Пушкин Чего боялся

Или
Ницше Фуко Безумие и Смерть

(0)
 Пушкин

Чего боялся Пушкин более всего?  Безумия или, точнее, схождения с ума (не состояния конечного, а именно процесса - ходки):

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
===
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.  (1833)
Пушкин мог наблюдать по крайней мере трех близких ему по роду, судьбе или цеху людей, кого стали со временем называть «душевнобольными» (*): старшую сестру Ольгу, поэта Батюшкова и отца жены …  с тещей …

Но это только так кажется. Читаем внимательно и отмечаем:

Пушкин пужался как черт ладана не столько самого безумия, сколько  заключения в дурку как «зверка» и публичного издевательства – все от тщеславия и честолюбия того, кто считал себя выдающимся аристосом
(*)
Интересны классы нестандартных = безумцев – см. Приложение

(1)
Платон и рабби Моше Маймон

Маймонид уверяет в инструкции для Растерянных:
- многие живые организмы наделены рассудком
- адамит наделен разумом
- HSS (омо сапиенс сапиенс)  – разумом с активированным интеллектом

И еще вопрос кто для кого выглядит безумцем. Спец. теория относительности №2.
Безумие – это мания. По Платону у адамитов шесть видов маний (некоторые индивиды индивидуально одарены всеми)  и многие необходимы и присущи одаренным творческим личностям. Платон считал: без  божественного дара поэтической мании никто не способен стать и быть Поэтом.
В Средние века к безумцам относились «мягше» - их не сажали в дурку на цепь, не судорожничали электрошокерами, не топили в ваннах с кислотой… их просто сажали в кораблик (т.н. Корабль дураков) и таким макаром  возвращали Богу как нестандартный опытный образец его ОКБ с пошедшим не так и не туда проектом «Людишки на Земле»
А потом все изменилось по пророчеству Эсташа Дешана:
А НЫНЕ [МИР] МЕРЗОК, ВЯЛ И ХМУР,
ДРЯХЛ, АЛЧЕН СТАЛ И ЗЛОРЕЧИВ:
ЗРЮ ЛИШЬ ОДНИХ ГЛУПЦОВ И ДУР,
КОНЕЦ УЖ БЛИЗОК, ТАК И ЕСТЬ…
ВСЕ ВКРИВЬ ДА ВКОСЬ…

(2)
Фукоизм

 Историческое рассмотрение безумия было одним из основных объектов и предметов исследований франц. философа Мишеля Фуко. В  1961 г он издал труд «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху»: о  феномене безумия в европ.культуре XVII–XIX вв (текст явился докторской диссертацией 1960)
«Согласно Фуко:
1. Безумие становится формой, соотнесенной с разумом. Оба служат друг другу мерой.
2. 2. Безумие превращается в одну из форм самого разума. Оно сохраняет определенный смысл и самоценность, лишь находясь в пространстве последнего. “Истина безумия” по Фуко, стала “одним из ликов разума”, благодаря которой он обрел “еще большую уверенность в себе” Эпоха Возрождения выпустила на свободу голоса безумия, сумев усмирить их неистовую силу; классическая эпоха... заставила безумие умолкнуть. Так, Декарт отметил, что безумие сродни сновидению и заблуждению ума во всех его формах.
“Представление о сущности безумия таково:
1. Роль изоляции состоит в том, чтобы свести безумие к его истине.
2. Истина безумия равна ему самому, минус окружающий мир, минус общество, минус все, что идет вразрез с природой.
3. Этой истиной безумия является сам человек в своей простейшей изначальной неотчуждаемости.
4. Неотчуждаемым началом выступает в человеке единство Природы, Истины и Морали, иными словами, сам Разум.
5. Исцеляющая сила Убежища заключается в том, что оно сводит безумие к истине, которая есть одновременно и истина безумия, и истина человека; к природе, которая есть одновременно природа болезни и безмятежная природа мироздания.

