Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносео

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «В. И. НЕСМЕЛОВ.  ВЕРА И ЗНАНИЕ С ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ ГНОСЕОЛОГИИ».


Передо мной лекции богословских курсов, прочитанные в 1912 году профессором Казанской Духовной академии Виктором Ивановичем Несмеловым (1863-1937), ставшим одним из исповедников российских, причисленных к лику Святых  православной церкви. Этот светоч отечественного гуманитарного знания говорит о месте религиозной веры в сознании человека, и в первой же лекции делает драгоценное утверждение о «живом человеческом воззрении», на чём его утверждения можно было бы и закончить без спора с представителями критического рационализма, не создавая ткани везде промежуточных умозаключений, не «меча бисера перед свиньями».

«В силу оценки познавательного значения религиозных верований, несмотря на всё их коренное отличие от научных познаний, они легко объединяются с этими познаниями и легко организуются с ними в связное единство  цельного мировоззрения.
Живое человеческое воззрение на мир так именно и строится, и так оно только и может строиться. В действительности нет и не может быть ни чисто научного, ни научно-философского мировоззрения, а есть и вечно будет только религиозное созерцание и религиозно-философское понимание мира».
Он уповает на скорое будущее, «когда вместо религиозного созерцания мира в свете своих ограниченных понятий о Боге, вся энергия человеческой мысли, наоборот, всецело будет направлена к религиозному созерцанию вечной тайны Бога в свете достоверных научно-философских познаний о подлинной сущности мира».

Профессор защищает  религиозное сознание от определений психологического рассмотрения. Действительно, религиозное сознание опирается на огромный багаж творческой, текстовой, сакральной, житейской реальности, на  духовный опыт и изюм откровения. Но дело своё Несмелов делает основательно: он действительно доказывает необходимость гносеологии религиозной веры.

Главный пафос его работы таков: не религия стеснена в своих познавательных возможностях, но научное знание лишило себя многого и главного, отказавшись от религиозного сознания веры, убеждения и разумного созерцания «невидимого».

Русская религиозно-философская мысль 20 века  действительно внесла огромный вклад в  мировое познание и мировое сознание, не сдавая своих драгоценных позиций.

А. Михаил. 10 ноября 2023 года.


Рецензии