Провалившийся НЭП или предпринимательство по-росси

     Моя попытка выяснить какое предпринимательство действительно приносит людям пользу, а  какое приносит пользу только тому, кто его затевает, заставило меня проранжировать известные мне случаи предпринимательства. И выяснилось, что возврат России к рынку нельзя было начинать с отпускания государством вожжей.  Почему?   Надо вернуться на целый  век назад,   в эпоху НЭПа, который спас большевиков от краха, возродив экономику после гражданской войны. Многие сегодня склонны думать, что это было экономическое чудо. А на самом деле тогда сохранились ещё те предприниматели-капиталисты, у которых принципы предпринимательства основывались на честности, благородстве.   В течение же века мы от своих правителей слышали только одно, что капитализм - это исчадие ада. От него все беды и войны. И если мы не поднатужимся при создании социализма, то капиталисты  нас съедят.  Опыт честного предпринимательства в нашей стране был потерян.  Но, нельзя забывать, что в недрах социализма периодически появлялись капиталистические ячейки. Их нещадно уничтожали. И организаторы даже оказывались у расстрельной стенки. Исходя из этих рассуждений, я попытаюсь отразить те факты предпринимательства, которые я непосредственно наблюдал.
       Мои способности в плане предпринимательства равны нулю.   И это не фигура речи, а неоднократно проверенный факт. Будучи ещё студентом в далёкие хрущёвские времена, я предпринял попытку заработать деньжат на продаже мужских босоножек. Находясь в отпуске в Белоруссии, упросил маму купить 10 пар сандалий, утверждая, что в жаркое лето Сибири я продам их в 2 раза дороже.  Мама одолжила  деньги   у подруги и снабдила меня товаром. Результат был таков: последние 2 пары я подарил, а 8 продал с убытком для себя.  С тех пор я был твёрдо уверен, что  капиталистом мне не стать. Правда, во времена Ельцина спустя 40 лет после первой попытки, когда зарплату дали вагоном сахара, мой зам предложил сбыть его в местах, где был дефицит, обещая крепко подзаработать. Я, памятуя о своём первом опыте и своей трусоватости,  отказался. Но в коллективе всё равно нашлись люди, которые обвинили меня в жульничестве, я так шибко обиделся, что плюнул и ушёл с должности директора института.
        Во времена брежневского застоя худо-бедно сельское хозяйство развивалось, неоспоримый факт тому подтверждение: число коров в стране непрерывно росло, хотя  и не достигло уровня 1913 года. В колхозы и совхозы нарастающим потоком шла всевозможная техника. И управлять громадными хозяйствами становилось всё труднее.  Первым  о назревающей проблеме догадался наш директор Павлов Б. В. Я только что защитил кандидатскую, готовился продолжать разрабатывать тему о надёжности машин.  Однажды он меня позвал к себе и предложил на время переключиться на оперативное управление производством. С большой неохотой я согласился. Но, постепенно увлёкся, и через полтора года мы предложили колхозам и совхозам стройную систему диспетчеризации. Она предусматривала не только обучение, но и техническое оснащение диспетчерских пунктов.  Наш опытный завод стал производить для них пульты. В те времена  их выпускали в других  регионах. Но, наш пульт выгодно отличался своей функциональностью, надёжностью и низкой ценой.  Постепенно сформировался дефицит    создания диспетчерской службы,  и образовалась очередь на эту услугу. А там где очередь, появляются люди равнее,   чем остальные, которые хотят получить своё вне очереди.
      Однажды утром я брился, собираясь на работу. Вдруг на веранду  нашего коттеджика  вошёл какой какой-то мужик  с мешком, из которого вывалил трёх громадных замороженных лещей и представился директором N-го совхоза, расположенного на берегу Обского водохранилища. При этом он, улыбаясь,  сказал: «Это Вам небольшой подарок». Я опешил и спросил: «По какому поводу?»  Ответ был такой: «Посодействуйте быстрейшему получению нашим хозяйством диспетчерского пульта. А парня  на должность диспетчера я уже нашёл, и радиостанции мы закупили». Я ему предложил пройти  к нам в лабораторию, сказав жене, чтобы одного леща она отдала моему соседу по коттеджу.   Я пообещал, что сверхплановый пульт постараюсь передать его совхозу. Получалось, что я – взяточник. Но, это была единственная взятка за все 10 лет, когда я занимался диспетчеризацией.