Безумие, по Фуко, — вуаль на облике “подлинного” безумия, несущего в себе важные догадки для уразумения природы человека и его культуры …
«
//см.  Новейший философский словарь. Постмодернизм Автор: Грицанов Александр//

@Завершая систему своей эпистемологии, Фуко приходит к выводу, что  изначально  в  самом  понятии  безумия  была  заключена  безграничная свобода, являвшаяся неотъемлемым атрибутом существования безумца. Но в классическую эпоху четко обозначается противоречивость этой свободы. Причем  процесс  освобождения  безумцев  не  снимает  это  противоречие, а усиливают  его,  поскольку,  заключив  свободу  в  рамки  структуры,  они  не  оставляют от нее ничего кроме иронии. Формальное освобождение безумцев приводит к тому, что они получают ограниченную свободу в замкнутом  пространстве  лечебницы,  однако  лишаются  даже  собственной  воли, перенесенной  на  желания  врача  и  в  них  же  отчужденной.  Получив  возможность высказывания, безумие выявляет истину о человеке, чем изменяет взгляд на собственную сущность. В безумии больше не угадываются очертания зверя, но виден искаженный лик человека. Безумие становится объектом познания, и, сталкиваясь незаинтересованным взглядом другого, высвечивает свою истину. Оно не есть отсутствие разума, но противоречие
в нем.  @

// БИЛИБЕНКО А. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ БОЛЕЗНИ МИШЕЛЯ ФУКО БЕЗУМИЕ КАК ИСТИНА ЧЕЛОВЕКА/ Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки 2013//

 Безумие как истина человека = вот суть идеи МишеляФуко
 Безумец как просто иной =  Другой  -  вот иная суть терзаний нетрадиционно ориентированного психиатра Мишеля Фуко

(3)
МКБ

Сейчас сумасшествие (а это безумие?)  уже описано и систематизировано – см. МКБ-11:
НАРУШЕНИЯ НЕЙРОПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (6A0)
ШИЗОФРЕНИЯ И ДРУГИЕ ПЕРВИЧНЫЕ ПСИХОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (6A2)
КАТАТОНИЯ (6A4)
АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА (6A6)
БИПОЛЯРНЫЕ И СХОДНЫЕ РАССТРОЙСТВА
ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА
РАССТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ТРЕВОГОЙ И СТРАХОМ (6B0)
ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЕ И СХОДНЫЕ РАССТРОЙСТВА (6B2)
РАССТРОЙСТВА, СПЕЦИФИЧЕСКИ СВЯЗАННЫЕ СО СТРЕССОМ (6B4)
ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА (6B6)
РАССТРОЙСТВА ПИТАНИЯ И ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ (6B8)
РАССТРОЙСТВА ЕСТЕСТВЕННЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ (6C0)
РАССТРОЙСТВА ТЕЛЕСНЫХ ОЩУЩЕНИЙ И ПЕРЕЖИВАНИЙ (6C2)
РАССТРОЙСТВА ВСЛЕДСТВИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (6C4)
РАССТРОЙСТВА ВСЛЕДСТВИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
РАССТРОЙСТВА ВСЛЕДСТВИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
РАССТРОЙСТВА КОНТРОЛЯ ПОБУЖДЕНИЙ (6C7)
ДЕСТРУКТИВНЫЕ И ДИССОЦИАЛЬНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (6C9)
РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ (6D1)
ПАРАФИЛИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (6D3)
ИМИТИРОВАННЫЕ РАССТРОЙСТВА (6D5)
НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА (6D7)
ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ С БЕРЕМЕННОСТЬЮ, РОДАМИ ИЛИ ПОСЛЕРОДОВЫМ ПЕРИОДОМ (6E2)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАССТРОЙСТВА ИЛИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, КЛАССИФИЦИРОВАННЫЕ В ДРУГИХ ГЛАВАХ (6E4)
ВТОРИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАССТРОЙСТВАМИ И ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, КЛАССИФИЦИРОВАННЫМИ В ДРУГИХ ГЛАВАХ (6Е6)

Прочитав только заголовки разделов этого систематизатора, невольно задаешься вопросом = А кто из нас не псих, то?

Психопат, шизофреник или же нарцисс — на каждую проблему найдётся своё лечение и палата в психбольнице. Безумец, будучи Другим, при этом не имеет самостоятельного статуса. Как у Августина зло — недостаток добра, так и безумие — недостаток разума.

(4)
Актуализм лингвистиков

В современном русском языке слово безумие имеет два значения:
1. Безрассудство, отсутствие здравого смысла.
- [Начальник острога] был до безумия строг, "бросался на людей", как говорили каторжане (Ф. Достоевский. Записки из Мертвого дома). - [Матвею] казалось, что обедать в ресторане - чистое безумие (В. Короленко. Без языка).
Такое значение имеет слово безумие в сочетаниях: любить  до безумия; быть до безумия каким-либо (требовательным, мнительным и др.).
2. Сумасшествие, помешательство.
- Его несчастный мозг, обескровленный голодом, приближается в ярких и страшных галлюцинациях к безумию (А.Куприн. Голод).
Существительное безумие в первом значении синонимично словам безрассудство, сумасбродство, шаль (просторечное) - "дурь", "взбалмошность". - Дерзок он был до сумасбродства (И.Тургенев).
Однокоренное безумец, как и безумие, имеет два значения:
1) человек, поступающий безрассудно;
2) умалишенный.
Слово безумство устарело в значении "сумасшествие", имеет только значение "отсутствие здравого смысла". В таком значении безумие и безумство - синонимы.
Писатели употребляют слово безумство и с оттенком "безумный поступок", и переносно "дерзание, великая смелость".
- Безумству храбрых поем мы песню. (М. Горький. Песня о Соколе).
Употребляемое классиками слово безумство в значении "помешательство" для современного русского языка устарело.

