Серебряные крылья Балашова

Осенью 2021 года наши земляки Кузнецовы, Александр и Владимир, приезжали в родной город, чтобы отметить 40-летие окончания лётного училища, которое было создано приказом № 108 по Главной инспекции ГВФ. 22 октября 1930 года на основе 27 лётной школы ВВС из Читы формируется военная авиационная школа в Балашове. Продолжительный период школа носит название БВВАУЛ – Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков, недолго – Балашовский авиационный институт, после реформирования которого в 2002 году в Балашове остался только 1 авиационный факультет Краснодарского авиационного института.
За годы существования учебного заведения подготовлены тысячи классных пилотов и техников. Среди них 130 Героев Советского Союза, 3 лётчика-космонавта, 8 Героев России. Но, сколько же необычного открывается даже при знакомстве с «обычными» выпускниками!
Например, жили-были в Балашове братья-близнецы Кузнецовы. Как и всех близнецов, их путали все, кроме мамы. Они всегда были и остаются вместе: учились в одном классе, окончили Высшее военное лётное училище в родном городе. Служили в одном авиационном полку в Одесской области, откуда в 1983 году были направлены в Афганистан. Группа, в которую попали Кузнецовы, базировалась в Баграме, в 50 км от Кабула. Воспоминания о событиях и переживаниях Афганской войны довольно подробно представлены в книге «Портрет в тёплых словах». Вот несколько слов: «Нам повезло вернуться живыми. Но, в то время страха не было, - было, скорее, ощущение осторожности», - вспоминает Александр Викторович. Группа, в которой служили Владимир и Александр, оказалась удачливой: в ней не потеряли ни одного человека. Хотя смертей вокруг было много. Погибли и четыре их однокурсника. В Афганистане Александр побывал дважды. Второй раз уже командиром экипажа ИЛ-76 в 1989-1990 годах.
В 1983 году лётчики возвратились на украинскую авиабазу. После развала Союза предстояло сделать нелёгкий выбор: можно было остаться на обжитом, и, в общем-то, «хлебном» месте, но поменять гражданство и перестать быть в какой-то степени русскими, а уж россиянами – точно. Очень волнующе описывает это нелёгкое время А. Кузнецов в своём большом стихотворении «Времена крутые настают», которое заканчивается так:
Мы в Москве. Опять куранты бьют – как же нам их боя не хватало!
На Россию поменяли мы уют, и в душе уютней сразу стало.
Братья отказались от всех благ под Одессой и были откомандированы в Оренбург, в 117-ый Берлинский ордена Кутузова 3 степени военно-транспортный авиаполк. Здесь, в Оренбурге, они и живут до сих пор. С жёнами, детьми, внуками, в одном доме, только на разных этажах.
Подполковник запаса Александр Кузнецов считает себя счастливым человеком, потому что всю жизнь занимался по-настоящему мужским делом – охранял и защищал воздушные рубежи Родины. А самолёт, на котором Александр отлетал много лет, стал… памятником! Он занимает почётное место в центре парка в Фергане. На фото любимый внук Сашок в дедовом кителе, на котором сияет орден «За службу Родине в ВС СССР», медаль «За ратную доблесть» и другие. Но самым дорогим Александр считает… значок «Лётчик 1 класса».
Кроме влюблённости в самолёты есть и ещё одна влюблённость, начавшаяся даже раньше, – жена. Когда мы встретились с Ольгой и Александром через 40 лет после окончания ими школы (они одноклассники), не преминула заметить, что это так здорово – встретились в школе – и на всю жизнь! На что Саша в свойственной ему шутливой манере отпарировал: «Нет, школа – это уже более поздний период в наших отношениях. Присмотрел я её гораздо раньше, ещё в детском саду. С тех пор я лучше женщины не встречал. А ведь недавно наш столетний юбилей отметили. На двоих». Не может быть! Все увлечения – музыка, фото, походы, спорт, концерты – всё, как в юности, только в этом теперь участвуют двое детей и… пятеро внуков! А ещё некоторое время назад лётчик,  подполковник Кузнецов, вышедший в отставку, писал:
Три внука, скажу, с самолётом в сравненье – и сравнивать даже не стал!
Казалось, что я потерял управленье, и в штопор какой-то попал…
Ах, где же вы, годы мои молодые! Висок сединою  блестит.
Санёк на руках, на коленях Мария, а Катя на шее сидит…
Вопрос: где же располагаются ещё двое внуков, и как справляется кадровый офицер с новой боевой задачей? Думается, по-прежнему с весёлыми шутками, новыми песнями, которые сочиняет в любой обстановке и по любому поводу.
А брат Владимир - 55-летний лётчик, – один из ветеранов военно-транспортной авиации. 9 мая 2016 года майор Владимир Кузнецов был удостоен чести участвовать в  составе пилотажной группы в параде, посвящённом 71 годовщине Великой Победы в столице. Теперь и он на заслуженном отдыхе.
  С гордостью рассказывает он о последних событиях своей лётной биографии: четырежды летал в самую северную точку России – Землю Франца Иосифа. Со свойственным ему юмором рассказывает услышанную в командировке байку про «завоевание» Земли: «Где-то в 16 веке она была открыта австро-венграми, которые приплыли на утлом судёнышке и мужественно держались там два года без помощи и поддержки. Потом пришли русские, воткнули в снег палку со своим флагом, сказали: «Наша земля!» Прошло ещё много лет. Опять пришли русские, точнее, прилетели, это уже в 50-ые годы прошлого, 20 века. История повторялась. В 90-ые СССР не стало, опять всё забросили. А теперь на северные территории претендуют многие страны в связи с обнаружением полезных ископаемых, Снова пришли русские. Теперь уже, похоже, всерьёз и надолго: строят там не только гражданские модули, но и военные объекты, призванные защищать пограничные интересы России.
Владимиру посчастливилось совершить первый пробный (технический) рейс на тяжёлом военно-транспортном самолёте ИЛ-72 в самую удалённую точку РФ. Горжусь, что первооткрывателем для больших самолётов стал наш, балашовский парень, выпускник единственного тогда в СССР высшего военного училища лётчиков! На станции Нагурское есть журнал для прилетающих экипажей, где они оставляют свои записи. Так вот, самая первая запись сделана нашим земляком Кузнецовым Владимиром Викторовичем. Рядом со служебным модулем на Земле Франца Иосифа установлен столб с символами разных городов, откуда есть представители. Оренбург, где базируется авиаполк, там был обозначен, а Балашов нет. Владимир заказал сварщику щит-табличку, а пока оставил … магнитик для холодильника с видом и надписью «БАЛАШОВ».
                В. Ильина

 


Рецензии