Письма матушки Ларисы Жашковой сыну. Реальные

Письма матушки Ларисы, которые набирали девушки из РГУ (СКЛ-122)
Осипова Маргарита Павловна
Бахтиева Карина Андреевна
Рзаева Лала Сабир кызы

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ, ДОРОГИЕ ТРУЖЕНИЦЫ!

1/9
Здравствуй, Сергуня!
Сегодня у меня самый настоящий праздник! Ясная, солнечная погода, дети нарядные, с цветами идут в школу, а я на новую работу!
— сегодня утром твое письмо и настроение у меня стало совсем хорошее.
На работе меня встретили хорошо, да и повезло мне. У одной работницы был день рождение сегодня, в честь её праздника кушали огромный арбуз и торт мороженое. Так-что (?) на самой работе, тоже было праздничное настроение. Познакомили меня с моими обязанностями, буду я копаться в бумажках, чертежах.
Первое впечатление о коллективе хорошее.
Не заметила, как и день прошёл.
После работ, зашла (?) на почту, отправила тебе 10 руб. телеграфом, а то может у тебя уже нет денег.
Сережа, а книжку Рамашева (?) ты подумал над ней (?). Очень жаль Ножечка(?) Но ничего, наверное, он очень нужен кому-то был(?). Я куплю тебе ещё такой, если ты будешь ехать проездом через Москву, то может мы встретимся и я тебе его отдам.
Запомни мой рабочий телефон 283-97-78, спрашивай Лидию Павловну, а то может ты будешь ехать днём, то я отпрошусь. Договорились?
Посылаю тебе одну страничку «Авангарда», а то вся газета займёт много места в письме.
В среду у меня в гостях была Оля - она тоже сегодня пошла первый день на работу - смотрели с ней телев., был фильм «Весёлые ребята». Пили чай с пирогом и ели печёные яблоки с вином. Я угощала её тем, что ты у меня любишь. С каким удовольствием, я бы угостила сейчас тебя, мой сластёна. Сколько было бы мне радости, хоть поглядеть на тебя. Остаётся довольствоваться тем, что твои друзья меня не забывают. Оля ночевала у меня. Уехала от меня в 10 утра.
Попросила твои пластинки, ??? музыку. Я ей дала.
Да, ты прав, у Оли ещё всё впереди. Ведь она только кончила школу, да и в армию ей не идти. Одним словом, девочка!
В воскресенье мы с ней ходили на выставку «Народное творчество» в Манеже. Нам очень понравилась выставка. Рассказывать о ней трудно, нужно самому посмотреть.
Куклы из соломы, чеканка по серебру, резьба по дереву, ковры, стеклянная посуда, национальная одежда - всё это оставляет глубокий след в душе, большую благодарность людям, которые своим искусством доставляют огромное наслаждение.
Сергуля, ты просишь адрес Игоря, Игорь переехал на новую квартиру дважды. Они поменяли квартиру и Игорь поступил в Академию им. Дзержинского в Москве. Она находится возле Кремля. Я звонила Мише Соколову, он с Игорем не теряет связь, попросила, чтоб он передал твой адрес Игорю. Вот только не знаю, выполнил ли он своё обещание. Ведь молодости свойственно забывать то, о чём её просят.
Вчера мне звонил Андрей, узнал что у меня есть газета с твоим фото, обещался приехать за ней. Я обещала дать ему, с условием, что он будет писать тебе письма, а не лениться. Оле я тоже дала два экземпляра. Один она взяла себе, а второй хотела отнести в школу.
Сынок, Славик служил в Германии, вот его адрес:
Полевая почта
58731 «М» (?)
Никифоров Вячеслав.
Твой адрес я тоже дала его родителям, чтоб они послали ему. По разговорам родителей, ему служится очень тяжело. Он шофёр. Машина очень большая и тяжёлая. В общем, ему тяжело.
Да, ты спрашиваешь ? о словаре. Помнишь, ты ходил на Книжную (?) выставку и купил орфографический словарь в зелёном переплёте. Так вот, в нём не хватает страничек. Я его ещё не отправляла, да и боюсь, а вдруг и совсем его не получишь обратно. А очень жаль, словарь хороший.
Еще ты пишешь, что делать с открыткой, ты правильно сделал, что выбросил её. Я просто хотела узнать получил ли ты эту бандероль?
Сергуля, у меня на новой работе получка, 12-го и 16-го, так что по получкам я буду считать сколько месяцев ты уже служишь.
Когда я получу первый аванс на своей работе, та прослужишь 4 месяца. Тебе остаётся служить 1 гол и 8 месяцев, солдатик мой сероглазый! Любимый мой!
Заканчиваю, время 9 часов вечера. Ты в это время, видишь уже третий сон, мой хороший. Пусть ничто тебя не тревожит во сне. Ведь сон солдата на вес золота.
Тебе передают все большой привет.
До свидания
Целую тебя крепко-крепко
Твоя мама

