как лягушки...

                Как лягушки на пруду

                (Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е. Дроздова)

                Theodor Kissel

   Миграция, или "охота к перемене мест", это антропологическая константа. Сколько человек себя помнит, он паостоянно находится в движении. Так например греки между 750 и 500 г.г. до Хр. (по какой-то причине) покинули родину, чтобы где-нибудь найти новое пристанище.

   Почти 200 поселений возникло на побережье Средиземного и Черного морей. "Как лягушки на пруду", - шутил Сократ. Так возникло "лоскутное одеяло" автономий, которые должны были сыграть особую роль в Италии и на Сицилии.

   Исследователи античности гадали о причинах происшедшей в восьмом веке "большой колонизации греков". Торговля - предпологали одни, нехватка земли из-за перенаселения - думали другие. Третьи считали, что причина тому засуха и нехватка ресурсов или социальные конфликты на родине. Миграция как вентиль, чтобы снизить давление при перенаселении и при социальных волнений? Или это просто искание приключений?

   В основном, поселения насчитывали не более 100 мигрантов. Перед экспедицией они совершали поломничество к оракулам, чтобы испросить совета у бога Апполона и искали благословения у бога всех богов.

   Когда было найдено место поселения, начиналось его освоение. Гомер в своей "Одиссее" обрисовал контуры строительства поселения: "Сначала обнесли его стеной, построили дома, потом храм богов." Так вдали от родины возникли архитектурные копии родных полисов - с местом (Agora), где жители обсуждали политические события, с храмом, где общались с богами, с учреждением типа гор.совета, с местом для народных собраний.

   Совместные усилия по созданию нового места обитания привели к появлению нового мировозрения, новой идентичности (подобно переселению евреев из бывшего СССР, а потом и России - пер.). Но чувство культурной принадлежности переселенцев к своей родине - Греции - проявлялось в языке, искусстве, литературе и в образе жизни.

   Колонизация редко протекала мирно, т. к. новые земли были заселены другими народами. Многие города греков возникали на месте руин существующих городов. В основном, земля завоёвывалась силой, например, основание Сиракуз. Местные жители ассимилировали или вытеснялись во внутренние области.

   То, что греческая колонизация Италии и Сицилии проходила без больших трудностей, объясняется отсутствием там сильных государств. Горные области внутренней Италии были заселены маленькими племенами. Возникакло только местное сопротивление. Лишь многие годы спустя начался диалог культур. Местные жители, оставшиеся на своей родине, переняли образ жизни греков.

   Беда грозила грекам в пятом веке, когда местные племена объединились. Давление на греческие города росло так сильно, что они вынуждены были просить помощь извне. Это не нравилось Риму, который, начиная с 4-ого века, все более распространял свою власть на Южную Италию. Рим советовал грекам перейти под их опеку. Многие греческие города перешли под власть Рима.

   Только Тарент, самый сильный греческий город в Италии, оказал римлянам сопротивление, но, в конце концов, и он вынужден был подчиниться. Но греческой культуре это не повредило: "То, что когда-то завоевала мечом Греция, теперь смелые победители завоевали своим духом", - писал римский поэт Гораций 200 лет спустя.

   Однако парадокс заключается в том, что " в условиях политической несвободы Рима греческой цивилизации удалось превратиться в мировую и проложить путь для европейской культуры."


Рецензии