      Ранней весной в субботу я залез на крышу нашей веранды, сбрасывать снег. Вдруг по лестнице ко мне поднимается Юрка Ч. – монтажник на сборке пультов, ранее  лаборант  в моей  лаборатории.   -  «Чего ты припёрся,  хочешь помочь?» - «Разговор есть».  Суть его просьбы сводилась к тому, чтобы я разрешил продать две бухты телефонного кабеля. Дело в том, что  все лимиты областного управления на этот кабель передали нашему институту, и он использовался при оборудовании диспетчерского пункта.  – «Зачем тебе эти бухты?»- спросил я. Он помялся, а потом сказал: « Мы договорились с одним совхозом смонтировать  пункт в выходные  по договору, чтобы им не ждать, когда заводская  бригада сможет приехать на монтаж».   Я  отругал его, сказав, что связываться с этим не буду. Но, после этого визита задумался.   Что же получается? Возникла ситуация, когда  продукция  нашего завода стала дефицитным товаром. И с одной стороны появились желающие получить его безо всякой очереди, а с другой стороны, в лице Юрки,  - поживиться на этом  дефиците.      Наши попытки договориться с руководством завода,   чтобы они увеличили выпуск этих аппаратов, не увенчались успехом. Зато через некоторое время обнаружилось, что в ночную смену сподвижники Юрки стали изготавливать по 1-2  дополнительных,  неучтённых пульта в месяц.
         Областным сельхозуправлением   колхозам и совхозам области было запрещено заключать контракты с частниками. Но дело приобрело такой размах, что эти инициативные группки переключились на другие области и края.  Дело кончилось тем, что и Юрка, и с десяток работников опытного завода и нашего института уволились и занимались только  этой работой. А она, несомненно,  приносила им  большую прибыль и возможность жить гораздо лучше других. Однако,  в свои полукриминальные дела  они вовлекали работников завода. Так порождалась коррупция. Этому процессу превращения людей в подпольных предпринимателей положило конец только  решение прекратить на заводе производство этих изделий. Часть этих «предпринимателей» вернулась на завод и в институт на прежние мизерные зарплаты.
      Но, надвигались другие  времена. Как только наступила перестройка  предпринимательство во всевозможных вариантах приобрело массовость. И тут я опять столкнулся с той же проблемой. Будучи директором института, я пошёл навстречу просьбе нашего сотрудника Анатолия Л., который в научном плане занимался очень серьёзным вопросом.  Он попросил меня отпустить в отпуск одновременно шестерых   инженеров из разных лабораторий.  Это  нарушало утверждённый график отпусков. – «В чём дело, Толя? Зачем тебе это?».  – «Представляете, Виталий Васильевич, нашлись ушлые дяди, которые приватизировали элеватор в Н-ном районе. И теперь выкручивают руки колхозам и совхозам, заставляя их за переработку зерна платить дикие деньги. Один председатель предложил мне смонтировать  у них уже приобретённый комплекс КЗС. Он обещал хорошую оплату, если мы его смонтируем и запустим до уборочной. Я собрал бригаду из ребят, которые согласны над этим поработать».  Надо сказать, что в институте большинство  инженеров владело множеством технических специальностей. И такая работа была им привычна и вполне по силам.  Может быть, я бы не откликнулся на просьбу Анатолия, но хорошо знал его семейное положение. Он воспитывал 2-х сыновей и дочь при мизерной зарплате. Пригласив начальника отдела кадров, я  попросил его рассмотреть возможность отпустить в отпуск одновременно всех этих парней. Он недолго сопротивлялся. В этом не было ничего криминального.  Я специально поехал в этот район посмотреть, как они там работают. И был поражён организованностью, дисциплиной, слаженностью и даже энтузиазмом.  Никакой пьянки, разгильдяйства.  Подчинялись Анатолию с полуслова. Спали в палатках, колхоз кормил их обильно и вкусно.  Работали с  6 утра и не только до темна, но и при свете прожектора, установленного специально для монтажа. Я крутился около них целый день. Встретился с председателем колхоза, он  цифрами и здравыми рассуждениями доказал мне , что колхозу лучше иметь дело с этими шабашниками, чем с государственными структурами. – «Посуди сам, - сказал он, - твои ребята возведут мне комплекс, я в этом уже уверен, за месяц и точно к уборочной. А  наша районная  ПМК (передвижная механизированная колонна) строит соседу уже год, и конца края не видно». – «А как Вы оформляете финансовые документы?»  -  Он хитро улыбнулся и сказал: «Как-то оформляем».
