Три рассказа

Рассказ первый.

Один день из студенческой жизни.

Этот день – воскресенье 8 декабря 1974 года, запомнился мне во всех деталях.
До 16 лет я был единственным ребенком в семье. И всегда мечтал, чтобы у меня была сестра или брат. Я учился в девятом классе, когда родилась моя сестра Лейла. А, когда, после окончания первого курса МЛТИ и прохождения летней практики, я был на каникулах дома в Грозном, моя бабушка Марима, по большому секрету, сообщила о том, что скоро у меня появится брат или ещё одна сестрёнка.

День был замечательный, начиная с погоды: солнце, снег и лёгкий морозец. В последние дни я с нетерпением ждал новостей из дома: у меня вот-вот должен был появиться на свет брат, а может быть - вторая сестрёнка.
И поэтому каждое утро я первым делом, даже не позавтракав, бежал на почту, которая располагалась в главном здании института, чтобы получить новости из дома, не дожидаясь пока почтальон принесет телеграмму в общежитие.
А в тот день я встал позже обычного – было воскресенье и на учёбу идти не надо было, и поэтому, когда я пришел на почту, был уже десятый час.
Но на этот раз меня там ждала долгожданная новость, а точнее телеграмма, которую прислала моя тётя Зарган, или как я ее называл с детства - Сана, в которой было очень короткое и в то же время ёмкое сообщение: «МАМЕД ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ С БРАТОМ=ЗАРГАН»
У меня теперь есть БРАТИШКА!!!!
Тут же позвонив домой, я поделился радостью с бабушкой, которая уже с раннего утра хлопотала на кухне, ожидая гостей. Узнал, что брат родился еще вчера – в полдень 7-го декабря, рост его 47 см, вес – 2 700. Телеграмма оказывается пришла после закрытия почты.
Затем отправил ответную телеграмму: «НАЗОВИТЕ БРАТА В ЧЕСТЬ ДЕДУШКИ». А так, как я в спешке не написал в честь какого дедушки следует назвать брата и связаться со мной, чтобы уточнить они не могли несколько дней, брата назвали в честь обоих дедушек: по отцовской линии – Саид и по материнской – Моххамед. И получилось: Саид-Моххамед!
Выйдя с почты на улицу, я начал обдумывать как отметить столь выдающееся событие. Ещё находясь в несколько шоковом состоянии, я не мог сразу собраться с мыслями и поэтому направился не в столовую, а обратно в общагу. На полпути я встретил своего однокурсника Аркадия Гульмана (он старше меня на несколько лет и поступил в институт, отслужив в армии), с которым у нас уже завязались приятельские отношения, и, конечно, я поделился с ним своей радостной новостью и своей идеей накрыть стол для наших ребят из общаги, чтобы отметить рождение брата.
Он горячо поздравил меня. А идея отметить событие ему очень понравилась, и мы быстро составили план её реализации.
В те времена даже здесь, в поселке Строитель, в тридцати километрах от Красной площади, с продуктами была напряжёнка, а хотелось все сделать по первому классу. С деньгами у меня было все хорошо, так, как только накануне мне прислали стипендию, а я получал, как направленный на учёбу от производства, 45 рублей в месяц.
На эти деньги, конечно, нельзя было накормить всю общагу, но так как многие наши однокурсники на выходной разъехались, в общаге осталось человек двенадцать, а их то можно было угостить. Поэтому я решил купить ради такого события всё самое вкусное и дефицитное, а для этого надо было ехать в центр Москвы.
Аркадий согласился мне помочь, но предупредил о том, что на следующий день ему по каким-то делам надо ехать домой и последние деньги он истратил на билет до Конаково. Я его успокоил, сказав, что с финансами у нас полный порядок.
Пока мы собирались настало время перерыва электричек и нам пришлось пешком добираться из Строителя до станции Мытищи. Хотя это расстояние и не очень велико, в тот день мы потратили на него вдвое больше времени чем обычно, так как на полпути поднялась метель и идти уже было трудно. Но дальше пошло уже без задержек.
В полдень мы были уже в Новоарбатском гастрономе (самом большом тогда гастрономе самообслуживания – по-современному – супермаркет). Здесь мы нашли почти все что планировали купить, а остальное решили купить в ЦУМовском гастрономе, а оттуда добираться до Ярославского вокзала на метро со станции «Площадь Революции».
Метель на улице уже успокоилась, снегу было много, даже на центральных улицах.
С полными сумками в обеих руках, мы уже вышли из подземного перехода возле гостиницы «Метрополь», когда я почувствовал голод и вспомнил, что с утра ничего не ел. А тут ещё в окнах ресторана Метрополь были видны посетители, которые с аппетитом вкушали какие-то яства.
Я предложил Аркадию зайти в ресторан и подкрепиться. Он был не против и мы, оставив сумки в гардеробе, расположились за одним из столиков в самом центре ресторана.
Так как, я впервые был в этом заведении, с официантом разговаривал Аркадий.
