Книга 2 Дорога к Богу Гл. 3 Анг-Хр. Ч. 4 Авария

АВТОПРОБЕГ НА МОСКВИЧЕ ПО МАРШРУТУ  МОСКВА - БИЙСК 

КНИГА 2 ДОРОГА К БОГУ
ГЛАВА 3 АНГЕЛЫ - ХРАНИТЕЛИ
ЧАСТЬ 4 АВАРИЯ

Вопрос о совместном отпуске встал неожиданно.
Очередь на "Волгу" продвигалась чрезвычайно медленно. И вдруг - побежала...
Мы перепугались. Вдруг очередь подойдёт, а у нас опять, как в предыдущий раз своих денег не хватит.
(это я вспоминаю, как мы покупали Москвича. Очередь подошла, а мы не набрали нужную сумму денег. Записались ещё раз и, наконец, купили машину со второго раза...) Решили быстренько продать своего любимого, ухоженного "Москвича".

Этой идеей поделились с Колей Макаровцем. А он сразу же сказал - "Я покупаю"...

А Виктор спросил - "А как же переправить машину из Москвы в Бийск?"...
То, что расстояние большое, это ладно, но дороги!!!

Коля сказал – скоро намечается командировка в Москву. Поговорим обо всём.

Для начала надо объяснить - кто такой Коля Макаровкц...

Коля - наш друг. Дружили мы семьями без малого 60 лет и прервалась наша дружба только со смертью в 2018 году - Виктора. А вскоре вслед за ним скончался и НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ МАКАРОВЕЦ.

Я не знаю - как рассказать о Коле, чтобы не упустить что-то важное о нём, но и не уходить далеко в сторону от основной темы этой Главы - АНГЕЛЫ - ХРАНИТЕЛИ...

Помещу здесь только краткую его биографию...

Родился в городе Кролевец в семье учителей. В годы Великой Отечественной войны находился под оккупацией в своём родном городе. Окончил с золотой медалью Кролевецкую школу № 1. Поступил в Тульский механический институт, который окончил по специальности «двигатели летательных аппаратов» в 1962 году. Во время учёбы в составе студенческого отряда работал на освоении целины. Работал по распределению в городе Бийске (Алтайский край), в Алтайском научно-исследовательском институте химической технологии — НПО «Алтай». Начинал инженером, затем работал старшим инженером, руководителем сектора, начальником лаборатории, начальником отдела.

Или В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1965 году по его инициативе была организована лаборатория, которая в 1971 году была преобразована в отдел по разработке методов расчёта внутрибаллистических, энергетических характеристик, скорости горения зарядов ракетных двигателей твёрдого топлива (РДТТ). Эти разработки нашли своё применение при создании первой советской межконтинентальной ракеты на твёрдом топливе РТ-2. Научные результаты исследований того периода времени были опубликованы в научных трудах «Проектирование и отработка прочноскреплённых зарядов РДТТ», «О приёмном контроле крупногабаритных твердотопливных зарядов», а также в многочисленных статьях и изобретениях.

С 1977 года — заместитель генерального директора НПО «Алтай». За время работы в этом объединении им был внесён значительный научный вклад в создание методов расчёта внутрибаллистических характеристик РДТТ, осуществлено научное руководство разработкой и внедрением в серийное производство зарядов для ракетных двигателей баллистических ракет, он являлся членом Государственной комиссии по испытаниям межконтинентальных баллистических ракет.

За указанные научно-исследовательские работы в 1984 году была присуждена Ленинская премия.

С ноября 1985 года работал генеральным директором НПО «Сплав» (ОАО «НПО «Сплав») в Туле; принимает руководство современным этапом развития реактивных систем залпового огня (РСЗО).

11 декабря 1985 года были завершены государственные испытания дальнобойной РСЗО третьего поколения «Смерч» (калибр снаряда 300 миллиметров, дальность стрельбы до 90 километров), имеющей на борту ракеты блок системы управления, который позволил уменьшить рассеивание снарядов в три раза по сравнению с неуправляемой ракетой, увеличив при этом кучность стрельбы в два раза. В 1986 году девять заводов (из них пять — механических) освоили производство элементов изделий и сдали первые несколько сот изделий заказчику.

В последующем под его руководством ФГУП ГНПП «Сплав» обеспечило ежегодное увеличение производства изделий «Смерч». В 1990 году сдача их заказчику возросла в десять раз. Это позволило принять на вооружение Советской Армии высокоэффективные комплексы. За создание и успешное освоение в серийном производстве системы «Смерч» коллективы разработчиков и изготовителей отмечены высокими государственными наградами, а сам Николай Макаровец был награждён орденом Ленина. Под его руководством кроме серийного производства РСЗО «Смерч» была создана широкая гамма реактивных снарядов, разработаны системы «Торнадо-Г», «Торнадо-С», «Ураган-1М» и авиационная ракета калибра 80 миллиметров.

С началом конверсии оборонный заказ в 1992 году на предприятии уменьшился в двенадцать раз, к 1994 году ФГУП ГНПП «Сплав» покинули около восьмисот человек, среди которых было немало высококвалифицированных специалистов. В этих условиях руководство предприятия решило: не надеясь на государство и оборонные заводы, оказавшиеся в крайне сложном положении, срочно налаживать собственное производство, продолжая разрабатывать новейшие виды изделий мирового уровня, на базе современных разработок загрузить свои производства и помочь заводам Тульской области и России, разместив на них заказы.

По инициативе генерального директора и генерального конструктора началась интенсивная работа по созданию на базе традиционных военных технологий производства наукоёмкой гражданской продукции не только для опытного завода ФГУП «ГНПП Сплав», но и для заводов главного управления. На предприятии и заводах отрасли был организован выпуск более 30 видов гражданской продукции, в том числе средств пожаротушения, оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, бытовых электротехнических изделий, баллонов высокого давления, медицинской техники, приборов для учёта расхода воды и газа, полиграфической техники. НПО «Сплав» стало многопрофильным предприятием.

За комплекс работ в области конверсии Николаю Макаровцу присуждена Государственная премия РФ за 1993 год.

ФГУП «ГНПП Сплав» не только выжило в условиях жёсткой конверсии, но и стало передовым оборонным предприятием, значительно нарастив и научный, и производственный потенциалы. Производственные площади «Сплава» увеличились более чем вдвое, превысив 150 тысяч квадратных метров, численность работников предприятия увеличилась на одну тысячу двести человек. Предприятие с каждым годом увеличивает объём производства, выпускает новые виды конкурентоспособной продукции.

Николай Макаровец имеет исключительные заслуги в продвижении отечественных РСЗО на мировой рынок вооружений, он принимал непосредственное участие в подготовке практически всех экспортных контрактов предприятия. В настоящее время только модернизированная РСЗО «Град» находится на вооружении более чем в 50 странах мира. Успешная внешнеэкономическая деятельность Н. А. Макаровца позволила обеспечить финансово-экономическую устойчивость ФГУП «ГНПП Сплав» и ряда заводов отрасли.