        Уже глубокой осенью, встречаясь с Анатолием, я спросил его, сколько они заработали за 1,5 месяца в колхозе. – «Ровно в 5 раз больше, чем моя полугодовая зарплата в институте. Но, я как бригадир, получал на 10% больше, чем остальные». – « И сколько  часов в среднем вы работали в сутки?»  - «Не меньше 16 часов. До сих пор все мышцы ноют». 
       Через год предпринимательской деятельностью заразились многие сотрудники нашего института.   Как сейчас помню,  заходит ко мне Валерий А., отличавшейся недюжинной силой и бескомпромиссным характером.  Мы с ним одновременно начинали работу в институте рядовыми механиками в лаборатории. Он часто мне говорил: «Не тебя надо было директором института назначать, а меня, толку было бы больше».   –  «Может быть, это и  так, но, что же  ты  диссертацию до сих пор не сумел защитить?»  И вот он обращается ко мне с просьбой разрешить  взять на шабашку бортовой УАЗик, чтобы их бригада могла оперативно доставлять небольшие грузы к месту их левой работы. И тут меня посетила забавная мысль: «Я обычно раз в год брал краткосрочный отпуск и уезжал в наше ОПХ, где работал на тракторе или комбайне».  – «Я дам вам УАЗик. Если на 2 недели вы возьмёте меня шофёром на УАЗик.» - «Ты не охренел случайно? Если ты не шутишь, я должен переговорить с ребятами».  И пошёл из кабинета. На пороге я его остановил: «Валера, конечно, я шучу.  Но машину, принадлежащую государству, отдавать в руки халтурщика  я, конечно, не намерен». – « Сам ты  халтурщик и трус». С этими словами он покинул мой кабинет.
     Примерно в то же время водитель директорской машины вдруг объявил мне, что он увольняется. – «И что ты, Толя, будешь делать?»- спросил я. – «Буду гонять КАМАЗы из Набережных Челнов в Сибирь».  – «У тебя есть деньги на покупку КАМАЗа?» - спросил я.   – «Да не, это нас В.Н. сгоношил заняться этим делом».  А В.Н.  (доктор технических наук) без отрыва от работы в нашем институте организовал это дело. И в итоге оно принесло ему неплохую прибыль. И Толя был доволен результатами.
   В этот сезон по подсчётам начальника отдела кадров из нашего института было сформировано то ли 4, то ли 5 шабашных бригад. Во главе списка ещё  несколько лет оставалась бригада Анатолия Л.  Заглянув вперёд , следует сообщить читателю, что Анатолий Л., накопив опыт честного предпринимательства, воспитал двух сыновей, ставших миллионерами. Один разбогател на производстве деревянного  домостроения. Другой  совместно с немцами  реализовал идею использования дешёвого природного газа для получения  электроэнергии в отдалённых уголках страны. 
        Однажды  утром раздался звонок из обкома партии, инструктор Галина Ивановна пригласила  меня на срочную беседу.  Приглашения в обком мы никак не могли игнорировать. Эта Галина Ивановна нам крепко помогала, когда мы внедряли диспетчерские системы. У меня с ней сложились хорошие отношения.  При встрече меня немного удивил её сухой официальный тон.   Она протянула мне лист бумаги и сказала: «Прочтите».   Там была крепко составленная анонимка о директоре института механизации, который за большие  взятки создаёт условия для своих сотрудников зарабатывать бешеные деньги на стороне. Указывалось, что он даёт отпуска не по графику одновременно нескольким инженерам. – «И что дальше?» - спросил я, кипя от злости.  – «Я прошу Вас, Вит. Вас, написать объяснение».  – « А что, партия опять стала реагировать на анонимки?»   - «Я на этот вопрос Вам не могу ответить, но секретарь по селу поручил мне этим письмом заняться».    – « Галина Ивановна! Я ничего писать не буду. Вся моя вина заключается только в одном, что в прошлом году в одной из таких шабашных бригад я бесплатно пообедал и поужинал. Пусть мне кто-нибудь докажет, что наши сотрудники занимаются ненужной работой, строя в колхозах и совхозах нужные им комплексы ».  – «Раз Вы отказываетесь писать объяснения, я доложу об этом секретарю». – «Докладывайте».  Разумный секретарь по селу с подачи Галины Ивановны не дал ходу этой анонимке.
