в моём характере должны быть причины, объясняющие эти странности. Главную  уже назвал - идеализм, не бытовой конечно, над которым все крепко стоящие на земле смеются, а в философском смысле. Платон был идеалист, над которым сейчас никто не смеётся…. Идеалистов я в своей родне не нашел, из чего радостно сделал вывод, что это только моё  и это главное в моей индивидуальности.
Кратким перечислением этих причин и хочу закончить основную часть эссе. А помогла мне их разыскать определить моя бабушка по отцу Ольга Ивановна Гележе, которую я не знал и никогда не видел - только на старых фотографиях в родительском альбоме. Отец называл в  биографии свою маму самым любимым и дорогим человеком, она жила и умерла в Белоруссии, когда я был совсем маленьким. В роду бабушки Ольги было много образованных людей, педагогов. Вот результаты нумерологического анализа фамилии ГЕЛЕЖЕ, которые мне удалось найти в Интернете.
В по-буквенном анализе фамилии Гележе с учетом акцента от трех букв Е я нашел ещё больше близких мне черт в фамилии, попадание было в яблочко:
 Г — жаждут к знаниям, проявляют интерес к таинственным вещам, могут выстраивать взаимосвязь между различными ситуациями. Добросовестные, уделяют должное внимание мелочам. Такие люди пребывают в поиске острых ощущений, так как имеют в них необходимость.

 Е — любят самовыражаться, обмениваться опытом с окружающими людьми. Часто в конфликте это посредники. Достаточно болтливые личности, проницательны, имеют понимание о таинственном мире. Очень любят путешествовать и узнавать что-то новое, не задерживаются на одном месте надолго.

 Л — имеют тонкое восприятие к прекрасному, мягкий характер, в нужный момент могут подобрать ключ к любому человеку. Артистичны и открыты, наделены творческим складом ума. Желают делиться знаниями и опытом. Все время в поиске своего истинного предназначения, не проживают жизнь бессмысленно. Могут быть самовлюблены, недовольны другими людьми.

 Ж — скрытые личности, обладают разносторонним внутренним миром. Нуждаются во внимании к себе со стороны окружающих. Стремятся стать значимыми, обрести факт признания, не обязательно в виде реальной картины.

В характеристике бабушки ничего не добавил и не убавил. Буква Е повторяется три раза с одними и теми же качествами. Когда прочитал расшифровку её фамилии, и сравнил их со своими качествами близкими мне оказались более восьмидесяти пяти процентов из общего перечня.
Главными могу назвать  жажду к знаниям, интерес к таинственным вещам и мирам, способность устанавливать связи между различными ситуациями, добросовестность, любовь к самовыражению, сильное стремление обмениваться опытом и знаниями с другими людьми, любовь к путешествиям, постоянный поиск своего предназначения, мягкий характер, тонкое восприятие прекрасного, разносторонний внутренний мир, требует к себе внимания. Получается, что очень много кажущихся мне важных  качеств заимствовал из рода моей бабушки. Хотел эти качества присвоить себе, считать их только моими, но не получилось. Смущает в этом открытии только то, что бабушке  при её многотрудной небогатой жизни,  пятерых детях и муже-стрелочнике, с тяжелым характером,  едва удалось что-то проявить… Жаль что мы с ней так сильно разошлись во времени.
Еще одна важная черта мне досталась от отца - стремление документировать события своей жизни. У него было хобби фотографа и меня в компьютере огромной количество фотографий с событиями самых ярких последних тридцати лет моей жизни. И к архивам я бережно относился….

Если эти бабушкины черты и отцовским добавить к моему идеализму, к аналитическим способностям, небольшому писательскому таланту и моему терпению,  то получится довольная полная характеристика моей личности.
Есть конечно и негатив: поговорить люблю с близкими людьми - как без него,  -  но в целом это достаточно точный портрет В.Н. Стрельцова. Портрет конечно, как и всё парадные портреты идеализирован, но для целей этого эссе достаточный, показывающий из каких моих качеств  появились мои устремления и мои занятия последних двух десятилетий.
Надо здесь только сказать несколько слов об идеализме как философском течении. Основатель его Платон, очень близкий мне по мироощущению древнегреческий философ. Он считал -  совершенно правильно и Штайнер об этом в своих книгах рассказывает, - что первичными прообразами всего существующего вокруг нас и мы сами являются идеи духовного мира, там начала всех начал. А все вещи физического мира есть бледные подобия этих идей. Никого здесь за идеализм агитировать не собираюсь, надо с этим родиться, но Платона считаю родным мне по мироощущению человеко, моим далёким духовным прапрародителем.

