Бесконечная история Жизни Символика картины Фонтан

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Исследования интеграции Науки и Искусства

Литературный проект «Книга и Фильм»

Заметка

Жизнь и бесконечная история и их символика в кинокартине «Фонтан»

Наука и Искусство в своём объединении дают возможность широты взгляда на мир. И о том, как научные исследования встречаются с символикой искусства - в данной заметке.

Знания научные и легендарные соседствуют в жизни, и порой мысли находят отклик в определённом образе. И таковым для исследования жизни стала кинокартина Даррена Аронофски «Фонтан». Учёные могут искать вдохновение в искусстве, что способствует развитию идей и мышления, и наоборот - сколь многое из научного являет искусство открыто для всех, - это вечный союз двух сфер.

Феномен жизни с самого детства для меня стал не только важен, но к самой жизни я устремлялась через науку и искусство, находя множество пересечений мыслей людей в разных областях знания и временах, и продолжаю исследования, перешедшие от самой жизни к философии воплощения. Встретила и символ жизни, и его я перенесла в книгу. И своя «Книга Жизни» изначально планировалась мной как исследование жизни, и сама жизнь идёт и развивается знание, и книга перешла в философию, в которой соединяются накопленные знания и новые знания для продолжения развития. Упоминания о Книге Жизни есть в религии и литературе, например, в любимых строках стихотворения Б.Пастернака «Гефсиманский сад». И у каждого из нас есть своя «Книга Жизни» и общая книга, которая может быть и миром, и самой жизнью и её историей. У жизни есть множество символов, но самый распространённый у всех народов это символ Древа Жизни, к примеру, у скандинавов это Иггдрасиль, и Дерево Жизни зачастую изображается как замкнутое в своей бесконечной цикличности сплетение корней с ветвями. С 8 лет я увлечённо рисовала это древо, ещё не зная о символике, и те же мысли воплощены и в искусстве и науке. В свои 15-16, увидев кинокартину «Фонтан», нашла воплощение этой символики и те же мысли и позже перенесла сам символ в жизнь - так порой определённый образ помогает объединить мысли и знания, с которыми и которыми человек живёт, в концепцию. И я годы вела научно-популярный проект по исследованию жизни, но всё её многообразие не охватить, и тогда я решила лучше отыскать для жизни метод. Таким направлением стало исследование философии воплощения жизни человеческого духа и разума - это настоящий союз Науки и Искусства, идея, рождённая из трудов Г.Гегеля по философии духа и К.С.Станиславского о воплощении жизни духа, объединённых новыми знаниями о разуме. Но это о науке и её связи с искусством, поэтому перейду к самой заметке о кинокартине - она пронизана жизнью во взаимосвязи со всем миром.

О смысле кинокартины «Фонтан» я часто писала. Это картина о бесконечном и конечном, временном и вечном. По сюжету, истинное знание, сохранённое племенами и в религии, об одном и том же, только разным языком: творение мира и устремление к началу, бесммертно, бесконечно-вечное, и конечность живого. Легенда о первоотце, положившем в основу всего мироздания и жизней свою жизнь, ставшей началом, корнями Древа Жизни, устремлёнными к унёсшейся ввысь голове создателя, то есть , снова к началу.

И в истории кинокартины эта истина созидания и творения в мире, заключённая в легегды и религиозные источники, для одних становится природным чувством (древнее племя), естественным знанием (главные герои), а для других лишь препятствием к человеческой власти над людьми (образ инквизитора).

Ещё одной линией в кинокартине является выбор. Выбор между временным и бесконечным становится перед человеком, но это одно и то же, и тем не менее, этот выбор ведёт разными путями, уводя от истины или приводя к ней. Так не раз перед доктором был выбор: находиться в лаборатории и искать способ излечения, или побыть дольше с умирающей от онкологии женой. И, казалось бы, перед учёным простой выбор, но что он выберет - пройти в операционную и продолжить исследования - появились обнадёживающие результаты, или догнать пригласившую его пройтись, возможно последний раз в жизни, любимую жену, - но он-то безмерно верит в успех исследования и не верит, что этот раз может быть последним. Так и в жизни, выбор, и от него зависит путь. И дело важно - оно для жизни и вновь для вечного, и сама жизнь важна - неповторима. Первый выбор привёл к тому же исходу - смерти жены, но по сюжету кинокартины герою даётся второй шанс, и так порой выбирая, казалось бы, краткое в конечной жизни, человек приближается к вечному как никогда. Он следует за своей любимой, всё равно в итоге сделав то же открытие, но благодаря её истории герой кинокартины узнаёт истину о мире, которую бы не узнал, но сделал бы открытие в обоих случаях, и только в одном случае он бы понимал первозданную истину, без которой открытие было бы лишено всякого знания истины и устремления к ней. И заметьте, что все жизненноважные новости приходили за мгновения, когда ход жизни не изменить, как в пронзительной по восприятию сцене, когда из лаборатории не могли дозвониться с сообщением, что результаты исследования положительные и опухоль уменьшается, в то время, как исследователь уснул за чтением книги жены и проснулся в момент, когда она умирала. И осталось столь жизненное предложение дописать книгу, чтобы понять самому, пропустить через себя. Человека не вернуть, но осталась вечная истина, с которой человек жил и открыл родному человеку, что так верит в жизнь.

Символика жизни и человека в мире проходит через весь фильм. В науке символогии (обращаю внимание, науке о символах, их значении и истории) треугольник в круге означает человека, так же как и изображения в кинокартине древней звезды и пути к ней, даже в изображении входа в храм на пути к Древу Жизни те же символы - в них заключена природная информатика, а не мистика, и символа может и не быть, но истина и суть вещей, изображаемая им, остаётся - и в этом символический смысл, а он есть и в буквах и словах, и к слову сказать, в картине показана выставка, названная «Божественные слова». Далее развитие мысли о жизни в кинокартине переходит в тему жертвования жизнью для жизни, чтобы была жизнь, не только в легенде о сотворении мира, но и в сюжете кинокартины: конкистадор, посвятивший жизнь отысканию Древа Жизни для спасения страны и жизни любимой, и вождь, охранявший чудо и символ жизни в джунглях, не ради власти и бессмертия, а чтобы сберечь природный дар и истину, и учёный, посвятивший себя отысканию «лекарства против смерти», чтобы жила его жена, и в конце - возврат к началу истории, к сцене, в которой вождь собирался принести конкистадора в жертву жизни, но увидел жизнь в нём, первоотца, и принёс в жертву себя, а далее само Древо, сама жизнь рождается из жизни человека, и достигает начала, и все истории получают своё завершение, но продолжается длиться сама бесконечная история.

И эта бесконечная история идёт, и для жизни в ней нужно многое сделать.

2023, Ксения Мира, исследования интеграции Науки и Искусства


Рецензии