        Вскоре Г.И. ушла на республиканскую пенсию и устроилась завхозом в ВПШ, где ректором был сын  Генсека Черненко. И мы вновь стали сотрудничать, поскольку я халтурил, читая лекции в этом заведении.  И часто вспоминали ту анонимку и подкалывали друг друга.  – «Галина Ивановна, тут говорят, коврик исчез из одного кабинета. Не Ваших ли рук дело?»  - «Я Вам отвечу на Ваш вопрос, если Вы признаетесь, какие взятки Вы брали».   
       Надвигались другие времена, клонившие нас в сторону капитализма.  Очередное крупное предложение стать предпринимателем пришло ко мне совсем с неожиданной стороны.  Крупный комсомольской деятель  почти всесоюзного масштаба  предложил мне приватизировать наш инженерный корпус и нашу гордость - уникальный почвенный канал.  – «И что мы там будем делать?» - спросил я его.  – «Сдадим мелким предпринимателям под склады, розничную торговлю». – «А в канале?»  - «А в почвенном канале будем выращивать тюльпаны»,- ответил он.  – «А Вам разве не известно, что приватизация научных объектов запрещена?» - «Да это ерунда. Вы только дайте добро, я всё решу».  – « Послушайте, но ведь мы на этих объектах ведём серьёзные исследования», - всерьёз обратился я к нему, - и мне же первому открутят голову, если не будет выполнена годовая тематика института».  – «Наивный Вы человек, Виталий Васильевич! Скоро от всех ваших институтов останутся рожки да ножки. Подумайте над моим предложением, я Вам позвоню». Он как в воду глядел. Это случилось позже, но, действительно, случилось. Когда я, уезжая в  Москву, сдавал дела, в институте насчитывалось 500 человек сотрудников. Сегодня там работает 45.  Вечером того дня я задумался над его предложением. И выращивание тюльпанов зимой в нашем почвенном канале   показалось  мне очень заманчивым. Ведь 100 м в длину и 2 м в ширину прекрасной почвы и обогревалось, и освещалось в этом  канале в самые лютые морозы.  Но,  моя неспособность к предпринимательству  и трусоватость  не позволили мне увлечься этой идеей. А тот парень - комсомольский вожак по крупному увлёкся предпринимательством и оказался в тюрьме, где потерял всё здоровье. Судьба его весьма незавидна. Итожа свой опыт общения с предприимчивыми людьми, я могу сказать, что дух предпринимательства неистребим   в нашем народе. Весь вопрос только в том, каков стержень в человеке. К сожалению, надо признать,  что  согласно  О. Бендеру, «существует  400 относительно   честных  способов отъёма  (заработать) денег…»  Но, наш народ, поощряемый государством с его идиотскими  законами,  чаще других  народов  вынужден  прибегать  к нечестным способам.
      
           Близкий мне человек, несвязанный с моей работой, закончивший престижный технический ВУЗ, вдруг решил заняться бизнесом  в начале 90-х годов. Когда я узнал схему  работы предприятия, то поразился примитивности задумки. Оказалось, что можно поехать в город Б., договориться с заводом, выпускающим взрывчатку, на её закупку, отвезти её в Забайкалье, там продать. И на этом хорошо заработать. Мой вопрос: -  «А что, те, кому нужна взрывчатка, они не могут с этим заводом сотрудничать?  - « Да ты ничего не понимаешь в тонкостях бизнеса»,-  ответил он мне. У него таки получилось. Но, он не был психологически готов, обретя богатство,  и закончил своё предпринимательство в тюрьме.
