Луч солнца осветил путь Игоря Грабаря

Этюд Игоря Грабаря «Луч солнца» был написан в 1901 году в подмосковном имении Наро-Фоминское князей Щербатовых. Создавая это фрагментарное изображение на пленэре, художник даже не предполагал, что оно принесёт ему успех. Уже через несколько месяцев работа экспонировалась на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге и за неё вступили в спор два крупных музея.

Купить картину хотели представители Третьяковской галереи и Русского музея. Художник решил продать её московскому музею. Поступление пейзажа в собрание галереи стало вехой в жизни Грабаря, вспоминавшего: «Я «расторговался», а главное, «попал в Третьяковку». Для молодого художника, который в будущем станет директором Третьяковской галереи, это был огромный успех…

В феврале 1904 года Игорь Эммануилович напишет брату: «Я был в Третьяковке и остался доволен своим „Солнечным лучом“. Большинство находит его одной из самых удачных и свежих вещей всей новой залы. Он действительно как-то светит».

На картина изображён деревянный дом-павильон с бельведером. Это же здание можно увидеть и на другой картине Грабаря «Уголок усадьбы». К слову, сам автор считал полотна вариантами одной темы — картины-этюды, исполненные «в конце октября, при опавших листьях». Эти работы являются, вероятно, единственным источником, документирующим облик постройки.

Луч солнца
В Нару, имение князя Щербатова, Грабарь приехал в 1901 году по приглашению сына хозяина Сергея Александровича. Он собирался отдохнуть, поработать и дать уроки молодому князю. Имение оказалась старинной дворянской усадьбой с очаровательными постройками первой половины XIX века.

Двухэтажный барский дом, второй дом павильонного типа с бельведером и прелестный павильон возле главного дома, который стал летней кухней. «Всё это находилось в огромном столетнем парке, с дивными липовыми аллеями, из которых одна носила название «готическая», по сходству с внутренностью готического собора», — вспоминал потом Игорь Грабарь.

Именно в тот год он написал свой «Луч солнца» и ещё семь небольших пейзажей.

Князь Щербатов
Князь Щербатов был историком по образованию, любил живопись и коллекционировал её. В его обширном художественном собрании особую ценность представляли редкие русские иконы, галерея портретов кисти отечественных и западных мастеров, картины русских художников начала ХХ века.

Сергей Щербатов был членом совета Третьяковской галереи, меценатом. К слову, он задумал создать на Новинском бульваре в Москве Городской музей частных собраний и под эти цели выстроил дом. Вероятно, он довёл бы задуманное до конца, если бы не революция…

Художник, искусствовед, реставратор
Ученик Ильи Репина, выпускник Императорской Академии художеств, в 1896 году Игорь Грабарь отправился в Европу, учился в студии Антона Ажбе. Вернувшись в Россию, обосновался в Москве. Стал участником модернистского объединения «Мир искусства», и в 1902 году на выставке союза представил 10 работ. Грабарь творил сразу в двух эпохах: дореволюционной и советской. Он сумел создать собственный стиль, в котором соединились импрессионизм и модерн, и придал новое звучание русским пейзажам.

Игорь Грабарь стал человеком, благодаря которому после революции удалось сохранить памятники древнерусского и византийского искусства. В 1918 году по его инициативе открыли Центральные реставрационные мастерские — первую организацию, которая занималась сохранением памятников культуры.

Ранее мы писали об известном натюрморте Грабаря «Хризантемы», который тоже находится в собрании Третьяковки. О десяти его картинах из коллекции московского музея читайте на сайте ГТГ.


Рецензии