Распоряжением Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами от 3 февраля 2003 года ФГУП «ГНПП Сплав» предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества, проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту этой продукции военного назначения.

В центре внимания руководителя ФГУП «ГНПП Сплав» постоянно находятся социальные вопросы и проблемы сотрудников предприятия и ветеранов: реконструируются здания предприятия, ведётся строительство жилья, улучшаются быт, медицинское обслуживание.

Н. А. Макаровец — авторитетный специалист в области внутренней баллистики ракетных двигателей. Автор 170 изобретений и 350 научных трудов. Его знания и опыт востребованы для решения многих проблемных вопросов по этой теме в России и за рубежом. В 1991 году Макаровец Н. А. защитил докторскую диссертацию, и ему присвоено звание профессора. Под его научным руководством подготовлено пятнадцать кандидатов и докторов наук. Он является членом двух учёных советов по защите диссертаций.

В 1996 году Н. А. Макаровец организовал и возглавил кафедру Тульского государственного университета «Стартовые и технические комплексы РСЗО» на базе ФГУП «ГНПП Сплав». Он — действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российской академии естественных наук, Российской инженерной академии, почётный доктор Тульского государственного университета. Ему присвоено звание «Заслуженный работник образования».

Н. А. Макаровец — депутат Алтайского краевого совета, Бийского и Тульского городских советов народных депутатов, член коллегии Министерства оборонной промышленности, президент Тульского областного совета союза промышленников и предпринимателей. Жил и работал в Туле.

Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 1997 года «за выдающиеся заслуги в развитии реактивных систем залпового огня» Николаю Александровичу Макаровцу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 416).

В 1995 году Н. А. Макаровец признан «Человеком года» в номинации «Деятели военно-промышленного комплекса». Он — автор ста семидесяти изобретений, более трёхсот пятидесяти научных трудов.

До последних дней жизни являлся заместителем управляющего директора — научным руководителем — генеральным конструктором АО «НПО „СПЛАВ“»[2].

В городе Кролевец Сумской области на зданиях школ № 1, № 2 и № 5, в которых учился Николай Макаровец, установлены мемориальные доски.

Избран депутатом Государственной Думы РФ 7 созыва по списку ЕР, Тульско-Смоленская подгруппа, номер 2. 21 октября Госдума приостановила его полномочия в связи с заявлением[3].

Николай Александрович Макаровец умер 31 марта 2019 года после продолжительной болезни[4].

Память

30 декабря 2019 года на сайте «Ракетная техника» была опубликована первая крупная биографическая статья о Николае Макаровце за авторством С. В. Гурова — «Николай Александрович Макаровец. Моменты биографии. Воспоминания очевидцев»[5].

В 2020 году в электронном издательстве «ЛитРес: Самиздат» вышла в свет книга автора И. В. Дудко «Энциклопедия наших жизней. Два друга и „Москвич 408“. Том 3», посвящённая памяти Николая Александровича Макаровца и Виктора Анатольевича Дудко[6].

19 сентября 2020 года на Аллее Славы на территории Тульского государственного музея оружия был открыт бюст Николаю Макаровцу. В этот же день состоялась презентация книги Владимира Николаевича Коровина «Вершины Макаровца»[7].

Награды

Герой Российской Федерации (1997).
Орден «За заслуги перед Отечеством» I (2019), II (2000), III (1995) и IV (2014) степеней.
Орден Дружбы (2016).
Орден Ленина (1989).
Орден Октябрьской Революции (1978).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Медаль «За освоение целинных земель» (1997).
Государственная премия Российской Федерации (1993).
Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2012).
Почётная грамота Президента Российской Федерации (2009).
Почётная грамота правительства Российской Федерации (19.09.2012).
Почётный гражданин города Тулы (18.03.1999) и Тульской области (04.05.2009).

ИСТОЧНИК - сайт ВИКИПЕДИЯ
ru.wikipedia.org›Макаровец, Николай Александрович

Вот такой был наш друг - Коля Макаровец...

Вспоминать мы сейчас будем о нашем совместном автопробеге по маршруту -
- Москва - Бийск на машине МОСКВИЧ 408, красного цвета...
И - об аварии, в которой мы могли погибнуть сразу все, если бы, нас не охранял в дороге -  СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ и наши АНГЕЛЫ - ХРАНИТЕЛИ...

Итак, рассказ пойдёт об аварии, которая произошла во время нашего автопробега.
Мы перегоняли из Москвы в Бийск нашего красненького Москвича 408, которого
в 1971 году продали Коле... То есть, мы ехали в Бийск уже не на своей, а на Колиной машине...

Трудно подробно рассказывать о том, что происходило 53 года назад...
Поэтому я помещу здесь текст уже опубликованный. Сокращать его не буду по двум причинам.

Основная причина та, что мы в этом автопробеге трижды  побывали "на краю пропасти", из которой не возвращаются... А как рассказать? Трижды публикая воспоминания о каждом из этих случаев? Или всю книгу выложить сюда один раз?

Этот текст уже публиковался  дважды:

- один раз на ПРОЗА.РУ (без снимков о нашем путешествии и
- второй раз, когда уже Я (Ираида) опубликовала книгу под названием -
- "ДВА  ДРУГА  И  МАШИНА МОСКВИЧ" в издательстве ЛИТРЕСС.
В этот раз книга изобилует множеством снимков, причём - интересных, если учесть, что фотографии были сняты в теперь уже в бывших советских республиках, через которые мы проезжали...

Найти публикацию легко любому - на моих страницах в ЛИТРЕСС. Достаточно в поиске набрать ЛИТРЕСС и адрес автора - ИРАИДА ВЛАДИМИРОВНА ДУДКО... Тексты второй из трёх книг под этим названием рассказывают только о нашем автопробеге. Есть что посмотреть бесплатно...

Учитывая разные сопутствующие обстоятельства, я приняла такое решение.
Текст книги буду публиковать трижды, ещё не только потому, что он очень большой, а и потому, что он содержит исторические моменты, которые будет интесно почитать всем тревел - блогерам...

Во- первых маршрут автопробега редкий и
Во- вторых история этого пробега - 1971 год, советское время...

Итак - начинаю...


КНИГА 2 ДОРОГА  К  БОГУ  ДЛИНОЙ  В  ЦЕЛУЮ  ЖИЗНЬ
ГЛАВА 3АНГЕЛЫ - ХРАНИТЕЛИ
ЧАСТЬ 4 АВАРИЯ


Вопрос о совместном отпуске встал неожиданно.

Очередь на "Волгу" продвигалась чрезвычайно медленно. И вдруг - побежала...

