2. 4. 4. Мир субъективного
2.4. Нейронные изменения
...
2.4.4. Мир субъективного
В свое время Карл Поппер [29] предложил концепцию трех миров, согласно которой существует:
мир физических объектов или физических состояний (первый мир);
мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний (второй мир);
мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства (третий мир).
Попытаемся понять, отличается ли второй мир от третьего, а если отличается, то чем. Для этого рассмотрим становление субъективного в его эволюционном развитии. К. Поппер рассматривает вопрос объективного содержания мышления только у человека, в то время как «субъективное» возникает на стадии формирования нейронной формы взаимодействия материи с появлением ощущений и эмоций то есть, на уровне организменного сознания. У этого сознания есть и «свое» мышление (эмоциональное), содержание которого является чисто субъективным. При этом будем считать, что бессознательная часть психики самостоятельно не создает субъективной реальности в обычном понимании, но может служить основой для ее формирования. Такое понимание роли бессознательного близко к пониманию фоновой активности мозга Георгом Нортоффом как базы для возникновения спонтанных мыслей и потока сознания [29а].
Для лучшего понимания структуры психики можно предложить разделить субъективную реальность на проявленную и непроявленную. Проявленная связана с мышлением с широком понимании этого слова (включая не только рациональное, но и эмоциональное мышление различных уровней), а также рядом других психических процессов (например, сновидениями, которые запомнились). Непроявленная связана с работой психики на неосознаваемом уровне, то есть это субъективная реальность, которую создают (и в каком-то виде «ощущают») нейросоциальные группы (нейронные сети) и , возможно, даже отдельные нейроны, роль и возможности которых в когнитивных процессах по мере изучения мозга все время повышаются [29б, 29в].
Смысл разделения субъективной реальности состоит в том, что в последнее время стало «модным» искать нейронные корреляты различных психических процессов. При этом не всегда понятно, нейронные корреляты каких процессов (неосознаваемых, сознательных или их «смеси») мы получаем в итоге. Например, при изучении той же фоновой активности мозга (активности в состоянии покоя) получаемые нейронные корреляты скорее всего содержат элементы как сознательных, так и неосознаваемых психических процессов (видимо и бессознательных тоже), что затрудняет дальнейшую интерпретацию полученных результатов.
На уровне видового сознания появляются элементы коммуникации между особями одного вида, а значит, начинается процесс объективизации сознания в попперовском смысле (независимость содержания субъективного от отдельной особи). На биосоциальном уровне процесс объективизации продолжается и достигает максимума на социотехническом уровне. При таком подходе третий мир начинает формироваться на видовом уровне, и у каждого вида живых организмов он свой. Представляется, что вряд ли целесообразно результат закономерного процесса объективизации субъективного приравнивать к таким фундаментальным категориям, как объективный и субъективный мир (третий мир Поппера - это часть субъективно-объективной реальности, выделение которой произведено в разделе 3.2.2. Формы организации и взаимодействия бытия).
Помимо сказанного выше следует учесть, что, кроме появления независимого от отдельной особи содержания субъективного, параллельно наблюдается еще один процесс объективизации субъективного – его способность все более точно и адекватно моделировать объективную реальность. Более того, на определенном этапе развития (социотехническом) сознание (точнее самосознание) стало способным конструировать объективную реальность, создавая искусственные объекты и процессы. В этом плане регулярные попытки дискриминировать субъективное, считая его «неполноценным» и рассматривая в качестве образца объективные законы природы (стремясь субъективное свести к объективному), представляются немного нелогичными. Наоборот, можно было бы предположить, что субъективное находится на более высоком уровне развития, чем объективное, поскольку возникло позже и на его базе, но это тоже не совсем так. Субъективное – иная реальность, и она также развивается он низших уровней (на организменном уровне сознания) к высшим (пока до уровня самосознания).
Попробуем более четко развести некоторые общие понятия, которые относятся к субъективному и объективному миру.
