По следам Марины Цветаевой

Несмотря на кажущуюся простоту, такая форма как эссе, всегда казалась мне недоступной.
Чем-то схожее с бисерным узором из шкатулки с мамиными украшениями, эссе
требует от автора четкой канвы и гармонии в выборе образов.
Сегодня я попробую.
Вспоминая свои первые юношеские стихи, трудно оценивать их без умиления .
Простые рифмы, почти детские эмоции..
Но я был таким, рос, меня "несли ненастья, сны несли"..
Сегодня хочу поведать о Цветаевой..
Советские издания очень скупо одаривали информацией..
Тщательно выбранные стихи, сухая биография..
Загадочная и страшная смерть.
Поначалу меня волновали её юношеские эмоции .
Максимализм и беспредельность мечты .
"Ты дал мне детство лучше сказки,
И дай мне смерть в 17 лет"
Все отрывки я цитирую по памяти поэтому заранее извиняюсь за возможные неточности, но как запомнилось так запомнилось .
В моей зрелости я уже прочитал многое из её биографии.
И про детство..
Как ни странно, врезалось в память, что её мама вышла замуж за нелюбимого.
А когда она встретила того, желанного,
то рассказала, что неё умная и крупная дочь..
И самое щемящее: " представляю как она ненавидела меня, умную и крупную, что я не от него.."
Было ли это правдой?
Марина, действительно недополучила материнской любви?
Или мама наоборот вложила в неё всё, что могла?
"Над миром вечерних видений, мы - дети,
сегодня цари.."
Фантазии двух сестёр..
Всё это воплотилось в сборниках -  "Вечерний альбом" и " Волшебный фонарь"..
"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд."
Настал..
В 2023 году я стоял за кулисами в очереди на вручении медали в честь 130-летия её..
Назвали моё имя, отчество и фамилию .
Десяток шагов по сцене, коробочка с медалью..
В памяти мечутся её стихи, рождая новые образы как в калейдоскопе.
Никаких слов не хватит рассказать всё..
Она была..
По-женски мечтала о розовом платье,
по-мужски расставалась..
"Потупиться, понять, что сладострастью кара, жестокая любовь и каторжная страсть"..
Лучше не скажешь..
Любовь к Пастернаку и встреча, десять лет спустя..
Смерть Рильке..
"Что мне делать в Новогоднем шуме,
С этой внутренней рифмой, Райнер-умер.."
Не по росту ей, духовному, разумеется,
оказался Родзевич..
Но она подняла его на крыльях своей любви до равного..
Что не помешало ей, как истинной женщине, подарить ему на свадьбу с другой те две поэмы.. От руки..
Пожелав "дома в счастье и счастья в дом"..
Потом был Париж..
Уже не тот, где она встретила 16-летие, бродя по старинным улочкам, влюблённая в Наполеона..
Другой..
Совсем другой..
Неласковый..
"Что скучным и некрасивым покажется ваш Париж, Россия моя Россия, зачем так ярко горишь.."
Отвращение к обывателям, описанное в стихотворении "Читатели газет"..
"Вас положат на обеденный, а меня - на письменный.."
Рассказ про дружелюбного китайца..
Китаец в Париже. Земля, она ведь круглая..
Аля, сбежавшая в СССР, Мур - непринятый французскими сверстниками..
Но - "Наполеонид"!
Эфрон, запутавшийся и сдавшийся судьбе..
И путь домой..
Сон-предвидение..
Ожидание неизбежного..
"Пора, пора, пора творцу вернуть билет"..
Пушкин - как красная нить через всю жизнь..
Детское осознание, что его ранили в живот.
Отсюда и:
"я не более чем животное, кем-то раненное в живот"..
И, напоследок, процитирую ещё..
"Когда я гляжу, на летящие листья,
Слетающие на булыжный торец..
Сметаемые как художника кистью,
Картину, кончающего, наконец..
Я думаю, уж никому не по нраву,
Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид...
Что явственно-жёлтый, решительно-ржавый,
Один такой лист на вершине забыт"..
Не забыт..
Я пишу это и невольно бросаю взор в окно..
Там ветер и листопад..
Но это ветер вечности..
Не суждено некоторым листьям упасть в забвение.
И кто-то сейчас открывает пожелтевший сборник и читает:
"Красною кистью рябина зажглась,
Падали листья, я родилась.."


Рецензии