Архитектор Николай Львов - герой повести Посланник
Удивительным образом совпало, что моя повесть "Посланник", одним из главных героев которой Николай Львов является, (в дополненном комментариями и новыми рисунками виде)была опубликована именно сейчас, осенью этого года.
Это художественная книга, и даже некоторым образом фантастическая мистерия о городе Петербурге, но в нее вошли подлинные рассказы о биографии Львова.
Ранее повесть была опубликована в сборнике петербургских писателей "Детский Петрополис" и во Всероссийском детском художественном журнале "Костер", сам же замысел повести возник уже давно.
Здесь я привожу текст, который вошел в книгу как своеобразное послесловие.
Идея написать об удивительной и во многом трагической судьбе талантливого зодчего, ученого, изобретателя Николая Александровича Львова появилась у автора этой повести еще во время учебы на архитектурном факультете, когда посчастливилось побывать в его усадьбе Никольское-Черенчицы, а так же увидеть замечательные здания, воздвигнутые по его проектам в Тверском крае.
Достижения Николая Львова, оставившего большое наследие не только в архитектуре, но и в других областях науки и искусства конца 18 века, до сих пор можно считать не оцененными в их широком многообразии. В своих творениях и делах он во многом обгонял время.
Он был настоящим новатором и изобретателем в области строительства и архитектуры, исследователем природных богатств России, поэтом, сочинителем и переводчиком, собирателем русского фольклора, художником. Глубокие теоретические изыскания и их блестящее практическое применение тесно и органично сочетались в творчестве Львова. Исследуя и анализируя труды знаменитых европейских мастеров, он всегда оставался истинным сыном своего Отечества и стремился к процветанию отечественных наук и архитектуры.
Красота его души проявлялась во всем – прежде всего в его архитектурных творениях, работе над созданиями которых он отдавал все свои силы, стремясь сделать окружающий мир лучше. Он был искренним в дружбе, постоянным в сердечных привязанностях, заботливым и любящим сыном, мужем и отцом. Благодаря высоким человеческим качествам он быстро вошел в круг известных деятелей культуры своего времени. Настоящая дружба связала его со многими выдающимися людьми – художниками, литераторами, архитекторами – Г.Р. Державиным, Д.Г.Левицким, В.Л.Боровиковским, Д.Кваренги, В.В.Капнистом, И.И.Хемницером. Его мнение высоко ценили современники, критический ум сочетался в нем с высоким художественным вкусом и доброжелательностью.
Красив был и он сам, стройный, изящный, с изысканными чертами лица, словно бы озаренного внутренним светом ясного ума и спокойной доброжелательности. Он был воплощенным «гением вкуса», как звали его современники.
Во многом достигнув признания при жизни – он был почетным членом Санкт-Петербургской Академии художеств, действительным членом Российской Академии и членом Вольного экономического общества, был возведен в штатский генеральский чин тайного советника – Львов, тем не менее, на своем творческом пути претерпел и много трудностей. Стремясь доказать ценность природных богатств страны, внедрять новые, доступные для широких слоев населения строительные материалы и прогрессивные технологии, он неоднократно сталкивался с несправедливым отношением к свои новаторским разработкам и произволом высокопоставленных чиновников.
Львов создал значительное число прекрасных зданий, храмовых сооружений, усадебных строений, но многие из возведенных им уникальных памятников архитектуры сейчас находятся в запустении и разрушаются.
Один из самых гармоничных и многогранных в своих многочисленных дарованиях творцов в истории русского искусства, Львов по праву стал одним из главных героев этой повести, посвященной Санкт-Петербургу и его зодчим. Именно ему доверена была миссия стать Посланником от зодчих прошлых веков, создававших неповторимый облик Санкт-Петербурга, – к нам и нашим современникам, которые должны беречь и умножать красоту и этого города и великой России.
В то же время автор при написании этой повести надеялся не только отдать дань памяти и благодарности этому замечательному человеку в истории России, но и еще раз привлечь внимание к сохранению бесценного архитектурного наследия Николая Александровича Львова.
Повесть «Посланник», своеобразная петербургская архитектурная мисте-
рия, была написана много лет спустя, в конце 2014 – начале 2015 года, и в первоначальном варианте завершена 10 августа 2015 года. Странным образом случилось так, что описанные в ней некоторые события предвосхитили то, что произошло в Северной столице спустя всего несколько недель. 26 августа 2015 года барельеф с изображением крылатого демона на Лахтинской улице покинул свое место, которое занимал на фасаде дома, построенного по проекту архитектора Александра Лишневского с 1911 г.
Настоящий вариант повести был доработан и дополнен рядом комментариев, рассказывающих о достопримечательностях Санкт-Петербурга, которые играют немаловажную роль в развитии литературного сюжета.
В оформлении обложки использован коллаж графические рисунки автора, Нонны Ермиловой.
Свидетельство о публикации №223111101133