Мы заказали по куропатке и салату «Столичный» («рябчиков в тот день не было, а ананасы были только маринованные» - так мы шутили позже), ну и бутылку полусухого шампанского тоже. Обед нам обходился в одиннадцать рублей с копейками. Чтобы было понятно для современника: в те времена порция куропатки стоила чуть больше двух рублей, салат – один рубль 30 копеек и шампанское – пять с полтиной. Деньги у меня еще оставались.
Но когда официант принёс нам счёт, я начал рыться по всем карманам в поисках денег и не находил их. Я уже все карманы обшарил, даже сходил в гардероб посмотрел в карманах своего пальто и во всех сумках пошарил. Денег не было, осталась лишь горсть мелочи.
У меня уже началась паника и тогда Аркадий начал успокаивать меня. Затем, поохав немного и потерев свой знаменитый «шнобель», он вытащил из кармана свой паспорт. Со стороны могло показаться, что он хочет отдать его под залог, чтобы рассчитаться позже.
Но …
Достав из-под обложки паспорта двадцатипятирублёвую купюру, Аркадий стал рассчитываться с официантом.
Я горячо поблагодарил Аркадия, затем мы оделись и, прихватив свои сумки, вышли из ресторана.
На улице было также морозно и скользко. После беготни по магазинам и сытного обеда, так не хотелось тащиться пешком до метро (хотя до станции было всего ничего) и потом с электрички до общаги. Поэтому я предложил Аркадию добираться домой на такси, благо возле ресторана стояли несколько свободных таксомотора. Он, конечно, очень был недоволен, но я его успокоил тем, что пообещал по приезду занять денег у ребят и рассчитаться за такси. Тут он согласился, тем более что он тоже очень устал.
Мы взяли такси и «с ветерком» доехали до общаги (на таксометре выбило два рубля девяносто копеек).
На улице было ещё светло, когда мы подъехали к подъезду 16-ого общежития. Как только машина остановилась, Аркадий мне сказал: «Ты иди за деньгами, а я посижу пока в машине».
Я вышел из такси, но не пошел в общагу, а обойдя машину подошёл к таксисту и спросил его не будет ли у него сдачи с пятидесяти рублей, он ответил, что будет.
В этот момент я наблюдал за лицом Аркадия.
Мимика его лица менялась быстрее, чем картинки в калейдоскопе: удивление, сильное удивление, стресс, гнев, злость, разочарование, бессилие и опять удивление и всё по новой. И это все за две-три минуты, пока мы были возле машины.
(Жаль, что в то время не было современных видеокамер – получился бы неплохой сюжет для сбора лайков).
Потом, уже в спокойной обстановке, я ему объяснил свою шутку и готов был немедля возместить расходы за обед в ресторане. Однако, простив меня и вволю посмеявшись над собой, он наотрез отказался от денег.
А все дело было в том, что накануне вечером, когда я получал стипендию на почте, у кассирши не оказалось разменных денег и она попросила меня взять у нее целую пятидесятирублёвую купюру, отдав ей сдачи пять рублей.
Эту купюру я так и не разменял в магазинах и на покупку продуктов у меня ушли накопленные ранее деньги, а в ресторане мне пришла в голову идея разыграть Аркадия…
….
Вечером мы с помощью ребят и девчонок из общежития накрыли в нашей комнате «царский» стол. Из деликатесов, привезенных нами из Москвы, как я помню, были икра черная и красная, крабовые палочки, шпроты, консервированные кальмары, красная рыба, свежая конская колбаса, шоколадные конфеты, торт «Сказка», апельсины, бананы и т.п. Сегодня эти продукты можно найти в любом магазине, а в те годы они входили в разряд деликатесов.
Кроме них, здесь были заранее поджаренные цыплята и сваренная картошка, а также хлеб, лимонад и чай, купленные по моей просьбе в местном магазине.
Пригласили мы за стол не только наших однокурсников, но и всех знакомых из общаги. Всем хватило места. Сидели допоздна, пока не съели все со стола. Потом ещё попили чай с тортом.
Знаю, что тот вечер запомнился всем им. Даже годы спустя вспоминали они про тот день.
Только один мой одногруппник, который жил с нами в одной комнате, выразил недовольство: «К этой вкуснятине надо было купить побольше водки» (конечно выражения его были намного грубее, но суть эта). А едой, я думаю, он остался очень доволен если до сих пор помнит тот вечер.
А с Аркадием мы с тех пор дружим. Во время учёбы в институте я даже ездил к нему в Конаково: мы компанией здорово отдохнули на Волге.
После окончания института Аркадий два раза приезжал ко мне в Грозный. Потом, годы спустя, мы встретились в Израиле. И там он помог мне спастись от страшной болезни, которую называют у нас простым словом - рак.
Благодаря Аркадию и его супруге Наташе мне своевременно сделали операцию. Врач мой так и сказал: «Он вскочил в последний вагон последнего уходящего поезда».
Но это уже другая история…
***
Рассказ второй.