7/9
Здравствуй, дорогой Сынок!
Вчера получила телеграмму из Красноярска о том, что ты получил ценную бандероль лично 3/9. Не знаю только, всё ли ты в ценности получил.
Буду ждать письма с нетерпением, твоего ответа о получении бандероли.
Сынок, что-то в последнее время, я тебя очень часто вижу во сне. Не скучаешь ли ты там?
Знаешь, ты написал письмо, что у вас ночами холодно, и [я] представила себе. Казарма большая, не отапливается, как холодно вам спать стало. Или вы так устали, что и холода не чувствуете. Правдам ты у меня к теплу особенно не привык, всегда спал с открытой форточкой, может этим и приучил себя немножко к холоду.
А ещё, сынок, я часто думаю о том, удасться ли нам встретиться, когда ты будешь ехать на новое место. Хорошо бы нам повезло. Уж очень я соскучилась по тебе, всё никак не привыкну, что тебя нет дома. Хочется, хоть одним глазком на тебя взглянуть.
Сергуня, дела мои на работе идут хорошо. С 15 сентября я иду учиться на 6 м-ные курсы повышения квалификации инжинеро-технических работников при Институте стандартизации и нормализации. Посылают меня с работы. Правда с нашего отдела идут ещё 5 чел. Ничего не поделаешь, надо! Что бы работать на этой работе нужны документы. 6 месяцев не 6 лет выдержу(?). Трудно мне будет, ведь все, кто со мной идёт заниматься, окончили институт, а я техникум, но, думаю, мне помогут. Не даром говорят, век живи, век учись!
Сынок, Андрей еще не заезжал ко мне. У него кончилась бронь, будут ему её продлевать или нет, он ещё сам не знает. Скорее всего нет. Ведь он не специалист, а там, кто его знает. Может ещё один год потеряет.
Да, Оля просила тебе передать, что она пишет тебе письма, но ты почему-то их не получаешь. Может почта барахлит?
Сергуля, даже если она и в самом деле будет тебе редко писать, ты не должен это близко принимать к сердцу. Ведь у неё сейчас новая работа, она приезжает домой в 6 час., новые люди, новые впечатления. А ещё ей только 17 лет. В тако возрасте люди редко бывают постоянными. Постоянно ?? не только самостоятельностью человека, но ещё настоящим и сильным чувством к другому человеку. А ведь этого чувства может и не быть? Так стоит ли тогда обижаться на человека за это?
А ещё, Сергуля, я бы хотела, чтоб ты никому и ничего не обещал пока служишь. Кто дорожит твоей дружбой, кто хочет, чтоб ты был с ним, тому никакие обещания не нужны. Для того, никаких преград и трудностей не будет существовать, если человек тебя любит. Ну а за меня можешь не волноваться. Кого полюбишь ты, я вдвойне полюблю. За ту любовь, которую тебе подарят.
Серёженька, напиши мне, пожалуйста, подписываться мне на журнал «Вокруг света» или нет. Если он тебе нужен, я выпишу его и буду собирать для тебя. Да, ты ,наверное, знаешь, некоторые журналы и газеты подорожали. «За рубежом» теперь стоит 13 руб. Подписная цена. Это почти в два раза дороже. «Наука и жизнь» тоже подорожала. С нового года, может и газеты подорожают.
Сыночек, Свету за тебя поцеловала, она всё спрашивает, когда ты приедешь? И всё ждёт от тебя письмо.
Ещё мне хотелось узнать, с работы ты получил письмо или нет. А то они обещались написать, когда ещё я там работала.
Напиши, как в колхозе работали, чем занимался. Кончился ли у вас карантин? Был ли ты в городе? Мне всё интересно знать. В Москве сейчас погода ?? теплая, временами идут дожди. Но я ещё хожу в костюме. Очень много арбузов и дынь, я часто вспоминаю, как ты их любил. Может мне удастся сохранить, до твоего проезда, дыньки две, то я тебе передам, если будет возможность. Помидоры уже кончаются. Но зато появился виноград, очень много яблок.
Сынок, ты теперь газеты будешь получать на день позже. Раньше я посылала тебе в воскресенье, теперь буду в понедельник. Знаешь почему? В субботу на воскресенье мы ездим за грибами, а футбол бывает в воскресенье утром, я его не застаю. Мне оставляют(?) его, но почта в воскресные дни не работает, а работает только на Проспекте мира, да и то до 5 веч. Так что я не успеваю. Договорились?
Потом ещё, ты мне предварительно напиши, когда тебе не надо будет высылать газеты, чтоб я смогла их задержать и выслать тебе на новое место.
Родной мой, желаю тебе, чтоб ты сдал экзамены на отлично. Чтоб послали тебя поближе к Москве, к дому, ко мне.
Береги себя, не болей!
Передают тебе все большой, большой привет.
До свидания, целую тебя крепко-крепко
Т. мама.

19.07.
Здравствуй, Сынок!
Сегодня уже 25 дней, как от тебя нет писем. Это целая вечность. Я слишком верю в тебя, ты не можешь мне не писать писем просто от лени, или тебе некогда. Ведь, чтобы написать пару слов «жив, здоров» надо ровно 5 мин. Что с тобой случилось?
От того, что я не получала от тебя писем, у меня на душе кошки скребут, и нет никакого настроения. Может я тебя чем обидела, сама не знаю? Но ведь ты уже взрослый, сам должен понять родителей, что в жизни не все получается так, как нам хочется. Иногда надо людям прощать их ошибки и заблуждения. И я очень хочу, чтоб ты был гордым, но чутким к людям. Чтоб ты был выше всяких мелких обид и неурядиц, слышащим человеком с сильной волей и доброй душой. Мне, например, очень и очень приятно, что ты любишь детей, и дети тебя любят. А дети - самые чуткие барометры по отношению взрослых к себе. С детьми, я иногда наблюдала за тобой, ты чувствовал себя как рыба в воде, ты становишься самим собой. Дети могли с тобой делать, что им угодно, но ты никогда не повышал на них тон. Со взрослыми же тебе было наоборот. Ты словно каменел, прятался в свою раковину. И меня это очень волновало. Тебя очень легко обидеть, и ты очень тяжело отходил от обиды, даже от самой незначительной. Ты очень близко принимаешь обиды к сердцу, а мне не удавалось убедить тебя быть проще.
Сынок, ты, наверное, думаешь, зачем мне мама все это пишет? Знаешь, родной, иногда человеку, бывает очень трудно понять самого себя. Хотя у тебя уже есть свое Я, свой взгляд на жизнь, но кое-какие мелкие штрихи твоего характера немножко мешают тебе в жизни. Постарайся разобраться в самом себе, понять самого себя, не иди на компромисс со своей совестью.
Будь Настоящим мужчиной, на которого можно положиться, которому можно все доверить! Умей хранить не только военные тайны, но и чужие. Никогда не говори о женщине плохо, даже если она этого заслуживает. Не разрешай, чтоб при тебе оскорбляли достоинство женщины, чтобы вели пошлые разговоры о ней.
Дружочек ты мой милый, ты уже перешел этот жизненный рубеж отрочества, когда я тебе говорила, что тебе нельзя сделать то или другое. Теперь у тебя пора юности, и я хочу тебе быть не просто мамой, а другом. Чтобы не только ты, но и я могла тебе писать о своих раздумьях.
Ты, ведь, еще не знаешь, как ты мне нужен, как мне не хватает тебя, мой любимый сыночек!
Сережа, ты не пугайся, но я лежу в больнице на обследовании. Уже неделю. У меня очень болит голова, врачи не могут найти причину. В понедельник будут готовы все анализы, будут решать, что со мной делать, какое назначить лечение.
Я заказала телефонный разговор с тобой на 8 утра по московскому времени 20.07, хорошо бы ты пришел, три минуты разговора поднимут мне настроение на 5 лет.
Перед тем, как лечь в больницу, видела Тулузину, она взяла твой адрес и сказала, что они тебе позвонят с работы. Как они все-таки о тебе волнуются! Не отвечай им черной неблагодарностью, не забывай их.
Сыночек, посылаю тебе свое фото. Получилось не очень удачное, но перефотографироваться нет времени, лежу в больнице.  Если у тебя нет денег, потерпи, выйду из больницы – вышлю.
Пиши, мой хороший, не забывай меня.
Будь здоров, не болей.
Целую тебя крепко-крепко, любимый солдатик!
Твоя мама.