                С аналогичной схемой предпринимательства я столкнулся,  уже работая в Москве.  Из-за небольшого ДТП я  познакомился  с одним дельцом, который в ту пору уже разъезжал на BMW. А на шее носил толстенную золотую цепочку. За то, что я случайно задним фонарём ткнул в ржавое крыло принадлежащих его фирме «Жигулей» он хотел содрать с меня крупную сумму. Две комнаты в подвальном помещении нашей академии арендовала его фирма. Я спросил у ректора:  «Что это за тип?» Тот стал его нахваливать, как щедрого мецената, давшего деньги на починку памятника павшим воинам и колокол в нашу церковь. К тому же он депутат районного совета.   – «Что-то не похоже на мецената и депутата. Он собирается содрать с меня, нищего профессора, такую сумму…  Даже не поленился  вызвать, несомненно подкормленного  оценщика».   В результате  участия ректора сумма моей задолженности была значительно снижена. Я заинтересовался этой непонятной мне личностью и выяснил следующее.  Возле Казанского вокзала расположен крупный троллейбусный парк, а через забор от него находилось небольшое предприятие, производящее графитовые вкладыши для пантографов (токосъёмники  в троллейбусах). Видимо, до образования рынка эти изделия, может быть, даже через забор попадали в троллейбусный парк. Но, теперь  их покупал упомянутый мной предприниматель, а потом продавал троллейбусному парку.  Шикарный  BMW за копейки не купишь. И золото тоже стоит дорого. И место  депутата не дешевле.
         Почему эта схема «предпринимательства » (иначе говоря, спекуляция) стала массово  плодиться в нашей стране.  Да очень просто. Всё строилось на откатах директорам, главным инженерам предприятий, у которых моральные устои формировались на ложных лозунгах советской власти.
           Однако, стала появляться и крепнуть другая форма предпринимательства. Она была интересна тем, что в ней отсутствовали посредники.
      Покажу    вам живую картинку, как крестьянин Коля привозил продукты постоянным потребителям – сотрудникам  нашей Академии. Тут схема такова: за небольшую плату комендант Академии собирал заявки от сотрудников и передавал Коле по сотовой связи.    Николай живет в Тульской области, хозяйство у него типовое.  Приусадебный участок 20 соток, сад, огород, теплица, два десятка кур, корова, две свиньи на откорме, небольшая пасека. Начал он с поставок молока и яиц, но по мере развития такого бизнеса, стал по сезонам поставлять и овощи, мясные продукты, мед. На каком- то этапе он предложил соседям все излишки продавать ему и придумал хитрую схему привлечения. Все в деревне знали,  сколько,  что стоит в Туле, Рязани, Москве, поскольку иногда туда возили излишки. Коля заявил, что будет покупать продукты по ценам на рубль – полтора дороже за кг., чем на рынках этих городов. Какой же дурак будет тратить время и деньги на дорогу, если соседу можно продать хоть и не на много, но дороже. И дело пошло. Теперь и дочь его приобщилась к прибыльному  бизнесу.   Они купили сепаратор помощней, упаковочные машины и кое- что еще. Теперь посмотрим, какие общие нормы наш предприниматель нарушал. Первое - он не платил налоги, второе - он нарушал санитарные нормы, третье, четвертое и т.д. Государству  от его деятельности  почти ничего не перепадает.  И  очень это злит чиновников. А наш коллектив таким сотрудничеством с Колей был очень доволен.   Такие же продукты продавались на соседствующем с нами знаменитом выхинском рынке. Но, там верховодила азербайджанская мафия. Цены были выше. А качество значительно ниже.      
     Точно такой же бизнес вскоре развернулся прямо под окнами моей квартиры. Здесь во всю стала торговать женщина из-под Рязани, но место торговли находилось на площадке между жилыми домами,  и туда был доступ всем желающим. Я тоже стал у нее покупать – рядом, и продукты не хуже чем у Коли. Однажды при мне случился скандал. Одна ретивая покупательница – правдоискатель пошла в муниципалитет, который тут же  недалеко находился, и пожаловалась на антисанитарию. Чиновница вызвала милицию и пожаловала к месту торговли.
-  Предъявите, пожалуйста, санитарную книжку, - обратилась она к продавщице. Та ей показала книжку.  - На каком основании Вы здесь устроили торговлю? Кто разрешил?
