2. 4. 5. Дальнейшая эволюция сознания

Эволюция и устойчивое развитие. Глава 2. Этапы становления человека

2.4. Нейронные изменения
...
2.4.5. Дальнейшая эволюция сознания

Возвращаясь к изменениям нейронных взаимодействий, происходящим в результате эволюции человека, отметим, что становление социотехнической формы сознания продолжается. Влияние техники на развитие нейросоциальных взаимодействий иногда ведет и к их упрощению. Облегчение условий жизни позволяет организму экономить на работе столь энергозатратного органа, как головной мозг, при этом даже часть образовавшихся ранее (в сложное для организма время), но теперь «лишних» взаимосвязей между нейронами (длительно не использующихся в комфортных условиях) может атрофироваться. Так, появление компьютерной техники привело к некоторой деградации мыслительной деятельности (пока индивидуальной) по ряду направлений. Например, вычислительная деятельность теперь может выполняться посредством простой манипуляции клавишами. Развитие техники диктует и необходимость появления людей со все более узкой специализацией (иногда вплоть до роботизации при выполнении однообразных рутинных операций), что также не всегда способствует гармоничному развитию личности (и его головного мозга). Можно даже отметить тенденцию некоторого снижения объема мозга современных людей по сравнению с мозгом своих дальних предков [30].

С другой стороны, интеллект человека зависит не столько от величины мозга, сколько от структуры и плотности нейронных связей, поэтому дальнейшая эволюция мозга происходит за счет оптимизации его работы. Этому могут способствовать  относительно установившаяся структура знаний, которыми должен овладеть человек (могут возникать генетические предпосылки для приема и переработки соответствующих блоков информации), и мощная система социального обучения, частично учитывающая особенности функционирования нервной системы и мозга (базовые знания даются в достаточно легкой для понимания форме), а в перспективе – и все более широкое использование компьютеров и другой «вспомогательной» интеллектуальной техники, которая становится неотъемлемой частью процесса обучения, что со временем неизбежно вызовет у человека соответствующие адаптационные изменения.

Литература к гл. 2.4.5.

30.Дробышевский С.В. Об изменениях объема мозга гоминид. URL: http://antropogenez.ru/zveno-single/155/


Рецензии