Мы перепугались. Вдруг очередь подойдёт, а у нас опять, как в предыдущий раз своих денег не хватит. Решили быстренько продать своего любимого, ухоженного "Москвича".

Этой идеей поделились с Колей Макаровцем. А он сразу же сказал - "Я покупаю"...

А Виктор спросил - "А как же переправить машину из Москвы в Бийск?"... То, что расстояние большое, это ладно, но дороги!!!

Коля сказал – скоро намечается командировка в Москву. Поговорим обо всём.

Коля уже через несколько дней прилетел в Москву в командировку. И сразу же приехал к нам в Дзержинку.

Сначала, за бутылочкой Хемуса решали вопрос купли-продажи Москвича.

Договорились быстро.

На повестку вторым вопросом было поставлено  обсуждение – как перегнать машину из Москвы в Бийск.

Подумали, погадали, и кто-то из них предложил - перегнать машину "своим ходом", а за рулём будут попеременно - Коля и Виктор.

Естественно - жены при них.

Время до отпуска оставалось мало. А у Коли не было даже прав, не говоря уже и навыков езды.

В общем, как всегда - "Из огня, да в полымя...". Но отступать перед трудностями мы не привыкли. Решено - сделано.

Коле нужно было возвращаться в Бийск. Но вопросов нужно было много решать и здесь и быстро.

Договорились, что через несколько дней он опять прилетит к нам и мы составим подробный план нашей поездки.

Обсуждая второй вопрос вчерне, мы усидели бутылочку- «Мадьярского гусара».

ОПЯТЬ   ОБСУЖДАЕМ

Коля прилетел  обратно в Москву.

В день прилёта – 06. 06. 71. он к вечеру приехал к нам, чтобы ещё раз окончательно обсудить все вопросы предстоящего отпуска.

Ещё раз мужчины обсудили все вопросы. Мы подтвердили своё согласие на продажу машины - Коле.

Коля привёз с собой шампанское из Бийска  специально для того, чтобы отметить это событие.

Что мы успешно и сделали.

ОТМЕЧАЕМ
 
В общем, было принято совместное решение о том, что, после оформления всех документов,  Коля с Виктором перегоняют машину в Кролевец. Виктор возвращается домой поездом. Мы "в темпе вальса" собираемся и уже оба едем тоже поездом к к Колиным родителям в Кролевец. А пока мы едем, Коля готовит машину к нашему автопробегу, ну и сам пробует освоить езду по городу. Права он получил, но опыта езды у него не было никакого…

Пока мужчины разговаривали, я приготовила сытный ужин. Ответного шампанского у нас не было. Коньяка тоже не было. Зато в баре по такому торжественному случаю нашлась бутылка обычной московской водки.

Мы и закрепили окончательно наш договор, усидев бутылочку на троих, отступив от нашего правила, установленного Виктором – употреблять только сухие вина…

ПРОДАЛИ  МАШИНУ

!0. 06. 71 г. приехал наш первый отпускник – Николай Александрович Макаровец.
 
Почти целый день я их не видела. Они где-то ездили в Москве, оформляя  документы   КУПЛИ – ПРОДАЖЫ нашей, теперь  уже не нашей красавицы.

Вернулись голодные и уставшие. Виктор  с грустным видом, а Коля был немного растерянный. Он до конца ещё не осознал, что произошло – так быстро сменялись события. Теперь Коля имеет машину, с которой прощался Виктор, поэтому вполне понятно, что они переживали противоположные чувства.

Уже продав машину, на этикетке Виктор пишет – «Окончательное решение по машине». Значит, он всё-таки до самого конца  сомневался.

Красный Москвич был нашим третьим «ребёнком», олицетворяющим исполнение нашей давней мечты. И вот теперь мы с ним расставались. Одно радовало – «ребёнка» отдавали в хорошие руки…

На этот раз за ужином мы пили только сухое вино – опять была бутылка ХЕМУСА  и – бутылка  - ДНЕСТРОВСКОЕ  СТОЛОВОЕ.

На следующий день Виктор уложил в багажник все инструменты, аптечку, рабочую и запасную канистры и много всякой необходимой в дальней дороге мелочи.

Виктор использовал пару дней  отгулов и они с Колей, наконец, уехали в Кролевец.  Обратно Виктор вернётся на поезде.

Вика ждала Колю в Кролевце. А мы с Виктором должны будем к ним присоединиться в первых числах июля.

ЕДЕМ  В  КРОЛЕВЕЦ

Итак, мы остановились на том, что  Виктор с Колей отогнали машину в Кролевец.

Решили, что Коля с Викой будут нас ждать у родителей Николая, которые жили в Кроливце... Туда же  перегнали заранее нашу (теперь получается, что уже не нашу) машину. И до начала совместной поездки, Коля должен поучиться на ней ездить, и подготовить машину к пробегу.

Машину нужно было проверить перед таким дальним маршрутом.
Да и мы сами должны были как-то подготовиться - и материально, и морально.

Мы собрались ехать в Кролевец поездом.

До вокзала нужно было ещё добираться на метро, причём в часы пик.

У меня вышло три места.

Дудко Виктор Анатольевич - с одним портфельчиком явился в метро за 45 минут до поезда, и, прибежав к первому вагону метро, машет мне издалека - вскакивай, мол, в вагон.

А я с вещами не могу пробраться сквозь толпу к вагону поезда. Спасибо, помогли добрые люди...
   
Мы не собирались вести дневник этого отпуска. Но так вышло, что с первого дня путешествия столько с нами произошло приключений, что не записать их - было просто невозможно. Поэтому некоторые события до дня нашего отъезда из Кролевца пришлось описать по памяти.
   
В целом - путешествие было потрясное во всех отношениях: интересное, трудное, опасное, захватывающее, не забываемое и т.д. и т.п.

Но начать рассказ надо всё-таки опять - с начала...

И теперь я уже ориентируюсь в прошлом с помощью дневника…
      
08. 07. 71 г.

Последний рабочий день перед отпуском. Машина готовится к пробегу в Кролевце у родителей Макаровца. Все очень просто. У нас подходит очередь на новую Волгу. Мы решили продать свой Москвич-408 своим лучшим друзьям - Макаровцам из Бийска.
 
Но, поскольку машину в Бийск можно перегонять только в июле, т.к. позже - "развозит" дороги, мы и решили провести отпуск в автопробеге именно в июле - августе.
   
Рассматривали несколько вариантов нашего автопробега.

Выбрали следующий:

Автопробег: МОСКВА - БАКУ - НА ПАРОМЕ ЧЕРЕЗ КАСПИЙ - БУХАРА - САМАРКАНД - ФЕРГАНА - ОШ - ФРУНЗЕ - СЕМИПАЛАТИНСК - БИЙСК.
   