- А я не торгую! Я привезла продукты вот этим людям, которые мне ее еще весной заказали и сделали предоплату. Граждане,  подтвердите мои слова. Вся очередь загалдела. Кому не охота этим бюрократам насолить?  Милиционер подошел к чиновнице и тихо сказал: -  «Пойдем, Светлана Петровна. Публика юридически подкована». Та еще что- то верещала, но вскоре ушла.
 - «За то, что вы меня поддержали, скидка сегодня 10%! Спасибо!»  - весело заявила хозяйка товара.
         Есть одно важное условие в этом виде предпринимательства  - любой товар должен быть качественным по всем параметрам. И не дай Бог нарушить это условие. Дурная слава бежит впереди и очень быстро. 
          Анализируя это явление, я обнаружил, что существует теория под названием эксполярная экономика  (Теодор Шанин). Благодаря ей, в некоторых странах Африки был ликвидирован голод. Стержнем её является отсутствие посредников - главных пожирателей прибыли почти  во всех схемах предпринимательства.
        Выйдя на пенсию и обнаружив, что её категорически не хватает даже для скромного проживания, я подрядился за 300 долларов в месяц работать у одного предпринимателя, которого хорошо знал ещё в Сибири. Он наладил поставки крупными партиями компонентов для пивоварения из Германии. В мои функции входило развозить конверты на таможню,  арендуемые склады и другие присутственные места. Свою зарплату я тоже получал в конверте, ни за что не расписываясь. Поскольку этот парень был умным и осторожным, то через год-полтора, он смог построить большой особняк в Канаде, перевезти туда семью. То есть, подготовил плацдарм для отступления. Такое поведение стало массовым для крупных бизнесменов. Приобретя надёжную крышу, он смог отказаться от моих услуг, к моему сожалению.
       Рассматривая в целом сложившуюся картину, можно уверенно разделить бизнес России на 2 категории. Бизнес ради наживы. И бизнес ради народа.  Возвращаясь к сибирским шабашникам, могу уверенно сказать, что они своей деятельностью принесли ощутимую пользу народу. По сути дела, те объекты, которые они возводили, предотвратили порчу тысяч и тысяч тонн зерна. Дали возможность хозяйствам более рентабельно осуществлять производство. А колхозы и совхозы производили именно те продукты, которые повседневно нужны людям. Деятельность Коли и других ему подобных точно так же приносила пользу массе людей. Все же остальные примеры, приведённые здесь, не просто вредят развитию страны, а создают условия для процветания прохвостов, проходимцев и просто жуликов, как в структурах предпринимательства, так и структурах чиновничества. И если с этим явлением не бороться, то разграбление страны  продолжается  нарастающим темпом. И финал уже виден.
       Таковы мои грустные мысли. А вы как считаете?
      Вишенка на торте.
     Однажды  в большой близкой мне по Сибири кампании отмечался день рождения. Застолье состоялось в элитном подмосковном посёлке, куда посторонний проникнуть не может.  Меня познакомили с крупным железнодорожным функционером. Его жена взахлёб повествовала о том, какой у них особняк,  какой длины бассейн. Я не выдержал и, обращаясь к её мужу,  спросил: «А не потому ли у Вас такой хороший особняк, что тарифы на железнодорожные перевозки стали дороже автомобильных и  взлетели к облакам?»  Воцарилось молчание. Все поняли, что в компанию затесался крупный вор. А меня нищего  и несдержанного на язык больше в эту компанию не приглашали.   Этот чиновник на несколько рангов ниже всяких там миллеров и сечиных, но «доходы» его позволяют  ему относить себя к высшей элите общества. А по сути, он и подобные ему натуральные воры.
     Получая  пенсию и академический гонорар, я вполне доволен жизнью и счастлив,    тем, что не испачкал руки на ниве  «современного предпринимательства». Хотя надо признать, что был иногда недостаточно принципиален. А в некоторых делах ( относительно редко)  пользовался приёмами недостойными честного человека. Но, в заключение скажу, что за свою работу я был награждён  двумя  орденами, не считая всяких медалей.
 10.11.2023 г.  Минск


Рецензии