Ещё раз о коммунизме как испытании
ЕЩЁ РАЗ О КОММУНИЗМЕ КАК ИСПЫТАНИИ
(Субъективные заметки)
«Там, где правят деньги, совесть пропадает, а за Россию обидно»
(Комментарий в Интернете)
На первый взгляд такое название противоречит нашим неоднократным заявлениям в наших же субъективных заметках о том, что коммунизм всегда существовал и существует со времён «простого или первобытного общества», но это не так. В простом обществе коммунистические отношения охватывали всех членов социума, который представлял собой кровнородственную общину. В кровнородственной общине все члены рода, потребляя произведённую всеми же, пишу, одежду и другие предметы, и действительно, все были социально равны.
Социальное равенство (это мы и будем рассматривать как основной признак (маркер) коммунизма или реального гуманизма) в сложном обществе, т.е. социально-классовом уже не распространяется на всех. К тому же представления о социальном равенстве и тесно связанном с ним понятием справедливости различались исторически и по этосам социумов (социально-антропологических систем). Коммунизм сохраняется фрагментами: внутри кланов, внутри семьи, внутри коллективов, внутри классов. Влияние коммунистических (уравнительских) отношений в одних исторических, экономически и географических условиях может усиливаться, в других – ослабевать.
Первобытный коммунизм, обуздав зоологический индивидуализм, создал социальную реальность как среду существования человека, но переход от «простого общества» к сложному породил фрагментацию социального равенства или социально-классовое неравенство. Последнее порождает условия для конфликтов и развёртывания социальной борьбы. В сложном обществе аналогом зоологического индивидуализма стал индивидуализм классовый (статусный).
Первобытно-коммунистические элементы сохраняются в реликтовых формах социальных отношений: роды (тейпы, жузы и т. п.), кланы, семьи; возникают внутри организаций, которые создают повстанцы, представляющие, как правило, угнетённые массы, и пытающие иногда вернуть социальное равенство прошлого. Однако уровень развития производительных сил, включая самого человека, не позволял установленному всеобщему социальному равенству закрепиться надолго. В целом классовая борьба приводила к медленным прогрессивным изменениям и, если не преодолевала социальное неравенство, то всё-таки смягчало, уменьшало. Впрочем, бывали и обратные случаи: неравенство усиливалось.
Так, что, действительно, коммунизм нужно не строить, а распространять, развивать, развёртывать. Все эти действия входят в состав одного, но сложнейшего процесса: создавать условия для развития творческих (сущностных) сил человека. Но, кто будет ему создавать такие условия, кроме самого человека, развивая свои творческие способности в интересах всего общества, человек укрепляет общество реального гуманизма.
Действительно, у «реально существовавшего социализма» в нашей стране было много проблем, трудностей. Некоторые он решал и неплохо, некоторые ему так решить и не удалось. Капитализм, который буквально живёт противоречиями, периодически впадает в экономические и политические кризисы и катастрофы, обрушивает на человечество войны - живёт (пока ещё живёт)! А социализм в нашей стране, проходя через свои кризисы, порождаемые внешними и внутренними причинами не удержался. Почему так? Народ предпочёл в конечном итоге материальное духовному. Даже то, что у него проявилось такое предпочтение, свидетельствует о том, что для того, чтобы избежать такого предпочтения у него не было необходимых знаний (одного из важнейших видов духовных ценностей).
Теперь, мы видим, что установление социального равенства в системе стран, в стране или даже только части страны становится для народа, которому этого удалось в той или иной степени достигнуть, настоящим испытанием, выдержать которое не всегда удаётся. Капитализм возродился, но стало ли от этого наше общество здоровее в нравственно-моральном отношении.?
Общество социального равенства (коммунизма/общество реального гуманизма) это как огонь, добытый в каменном веке: его необходимо постоянно поддерживать. Как поддерживать? Один их серьёзных критиков марксизма, Карл Поппер, указал и на главное достоинство марксова социального учения (проекта), поднимающего его над всеми остальными учениями: его, коммунизма, моральный пафос.
Этические требования коммунизма близки к этическим нормам мировых религий, они не могли и не могут реализоваться за исторически очень короткий срок в современных условиях, но они могут стать нравственно-моральными ориентирами народов современных государств, народов мирового сообщества.
Начало ХХ1 века продолжает подтверждать, что бесконтрольное доминирование капиталистической системы таит опасность для всего человечества. Вместе с тем опыт КНР, Вьетнама и других стран, где более или менее успешно удаётся использовать его (капитализма) экономический потенциал в интересах всего общества, указывает на возможность держать капитал под контролем. Если народ России найдёт в себе силы взять возродившийся в стране капитал под контроль, это будет означать начало завершения испытания.
Свидетельство о публикации №223111101019
результатом его развития, она инспирирована международным капиталом в
сговоре с верхушкой КПСС вопреки воле народа и является величайшим
преступлением ХХ века без срока давности. Уверен, возврат России на путь
социализма - вопрос первой половины XXI века.
Современные российские ученые (Бузгалин А.В, Колганов А.И.),
опирающиеся в своих исследованиях на опыт не только СССР, но и других
стран, утверждают, что вывод Маркса о неизбежности именно революционного
перехода от капитализма к социализму является ошибочным, возможна эволюция..
Думаю, уже в ближайшие годы мы получим неопровержимые подтверждения
справедливости этого положения, и коммунизмом перестанут пугать малых
детей и взрослых обывателей.
Георгий Иванченко 14.11.2023 08:06 Заявить о нарушении
Игорь Ерошенко 14.11.2023 13:34 Заявить о нарушении