Уточнили:

Автопробег: МОСКВА - РОСТОВ - Эльбрус - БАКУ - НА ПАРОМЕ ЧЕРЕЗ КАСПИЙ - АШХАБАД - МАРЫ - БУХАРА - САМАРКАНД - ЛЕНИНАБАД - ФЕРГАНА - ОШ - перевалы в горах Тянь-Шаня -- ФРУНЗЕ - АЛМА-АТА - СЕМИПАЛАТИНСК - БАРНАУЛ - БИЙСК.

    Просчитали Предполагаемый путь в километрах:

   11 июля - Кролевец - Изюм - 651 км.
   12 июля - Ростов - 346 км., Невинномысск - 374 км.
   13 июля - Эльбрус, Нальчик - 370 км., Тбилиси - 323 км.
   14 июля - Тбилиси!!!
   15 июля - Баку - 579 км.
   16 июля - Баку - переправа.
   17 июля - Кизил - Арват - 344 км., Ашхабад - 227 км.
   18 июля - Чарджоу - 605 км.
   19 июля - Самарканд - 573 км.
   20 июля - Самарканд!!!
   21 июля - Уч-Кургон - 566 км.
   22 июля - Уч-Кургон.
   23 июля - Уч-Кургон.
   24 июля - Уч-Кургон.
   25 июля - Фрунзе - 747 км.
   26 июля - Фрунзе.
   27 июля - Алма-Ата -247 км., Толды-Кургон - 268 км.
   28 июля - Ая-Гуз - 517 км.
   29 июля - Семипалатинск - 353 км.
   30 июля - Барнаул - 437 км., Бийск - 171 км.
   31 июля - Бийск.
   1 августа - Бийск.
   
   Итого - 7698 км + 600 км. от Москвы до Кролевца на поезде = 8238 км.

Это не так уж много, если за рулём по очереди находятся два водителя. Но сумел ли Коля освоить вождение машины в Кролевце за первые несколько дней отпуска?   
   
Итак, 8 июля я поехала на работу с чемоданом и постелькой (для ночлега в палатке). Затем днём я прикупила соль, блинную муку и ужин в поезд.

У меня вышло три места. Дудко Виктор Анатольевич - с одним портфельчиком явился на Ногина за 45 минут до поезда, и, прибежав к первому вагону метро, машет мне издалека - вскакивай, мол, в вагон.

А я с вещами стою - у последнего вагона. Кое-как (помогли добрые люди) - ввалилась в вагон метро с вещами. Это один из случаев, доказывающий, что ту эмансипацию, которую женщины завоёвывали себе несколько сотен лет, теперь расхлёбываем всю свою жизнь.
   
Итак, первое приключение - чуть не опоздали на поезд.

Второе - уже сев в поезд, мы узнали, что в Кролевец приезжаем в три ночи. Это Виктор не соизволил правильно посмотреть расписание поезда, на который брал билеты.
 
Мы в поезде почти не спали - боялись проспать свою станцию. Всё думалось - что нас ждёт впереди, в этом неизведанном путешествии.

А пока поезд нас вёз на родину нашего друга - Коленьки Макаровца.

Нам предстояло первый раз познакомиться с Колиными родными.

В наших не долгих встречах Коля не раз рассказывал нам о Кролевце, о своём детстве, родителях.  Но это были короткие рассказы.
 
К сожалению, у Колиных родителей семья не сложилась. Отец женился на учительнице Тамаре Юрьевне Суворовой. У них своих детей не было. Мама его вышла замуж за Василия Николаевича Сребранца, и родились Володя, Лида, Оля.

Отец, работавший до войны учителем, прошел всю Великую Отечественную, окончив её в Берлине. Начинал рядовым, а Победу встретил уже капитаном.

В 1947 году, Николай по взаимному соглашению родителей был передан отцу и уехал с ним жить в Германию, во 2-м и 3-м классах учился в Потсдаме.

В 1949 году Отец с Колей вернулись в Кролевец, купили маленький домик. Отец работал в городском Совете, а приемная мать - учительницей.

В 1959 году отца вновь призвали в армию, повысив в звании, - он занимался строительством оборонных объектов. Тамара Юрьевна главным образом, была с ним, а Коля  жил в Кролевце вместе с двоюродной сестрой Марией, а родными стали дом деда по линии приемной мамы Юрия Михайловича Суворова, дом мамы и школа.
 
С мамой, сёстрами и братом Коля сохранил тёплые отношения. Брат Тамары Юрьевны Саша и его жена Оля стали Николаю близкими людьми.
    
В три часа ночи на вокзале в Кролевце нас встретил Коля.

Родители тоже не спали, ожидая нас. Они так тепло к нам отнеслись, что мы сразу же перестали стесняться.

У них было и в доме и в отношениях между собой и к нам так всё – просто, что нам показалось, что мы тоже их родственники, причём – желанные…

И на столе, который был накрыт для нас  постоянно – только садитесь и ешьте – было всё свежее, аппетитно приготовленное, зовущее - отпробовать…

Тамара Юрьевна угощала нас овощами и свежей зеленью, которую подавала на стол, только что сорванную с грядки огорода, который находился сразу же за домом.

Черемшу я пробовала первый раз. До этого я за черемшу принимала ошибочно – стрелки чеснока.

А на самом деле – это нежные продолговатые листочки, похожие на листья ландыша.

В простонародье это растение зовётся: диким медвежим луком, диким чесноком, чензели, левурдой, диким луком или калбой.

После бессонной ночи в поезде, сразу  легли спать...

День в Кролевце прошёл наполовину за столом, наполовину под машиной (у мужчин, конечно).

Видимо Коля предупредил, что мы предпочитаем сухие вина, а, может быть, родители Колины вообще люди – не пьющие, на столе стояли только бутылки с сухими винами, но потом и всё-таки появилась  четвертинка, или, как мы её привыкли называть – чекушка столичной водки.

Сухое вино по надписи на этикетке похоже было – Алжирское. Мы такое ещё до этого не пробовали.

 КРОЛЕВЕЦ

Коля должен был подготовить машину полностью к поездке и поучиться водить. У него было наезжено за неделю до отпуска несколько часов при сдаче на права и километров 300, пока гнали с Витей машину в Кролевец.

Но в Кролевце шли дожди всю первую неделю их отпуска и поездить Коля тоже не смог.

Машину готовили к пробегу и пили за отпуск, пили и готовили, потом готовили и пили (по выражению Коли) и в результате ничего не сделали, во всяком случае - лишь минимум. А отсюда все дальнейшие последствия...
   
