Красногвардеец Северного флота
«Красногвардеец» - «Д – 3», так назвали одну из трёх первых советских подводных лодок типа «Д» - «Декабрист». Начало её постройки, также, как и других однотипных кораблей – «Декабрист» - «Д - 1», «Народоволец» - «Д – 2», относится к 1927 году, а уже через два с небольшим месяца на стапелях были заложены ещё три такие же лодки – «Революционер» - «Д – 4», «Спартаковец» - «Д – 5» и «Якобинец» - «Д – 6 Первенцы советского кораблестроения создавались в конструкторском бюро талантливого инженера Б. Малинина при участии видных учёных – кораблестроителей А. Крылова, П. Попковича и Ю. Шимановского.
От предшественников новые подводные корабли отличались совершенством конструкции, длительной автономностью, способностью погружаться на глубину 90 м и мощным вооружением. Первые три подводные лодки предназначались для молодого тогда Северного флота, в 1933 году после боевой учёбы экипажей и долгих испытаний они направились в Баренцево море.
Впервые «Красногвардеец» показал свои хорошие морские качества в 1938 году, участвуя в экспедиции по снятию с дрейфующей станции «Северный полюс» советских полярников во главе с И. Папаниным. Поход в высокие широты лодка совершила под командованием старшего лейтенанта В. Котельникова.
Перед началом Великой Отечественной войны командиром лодки стал капитан – лейтенант Ф. Константинов. В первый же день войны «Красногвардеец» отправился в дальний район Порсангер – фьорда и занял боевую позицию. В этом походе участвовал и командир 1 дивизиона капитан 2 ранга М. Гаджиев. Однако, удача ждала подводную лодку «Д – 3» не в дальнем походе, а прямо на своей базе, когда артиллеристы корабля пресекли налёт немецкого бомбардировщика, сбив его.
«Красногвардеец» продолжал нести боевую службу, совершая походы к норвежским шхерам. Обнаружив вражеские корабли – транспорты и танкеры, подводная лодка сближалась с ними для торпедной атаки. Росло число потопленных и повреждённых ею судов.
В конце октября 1941 года командиром «Красногвардейца» назначили капитана 3 ранга М. Бибеева. Лодка по – прежнему караулила немцев у фьордов. Получив сообщение о проходе в районе патрулирования конвоя противника, «Д – 3» вскоре его обнаружила, не смотря на налетавшие снежные заряды. Вдруг неожиданно появился немецкий сторожевой корабль, идущий прямо на лодку. Командир, не раздумывая отреагировал: «Боцман! Срочное погружение на глубину 50 м!» Тарана удалось избежать, а после всплытия на перископную глубину сторожевика уже не было видно. Лодка дала четырёх-торпедный залп по самому большому транспорту, отправив его на дно.
Часто непогода затрудняла действия экипажа лодки: густой снегопад закрывал всё вокруг белой пеленой. Этим пользовался противник, менял курсы и уходил.
Однажды, во время наблюдения за следованием немецких кораблей, охраняемых сторожевиками, «Красногвардеец» был ими обнаружен. Пришлось снова срочно погружаться, чтобы уйти от преследования. Немцы стали забрасывать лодку глубинными бомбами, а «Д – 3», не давая себя обнаружить затихла на глубине, застопорив ход, выключив механизмы и агрегаты. Бомбометание не прошло бесследно: в отсеках погас свет, нарушилась герметизация уравнительной цистерны, в центральный пост стала поступать вода. Экипаж начал бороться за живучесть корабля, к счастью, повреждения устранили и благополучно дошли до базы.
В апреле 1942 года подводной лодке «Д – 3» было присвоено звание гвардейской. Под гвардейским флагом «Красногвардеец» продолжал множить свой боевой счёт, уничтожая вражеские корабли. Однако, летом 1942 года подводная лодка «Д – 3» не вернулась из боевого похода. Погиб отважный гвардейский экипаж.
Память о верных защитниках сохранил народ России, а гвардейское знамя героической подводной лодки перешло к новым современным кораблям, вступавшим в строй.
8 ноября 2023 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №223111000849