// В мире слов. Профессор Славянского государственного педагогического университета, автор cтатей об истории слов и выражений в русском языке – Ольшанский О.Е.//


(5)
Ницшеанство

В России одно время был очень популярен философ Фридрих Ницше (**) – автор трудов с символичным (отн-но его имени) названиями =  Так говорил Заратустра, Воля к власти и Философия власти с идеей Свободы воли, Сверхчеловека и Белой бестии

3 января 1889 г в Турине произошел публичный неприличный  инцидент -  острый  приступ  безумия у  великого «имморалиста дела». Прогрессирующий паралич оборвал движение творческой мысли, стремившейся достичь предельных оснований идей и идеалов, последовательно уничтожавшей ценности и смыслы, которые влекли человечество в пучины Небытия.

 На улице Турина Ницше увидел, как извозчик избивает лошадь (или так, преувеличенно, ему показалось). Что замкнулось в его голове в тот момент? Быть может, оставшаяся с армейских времен любовь ко всем лошадям? Или ему привиделся его жеребец Балдуин? Или это был всплеск жалости к невинному живому существу? Или что-то еще?.. Об этом много писали, но мало выяснили.  Это событие привело Ницше к апоплексическому удару и ввергло в помраченное состояние души и рассудка. Дальше были безумные письма знакомым, приезд Фридриха Овербека и матери, клиника в Базеле, клиника в Йене, доктора, рояль в больнице

//см.  http://nitshe.ru/nicshe-zh  //

На самом деле причиной *паралича ума* (или по дипломатичной записи врача Отто Бинсвангера в мед. карте пациента Ницше = прогрессирующего паралича) был третичный сифилис. Награду Венеры отказавшийся от Артемиды Фридрих получил в 1865г в борделе г. Кельна. Студент лечился, но не избавился от врага: мозг его был в итоге разрушен всесильным третичным (это вам не гусарский насморк поручика Ржевского и не многоразовый триппер Нашего еще не Всего, но уже … ого-го!)

Из клиники Ницше, все более погружаясь в пучину безумия, писал письма и эссе, которые полны мудрости подобной этой:

« некоторые рождаются на свет посмертно»

(**)
Фридрих - его значение происходит от германских слов frid, или мир, и ric, означающих "правитель" или "власть"

(6)
Безумие и смерть

Пушкин с 1833 г оказался в положении, от дум о котором могло спасти только страшившее его некогда безумие.  1835-й стал для него суицидальным. Исследователи замечали не раз появление темы самоубийства в произведениях Пушкина 1835 г. Первой на это обратила внимание А.А. Ахматова, анализируя пушкинскую прозу. Законченные, по ее мнению, повести 1835 г. «Мы проводили вечер на даче...» и «Цезарь путешествовал...» объединяются для Ахматовой в некий цикл главной своей темой — темой самоубийства и «представляют собою яркое свидетельство того, что в это время глубоко волновало Пушкина» (сноска: «Сюда, вероятно, принадлежит и странный «Странник» Беньяна, 1835»). Общая проблема двух этих повестей определена Ахматовой как «добровольный уход из жизни сильного человека, для которого остаться — было бы равносильным потере уважения к самому себе (Ал. Ив.) или подчинению воле тирана». Если прибавить, что в других произведениях 1835 г. так или иначе, но всегда от первого лица, варьируется мысль о смерти — «Ода LVI (Из Анакреона)», «Странник», «Пора, мой друг, пора...». «Вновь я посетил...», — то картина открывается весьма красноречивая. Что стоит за этим? Ясно, что Пушкин в 1835 году оказался в сложнейшей ситуации, из которой искал и не находил выхода. Внешние контуры этой ситуации в целом известны. Пушкинские письма 1834—1835 гг. говорят о том, что одни и те же проблемы, сплетаясь в тугой узел, мучают поэта, делают жизнь невыносимой. Кризис в отношениях с властью, достигший опасной остроты еще в 1834 г., осложнен беспросветной и унизительной денежной зависимостью — и всё это прямо или косвенно, но крепко связано с Натальей Николаевной, с ее образом жизни и наклонностями. Ведь и камер-юнкерство свое, с которого все началось, Пушкин в дневнике объяснял так: «Двору хотелось, чтобы Н.. Н. танцевала в Аничкове».