Мы познакомились с Колиными родителями. Его отец - участник Великой Отечественной войны, мама - учитель. Но так получилось, что Колин папа жил со второй женой - Тамарой Юрьевной. Полная, спокойная, добрая женщина. Нам показалось, что их семья чем-то напоминала семью БАТИ (Витиного отца). БАТЯ тоже воевал, тоже расстался с Витиной мамой. А, может быть, все семьи их поколения были похожи чем-то друг на друга...
   
Конечно, Коля поводил нас по городу своего детства, показал школы, в которых учился. Показал близкие его сердцу места в Кролевце.

Во время прогулки, Коля заодно знакомил нас с историей города Кролевца.

Кролевец расположен в Полесье, в бассейнах рек Десна и Сейм, на трассе Киев - Москва. Город был основан в 1601 году выходцами из правобережной Украины, которые искали спасения от польской шляхты и нападения татар. В 1616 году польский король Ян Казимир приказал построить в нем земляные укрепления, назвав их "Крулевским замком", почему и город стал называться "Крулевец", или "Кролевец".

Город в то время был беден, жители много терпели от польских солдат, не раз поднимали восстания. В период освободительной войны 1648 - 1654 г. г. под руководством Богдана Хмельницкого поляков изгнали, и Кролевец был присоединен к Московскому государству.

Весьма выгодное географическое положение города имело большое значение для торговли и проведения ярмарок. Сами кролевчане называли их всемирными, так как на них сходились люди множества национальностей - от греков до евреев и армян. В тот период город Кролевец становится одним из самых больших центров украинского народного художественного творчества.

Мало кто на Украине не знает красивых кролевецких рушников, украшенных условно декоративными растениями, птицами, звёздами. Рушник в украинском быте стал вещью первой необходимости. Он украшал интерьер, использовался при свадебных и других обрядах. Не случайно Кролевец называют городом рушникового чуда.
   
Кстати сказать, Коля несколько раз на какие-нибудь наши праздничные даты привозил нам "кролевецкие" подарки. Чаще это были скатерти.

Помню кроме белых, одна была - синяя. По синему или белому полю чередовались узкие и широкие полосы ручной вышивки изумительной красоты украинских узоров. Такие встречаются на старинных рушниках, которые вышивались исстари и на Украине и в Белоруссии. Но "кролевецкие" узоры отличались какой-то особой самобытностью. К сожалению, эти Колины подарки не сохранились, как многое другое, утраченное нами за нашу долгую жизнь...
   
Колины родители угощали нас здоровой деревенской едой, хотя Кролевец не деревня. Много позже городские улицы поглотили и их домик с садом и им пришлось переехать в городскую квартиру.

Но это было потом, а в этот раз нас угощали молодой картошкой, овощами, сорванными с грядок и всякой зеленью.

Сначала мы угощенье Тамары Юрьевны не до оценили, также как и всякую другую свежую зелень, которую она в изобилии приносила к столу с  огорода.

Своего огорода у нас дома  не было. Поэтому кроме укропа и петрушки на местном базаре мы ничего не покупали.

А здесь – чего только не подавала Тамара Юрьевна к горячей молодой картошечке:  и молодые сочные головки чеснока, и черемшу, и кинзу, и хрустящие малосольные огурчики, да много ещё чего другого вкусного и аппетитного.

Все последующие годы, уже когда переехали в Москву,  мы с Витей бегали ранней весной на близлежащий в Отрадном московский рынок и покупали молодой чеснок и пучочки черемши. Правда, они были привозные, а не как в Кролевце - сорванные с грядки, но всё равно - вкусные.

Только теперь я понимаю, что это в подсознании было связано с воспоминанием о Кролевце и нашим отпуском.

К столу кроме водки покупалось в основном алжирское вино. Почему именно  алжирское? Потому что полки в винных магазинах были заставлены бутылками с алжирским вином.

Сначала французы принесли в Алжир винодельческую культуру, и страна стала одним из крупнейших мировых производителей вина. Но после провозглашения независимости из страны уехало более миллиона французов, что обрушило местный рынок потребления вина.

Виноделие стало приходить в упадок, но масштабы производства вина были ещё велики. Франция же бойкотировала алжирские вина. Никита Сергеевич был широкой души человек и любил делать друзьям неожиданные подарки. И он пришёл на помощь алжирскому другу. Был заключен контракт на поставку в СССР алжирского вина.

Поставками виноматериалов Алжир расплачивался и за поставки военной техники.

Только с 1969 по 1975 год СССР закупил 5 миллионов гектолитров алжирского вина.

Вино закупали в бутылках, разлитых в Алжире. А, если оно в цистернах поступало на российские заводы, например – в Ставрополье. Вино разливалось в бутылки с этикетками, на которых кроме алжирской темы, на русском языке указывалось название вина, завода изготовителя и помещались  разные картинки.

В блоге  -   http://nnm.me/blogs/lisrnd/chto-pili-v-sssr/ -в статье -
«Что пили в СССР»  по поводу алжирского вина написано следующее…

Посвящается тем, кто это пил и дожил до наших дней.

Импортозамещение, оказывается, было актуально и во времена Советского Союза.

Текст статьи привожу в сокращении...

........Ну, и наконец, один из главных «подарков» Н.С. Хрущева советскому народу-вино Алжира, которое с легкой руки отечественных «виноделов» превратилось в «Солнцедар», «Алжирское» и «Вермут розовый».

Народ, который выжил, распробовав эту гадость, окрестил  её - «чернилами»,
«краской для заборов», «клопомором» и пр., пр., но тем не менее почти 5 млн. декалитров этого пойла пришли в Союз танкерами, которые с трудом отпаривали после слива в поселке Солнцедар под Геленджиком.

Все дело было в цене: «Алжирское» - 14% и 65 копеек!!!,
«Солнцедар» - 20% и 1 руб.25 коп.!

3-х литровая банка «Солнцедара» за 8 руб.80 коп.

-Мой первый алкогольный опыт с товарищами по 8 классу в Москве, для описания состояния на следующий день приличных слов подобрать просто невозможно.

Свою смертоносную жатву на просторах СССР «Солнцедар», ставший символом эпохи застоя, собирал вплоть до 1985 года, пока Горбачев, вошедший в историю винопотребления страны, как Минеральный секретарь, не начал борьбу с пьянством и алкоголизмом.
Вернёмся к нашим записям об автопробеге...

СТОЛИЧНАЯ  ВОДКА

Здесь и дальше приводятся в основном - наши записи из дневника о нашем АВТОПРОБЕГЕ  по маршруту МОСКВА - БИЙСК...

В дневнике написано, что мы с собой в дорогу купили 10 бутылок столичной водки. Почему-то у меня возникли сомнения. Водка столичная была в числе – редких покупок и не так часто появлялась в продаже. А здесь - в Кролевце? Столичная водка?

Проверила…

В 1938 году в СССР была зарегистрирована рецептура и торговый знак водки «Столичная». Выпускаться водка начала лишь через несколько лет, в 1941 году, при этом первая бутылка «Столичной» была выпущена в Ленинграде.

