Как можно долго не всплывать

Сейчас уже все знают, что атомные подводные лодки могут месяцами не всплывать и не дышать свежим воздухом. Для этого есть все возможности, и для опреснения морской воды, и для получения кислорода из воды. Ведь запасы ядерного топлива на современных субмаринах безграничны. Совсем не так было на дизель-электрических подводных лодках первой половины прошлого века. И запасы пресной воды ограничены, и запасы воздуха, пригодного для дыхания тоже. Поэтому так ценился каждый глоток свежего воздуха, когда командир отдраивал верхне-рубочный люк и свежий воздух начинал свое движение по системам вентиляции, попадая во все отсеки субмарины. Именно на такой подводной лодке плавал я три года в должности начальника медицинской службы  субмарины 611 проекта  Б-63.

Но на нашей подлодке было устройство под названием РДП, что расшифровывалось как «работа дизеля под водой». Но все предпочитали более звучное название «шнорхель», на немецкий манер, которые и придумали это устройство, что позволило увеличить скрытность субмарин во время переходов морем.

Про шнорхель-то все слыхали (я надеюсь), но вот какое максимальное время могла провести подводная лодка под этим устройством? Википедия довольно скупо сообщает несколько цифр, но нам же интересны подробности. Итак, чемпионом является U-978. Выйдя в боевой поход из Бергена 9 октября 1944 года, она вернулась 16 декабря, получается, что в море провела 68 дней. Вот эта цифра и приводится, как число дней, проведённых под водой.

Однако, если хорошо прошерстить интернет, можно накопать интересные подробности. Так, из доклада Prof. Dr. Hans-G;nter GIERLOFF-EMDEN, em. Universit;tsprofessor der Universit;t M;nchen становится известно, что лодка за это время прошла над водой 107 миль, а под водой 3543 мили. Вот карта подходов к Бергену, масштаб 10 км в 1 см: Схема на заставке.

Красный значок показывает место атаки 23 ноября на американский транспорт типа Либерти " Уильям Д. Бернхэм". В дневное время судно было поражено двумя торпедами. 18 человек из команды погибли, остальные смогли воспользоваться спасательными шлюпками. Попытки буксировать судно успеха не имели, оно оказалось выброшено на берег вблизи Шербура, восстановлению не подлежало.

Так что командир лодки, на тот момент ещё обер-лейтенант цур зее Гюнтер Пульст подтвердил, что нагрудный знак подводника-фронтовика, вручаемый за доблесть, которым он был награждён за четыре дня до этой атаки, вполне заслужил.
Вот он на левой стороне груди над Железным крестом. Но самое интересное, что через 3 дня после возвращения лодки он был награждён Железным крестом 1 класса, а ещё через 3 дня, Рыцарским крестом. Если учесть, что за всё время службы ему удалость уничтожить всего один, тот самый американский транспорт, то приходит на ум, что награда была за нечто другое. А не был ли этот поход экспериментальным, с целью исследовать возможности шнорхеля? И с которым он успешно справился.

Всё ли было так просто? Вот несколько подробностей того похода.
Под шнорхелем лодка двигалась только ночью, на глубине 13,5 метров. Днём под электродвигателями на глубине 60-90 метров. За сутки проходили 60-70 миль. 25 октября начались сильные протечки воды, поскольку на шнорхеле вышло из строя резиновое уплотнение. Его заменили самодельным из промасленной пеньки. Однако 31 октября произошёл сильный прорыв воды через это уплотнение.

Кроме того, разрежение внутри корпуса иногда падало до 400 мм (я так понимаю, что ртутного столба). Происходили сильные забросы выхлопных газов, приходилось усиленно использовать калийные картриджи-поглотители, и тем не менее лёгкие отравления газами были нередки. Однажды большинство находившихся в центральном посту потеряли сознание от отравления и только расторопность маата Яннека, закрывшего клапан подвода топлива уберегла от более тяжёлых последствий. (интересно, а как потом расценили самовольную остановку дизеля?)

