Путь к освобождению. Шаг 5 Парадокс психотерапии

"Парадокс психотерапии и выбор Пути"

Восток нам подарил концепцию просветления, а Запад – психотерапию. Обе они – два разных способа проникнуть в тайну самого себя. Для большинства они настолько несовместимы друг с другом, что те, кто жаждет просветления, полностью игнорируют и даже отвергают психотерапию как путь самопознания. Для них она всего лишь часть лечебной практики, помогающей людям избавиться от боли и страданий и всё увидеть в несколько ином, приятном свете.

Для других таким же чуждым инструментом для раскрытия истинного «я» воспринимается всё то, что знается сегодня как путь просветления, включающий огромное количество практик, различных вариантов объяснения себя, вселенной и конечных смыслов.

С моей же точки зрения они являются взаимодополняющими инструментами друг для друга и даже более – необходимыми каждому, кто всерьез намерен обнаружить Реальность, к познанию которой все стремятся.

Психотерапия очищает эго, личность человека, делает его жизнь вполне комфортной и зачастую приводит к радости и удовлетворению собой и жизнью. Но дальше эго она нейдёт. А просветление как путь, в какой бы форме он не был избран, указывает личности на то, что есть за ее пределами. Оно зовёт его идти вперед настолько далеко и глубоко, насколько человек готов будет последовать за ним. Такое расширение границ сознания необходимо, но лишь для тех, кто многое постиг о самом себе и понимает, что; в нём внутри живёт и почему его реакции именно такие.
Если ты достаточно потрудился над собой, чтобы выяснить, из чего ты состоишь, то постепенно обнаружишь, что многое, что ты у себя нашёл, может быть изменено. Если ты был угрюм, то после психотерапии понимаешь, что угрюмость можно заменить на радость; если ты часто погружался в страх, то вскоре осознаешь, что многие, а то и все они могут быть исцелены и потеряют свою силу над тобой; если гнев поглощал тебя, то благодаря инструментам психологии ты стал более спокойным и даже изменился на дружелюбного, приветливого парня.

Так, работа над собой, изменение своих привычек, представлений, установок медленно приводит тебя к парадоксальному выводу из психотерапии – всё, из чего ты состоишь, непостоянно. Оно изменчиво и может даже полностью исчезнуть при глубокой проработке психики.

Но если всё, чем ты себя считал – все убеждения, стереотипы поведения, мысли, чувства, чаяния и смыслы – может быть изменено и полностью заменено другим, то встанет во весь рост вопрос: «Так кто; же я тогда?» Ведь раньше ты считал себя своими мыслями, отношениями, эмоциями, своей памятью о том, что было в прошлом, и всё это лелеял и заботился о том, чтоб это сохранить. А как же – ведь это всё моё, а значит – я!

Но если всё это изменчиво, то, как тогда я могу называть себя собой, имея ввиду только то, что помнил о себе и кем, поэтому, считаю себя сейчас? Кто в этом случае тогда тот «я», который может утверждать, что «я есть я» и всегда тот, кого я помню? Как я могу считать себя собой в год, пять, 20 или 50 лет одним и тем же? Ведь я был разный в разные периоды своей жизни. Да что там периоды – я разный каждую секунду!

Миллионы клеток тела умирают ежедневно и заменяются новыми, а мы все равно считаем его «своим» телом; тысячи разных мыслей, знаний, образов, идей, эмоций и надежд наполняли меня на протяжении всей жизни, но каждый раз я называл всё это «собой».

Конечно, нам говорят, что такова наша природа – наше «я» изменчиво и потому и в 5, и в 50 мы имеем право обращаться к самому себе, даже несмотря на совершенно несхожее содержание внутри себя. Но разве это не грешит против логики и здравомыслия? Ведь, несмотря на все изменения, внутри себя должно быть что-то, нечто постоянное, к которому мы обращаемся как к самому себе. Есть нечто неизменное, что называет себя «я», а есть и то, что может изменяться, но не влиять на эту неизменность.