«С 1971 года водка начала продаваться в США. Права на дистрибьюцию водки получила американская компания PepsiCo (все знаем Пепси-Колу!), в обмен на право строительства завода по производству газированных напитков в Новороссийске. В Америке наша "Столичная" получила устойчивое название Stoli.

В постсоветские времена с владельцами бренда «Столичная» происходила, да и происходит теперь, страшная путаница. На настоящий момент эта водка бойкотируется геями и лесбиянками США и Англии (как русский продукт), а производится водка в Латвии. Официального производства этой марки русской водки в России нет.
 https://aftershock.news/?q=node/438714»

Значит я была не права, когда усомнилась. Мы действительно могли купить в дорогу настоящую  советскую  СТОЛИЧНУЮ  ВОДКУ».

 СТАДО   КОРОВ

 10 июля.

Гуляли по Кролевцу. Купили в дорогу Столичной.  Мне купили спортивные брюки - под эластик или, вернее - полуэластик. И кто сказал, что полным не идут брюки?! Во всяком случае, в них очень удобно.

Вторую половину дня мужчины вместе с соседями чинили в машине свет и меняли камеру в запаске.
   
Ну а теперь можно перейти к изложению событий нашего совместного отпуска в 1971 году, когда мы были молодыми...

  11 июля.

С рассветом выехали... Итак - первый день автопробега. Коля оказывается запасся справками о том, что группа научных работников Сибирского отделения АН СССР совершает автопробег: Москва - Ростов - Баку - Самарканд - Алтай.

Справка на красивом фирменном бланке с шапкой - "Алтайский научно-исследовательский химико-технологический институт".
   
Решили сократить дорогу и влипли... 85 км. пилили по плохой дороге.

Около Ахтырки Макаровец, будучи за рулем застрял среди коров.

В Харькове обнаружили, что потеряли один болт, а два раскрутились.

На одной из центральных улиц Харькова Макаровец лежал под машиной и привинчивал болты, которые купил на 1 рубль у проезжающей машины (стоят они копейки и иметь их надо всегда с собой на всякий случай побольше).

Видели на дороге перевёрнутую машину.

Макаровец опять застрял среди коров.

Ночевали в Изюме - трое в гостинице, а Макаровец в машине. Его обхаживали поздно вечером грузины, но когда увидели, что он не спит, отошли к рядом стоящему зданию Горкома партии и сделали вид, что изучают часы приёма.

 АВАРИЯ

 12 июля.

Дебальцево. Хочется горячего кофе. Кафе - "Турист". Остановились. Зашли. Паршивый гуляш и помоечное кофе... Официантка флиртовала с Дудко...

Едем дальше. Макаровец уже не застрял в стаде коров. Въехали в Ростовскую область. Вот и Ростов! Купили ещё значков и решили в Ростове не останавливаться, а ехать дальше. (Роковая ошибка!).
   
17.40. На счетчике - 47017 км. Врезались в грузин!!! Позже выяснили, что они оказались азербайджанцами. Это была первая авария за всё время существования нашей машины.

Всё вышло очень просто. За рулём - Коля.

Впереди объезд и перед нами машина с азербайджанцами - Волга.

Она останавливается перед знаком - "ОБЪЕЗД" и начинает медленно (двигаться назад!!! Это было их ошибкой и позволило нам требовать компенсацию) выруливать вправо.

Коля видит всё, а идёт на скорости - 60 км. и продолжает ехать, не снижая скорости. Витя кричит - "Тормози!"...

Практически, если бы Коля затормозил, мы бы остановились перед той машиной, но, увы!... Коля (по ошибке ли?! Или у него соскочила нога?!) вместо того, чтобы нажать на тормоз, нажимает на газ... Мы мчимся на разворачивающуюся машину... Скрежет... Врезаемся в неё...
   
Так как основная дорога ремонтировалась, то здесь был съезд на объездную дорогу, идущую вдоль разросшихся деревьев. У знака был съезд на эту дорогу. Кювет был крутым и глубоким - шириной до 1,5 метров.

Нас выносит вправо, ... И мы летим на большой скорости через кювет прямо на большое дерево!...(За кюветом вдоль дороги метрах в 20-ти довольно часто были посажены деревья, как защита поля от дороги. К счастью мы попали между двумя деревьями - со стороны шофёра в непосредственной близости от дерева. Дерево остается в одном сантиметре слева. Это спасло жизнь Коле и Вике - она сидела за ним слева, а, может быть, и всем нам. Дальше была сцена, которую просто так словами не опишешь.
   
 Остановились любопытные машины. У нашей машины смято все левое крыло, разбита фара, в мочалку - молдинг и вмятина по всему левому боку... Я до того привыкла к Витиной аккуратной езде, что у меня даже на мгновенье не мелькнула мысль, что виноват Коля.

Я выбежала на дорогу, бегаю туда - сюда и кричу, не переставая, истошным голосом - "ГАИ сюда! ГАИ!!!" Останавливаю машины, прошу вызвать ГАИ, но в ответ слышу один и тот же вопрос - "Зачем?" Мне объясняют, что если приедет ГАИ, оно заберёт права у обоих водителей. Кроме того, если докажут, что виноваты мы, нам вообще ничего не заплатят. И все добавляют - "Договоритесь на месте".
 
Но я этого всего не знала и не понимала и в исступлении продолжала бегать по дороге и кричать - "ГАИ сюда! ГАИ!!!"...

Тем временем наши мужчины с азербайджанцами бегали по кругу вркруг машины, махали руками и "качали права" до тех пор, пока один азербайджанец не сообразил, что он может потерять права и стал уговаривать ребят - "Заберите свою женщину, она вызовет ГАИ!"

Может быть, у него были ещё какие-нибудь другие причины не встречаться с ГАИ? (Машина могла быть угнанной или ворованной?!?).

В это время кто-то из любопытных, подъехавших позже и не видевших, кто виноват, но видя, что наша машина пострадала больше, стал советовать азербайджанцам - "Заплатите им деньги и пусть они чинятся, а вы - уезжайте!".

Начались торги:

   - На - 100!
   - Да ты что!!! Посмотри сколько разбито!!!
   - 150!
   - Мало!!!
   - 200!
   - Вот и колесо поцарапано!!! А оно новое!...

Любопытные советуют - "Дайте им 300".

   - 300!

Коля шепчется нервно с Виктором. Виктор не может определить стоимость ремонта и не знает, что решать. И, как не странно, Виктор внешне выглядел наиболее спокойно, может быть, потому, что машина была уже не его, а Колина, может быть, потому, что виноват был Коля, а может быть, он был просто в шоковом состоянии?...
   
И, вдруг, Коля в запале кричит:

   - 400!!!