Один день и вся жизнь.

Это было в Грозном во время «Первой Чеченской» войны в конце февраля – начале марта месяца 1995 года.
Хотя с занятием федералами всего города Грозный масштабные обстрелы прекратились, в городе то здесь, то там слышались взрывы и перестрелки. Не редко, особенно в темное время суток, федералы воевали между собой. Даже не чеченцы, ждавшие федералов с надеждой на лучшее, оказались с их стороны под таким же прессом недоверия и злобы, как и все мирные и немирные чеченцы.
На всех перекрёстках блокпосты. Каждого прохожего проверяют, точнее «шмонают по-чёрному». На дорогах только военные машины.
Жители южной части города только что, после двухмесячной блокады, получили возможность передвигаться по городу. Действует комендантский час.
С трудом уговорив отца в то утро, я во второй раз пошёл проведать нашу квартиру, которая была на шестом этаже девятиэтажного четырехподъездного дома на Минутке.
За день до этого туда со мной ходил сосед – русский парень, Паша. Когда мы поднялись то увидели, что в квартире полный разгром: двери нараспашку, мебель и вещи вверх дном.
Войдя в неё, мы услышали шум из одной из комнат. На мой вопрос: «Кто здесь?» вышел солдат с автоматом на перевес и спросил в ответ: «А ты, кто такой, покажи паспорт!». На что я, протягивая паспорт, сообщил ему, что являюсь хозяином квартиры. Убедившись, что я прописан в этой квартире, он крикнул своему товарищу: «Серый! Тут хозяева пришли, пойдем отсюда»
Когда они вышли за порог квартиры, один из них сказал нам: «Мы просто искали книжки почитать». И они ушли.
Мы немного прибрались, закрыв, а точнее, заколотив двери квартиры, вернулись домой без приключений, хотя на трех постах и туда, и обратно нас проверяли нещадно.
А в тот день я пошел один.
Прошёл все посты. Солдатики обращались ко мне уважительно, наверно успокоились, увидев, что в городе живут всё-таки люди, а не звери, как им говорили их командиры.
Конечно, квартира была опять взломана, все опять перевёрнуто. Только книги в книжном шкафу, хотя и были перемешаны, но оставались на полках.
Опять прибравшись немного в квартире, я вышел во двор дома. На этот раз во дворе было много соседей, которые, как и я, приводили свои жилища в порядок. В нашем доме подавляющее большинство жителей были не чеченцы и почти все они, оказывается, никуда не уезжали, а во время обстрелов прятались в подвале соседнего дома, оборудованного под бомбоубежище. А так как в квартирах все оконные стекла были разбиты, они продолжали ночевать в этом подвале.
Попрощавшись с соседями, я отправился домой, но решил, хотя это было не совсем по пути, проведать дом дяди по улице Возрождения. Проходя по этой улице никого не встретил, не было видно и дыма из труб как это обычно бывает в жилых домах. Дом дяди стоял целый и ворота были крепко закрыты. Выполнив свою добровольную миссию, я продолжил свой путь по пустынной улице.
Пройдя уже значительное расстояние от дядиного дома, я услышал окрик, который раздался из-за разбитого забора справа от дороги: «Стой!». Остановившись, я увидел выходящего из-за оборудованного небольшого укрепления из фундаментных блоков солдата и второго федерала, который направил на меня дуло автомата. Солдат, подойдя ко мне, спросил кто я такой и что делаю на этой улице.
Объясняя ему о причинах нахождения здесь, показал ему паспорт с пропиской и сказал ему, что иду к себе домой. По тому как он рассматривал мой паспорт и разговаривал со мной, догадался, что ему вообще-то не важно кто я и куда иду. И мысленно попрощался с этим светом, пожалев лишь о том, что родные будут расстроены моим исчезновением.
В этот тягостный момент за спиной раздались шаги. Солдат тут же насторожился и окликнув незнакомца, спросил меня: «Вы вместе?», на что я, оглянувшись и рассмотрев подходившего к нам мужчину, пожал плечами.
Подойдя ближе, этот мужчина, примерно моего возраста, поздоровался. Солдат задал ему те же вопросы что и мне. Оказалось, что он русский и тоже шел домой из центра города. Он передал свой паспорт солдату, пока он изучал его, обратился ко мне с вопросами какие обычно задают старым знакомцам при встрече.
Чтобы не показаться невежливым, я также уважительно отвечал на его вопросы. При этом я заметил, что солдат внимательно за нами наблюдает.
Изучив наши паспорта, он вернул их нам и предупредил чтобы мы по этой улице больше не ходили, так как здесь расположены «секретные посты».
Мы с незнакомцем пошли дальше вместе. Уже, отойдя на приличное расстояние от «секретного поста», я, извинившись, что не помню его, спросил откуда он меня знает. На что он, грустно улыбнувшись, сказал: - «Мы с тобой не знакомы, но я знаю ЭТИХ!».
На улице имени Павла Мусорова он свернул в сторону центра, а когда я оглянулся, чтобы посмотреть ему в след – на улице уже никого не было.
Больше я этого человека никогда не встречал, но, естественно, запомнил его на всю жизнь, ведь благодаря ему я остался в живых, а мои сыновья не остались сиротами.
Даже благополучно добравшись домой, я находился в непонятной тревоге, но постарался не выдать эти чувства отцу, который переживал, ожидая меня.
До сих у меня такое чувство, что это был вовсе не человек, а мой ангел-хранитель, потому что он появился ниоткуда и исчез среди бела дня.
Но это уже другая история…
***
Рассказ третий.

