Яблоня

               
                1.
Анна Семеновна, молодая учительница русского языка и литературы Мелитопольской средней школы сразу приметила в своем шестом «а» этого ученика, Петю Кетаева, худощавого, скуластого, с огненной шевелюрой, с серьезной, глубокой задумчивостью в голубых глазах. Одуванчиком сидел Петя на последнем ряду, сидел тихо, все смотрел на учительницу светлым своим взглядом. Иногда, бывало, эта его задумчивость разбавлялась искорками детского озорства. Что удивительно, эти искорки возникали в основном на уроке литературы, когда шло обсуждение поступков героев прочитанных произведений. Петя очень любил давать анализ поступкам этих героев.
Сам Петя в класс Анны Семеновны попал два месяца назад. Он прибыл из пригорода Алешек, небольшого, уютного городка на левом берегу Днепра, утопающего в вишневых садах, со своими виноградниками, с огородами. Хороша, вкусна вишня на Херсонщине. А черешня - просто сказка! Но все это радовало в мирные годы. Теперь же летели на вишневые сады Херсонщины из-за Днепра, с противоположного крутого берега, неся смерть и разрушения, стальные болванки «Хаймерсов» и «трех семерок». Зло пришло на Херсонщину, обратило села, города в руины. Не срывается в срок по садам наливная черешня, не слышны радостные всплески купающихся в Днепре, - все под прицелом невидимого врага, затаившего злобу. «Откуда у них там такое на нас зло? - часто задавался вопросом Петя, – за что они на нас так обозлились? Что мы им сделали такого, чтобы нас убивать?» Не находя ответы и чтобы отвлечься, он рылся в библиотеке деда, стал читать Пришвина, Паустовского, открыл томик Катаева. «Интересно, всего одна буква – «е» на «а», размышлял он –  я - Кетаев – писатель - Катаев. Катаев его, действительно, поразил.
               
                2.
Сама Анна Семеновна уже как с полгода работала учителем русского языка и литературы в освобожденном Мелитополе. Приехала из Таганрога, по зову сердца и души. Конечно, ехала с волнением, все думала, сможет ли она что-то изменить, и как все это изменить, как ее примут дети, коллеги, родители. Разные думы были в пути, но, когда приехала, была уверенность в правильном выборе: она нужна здесь и сейчас. Это ощущение нужности окрыляло, делало бытовые трудности ничтожными перед масштабом совершаемого. Любимая бабушка, коренная таганроженка, в напутствии сказала ей: «Действуй по обстоятельствам». Когда Анна Семеновна, войдя в класс, увидела их всех, чего-то ждущих от неё, то все её методики, наработки, установки вмиг улетучились разом. «Вот они – обстоятельства, - только и подумала она. А дальше – завертелось, закружилось. Кроме русского и литературы, директор, узнав, что она училась в школе искусств изобразительной студии, загрузил Анну Семёновну рисованием в пятых и шестых классах. С рисования все и началось.
Однажды она дала шестому «а» классу задание: изобразить природу родного края. Дети рисовали реки, облака, деревья, терриконы, степные травы, солнце, поля. И, удивительно, никакого намека на войну, на разрушения. В альбоме Пети Кетаева она увидела коричневый пенёк, справа от него желтая клякса костра, вокруг него четыре фиолетовые фигурки человечков.  После уроков Анна Семёновна попросила Петю задержаться. Открыла перед ним альбом.
- Это, это яблоня …была, сначала как-то нехотя, натужно ответил Петя. Учительница выжидательно посмотрела на мальчика. Петя продолжил: - Эту яблоню посадил дед Гриша, когда родилась мама. Большая выросла яблоня, урожайная. Яблоки сладкие, с небольшой кислинкой. Варили мы из них варенье, делали сушку для компота. Дед и на рынок возил продавать. Под ней мы все вместе – мама, деда, папа и я, - за столом в жару отдыхали, вечером пили чай. Прошлой осенью она долго желтела, готовилась к зиме. Цветения мы уже не увидели … когда начались бомбежки из-за реки, мы прятались в подвале. А яблоня стояла …. Потом в наш дом попал осколок снаряда, разрушил крышу, были выбиты стекла. Холодно стало в доме …  Был уже ноябрь. Хорошо печка уцелела.  Раньше нам привозили уголь. Большая часть деревни эвакуировалась. Сначала бегали за хворостом в посадку. Но стало опасно. Хворост быстро прогорает, тепла мало дает, и мама решила … решила спилить яблоню, чтобы хоть как-то согреться. Пилили мы её с дедом долго, крепкой была …
Петя едва заметным движением тыльной стороной кисти смахнул слезу с ресниц, продолжая рассказывать:  - А дальше … а дальше мы долго её растапливали, помогала солярка. Целых полтора месяца, до Нового года, мы грелись яблоней. Потом мы много золы на огород вывозили. На Новый год к нам приехали родственники из Мелитополя, ну и забрали к себе. А это вот я всегда ношу с собой.
Петя протянул Анне Семёновне небольшой пузырек с черным порошком. – На огороде набрал, перед отъездом.
Анне Семёновне захотелось заплакать, обнять Петю, но она сдержала свой порыв, встала и подошла к окну.
И тут Петя с важностью десятилетнего человечка заговорил:
- Когда я вырасту, то стану агрономом. Хочу сады садить, и побольше яблонь. Хочу, чтобы в нашей стране было много яблоневых садов. Сады не должны гореть, они должны дарить людям вкусные плоды. Яблони должны расти для жизни …
               