Азербайджанец схватился за голову:

- Ты меня раздеваешь! Пусть ГАИ зовут!

Он выбежал на дорогу и теперь мы уже дуэтом кричим :

- Давай ГАИ!!!

Коля кидается за ним и тянет за рукав в сторон

   - Давай 350!!!

- НА! - шипит азербайджанец и всовывает Коле пачку денег. Коля судорожно считает деньги и бежит за ним, а тот уже готов уехать.

- Эй, эй! Здесь даже 300 нет!!!

Считают судорожно оба. Азербайджанец добавляет до 300 рублей. Коля соглашается, азербайджанцы исчезают, а мы остаемся у разбитой машины...
   
Кто-то, кто хорошо знает здешние места, советует проехать до конца объезда и, переехав через дорогу, заехать в домик, где живут обслуживающие дорогу работники - они помогут...

НА  КРАЮ  ГИБЕЛИ

Наверняка, ангел-хранитель в этот миг витал над нами.

Никто не подумал, что после пережитого Коле пока нельзя садиться за руль, а он сел...

Проехали по объездной дороге до конца объезда.

Кстати - основная дорога была уже готова, и просто ещё не сняли указатели, можно было проехать прямо, по основной дороги. Но кто же знал!...
И, вот, проехав объездную дорогу, мы медленно выползаем наверх, на основную дорогу, пытаясь пересечь её. Коля спрашивает - "Машин нет?" Сзади их не было, кто-то сказал вслух - "Нет"...

И вот, когда доехали почти до середины дороги, мы трое (кроме Коли) поворачиваем головы направо и видим с угрожающей скоростью, парализующей весь организм, надвигающуюся на нас огромную машину с прицепом, идущую не по объездной дороге, а по основному шоссе и ревущую не сигналом, а всей своей мощью.

Мы хором кричим Коле - "Машина!"... И Коля нажимает в этот раз вместо газа - на тормоз, мы медленно затормаживаем, а огромный рычащий зверь неумолимо надвигается на нас. Мы инстинктивно съёживаемся от страха, а наша машина медленно-медленно ползёт вперед.
   
Белаз промчался сзади вихрем мимо нас, обдав нас жаром и гарью.

Он даже не пытался тормозить.

Когда мы доползли до противоположного края дороги, первое, что нам бросилось в глаза - бегущая к нам женщина. Ей показалось, что мы выползли прямо из-под промчавшегося мимо Белаза.

На наше счастье, наша машина не заглохла во время торможения - мы бы погибли все вместе и сразу...
   
Самое интересное, что первый случай - авария перед этим, не произвела на нас такое ужасное впечатление. Она была неожиданной и мы не успели осознать в доли секунды опасность, а здесь каждый (кроме Коли - он просто сидел слева и не мог видеть машины мчавшейся на нас справа!) ощутил неотвратимый крах и никто ничего, кроме вопля, не успел сделать и даже - подумать.

Это длилось тоже доли секунды, но позднее казалось, что этот ужас длился - вечность.

Виктор потом сказал - "Я слышал, что перед смертью в мыслях может промелькнуть вся жизнь за секунду, что-то у меня ничего такого не было"... По-видимому, это был ещё не тот самый последний шаг..., но страшно было очень...

Наверняка, ангел-хранитель в этот миг витал над нами.

Когда машина остановилась, мы буквально вывалились из неё и шмякнулись на траву. Лежали, пока не отдышались, и страх, сковавший все наши клеточки, немного отступил.

Но стрессовое состояние длилось ещё долго...

Но самые большие неприятности всем моим спутникам доставляла я.
На протяжении всего дальнейшего пути, сидя сзади я всё время следила за дорогой и нашими действиями наших водителей – Коли и Виктора.
И, когда мне казалось, что они собираются сделать опасный (с моей точки зрения) обгон или объезд, я не то чтобы подвывала, скорее – резко и неожиданно для ребят – взвизгивала.

Коля итак нервничал немножко, находясь за рулём, но опыта набирался день ото дня. А тут ещё моя постоянная резкая «голосовая реакция» выводила его из равновесия.

Виктор ругался на меня, но я с собой ничего не могла и не могу  поделать до сегодняшних дней.

Наша Стэлла любит рискованную езду – в пробках часто опасно перестраивается, объезжает по обочинам, превышает скорость и т. д.  Правда потом платит порой много штрафов…

Когда она везёт меня в Москву к врачу, зная мои «страхи», она обычно просит – «Мама! Ты только молчи, когда я за рулём…», и включает мне мой любимый ШАНСОН…

РЕМОНТ  МАШИНЫ

  13 июля.

Рабочие из домика свозили ребят к какому-то подпольному миллионеру по техобслуживанию машин. Ему завозят централизованно целые партии "левых" запчастей. Он дважды сидел, имел несколько своих автомашин и на днях его лавочку опять прикрыли. Он отказался помочь.

И, вот, Коля и два рабочих из домика всю ночь рихтовали за 50 рублей крыло, чтобы можно было проскочить в Ростов мимо ГАИ.

Утром выехали. Доехали благополучно до Ростова. Остановились в кемпинге и жили там минимум трое суток, пока чинили машину.

Директор кемпинга просто пожалел нас и предоставил нам место в одном из домиков.
   
Первый день пропал впустую. На станции техобслуживания - длинная очередь, а запчастей нет. И окунулись мы в мир толкучек и подпольных специалистов, которые ломались, набивали цену, но, в конце концов, отказывались и посылали к следующему "специалисту".
   
Наконец, мастер одной авторемонтной мастерской послал нас к маляру - по имени - Витя из автохозяйства, на другой конец города (он всё может) - ул. Нансена 36. Этот Витя успел сменить место работы и, кроме того, находился в отпуске. Мы нашли его дома. Витя поехал с нами к автохозяйству и вызвал Васю. Коля долго что-то объяснял, но Вася помочь отказался категорически, посоветовав поискать Федю, который работает ещё в одной автомастерской. Тут подвернулся таксист. Он посоветовал вызвать Маркосяна или Васю рыжего. Ни тот, ни другой не вышли, что значит без личных рекомендаций... Поехали искать Федю - кузовщика. Федю не нашли, но зато нашли другую авторемонтную мастерскую. На счастье дежурный авто приёмщик сообразил, что с нас можно - "взять"... и машину взяли на ремонт.
   
Два с половиной дня машину ремонтировали. За всё переплачивали всем - и за запчасти и за услуги. Официально нам выписали квитанцию на 140 рублей, а весь ремонт в мастерской встал - 225 р. + 50 р. за рихтовку = 275 р.

На оставшиеся 25 рублей мы купили сухого вина и шампанского...

В итоге: заменили крыло, молдинга нет. Коля будет его ещё доставать позже. Дверки отрихтовали. Следы остались. Надо будет ещё подкрасить.
   