26.07.
Здравствуй, сынок!
У меня сегодня двойная радость! Меня выписали из больницы, и я получила твое письмо, в котором было твое фото. Смотрю я на милые, родные черты твоего лица и не узнаю тебя, мой хороший! Только твои улыбчивые глаза да добрая улыбка лишний раз подтверждают, что это ты, мой любимый Сергуся. Ты возмужал, поправился и даже шире стал в плечах, похож на бывалого солдата, у которого уже не первый год служба. Да, ты же обещал мне, чтоб к концу учебного года наберешь (10 кг?), шутка? Свое обещание, как я вижу, ты выполняешь. Я очень рада, что у тебя дела идут хорошо, и, как всегда, ты прав, что мне повезло. Наверное, потому, что я очень хотела с тобой поговорить. Знаешь, я тебя не обвиняю в том, что ты мне редко пишешь письма, просто, почему-то я их редко получаю. Хотя ты пишешь, что ты мне пишешь каждое воскресенье, с 24 июня по 19 июля нет трех твоих писем, где они – я не знаю.
Сынок, вчера звонила Андрею. В институт он совсем не готовился, как он мне сам сказал. Но сдавать экзамен он будет с 1 августа, как говорят, на авось!
Наверное, тебе больше повезло, чем ему. Если он не поступит в институт, то ему уже будет 20 лет в этом году, значит 2 года уже выброшено. Служить ему все равно придется, рано или поздно. И как тяжко ему будет служить с ребятами не своего возраста. Ты это сам прекрасно знаешь. А ты уже в 20 лет будешь дома. И в институт поступать после армии намного легче, конечно, кто хочет учиться. Хорошо бы он поступил, я очень желаю этого, но у него очень мало силы воли, с тобой он хоть стремиться к чему-то, а без тебя лень его одолела, а жаль?
Спросила я его, почему он тебе не пишет, сказал, что дней 10 как писал тебе письмо.

Здравствуй, дорогой сынок!
18-го хотела заказать разговор с тобой, а накануне получила от тебя письмо, чтоб я не заказывала его.
Приходится подчиниться тебе. Ведь ты солдат, тебе на месте виднее, как мне поступить. Очень жаль, но ничего не поделаешь. Да, и готовилась к этому разговору не я одна. Ко мне приехал Андрей, Оля. Приехали они к 4 часам дня и прогостили у меня до 8:30 вечера. Слушали пластинки, смотрели фильм «По щучьему велению», слушали Есенина. Андрей взял у меня газету с твоим письмом.
Он совсем не изменился, только чуточку подрос, да и возмужал немножко. Очень много говорили о тебе и вспоминали тебя. Андрей просил меня, чтоб я достала билеты в Большой театр. Может мне удастся достать у себя на работе. Я еще толком не знаю, как у нас распространяют билеты и куда. В общем, я была очень довольна вечером и ребятами.
Сергуся, я хожу на лекции во ВГИК на факультет «Кинематографии». Вчера у нас была лекция «Советский документальный фильм». После лекции нам показали д. фильм «Федор Полетаев» - это о кузнеце, погибшем во время От. войны в Италии, второй о Коллонтай. Показаны ее годы революционной работы и работы в посольстве с 1922 г. по 1952 г. Занятия проходят очень интересно, лекторы читают лекции просто замечательно. Следующая программа «Зарубежное документальное кино». Последнее занятие 16 мая, в день твоей годовщины службы в армии.
Сережа, ты пишешь, что у вас уже зима, снег выпал. А как вы одеты, по-зимнему или еще в летней форме? Если в летней, то я тебе не завидую, холодно, наверное, да? Я тебе послала перчатки, китель и 2 тр. рубашки. Рубашки я послала две на смену, но, если хочешь, можешь отдать одну, кому хочешь, дело твое хозяйское.
Да, Сергуся, я поздно получила твое письмо, теперь уже не смогу приехать. Когда я думала ехать, то боялась, что тебя не застану. И на работе не договорилась. Теперь меня уже не отпустят, т.к. у нас один человек ушел в отпуск, а работы очень много. До этого он был согласен пойти в отпуск в конце октября. Ладно, Сергуся, только бы тебя оставили в Союзе, а я бы к тебе приехала в отпуск. У меня отпуск будет в августе месяце.
Не будем загадывать, а будем надеяться на лучшее. Но мне очень и очень хочется видеть тебя. А вчера мне звонил Володя и говорил мне: «Тетя Лида, ты не волнуйся, Сережа через две зимы приедет, мой брат обязательно приедет». Любит он тебя очень.
Сынок, чует мое сердце, что ты сейчас устаешь очень. Подготовка к экзаменам, да и еще к параду вас готовят. А я в Москве возле ВДНХ вижу, как достается солдатам, которые пойдут на парад. Нелегка солдатская служба, много соли выступит на спине, пока ее всю пройдешь. Все, родной, я понимаю, хотя ты мне ни в одном письме об этом не написал.
Сынок, дома у нас все в порядке, скоро буду делать ремонт.
Погода в Москве теплая.
Клен, береза и дуб уже сбросили свои листья, только акация еще зеленая. Вся земля уже покрыта желтыми листьями. Иногда хочется, как в детстве, пробежать по ним, поднимая их ногами.
Сынок, я рада, что доставила тебе удовольствие стихами и вырезкой о Есенине.  Если бы можно было, я бы тебе и журнал «Вокруг света» выслала, но ты меня просил, чтоб я собирала журналы, что я и делала. Теперь уже я тебе вышлю газеты последний раз в 1-х числах ноября. Потому что после праздников вас обязательно отправят на новое место.
Я тебе выслала 5 р. К празднику вышлю еще. У меня получка как раз будет 1-го ноября. Так что успею, Сережа, я очень бы хотела, чтоб ты прислал мне фото, на котором был бы ты сфотографирован вместе со своим другом. Очень мне хочется посмотреть на твоего друга. Если можешь, то пришли мне такое фото.
Кажется, обо всем написала.
Большой тебе привет от всех, желаю самых больших солдатских успехов.
До свидания. Целую тебя крепко-крепко.
Т. мама.