Вот таков глобальный парадокс, к которому ты подошёл в процессе психотерапии. И если истина для тебя дороже, чем просто успокоительные речи самих психологов, то ты сохранишь этот вопрос как новую часть себя. Теперь ты понимаешь, что есть вопрос, наверное, глобальный, который спрятан был за множеством проблем, которые решала психотерапия – кто или даже что я такое, если всё во мне непостоянно и может при желании быть заменено, и, тем не менее, я остаюсь «собой»?

Такой вопрос всплывал и раньше, может быть; но ты его не видел, пытался игнорировать столь крупную проблему в своей логической системе. Однако как только ты решил увидеть его во всей его красе, со всею очевидностью ты понял, что не способен далее тянуть с ответом. Ты, наконец, отчетливо поставил себе цель заняться поиском того, кто; смог бы хоть немного пролить немного света на то, что тебе пока неведомо. Немного поразмыслив, ты понял, что с наскоку такой вопрос решён не может быть тобой, хотя ты и почувствовал, что угодил им прямо в «цель» - здесь должен крыться смысл всего - что ты такое, в чем смысл и предназначение твоё, и где ты должен был искать спасение от всех страданий.

Но что же делать? Ведь у тебя нет опыта в подобных темах, хоть ты уже и был подкован прежними учениями и психотерапией. Твой начальный поиск ответа на вопрос, что; я такое, показал, что это знают буквально все, ведь в интернете, в книгах, среди людей, знакомых и не очень, звучат миллионы голосов всех тех, кто знает буквально всё. И все тебя готовы обучить чему угодно, особенно быть праведным, святым и просветленным. Так много гуру, учителей, духовных отцов, предлагающих тебе за небольшую плату, а кто-то даже и совсем бесплатно, ответить на вопрос об истине – тебя, вселенной, Бога и всего на свете. И каждый приводит столько веских аргументов за то, что он и его учение владеют истиной, что ты растерян таким обилием предложений на рынке тех, кто знает путь.
 
По правде говоря, мне жаль тебя, ведь ты действительно растерян, а между тем ответ на твой вопрос столь важен, что нет другого выхода, как выбрать тот авторитет, которому тебе придётся доверить свою веру ненадолго. Тебе необходим такой источник информации, которому ты бы смог поверить и следовать его советам. Как это сделать?

1. Выбор человека – учителя, гуру, наставника – того, кто сейчас живет и может отвечать на твои вопросы так, чтобы тебе было понятно. Этот человек вовсе не должен быть известным; важнее то, чему он учит. И если это не согласуется с твоими базовыми принципами, например, уважения, искренности и великодушия, то стоит поискать другого.

2. Кстати, среди учителей могут и быть те, кто уже вне тела продолжает обучать людей с помощью своих писаний. Этот вариант сложнее, но все-таки возможен, хотя и сопряжён с трудом, гораздо более значительным, чем обучаться у учителя живого.

3. Авторитетом может быть конфессия или духовное учение, которое сильно; не лидером, а традицией мысли и делами.

4. Авторитетом для тебя может выступать какой-то принцип, которому ты следуешь или который почитаешь за безусловную истину, например, любовь, или добро, или всепрощение. Конечно, быть авторитетом самому себе необычайно сложно, и ты способен ошибаться. Но если другого выбора пока нет, а ответ на твой вопрос столь важен, тебе придется последовать за неким принципом в себе и следовать ему до тех пор, пока истина не станет явной для тебя.

При всем обилии авторитетов и твоём замешательстве, ты все же должен сделать выбор. Оставаться в неопределенности даже непродолжительное время губительно для психики и может лишить её ресурса и даже вызывать депрессию. Выбор пути – это твой шаг сейчас, и он настолько важен, что может привести тебя к раскрытию Реальности, как Она есть, ещё при жизни.

На самом деле путей, доступных для тебя сегодня, не так уж много, во всяком случае, тех, которым можно доверять. Но этот выбор ты должен сделать сам; не доверяй сей выбор никому – никто, за исключением тебя, не знает, что именно ты ищешь. Но если уж решишь избрать кого-то в проводники – иди за ним без устали, пока не узришь заветный мост в Реальность.


Рецензии