В конце этих признаний хочу рассказать об одном моём проекте, который написал в 2007 году: в то время работал экспертом в Министерстве финансов Московской области. До завершения служения государству было два года и думал  о своих занятиях после завершения моих трудов на благо… В то время в Москву изредка приезжал антропософ-англичанин Малкольм Даниелс. 35 лет  работал в британской промышленности (в основном в  British Telecom), а потом увлекся антропософией, очень серьёзно изучил её и стал читать лекции и проводить семинары направленные на саморазвитие личности в Англии, США, Польше, Южной Африке, Греции, Швеции и России.. 
С 2003 года по два раза в год приезжал в Россию для проведения на благотворительной основе семинаров по подготовке российских консультантов по новому обучению взрослых, основанных на идеях Конрада Ван Хойтена. Ван Хойтен,  голландский специалист по социологическим исследованиям, автор трёх книг по новому обучению взрослых: «Принципы и процессы обучения взрослых», «Обучение судьбой» и «Пробуждение индивидуального духа». Все эти книги переведены на русский язык. Даже из названия этих книг понятно, насколько эти методы близки содержанию этого эссе.

Везде есть нормальные, думающие люди и если бы не русофобски настроенные сумасшедшие политики, они могли бы свободно находить друг друга… Малкольм относился к России и русским с большой симпатией и это не только его личное чувство - он знал мнение Доктора Штайнера об этом, который в своих работах называл нас народом Христа.  И он в своих вельветовых штанах был мне очень интересен и приятен. Темой одного из семинаров было новое обучение взрослых. Мне обучение взрослых показалось очень актуальным, оно было созвучно и моим настроения, в в то время мне шел 66-й год, 
Эти подходы и методы  увлекли меня и я подготовил проект «Человек, помоги себе сам», направленный на содействие процессу развития и социальной адаптации пожилых людей путем их обучения с использованием биографического метода. Всё там было: и обоснование, и методы, и организационная часть, расчет необходимых финансов - всё. Документ был написан на русском и английском языке.  Научный руководитель проекта  - Малкольм Даниелс, он в то время был в Англии и я направил ему проект на согласование.
В чем суть и необычность нового обучения взрослых? Известные формы образования детей и взрослых не являются единственной системой обучения людей. Человеческое бучение в большей степени происходит вне классных комнат, почти не запланировано, без всякой цели и без учителя. Часто в жизни мы находим себя в обстоятельствах, в которых нам надо здраво рассудить. Жизненные обстоятельства испытывают нас и мы надеемся справиться с ними. Говорят, что жизнь лучший учитель или, что судьба сталкивает нас с испытаниями, преодоление которых, помогает нам развить новые умения, обрести человеческую зрелость или обрести новый взгляд. Мы назовём этот вид обучения - «Обучение жизнью» или «Обучение судьбой»
Изучение биографии может послужить прекрасным методом для понимания курса Обучение судьбой: какая жизненная тема проходит через биографию? Какая проблема повторяется? Какие силы заставляют нас проходить через все эти счастливые и несчастливые обстоятельства? Кто эти люди, которые внесли вклад в наше развитие сознательно или неосознанно? Эти вопросы естественно приводят к идее Обучения судьбой. Они же и легли в основу моего проекта. Цель такого обучения подведение итогов своей прошлой жизни и осознание её как единого целого, в котором ничего нельзя менять.

Проект я подготовил и отправил в Англию, время шло, Малкоьм  не отвечал, потом выяснилось, он заболел и  в Россию больше приезжать не сможет… Больше я его не видел. Потом в Москву приезжал сам Ван Хойтен, мы встретились -  он уже был довольно старый человек - проект он посмотрел, но готовности участвовать в нём не проявил. Моя инициатива зависла, после этого я ещё два года работал в Минфине, а потом попал в то самое кризисное состояние биологической инволюции и необходимости искать новый смысл в своей жизни….