Здравствуй, дорогой сынок!
Я тебе одну неделю не послала письмо, закружилась, сынок, я!
Я писала тебе, Сергуня, что нас залило, всю квартиру! Правда не очень сильно, но следы есть.  Это на 5 этаже лопнула труба с горячей водой утром, никого не было дома, поэтому вода и прошла до 2 этажа. Ну, а раз по воле ЖК вышла авария, то и ремонт они делали. Побежали(неразб.), обклеили новыми обоями всю квартиру бесплатно. В общем, нет худа без добра. Теперь у нас вся квартира чистая.
Переставила я мебель немножко по-новому. Закрой на минутку глаза и представишь перемену(неразб). Моя кровать и гардероб стоят на старом месте. Книжный шкаф подвинулся поближе к окну, переставила сервант на сторону, где шкаф книжный, а между ними поставила телевизор! Знаешь, на новом месте он очень хорошо работает, даже без общей антенны.
Стол твой я поставила, где стоит телевизор, а рыбок развернула и поставила задней стенкой к окну, тахту подвинула поближе к рыбкам, а обеденный стол поставила, где стоял телефон. Такая перестановка всем нравится. В общем, возни и работы было очень много, два дня я брала за свой счет, сегодня воскресенье, я только переделала все дела и сразу же села за письмо.
Сергуличка, я буду заказывать разговор на 7 ноября в 5 веч., как ты мне писал, вот только бы мне знать, с кем тебе хотелось бы поговорить? Приглашу Андрея, если он сможет, то пусть прихватит (неразб.) и Олю.
Денег я тоже не буду высылать, хотя очень хотелось послать, как не говори, а ведь праздник. Да, тебе бабушка послала 5 руб.  К празднику ты их должен получить, ну а то, что ты написал, чтоб я себе что-нибудь купила, купила себе обновку – новое платье за 38 руб.
Завтра у нас будет на работе вечер, и я пойду в обновке.
Вот видишь, я все твои приказания выполняю, уж больно не хочется попадать в нерадивые (шучу).
Сергуня, у нас второй день зима. Снегу повалило, что вполне можно ходить на лыжах. Только вот надолго ли? Может такая канитель будет, как у вас, что дождь, что снег? Хорошо бы, чтоб это было бы уже окончательно.
Уж очень красиво было в первый день. Снег так сильно шел, знаешь, такими крупными снежинками. Сразу одел всю землю, а деревья, как в сказке, стояли все в белой пушистой вате. Я даже не смогла пробежать свой обычный маршрут вокруг прудов. Все занесло, бежать тяжело было по снегу, ведь там дорожки не расчищаются. А температура воздуха -5С. Одно удовольствие гулять по улице при такой погоде.
Да, Сынок, многие ребята из 3 дома уходят в армию.
Сергея Зайцева забрали, Толю Левещ(неразб.), я тебе писала, 2 декабря заберут, и многих других. Но в вашу команду никто не попал, если только она осталась прежней, какой была в прошлом году, то ни у кого нет такой команды. После праздников мне придется пару дней работать в Бабушкинском в-к, буду оформлять призывников. Это в порядке помощи меня послали в в-комат. Очень не хотелось бы туда идти, но надо. А не хотелось лишь только потому, что сама обстановка на меня действует тревожно. Хотя у меня уже все позади, все эти сборы и проводы, но сердце все равно неспокойно.
Сережа, у тебя 11 числа будет последний экзамен, а у Миши Р. день призыва. Проводы он тоже не хочет устраивать. Хочет уйти, как ушел ты.
Да, как незаметно идет время, вот уже скоро 6 м-ц, как ты уже в армии, остается полгода до дня призыва, а там дни пойдут на убыль. Ближе к дому, как говорят.
Только бы не было войны, и было бы у нас хорошее и крепкое здоровье, остальное все ерунда. В жизни все можно пережить, но жить в разлуке с тобой мне очень и очень тяжело. Ты только не забывай, что я тебя очень и очень жду, мой родной и любимый.
Сынок, читаю я твои письма и часто задумываюсь над ними. А все над чем? Почему-то вашему взводу не везет, только у вас есть не очень прилежные солдаты.
Может я неправильно понимаю, вот смотри, когда школа ездила купаться, вы чистили картошку, когда у вас был праздник школы, вам опять не пришлось участвовать в параде, когда ходили в увольнение в город, опять не попал, на парад тоже не попали. Как-то получается, что праздник у вас всегда чем-то омрачен. Почему, а? Ты не сердись, если я что-нибудь не так понимаю. Но мне ведь тоже хочется, чтоб у вас на праздник были хоть чуточку радостные от трудов солдатских дни. А в данный момент, когда у вас такая горячая пора стоит, экзамены или, как по-вашему, зачеты, то мне будет очень и очень обидно, если мой сын окажется не в числе лучших. Любовь моя от этого не станет меньше, но я хочу гордиться тобой, и очень.
Поэтому я желаю тебе самых больших успехов в твоей солдатской жизни, рядовой Сергей, мой сын! Новостей особенных нет, на работе у меня все хорошо, чувствую себя тоже хорошо.
Тебе все передают большой привет.
P.S. Да. Саня разбил машину, не везет ему, два раза его разбивали, третий раз сам на автобус налетел. Разбил фару и помял крыло, жертв нет.
Заканчивая, хочу еще тебе сообщить, Иринка(неразб.) ходит в дет.сад, Оля(неразб.) завтра идет на работу в тот же сад.
До свидания! Целую крепко-крепко.
Твоя мама.