До появления самосознания знания представляли собой субъективную модель объективной реальности. После появления самосознания и способности произвольной (не связанной с объективной реальностью) манипуляции знаками появилось еще знание субъективной реальности – субъективная модель субъективной реальности (второй уровень субъективности). Объективны ли законы развития субъективной реальности? Только в той мере, что они существуют, однако их содержание выходит за рамки природных законов и даже законов развития биологических организмов, не имеющих сознания. Конечно, существуют определенные закономерности, которые могут распространяться на развитие как объективного, так и субъективного мира, например связанные с направленностью этих процессов (подробнее об этом говорится в главе 3), однако ряд законов субъективного мира, видимо, не имеет прямых аналогов в объективном мире, и попытки их «объективизации» через привлечение знаний и методов точных наук (например, в психологии и частично в социологии) хотя и дают некоторое новое понимание субъективных процессов, но в целом не могут быть полностью успешными. Представляется, что необходимо согласиться с наличием своих законов у субъективного и отдельно сформировать знание о субъективной реальности.
Заметим, что информация как элемент модели реальности (в знаках дополнительного смысла) также может относиться как к объективной, так и субъективной реальности. Но если создание информации об объективном мире происходит на начальной стадии при воздействии внешних объектов на различные органы чувств (кстати, внутренние воздействия не создают информации, поскольку обычно принимаются только каким-либо одним органом чувств), то в создании информации о субъективном мире большую роль играют внутренние источники воздействия, представляющие собой межнейронные взаимодействия, – мышление и память (другими словами, происходит манипуляция субъективными объектами).
В зависимости от вида взаимодействий нервной системы меняется и степень объективности получаемой (образуемой) информации (здесь речь идет об информации, имеющей знаниевый смысл). Можно попытаться выделить четыре уровня «объективности» информации, образуемой на уровне самосознания. Наиболее объективной представляется информация, получаемая в результате работы с объект-объектными отношениями (отношения между свойствами объекта и между объектами внешней среды). Несколько выше доля субъективности информации в том случае, если она относится к субъект-объектным отношениям. Еще больше субъективность возрастает при оценке субъект-субъектных отношений. Наиболее субъективная информация образуется при рефлексии, когда в сфере мышления оказываются внутрисубъектные отношения.
Развитие субъективной реальности в значительной степени зависит от теорий, концепций, идей, связанных с функционированием самой субъективной реальности (описание изменяет описываемое). Это означает, с одной стороны, наличие достаточно большой степени свободы в развитии человечества (не только законы природы определяют его развитие, но и то, как оно само воспринимает свое существование), с другой – высокую степень ответственности за свое развитие (нет страховки от выбора неправильного или фатального пути развития).
Стремление узнать истину (создать все более точную и адекватную модель) ведет к тому, что субъективное развивается в двух совершенно различных направлениях. Для познания объективной реальности создаются все более точные и однозначные (и безэмоциональные) искусственные знаки с вполне определенным значением и дополнительным смыслом (математические, физические, химические, биологические), для познания субъективной реальности, наоборот, создаются знаки (слова, термины) с менее четким и более абстрактным содержанием, и к тому же иногда имеющие положительные или отрицательные коннотации (в данном случае процесс объективизации субъективного ограничен общечеловеческой культурой), которые не имеют и не будут иметь однозначного толкования. Полученные по указанным направлениям знания, безусловно, влияют друг на друга, но все же они всегда останутся самостоятельными сферами знаний.
Литература к гл. 2.4.4.
29. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. В кн.: Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 439–495.
29а.Georg Northoff.How Does the Brain’s Spontaneous Activity Generate Our Thoughts?: The Spatiotemporal Theory of TaskUnrelated Thought (STTT). The Oxford Handbook of Spontaneous Thought: Mind-Wandering, Creativity, and Dreaming. Edited by Kalina Christoff and Kieran C.R. Fox. Print Publication Date: May 2018 Subject: Psychology, Cognitive Neuroscience. Online Publication Date: Apr 2018 DOI:10.1093/oxfordhb/9780190464745.013.9
29б. Учёные недооценивали способности единственного нейрона. 25.12.2007. http://www.scorcher.ru/journal/art/art293.php
29в. Джордана Цепелевич. Вычислительная мощь дендритных ветвей отдельных нейронов оказалась неожиданно высокой. 30.01.2020. URL:
Свидетельство о публикации №223111000181