                3.
Через два дня Петя подошел к Анне Семёновне и удивил её вопросом:
- Скажите, Анна Семёновна, а почему мы по литературе не изучаем «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева? Бабушка говорила, что в их учебниках литературы это произведение было. Почему его убрали? Я его два раза прочел, а еще такое чудное продолжение «Хуторок в степи»  Очень, очень интересные книги.
Анна Семёновна не знала, что и ответить своему ученику. Петя же увлекшись, с той самой искоркой азарта в светлых глазах, продолжал:
- Мне там, у Катаева, очень понравилось описание моря, степных просторов. Эта пыльная Одесса столетней давности, эти запахи, это рыжее солнце. Очень захотелось в Одессу, посмотреть те места, где Гаврик жил с дедушкой, где ловил бычков на своей шаланде, где дружил Петя с Гавриком, где жили на Куликовом поле семейство Бачей. Отец у Пети, такой интересный, такой интеллигентный, честный человек, пример для учителей.
Петя полез в свой потрепанный рюкзачок, достал книжку с изображением синего моря, белого паруса на едва обозначенной ломаной линии моря с небом.
- Хорошая книга, - продолжал Петя, - возьмите, почитайте. Жаль, что у нас в классе мало о ней знают.
Анна Семёновна и сама не понимала, почему из программы литературы убрали многие произведения , которые изучали дети Советского Союза. Кроме Катаева убрали Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке. Чего испугались? На каких литературных примерах детей воспитывать? На Гарри Потере любовь к Родине у детей не привьешь. И по какому принципу там, наверху, решают, что нужно читать детям, а что нет. Какой взрослый может понять, что интересует ребенка в безбрежном океане литературы. И, в конце концов, Достоевский писал свои произведения для взрослых, как детской психике понять  романы Достоевского? Много, много вопросов, проблем повисло в воздухе. И главная проблема учителя литературы в школе, почему дети в школе не хотят читать по программе? Как привить интерес к чтению, когда интернетовская помойка такая соблазнительная и доступная? К
сожалению, Петя Кетаев это исключение, таких учеников из года в год становится всё меньше и меньше.
- Я ведь море, Анна Семёновна, - прервал её невеселые размышления Петя, - я море-то впервые увидел в этой книге, я его ощутил. Оно у меня живое такое, оно герой повести.
И Анне Семёновне захотелось вдруг поставить Пете пятерку по литературе за весь учебный год, хотелось хоть как-то отблагодарить его, сделать ему приятное, захотелось показать ему шикарную библиотеку своего деда в Таганроге. Но пришлось ей на выдохе только и сказать:
- Молодчина! Спасибо тебе за такое отношение к литературе, к слову, ты его очень тонко чувствуешь. А может, сам в будущем будешь писать.
- Буду – ю-щем, протяжно произнес мальчик. И в этом одном его слове она почувствовала столько всего: тут и щемящая тоска, и  надежда на что-то светлое. Одно слово, а сколько в нем для Пети заложено, сколько оттенков для него в этом слове.
- А о чем будешь писать? – вдруг спросила Анна Семёновна.
- О море, о дружбе, такой как у Пети с Гавриком, об отношении отца и сыновей, как у семейства Бачей. О море что-нибудь обязательно напишу. Настоящее море я увидел здесь, в Мелитополе. Бывало дома выйдешь на берег Днепра, смотришь вдаль, туда, где оно впадает в Чёрное море, и думаешь, мечтаешь…
- А хочешь, Петя, - в порыве неосознанной нежности выговорила Анна Семёновна, - хочешь, я тебя возьму с собой летом на Чёрное море этим летом? Хочешь?
Петя смущенно заулыбался, как-то неопределенно пожал плечами.
               
                4.
На Черное море на каникулах Петя с Анной Семёновной так и не поехал. Он вдруг сильно заболел ангиной. Анна Семёновна приходила его проведывать, принесла ему целый кулек киви: от мамы узнала, что он их очень полюбил, прочитав где-то, киви самый полезный на земле продукт. Принесла Анна Семёновна ему две книги: «Белое безмолвие» Джека Лондона и Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». А еще передала ему записочки от одноклассников  в виде ярко разукрашенных конвертиков.
- Все тебя ждут в школе, выздоравливай, -  попрощалась Анна Семёновна и обняла Петю.
В школу Петя не вернулся. Получилось так, что его, едва выздоровевшего, забрала с мамой и дедом тетка, сестра мамы, в Кемерово. Петя уезжать не хотел, дошло дело до истерики. – Как будет возможность, я вернусь к вам, к друзьям, к морю,  - говорил, прощаясь с Анной Сёменовной, Петя.
На литературе в шестых классах Анна Семёновна выделила три урока и рассказывала, зачитывала фрагменты из романов Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» и «Хуторок в степи». Рассказывала,  еле сдерживая слезы, вспоминая Петю, его страстное желание увидеть тот самый  белеющий парус среди морских пучин.


Рецензии
Очень нужный рассказ. Когда-то говорили "опалённая юность", "опалённое детство". Вот они ворвались и в наше время...

Валерий Выборжанин   09.12.2023 16:43     Заявить о нарушении