14.12
Здравствуй, дорогой Сынок!
Хороший мой, что-то от тебя долго нет писем? Не заболел ли ты? Или может быть получил, что тебе обещали?  Хорошо, что ничего этого не было б!
Как не говори, а когда в жизни меньше неприятностей, то и жить как-то веселей. Я сегодня еще дома, мне вечером идти к врачу. Думаю, что еще не выпишут. Хотя и чувствую я себя намного лучше. Не везет мне, стоит немножко переволноваться, обязательно заболею. Даже сама на себя сержусь за это.
Сынок, очень хочется узнать, как ты там устроился на новом месте? Привыкаешь ли к новым товарищам, есть с тобой москвичи? Потом, мне очень хочется узнать, есть ли речка поблизости тех деревень, где ты служишь? И далеко ли от вас деревни? Пиши мне обо всем.
Сергуня, дома все по-старому, новостей нет никаких. Сашу из больницы выписали, сейчас он в отпуске. Света вчера с Катей ходили во дворец Съездов, смотрели «Сказка о царе Салтане», ей очень и очень понравилось. Весь спектакль она сидела, как завороженная, и только тихо дирижировала в такт музыки. Ей музыка больше понравилась, чем спектакль. Все время она спрашивает о тебе, спрашивает нет ли письма. Сыночек, как быть с журналом «Вокруг света», присылать тебе его или нет? И еще что тебе выслать?
А еще напиши мне, можно ли заказать телефон. Разговор, если можно, то на какое время удобнее? Напиши, договорились?
Из ребят мне никто не звонил, а может и звонил кто, но меня ведь не было дома. Так что какие у них новости, я не знаю.
Сереженька, я желаю тебе, чтоб на новом месте у тебя было все хорошо, чтоб побыстрее ты освоил практику на отлично, как изучил теорию. Не жалей ни времени, ни силы. Все это окупится сторицей. Ведь мы с тобой договорились, что у нас дома будет свой механик, а для этого много надо знать. Ты только не стесняйся, спрашивай побольше обо все, что тебя интересует. Не оставляй в своих знаниях темных пятен, неразгаданных тайн. Быть настоящим специалистом в военном ли деле, в гражданском ли деле – великая честь. Ну а в солдатской службе, сам знаешь, надо знать все на отлично, чтоб если что случится, дать точный отпор врагу.
Сергуня, пиши мне, а то я очень скучаю по тебе.
Тебе передают все большой привет, желают успеха на новом месте. До свидания.
Крепко-крепко тебя целую
Т. Мама

20.12
Здравствуй, Сергунька!
Два дня тому назад я получила от тебя письмо, которое ждала с большим нетерпением. Оно мне доставило огромную радость и успокоило меня. Да, но в нем была небольшая загадка, которую мне кажется, я разгадала. Дело вот в чем, в своем письме ты написал, что кум твоего начальника часто бывает в Москве, что поезд его Москва-Гомель, и ничего больше. Ни фамилию начальника, ни фамилию кума ты не указал. Как видишь, приметы довольно-таки странные, тем более если начать интересоваться военным человеком. Но все обошлось хорошо. На эти розыски я потратила ровно две встречи. Проводила поезд Гомель-Москва в 20:24 часа, в котором не оказалось ни у кого такого кума. На другой день, утром в 10 утра, я встречала поезд Гомель-Москва, в котором был кум, у которого кум военный. Им оказался Прокофьев Михаил Пав. Живет он от вас примерно метров 500, если не меньше, как видишь, связь установлена. Он взял твою фамилию и выяснил, тот именно будет твой начальник, о котором ты пишешь.
26-го мы с ним встретимся и обо всем договоримся, если в этом не будет никакой ошибки. После он будет 31 декабря в Москве, и возможно тогда я передам ему телевизор. Во всей Москве только в одном магазине они есть, КВИ уже становится музейной редкостью. ___ ___ __ (???), как ты пишешь, и не больше.
Знаешь, у нашей Вали Бешиской есть телевизор КВН, но в нем нет каких-то ламп. Я бы и  его вам послала на всякий случай, если перегорит трубка в тел., который я вам вышлю, но не знаю, сможете ли вы подобрать лампы, если да то пиши, и я возьму у нее. Договорились?