В тот раз, чтобы окончательно не задохнуться, пришлось подвсплыть для вентиляции отсеков. Кроме того, возникла проблема с удалением различных отходов. Очистки овощей, остатки пищи и прочее непотребство вроде загнивавшего от повышенной влажности хлеба. Воздух внутри лодки был наполнен отвратительными запахами. Все эти отходы собирали и периодически выстреливали через торпедный аппарат, никакого ДУКа предусмотрено не было. Так что натерпелись вволю.

Вторым по продолжительности плаванием под шнорхелем был переход U-977 в Аргентину, когда часть команды во главе со своим командиром Хайнцем Шеффером не захотели в плен, а отправились в Южную Америку, куда прибыли 17 августа 1945 года. Из 108 дней в море 66 они непрерывно провели без всплытия, когда пересекали наиболее опасный, по их мнению, район океана.

А вот данных, сколько времени без всплытия провела в море какая-нибудь наша дизельная лодка, в послевоенное время, конечно, - не нашёл. Что довольно обидно на фоне доступности историй иностранных подводников.

Кстати, насчёт растительности на лицах моряков:
Налицо определённая мода, не знающая границ. Если вспомнить бороды классиков марксизма или Льва Толстого, или Дарвина, то адмиралы выглядят поскромнее. Но и то надо понимать, что такую бороду ещё заслужить надо. Что-то я не видел изображений старших лейтенантов даже тех времён с подобными зарослями, разве что усы. Вот что написал в своих мемуаров морской офицер советского периода об усах и бороде.

У меня растительность стала пробиваться на верхней губе ещё в старших классах, причём так заметно, что мать настояла на её сбривании, пришлось обзавестись бритвенным станком. Так что в училище я поступил во всеоружии, хотя много было ребят, у которых пушок только-только начал появляться. Однако заставляли скоблить и его. Учитывая, что в казармах горячей воды не было круглогодично, операция не из приятных, были и воспаления и порезы. В конце концов я плюнул и купил электробритву "Харьков", сбоку смахивавшую на силуэт подводной лодки.

На втором курсе отпускание усов уже не преследовалось, попробовал и я, чай, не хуже других. Но волосы уже были очень жёсткие, к губе прилегать не хотели, получалось под носом нечто вроде зубной щётки. Такие вещи иронически называли "трамплин для мандавошек". Короче, удалил я их и больше не отращивал.

Однако вернёмся к бородам. Во всём училище среди более, чем пары сотен офицеров только один носил аккуратную "шкиперскую" бородку. Уж как он её отстоял - не знаю, может на проблемы с кожей напирал, но я точно помню, что отпускание бород пресекалось жёстко, в отличие от усов.

Ну так и времена были другие. Когда большинство мужчин щеголяло бородами всевозможных размеров и фасонов, то и на флоте это не так бросалось в глаза. И даже у классиков в произведениях проскакивают фразы: "...бритое, как у лакея или актёра лицо..." Обе профессии были малопочтенными.

А когда все стали похожи на лакеев с точки зрения растительности на лице, то и военным грех было выделяться. К тому же, во времена Макарова ещё не было противогазов :) Часто напирают на то, что моряки отращивали бороды из-за дефицита воды, тут на питьё бы хватило. Об этом чуть ниже, применительно к подводникам, однако практика показывает, что и при избытке воды мужчины, оказавшиеся предоставленные сами себе, зачастую забивают на бритьё. Вспомним хотя бы зимовщиков, геологов, альпинистов и вообще мужиков, удалённых от женщин.
Хотя всегда найдутся объяснения - защита от холода или комаров, или ещё что-нибудь.

На советском надводном флоте в подобном количестве такого всё же не было. А вот наши подводники нередко бороды отпускали. Всем известны снимки немецких подводников, но таких бород, как у Героя Советского Союза командира подводной лодки М.В.Грешилова, у немцев мне видеть не доводилось.


Рецензии