Эстетика решит все проблемы

Бытовые предметы, всевозможная тара и строительные отходы давно уже стали материалами Современного Искусства, но никто из художников, их применявших, еще не пытался построить эстетическую систему для подобного  творчества.
 Одна из первых попыток создания из  материалов такого рода отдельного художественного мира представлена на ретроспективе Ивана Чемакина «Дорожное кино», проходящей в Московском музее современного искусства (на Гоголевском).
На множестве примеров автор разрабатывает способы композиции объектов, инсталляций и целых проектов, в которых используются ведра, кастрюли, чайники, ящики из-под фруктов, железные бочки, пластиковые канистры, цветочные керамические горшки, булыжники, лом черных металлов, обломки изделий из пластика, автомобильные покрышки, брезент, тряпье, обрезки пиломатериалов, детские игрушки, и прочее. Особая роль во всех композициях отводится бананам, вырезанных из дерева в масштабе 1:1; они служат неким «модулором» - мерой вещей.
В экспозиции центральное место занимает огромная трехмерная матричная структура, предназначенная для архивирования мелкой «мусорной» пластики.
Наконец, на выставке представлены несколько мобилей, которые занимают целый зал. Священный ужас охватывает посетителя,  когда музейную тишину вдруг взрывает грохот полутора десятка разнообразных объектов, одновременно приведенных во вращательное движение, а затем все вдруг замирает.
Несмотря на неказистость примененных материалов,  некоторые из инсталляций по-настоящему красивы, – что твой Раушенберг!
Озабоченный вопросом о будущем Современного Искусства, я уходил с выставки окрыленный; мне показалось что я присутствовал при рождении одного из  новых его направлений.
И действительно: в будущем человечество будет окружать все возрастающее количество мусора; если с этим нельзя ничего поделать, то, может быть, мусор надо эстетизировать?
                Ноябрь 2023 г.


Рецензии