Сынок, сегодня я тебе выслала журналы «Вокруг С.», кулинарию, газеты и эл.бритву. Как получишь, пиши. Кулинарию я тебе выслала свою домашнюю, у нее, правда, не очень приятный внешний вид, но зато она очень добрая, дает много полезных советов. Думаю, если будешь внимательно по ней все готовить (только не на очень сильном огне), в обиде на тебя твои товарищи не будут. Интересно, а пироги у вас печь можно? Есть очень простой способ испечь сладкий пирог, и если у вас можно печь, я тебе вышлю рецепт и все, что надо к пирогу, кроме муки. А времени, времени свободного у тебя будет много, это уж я точно знаю. Только важно, это время свободное перевести в полезное дело. Пусть даже в ту же науку, как вкусно готовить пищу. В жизни потом все пригодится. А самое главное, это я тебе пишу, как другу и сыну, служи честно, не соблазняйся самоволками и друзей, товарищей отговаривай от этого легкомысленного поступка. Пользы от этих самоволок никакой, только один вред своей солдатской чести, да и имени своему.
Готовься в институт, я тебе все вышлю. Напиши еще мне, если у вас на приемнике проигрыватель? Если есть, то я тебе (схожу в школу к И.О., спрошу какие пластинки можно выслать с учебной программой ф.яз.) их вышлю. Не изменяй своей мечте, ведь она у тебя не за горами, только иди к ней твердыми и уверенными шагами, мой дорогой дружок!
Ну, а почему я о твоей жизни знаю больше, чем ты мне пишешь? Объясню двумя словами: разговаривала с демобилизованным на Киевском вокзале. Он служил по такой специальности, по какой ты служишь, и тоже под Гомелем. Вот и весь секрет. А еще он мне сказал, что трудно ему сейчас, стыдно ему домой ехать, я спросила почему, и он мне коротко поведал обо всем. Сам он из Донецка, шахтер. В ВВС его сразу забрали, на месте он учебу проходил, а не в школе, как ты. Все у него было хорошо, благодарности получал, родителям благодарность за него выслали, отпуск ему давали на 10 суток, потом познакомился с девочкой, стали выпивать, бегать в самоволки, и до суда докатился. Судить его не стали, родителей вызывали, дело замяли. Вычеркнул все хорошее, что было за полтора года за оставшиеся 6 м-ц.
И с такой болью говорит: « И какая польза от меня была, никакой, демобилизовали меня, а радости никакой, тяжело на сердце у меня. А служить у нас можно было, начальство хорошее, питание хорошее, служба не тяжелая, верили нам, доверяли, одни жили, но зря, видно, доверяли. А ведь мог же я жить, как другие живут, соблазнился, не устоял перед трудностями».
Знаешь, сынок, страшно мне как-то стало от его слов, спросила я его: «А вот ты когда уходил, сказал своим младшим товарищам, к чему приводят такие поступки?». Да что им говорить, пока на своей шкуре не испытают, разве поймут?
Как мне хотелось в эту минуту отвести от него все беды, но, думаю, этот поступок будет ему хорошим уроком. Есть в нем еще что-то хорошее, если он не постеснялся о самом наболевшем поделиться с чужим человеком. Он поедет в Ташкент (неразб.) поступать в веч.  институт политехнический, будет работать и учиться.
Я пожелала ему удачи, а он мне на прощание сказал: «Пусть у вашего сына не будет таких друзей, каким я был в последнее время, и расскажите ему обо мне». Я выполнила его просьбу, пожелай же и ты ему удачи, тому неизвестному тебе пареньку, которому по своей глупости и легкомыслию сейчас так трудно. Что ж, жизнь прожить не поле перейти, всякое в ней бывает, мудрость жизни не сразу дается, это тоже наука,(?) и немалая.
Ты пишешь, что много читаешь, это же хорошо, тем более это для тебя любимое занятие. Только хорошо бы было, если б тебе удалость прочитать ту литературу, которую вы проходили в школе, просто для себя. Знаешь, чтоб не забыть, а то придется сочинение писать, и ничего не вспомнишь.
Сережа, если есть у вас «Жан-Кристоф», прочти еще раз.
Я от этой книги в большом восторге, прочла я ее всю, уже неделю назад, а думаю каждый день о ней, и хочется, как к старому другу, еще раз к ней вернуться.
Сынок, сегодня я смотрела КВН, выступали ветераны Зеленограда и МИЭТ. Спор кончился в пользу МИЭТ 47-39.

Вчера был конкурс «Алло, мы ищем таланты!». Из мужчин вышли в финал Всесоюзного конкурса только двое, и оба СА., один из них Павел Лосев, другой – Синайдер(неразб.) Владимир. Пели они очень хорошо, даже, пока еще не был объявлен результат, я уже болела только за них.
Купила новую пластинку «Вертинский» и книгу «Театр французского классицизма».
Еще новость: Оля Зюлина (неразб.) вышла замуж, Толя и Тоня  уехали в Зеленоград, будут там жить, пока им не дадут квартиру. Ну а дома все по-старому. Мне завтра к врачу, думаю, что уже выпишут. Чувствую я себя хорошо.
О ребятах ничего не знаю, никто не звонит. Писем тоже пока ни от кого нет. Погода в Москве теплая, снега много, можно ходить на лыжах, но я после болезни еще ни разу не бывала на лыжах, а у вас есть лыжи, ходите ли вы на них, или они без дела стоят?
Сынок, не ленись, занимайся физ.зарядкой. Зарядка – это сама жизнь. Как приятно чувствовать, что в твоем молодом теле есть сила, выносливость, стройность. На тебя сейчас просто приятно посмотреть, как крепкий орешек, а если не будешь заниматься, то будешь быстрее уставать от однообразия жизни и от недостачи физической нагрузки. Так уж ты не подкачай там, подкапливай силенок для будущей учебы. Будь  молодцом, мой любимый Сергуня!
Тебе передают все большой-пребольшой привет.
От меня передай привет всему вашему маленькому дому (?).
До свидания, крепко-крепко целую.
Т.мама

Дорогой сынок!
Посылаю тебе газеты «Неделя», «За рубежом», «Футбол»; записка (записку) от Светы. (?)
Рисовала она сама,  а подписала я.
Напиши мне, получил ли ты материал, остальное опишу все в письме.
Крепко-крепко целую.
Т.мама