Вика с Витей ездили на толкучку - набрались впечатлений. Они познакомились с Витей Беленьким - специалистом - купцом по краскам, а также со старичком, похожим на сморчка, специалистом по "Волгам", с интеллигентом - специалистом по "Москвичам" и т.д., но ничего не достали. Видимо, не внушили доверия этим "подозрительным", как мы их окрестили - "специалистам".
   
Я не знаю насколько я - суеверна, наверное, что - то в этом духе в душе теплится. Но в этот раз я решила подстраховаться.

Я не признаю по жизни никаких украшений: ни колец, ни бус, ни ожерелий.

Но вышло так, что незадолго до нашего путешествия, я увидела в магазине, среди дешёвой бижутерии перстенек. Металл ажурный - имитация по чернёное серебро, а в лапках - огромный камень - прозрачный, гранёный, светло сиреневого цвета.

Конечно, это - подкрашенное стекло, но мне очень понравилось. Я ещё тогда не знала, какие камни свойственны Козерогу. Да и знаки зодиака нас тогда не интересовали и не волновали.

Но после аварии я где-то на уровне подсознания прочувствовала, что этот перстень с сиреневым камнем - не мой.
 
Больше того, я предположила, что именно этот камень может приносить мне несчастья. И, чтобы обезопаситься, когда никого не было из наших в комнатке кемпинга, сняла перстень с руки, размахнулась и кинула его об стену.

Стеклянный "камушек" я не нашла и не искала... А вот сам металлический перстенёк мне перед отъездом попался под руку. Я его взяла с собой, и ещё многие годы он у меня валялся среди всяких пуговиц и ненужных побрякушек, а потом потерялся овсем...

 РЕМОНТ  МАШИНЫ
  13 июля.

Рабочие из домика свозили ребят к какому-то подпольному миллионеру по техобслуживанию машин. Ему завозят централизованно целые партии "левых" запчастей. Он дважды сидел, имел несколько своих автомашин и на днях его лавочку опять прикрыли. Он отказался помочь.

И, вот, Коля и два рабочих из домика всю ночь рихтовали за 50 рублей крыло, чтобы можно было проскочить в Ростов мимо ГАИ.

Утром выехали. Доехали благополучно до Ростова. Остановились в кемпинге и жили там минимум трое суток, пока чинили машину.

Директор кемпинга просто пожалел нас и предоставил нам место в одном из домиков.
   
Первый день пропал впустую. На станции техобслуживания - длинная очередь, а запчастей нет. И окунулись мы в мир толкучек и подпольных специалистов, которые ломались, набивали цену, но, в конце концов, отказывались и посылали к следующему "специалисту".
   
Наконец, мастер одной авторемонтной мастерской послал нас к маляру - по имени - Витя из автохозяйства, на другой конец города (он всё может) - ул. Нансена 36. Этот Витя успел сменить место работы и, кроме того, находился в отпуске. Мы нашли его дома. Витя поехал с нами к автохозяйству и вызвал Васю. Коля долго что-то объяснял, но Вася помочь отказался категорически, посоветовав поискать Федю, который работает ещё в одной автомастерской. Тут подвернулся таксист. Он посоветовал вызвать Маркосяна или Васю рыжего. Ни тот, ни другой не вышли, что значит без личных рекомендаций... Поехали искать Федю - кузовщика. Федю не нашли, но зато нашли другую авторемонтную мастерскую. На счастье дежурный авто приёмщик сообразил, что с нас можно - "взять"... и машину взяли на ремонт.
   
Два с половиной дня машину ремонтировали. За всё переплачивали всем - и за запчасти и за услуги. Официально нам выписали квитанцию на 140 рублей, а весь ремонт в мастерской встал - 225 р. + 50 р. за рихтовку = 275 р.

На оставшиеся 25 рублей мы купили сухого вина и шампанского...

В итоге: заменили крыло, молдинга нет. Коля будет его ещё доставать позже. Дверки отрихтовали. Следы остались. Надо будет ещё подкрасить.
   
Вика с Витей ездили на толкучку - набрались впечатлений. Они познакомились с Витей Беленьким - специалистом - купцом по краскам, а также со старичком, похожим на сморчка, специалистом по "Волгам", с интеллигентом - специалистом по "Москвичам" и т.д., но ничего не достали. Видимо, не внушили доверия этим "подозрительным", как мы их окрестили - "специалистам".
   
ПРОДОЛЖАЕМ  ПУТЬ
   
16 июля.Наконец-то выехали дальше. Но в 13-00 остановились у техобслуживания - проверяли сход-развал.

Едем дальше. Собираем на обочине дорог абрикосы с дикорастущих деревьев. Впрочем, мы предположили, что деревья были посажены специально.

Ночевать свернули к реке "Кубань". Там уже остановилось на ночлег несколько грузовых машин. Мы такие "ночевки" наблюдали ещё не раз. На всякий случай, чтобы обезопасить себя от всяких жуликов и бандитов, шофёры разных машин стараются останавливаться на ночлег группами. К такой группе примкнули и мы. "Накрыли" стол. Выпили шампанского, красного шипучего виноградного вина, поднимали тосты за то, что самое страшное осталось позади...

Меня потянуло на приключения. Для начала я пошла на огонёк. Шофёры собрались на берегу реки у костра. Помню, что сидели они, расположившись вокруг огня большим кругом. О чём-то я с ними поговорила, потом решила пойти купаться.

Разделась, берег крутой, села на берег, опустила ноги в воду и сразу же почувствовала, как меня затягивает в воду. Я свалилась в воду, и меня понесло бурным течением.


Я думаю теперь - сколько же неприятностей мы уже в начале этого автопробега доставили нашим АНГЕЛАМ - ХРАНИТЕЛЯМ:
- то машину к поездке не подготовили, как надо,
- то Коля часто садился за руль, когда машину должен был вести опытный шофёр
(я имею в виду - объезд дороги...),
- то, уже после авариии - опять за руль сел Коля... (это был пик напряжения состояния шока и стресса после аварии. Здесь уже нас спасали все АНГЕЛЫ -ХРАНИТЕЛИ, "летевшие" с нами, но больше всего досталось в этот момент - Колиному Ангелу - Хранителю...
- И наконец наступила разрядка. Я, выпив изрядно шампанского попёрлась сначала к костру с мужиками... Ночь. Мужиков мног... Я одна... Пронесло...
А потом?
А потом - Река "Кубань" такая бурная, мутная, неожиданная... И как я только не утонула? Мне пришлось собрать все свои силы, чтобы подгрести к берегу и с трудом выползти из воды. Теперь поработать пришлось уже - лично моему АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ...

   На этом моем приключении наш ночлег на берегу реки "Кубань" - окончился.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ



















   
 




   










   





   
















 


Рецензии