 (см. И. Сурат. "Жил на свете рыцарь бедный"; Да приступлю ко смерти смело. О гибели Пушкина;  лс Пушкин. Сурат о теме самоубийства у Пушкина в 1835  и
27. 6. Пушкин. Метатема лирики в 1835-ом... Поль Читальский)

От дум о смерти могло спасти (избавить) безумие

В 1836-ом поэт как безумный звал на дуэль четырежды  пока на пятый раз не вызвал д-Антеса, в котором он нашел надежного исполнителя своего самоприговора и которого он заставил взять в руку пистолет и спустить курок в прицельной стрельбе на поражение

Пушкин не лишился рассудка, Он просто смерть сделал не целью, а средством.

Саймон Кричли Заключение «Книги мертвых философов» начал с воодушевляющей фразы:

«О тварности.. Смерть - это последнее великое табу. Мы не можем смотреть ей в лицо из страха увидеть под кожей череп»

Большинство пролюдей  убеждено – смерть неизбежна. Некоторые тайно и вопиюще надеются, что их лучшая и  любимейшая часть – душа, не протухнет и обладает бессмертием. Через 40 дней после кончины наша почившая плоть станем кучей гнили и кишащих в ней червей, а  потом  будет медленно превращаться в прах. Большинство хотело бы умереть быстро и безбольно.

Пушкин был уверен в подобном: Весь я не умру… Душа в заветной лире  мой прах переживет и тленья убежит  И славен буду я,

Поэтому он и передал чрез Зизи (баронессу Вревскую) послание потомкам и пушкиноведам:

 ИДУ ИСКАТЬ СМЕРТИ,

Нашел

За минуту до окончательной последней потери сознания Пушкин произнес:

« Кончена ЖИЗНЬ
Давит …»

 ***

Жак Деррида в «Политике дружбы», возражая античной аксиоме философов=  философия – это наука умирать = тезисом что ф-фия – это наука жить … написал: «гораздо сложнее сказать, что мертвые живы (они продолжают жить среди их помнящих, думающих о них и с ними и тем вынуждая думать о них)

***
Приложение.
Классы обезумевших от помешательства  и умопомрачения

- «приплывшие»
- балды
- безбашенные
- безрассудные
- безукорные
- безумники
- безумки
- безумцы
- бесноватые
- бешеные
- болваны
- буйнопомешанные
- влюбленные
- воспиталки
- выжившие из ума (ура)
- двинутые
- долбанутые
- дураки
- дуралеи
- дурненьки
- дурни
- дурочки
- дуры
- душевнобольные
- е(к)нутые
- ё(б)нувшиеся
- идиоты
- исключительные
- кремлевские
- кретины
- крышеснесенные
- крышепоехалавшие
- малахольные
- маньяки
- нарциссы
- невменяемые
- не в своем уме
- ненормальные
- неумные
- обалдевшие
- обдолбанные
- обезумевшие
- обкуренные
- оборзевшие
- объевшиеся (белены)
- одержимые
- одуревшие
- онлайненные
- опупевшие
- осатаневшие
- офигевшие
- офонаревшие
- оффлайненные
- параноики
- пациенты
- п(и)зданутые
- поврежденные (умом)
- полоумные
- помешанные
- придурки
- придурковатые
- психи
- психически расстроенные
- психованные
- психопаты
- рехнувшиеся
- самодуры
- свихнувшиеся
- сдвинутые
- скаженные
- скорбные (умом)
- слабоумные
- сошедшие (« с рельс»)
- стебанутые
- сумодуры
- сумасбродные
- сумасшедшие (шедшие и пришедшие)
- сумашедшие
- съехавшие
- тихо съехавшие
- толерантные
- трансвеститные
- трахнутые
- тронутые
- умалишенные
- умники
- умницы
- умницы
- умные
- умопомраченные
- ученые
- училки
- философы
- чайники
- чайницы
- чеканутые
- чокнутые
- чпокнутые
- чудаки
- чудики
- шалые
- шальные
- шизанутые
- шизики
- шизоиды
- шляпоносцы
- юродивые

И вам ... не хворать


Рецензии