Здравствуй, дорогой Сергуня!
Сынок, с того момента как я тебя проводила и до твоего маленького письма, прошла целая вечность. Мы все очень за тебя волновались и думали только об одном, чтоб тебе не дали(дополнительный отпуск. Как не говори, а если бы это случилось, то летом тебе отпуска, тогда бы не дали совсем. ТЕГУСЬ хоть есть надежда, что может выпасть такая возможность, при условии, если со службой у тебя будут такие отношения, что и в июне. Ещё я казню себя за то, что ты ничего с собой не взял из еды. Ехать ведь тебе пришлось больше времени, чем вы предполагали. Хотя ты пишешь, что доехали вы отлично, но я тебя хорошо знаю, чтобы меня не огорчать, ты не напишешь правду. И давай договоримся сразу, что ты мне напишешь всё, что тебе надо, договорились? Так как малейшее переживание, которое касаясь тебя я переношу, очень пагубно отражается на моём здоровье.
Сынок, я очень рада, что ты хорошо устроился на новом месте, пиши мне кто из твоих ребят (пахал) с тобою вместе? Как вам встретили? Пиши обо всём, о чём можно, мне всё интересно.
Серёжа, я хочу тебе сынок сказать большое большое материнское спасибо,что ты так замечательно окончил школу, оправдал все мои надежды. Может тебе самому не заметно, но ты повзрослел и очень на много, это чувствовалось во всём твоём поведении и облик. Я очень довольна тобой мой любимый сынок. Теперь я смело могу сказать, я не зря живу на белом свете, если у меня такой хороший сын!
Надеюсь, что и впредь ты не запятнаешь свою честь и своё имя. А это самое главное в жизни, пройти по ней, с высоко поднятой головой, сознавая, что ты нужен, людям, родине, семье.
Сергуня дома всё в порядке, только я тебя прошу, ты не волнуйся, если две-три недели ты будешь не точно получать газеты.
Сложились кое-какие обстоятельства, которые не дают возможности своевременно это сделать. Но газеты ты всё равно будешь получать. Света всё время спрашивает, прислал ли ты письмо, и когда ещё приедешь? Я с большим нетерпением жду твоего обстоятельного письма. Хочется знать большее, чем я узнала из твоего первого письма? Ещё я очень волнуюсь за твоё здоровье. Ведь ты уехал немножко приболев. Как чувствуешь себя? И как на тебя действует такая резкая перемена мест и климата? Тебе большой пребольшой привет от всех. Все тебя очень крепко целуют, а я бессчетно раз. Жду письма. До свидания твоя мама.

Здравствуй дорогой сынок!(конец мая 1970)
Получила от тебя третье письмо спасибо, родной, что не забываешь. Я очень рада, что у тебя всё хорошо, и особенно, что тебе хоть чуточку пришлось побывать в домашней обстановке. Передай от меня А. Н. и К. Н. большой привет от меня и спасибо за всё, что они делают для тебя. У меня все (идей своих ?????), ты пишешь чтоб я не переутомлялась, сынок, но когда пишешь контрольные, приходиться волей неволей долго сидеть за столом. Ничего, всё осилим самое главное в жизни не падать духом, а это я умею. Сынуля, вчера у меня в гостях был Андрейка. Мы смотрели фильм «У Озера». Он огорчался, что ты ему не пишешь писем. Уехал от меня в (????) Водолазку его я ему отдала. Звонила Юля, просила тебя к телефону, я сказала что ты уехал, больше она мне ничего не сказала.
Сергуня, в Сокольниках, сейчас бегать одно удовольствие всё кругом зелено-зелено, даже жалко топтать эту свежую зелень, ещё не обожженную летним солнцем.
Комаров правда у нас нет ещё, а тебе для пробы я не только два тюбика, а готова всю «Тайгу» прислать, если только это можно было бы сделать. Роднулька, ты мой!
Совсем, не много ль дней прошло, как ты уехал, а я уже соскучилась по тебе, и очень сильно. Как хорошо, было,когда ты был дома, весело и спокойно хотя и поздно приходилось ложиться спать, тебя дожидаючи???, Мой хороший.
Знаешь, я вот только волнуюсь, как ты один справляешься со своими обязанностями, да и скучновато одному тебе? Скоро ли тебе дадут напарника?
Сергуня, я знаю,ты можешь мне не написать, что тебе временно трудновато одному, но я тебя очень и очень прошу (????) не падай духом, всё это временно, важно выполнять свой долг с честью даже если тебе приходится туговато. Пишу тебе письмо, а по телевизору идёт фильм « Там где цветёт эдельвейс». Сколько раз его смотрела, но всегда вновь смотрю с большим удовольствием.
Сыночек, тебе всё передают большой привет, особенно наш (Светаячал.)
Толик на тебя обижается, что ты ему не пишешь письма, а в остальном всё в порядке. Передай от меня привет Ване, Иринке и её маме.
Если Ваня надумает приехать в Москву, пусть приедет к нам.
Пока всё, целую тебя крепко-крепко-крепко.
Твоя мама.

Дорогой Сергуня!
Поздравляю тебя с Новым годом! Желаю море радостей веселье и успехов. Хотя тебе, как солдату, из всего этого в новом году достанется самая малость, ты не унывай иначе весь год будет грустным. Целую крепко-крепко
Мама
   
 
   