Делал попытки вернуться в бизнес: венчурную компанию с товарищем создали, потом познакомился с художниками-витражистами и с  сыном витражное стекло им продавал, несколько попыток делал, а потом эти мысли оставил.. Однако сын на моей идее масштабный бизнес создал и сейчас его компания - лидер на рынке витражного стекла в России.  В конце девяностых - начале двухтысячных - уже в браке с Клавдией -  начал наконец заниматься материальной стороной своей жизни, обрастать имуществом: научился водить машину, компьютер освоил,  земельный участок приобрёл, дачу с женой строили, участок обустраивали, дом с молодыми в Новой  Москве строили, В Эстонию жена захотела, ездили туда, жили там, три очерка по впечатлениям написал: о советском директоре Николае Федюкине, Игоре Северянине и русском купце Г. Елисееве о его трагедии и счастье. 
Отношения с детьми от первых браков: старший сын - серьёзный успешный бизнесмен, дочка от второго брака - замужем за немцем в Германии, двоих сыновей там вырастила, собак и двух лошадей держит. И неродная дочь Клавдии заняла своё место в моей жизни. Перечислять все мои телодвижения в этот период нет смысла, здесь не место, их было много. Но в кризисный период и погружения в материальное до невроза «потери себя» в этих суетных делах себя не довёл…

Поддержка жены, ангелы-хранители, размышления, новые знания и наличие свободного времени привели к тому, о чем рассказывал выше. Литературная работа в выбранном направлении увлекла, затянула и оказалась тем смыслом, который искал.. Помогла упорядочить мои интересы и мышление. Много времени стал проводить за компьютером. Совершенно новое окружение появилось: поэты, писатели, живые и из прошлого времени.
Размышлял, писал, общался, а потом в какой-то момент меня озарило - ведь свой проект «Человек, помоги себе сам» я реализовал на себе с одним участником, но реализовал. Все расписанные там роли сам исполнил, но процесс обучения себя довёл до конца. Можно сказать, сверхзадачу выполнил: биографию свою разобрал, смысл многих событий понял и дальше пошел…  Правда ушло на это с момента написания проекта со всеми моими делами-отвлечениями полтора десятка лет! Психологи-антропософы, утверждавшие, что такое можно совершить по прошествии 63-х лет жизни были правы! И когда это понял, на душе стало весело и спокойно… Важный этап моей духовной биографии завершил, а что будет дальше мне неведомо, но продолжение какое-то  - Бог даст  -   будет!

                ***

Виктория Владимировна  Завгородняя после перерыва стала мне помогать с моими попытками постигнуть духовную науку. Много времени она мне посвятила, за что ей бесконечно благодарен… Вечная ей память! 20 апреля 2023 года на 93-м году жизни эта замечательная женщина отошла в иной мир. Чистейшая женщина, очень талантливая актриса, с редкой, редчайшей способной любить.  Её огромные глаза часто откуда-то смотрят на меня...  Она со всей своей жизнью и увлечением духовной наукой - прекрасный пример совершенно развитого человека, признаки которого определил Бернард Ливехуд. Всё при ней было и главное из них -  МУДРОСТЬ.  Не само это к ней пришло, много для этого потрудилась на жизненном пути,  на актёрском поприще и на духовном… Смотрел на неё, как на недосягаемый идеал.

Муж Виктории -  Лев Федорович Золотухин, заслуженный артист РСФСР, сын - Дмитрий Золотухин,  актёр театра и кино, кинорежиссер, сценарист и продюсер, заслуженный артист РФ. Должен здесь сказать, что Дмитрий является автором взволновавшего меня поста о европейском нигилизме, до него  о М. Уэльбеке не слышал...

Наверное за полгода до кончины Виктория передала мне через жену подарок, одну из работ Рудольфа Штайнер и Марии Штайнер фон Сиверс «Художественная речь и драматическое искусство», перевод которой она редактировала. Под обложкой на первой странице она написала:

Дорогой Валерий,
от всей души желаю вам и дальше продвигаться по пути познания Истины,  и хотя постичь Её никогда не сможем, но мы можем (и должны) продвигаться по этому пути (каждый в меру своих  возможностей), тем более что у нас есть Духовная наука Рудольфа Штайнера — такой неиссякаемый источник жизни, истины и любви.
Виктория


Рецензии