Здравствуй, дорогой сынок!
18:20 хотела заказать разговор с тобой, а накануне получила от тебя письмо, чтоб я не заказывала его.
Приходится, подчинятся тебе. Ведь ты солдат, тебе на (месте? (Листе)) виднее, как мне поступить. Очень жаль, но ничего не поделаешь. Да, и готовилась к этому разговору не я одна. Ко мне приехал Андрей, Оля. Приехали они к 4 час. дня и прогостили у меня до 8:30 веч. Слушали пластинки смотрели фильм « По щучьему веленью», слушали Есенина. Андрей взял у меня газету с твоим письмом.
Он совсем не изменился, только чуточку подрос, да и возмужал немножко.
Очень много говорили о тебе и вспоминали тебя. Андрей просил меня, чтоб я достала билеты в большой театр
Может мне удаться достать у себя на работе. Я ещё толком не знаю, как у нас распространяют билеты и куда. Вообщем, я была очень довольна вечером и ребятами.
Сергуня, я хожу на лекции в ВГИК на факультет « Кинематографии». Вчера у нас была лекция « Советский документальный фильм». После лекции нам показали д. фильм « Федор ?Полетаев?» - это о кузнеце погибшем во время Отечественной войны в Италии, второй о Коло????. Показаны её годы революционной работы и работы в посольстве. С 1922 г. По 1954. Занятия проходят очень интересно, лекторы читают лекции просто замечательно. Следующая программа « Зарубежное документальное кино». Последнее занятие 16 мая, в день твоей годовщины службы в армии.
Серёжа, ты пишешь, что у вас уже зима, снег выпал. А как вы одеты, по зимнему или ещё в летней форме?
Если в летней, то я тебе не завидую, холодно, наверное, да? Я тебе послала перчатки, ремень и 2 тр. рубашки.
Рубашки я послала две на смену, но если хочешь, можешь отдать одну, кому хочешь, дело твоё хозяйское.
Да, Сергуня, я поздно получила твоё письмо, теперь уже не смогу приехать. Когда я думала ехать, то боялась, что тебя не застану.
И на работе не договорилась. Теперь меня уже не отпустят, и т. к. у нас один человек ушёл в отпуск, а работы очень много. До этого, он был согласен пойти в отпуск в конце октября. Ладно*, Сергуня, только бы тебя оставили в Союзе, а я бы к тебе приехала в августе месяце.
Не будем загадывать, а будем надеться на лучшее, но мне очень и очень хочется увидеть тебя. А вчера мне звонила Володя и отворить мне(тебя Лида): « Ты не волнуйся, Серёжа через две зимы приедет. Мой брат обязательно приедет». Он и Света каждый раз тебя вспоминают. Любят они тебя очень. Сынок, чует моё сердце, что ты сейчас устаёшь очень. Подготовка к экзаменам, да ещё к параду вас готовят. А я в Москве возле ВДНХ вижу, как достаётся солдатам, которые пойдут на парад.
Не легка солдатская служба, много соли выступит на спине, пока её всю пройдёшь.
Всё, родной, я понимаю, хотя ты мне ни в одном письме об этом не написал.
Сынок, дома у нас всё в порядке, скоро буду делать ремонт.
Погода в Москве тёплая.
Клён, берёза и дуб уже сбросили свои листья, только акация ещё зелёная.
Вся земля уже покрыта жёлтыми листьями. Иногда, хочется, как в детстве пробежать по ним, поднимая их ногами.
Сынок, я рада, что доставила тебе удовольствие стихами и вырезкой о Есенине. Если бы можно было, я бы тебе и журнал « Вокруг света» выслала, но ты меня просил чтобы я собирала журналы, что я и делаю.
Теперь уже я тебе (вешаю?) газеты, последний раз в первых числах ноября, потому что после праздников, вас обязательно отправят на новое место.
Я тебе выслала 5 рублей. К празднику вышлю ещё. У меня (получка ) как раз будет первого ноября, так что успею.
Серёжа я очень бы хотела, чтоб ты прислал мне фото, на котором был бы сфотографирован вместе со своим другом. Очень мне хочется посмотреть на твоего друга. Если можешь, то пришли мне такое фото. Кажется, обо всём написала.
Большой тебе привет от всех, желаю тебе больших солдатских успехов.
До свидания. Целую тебя крепко-крепко.
Т. Мама
Здравствуй, дорогой сынок!
Я тебе одну неделю не писала письма, закружилась, сынок, я!
Я писала тебе Сергуня, что нас залило, всю квартиру. Правда не очень сильно, но следы есть. Это на 5 этаже, лопнула труба с горячей водой утром, никого не было дома, поэтому вода и протекла до второго этажа. Ну, а раз по вине Ж.К. вышла авария, то и ремонт они делали. (???????), обклеили новыми обоями всю квартиру бесплатно. Вообщем, нет худа без добра. Теперь у нас вся квартира чистая. Переставила я мебель немножко по-новому. Закрой на минутку глаза и представишь перемену. Моя кровать и гардероб стоят на старом месте. Книжный шкаф подвинула поближе к окну, переставила сервант на сторону где шкаф книжный , а деду ними поставила телевизор! Знаешь на новом месте он очень хорошо работает даже без общей антенны.
Стол твой, я поставила где стоял телевизор, а рыбок развернула и поставила задней стенкой к окну, тахту подвинула поближе к рыбкам, а обеденный стол поставила где стоял телефон. Такая перестановка всем нравится. Вообщем, возни и работы было очень много, два дня я брала за свой счёт, сегодня воскресенье, я только переделала все дела и сразу же села за письмо.
Сергунька, я буду заказывать разговор на 7 ноября в 5 вечера как ты мне писал. Вот хотелось бы мне знать с кем тебе хотелось бы поговори? Приглашу Андрея, если он сможет, то пусть привезёт и Олю.
Денег я тоже не буду высылать, хотя очень хотелось послать, как не говори, а ведь праздник. Да, тебе бабуля прислала 5 руб. к празднику ты их должен получить, ну, а то, что ты написал, чтобы я себе что-нибудь купила, купила себе обновку новое платье за 38 рублей.
Завтра у нас на работе будет вечер и я пойду в обновке.
Вот видишь, я все твои приказания выполнила, уже больше не хочется попадать в не рядовые(шучу).
Сергуня, у нас второй день зима. Снегу повалило, что вполне можно ходить на лыжах. Только вот надоело ли? Может такая
(??????) будет как у вас то дождь, то снег? Хорошо бы чтоб это было бы уже окончательно. Уж очень красиво было в перый день. Снег так сильно шёл, знаешь такими крупными снежинками. Сразу одел всю землю, а деревья, как в сказке, стояли все в белой пушистой вате. Я даже не смогла пробежать свой обычный маршрут вокруг прудов. Всё замело, бежать тяжело было по снегу, ведь там дорожки не расчищаются. А температура воздуха -5'С. Одно удовольствие гулять по улице при такой погоде.
Да, сынок, многие ребята из здания* уходят в армию.
 
 
   
 


Рецензии