                Памяти Миши Кобелькова посвящается.

История про то, как нашлись паспорта.

Это было в ноябре 2006 года, в Питере.
В последний день Лесного форума, мы – несколько делегатов, вернувшись из Мариинского театра, где проходила концертная программа, посвященную завершившемуся форуму и Дню работников леса, расположились в одном из номеров гостиницы Прибалтийская чтобы посидеть за прощальным ужином.
Только мы сели за накрытый стол, в комнату постучавшись вошел наш новый друг – специальный корреспондент «Лесных вестей» Иван Якубов. Мы очень удивились его появлению, так как из театра он планировал сразу ехать на вокзал и сейчас должен был быть в поезде, идущем в Москву.
Оказывается, что пока он мотался по всему театру, фотографируя делегатов и гостей форума для своей газеты, у него пропала сумка с билетом, паспортом, карточками и деньгами. А так как во всех буфетах театра делегаты его хорошо знали приглашали его выпить и закусить, то он не мог вспомнить место, где он оставил свою сумку.
Обыскав с помощью персонала весь театр, он так и не нашел своей сумки и на последние, оставшиеся в карманах, деньги приехал в гостиницу. Он был очень расстроен случившимся и даже наотрез отказался выпить с нами, заявив, что никогда больше пить спиртное не будет.
Пытаясь как-то успокоить нашего юного друга, я пообещал купить билет и взять на себя все дальнейшие расходы на поездку до Москвы. Но он все равно не мог успокоиться и сильно переживал случившееся.
Один из наших друзей налил полный стакан водки и предложил ему выпить, чтобы снять стресс. Он опять наотрез отказался.
Тогда я заявил ему: «Иван если ты осушишь этот стакан, то мы найдем твою сумку, а если нет – то не найдем». Он удивленно посмотрел на меня и снова отказался выпить. Но после наших настойчивых уговоров, он всё же приложил стакан к губам. Он сделал последний глоток, когда у меня зазвонил телефон. А в нём была питерская сим-карта, а все, кто знал этот номер сидели за нашим столом. Поэтому этот звонок меня очень удивил.
В телефоне очень тихим интеллигентным голосом неизвестная мне женщина сказала: «Добрый вечер! Меня зовут Валентина Петровна. Вы Ивана Якубова знаете?».
На что я ответил: «Да. И он сидит рядом со мной».
«Не терял ли он сумку с паспортом и документами?» - спросила она.
Услышав утвердительный ответ, она предложила подъехать к ней и забрать сумку. Оказалось, что она живет возле Мариинского театра и, прогуливаясь перед сном в сквере, нашла сумку нашего друга. А в ней обнаружила паспорт Ивана, а в паспорте – листок бумаги на котором Иван записал мой питерский номер.
Хорошо, что он его не выбросил!
Иван, поставив стакан на стол, удивленно слушал мои переговоры. Друзья тоже не сразу поняли, о чём я говорю с какой-то Валентиной Петровной.
Записав адрес, который мне сообщила Валентина Петровна, не отвечая на вопросы друзей, я оделся и подхватив Ивана под руку потащил к двери, на ходу сказав коллегам: «Мы ненадолго – через полчаса вернемся».
На такси мы подъехали по адресу, который нам сообщила Валентина Петровна, и поднялись к ее квартире. Нас встретила миловидная, похожая на учительницу начальных классов, пожилая женщина.
Я сразу же предложил сравнить фото на паспорте с оригиналом, чтобы убедиться, что этот паспорт, а значит и сумка принадлежат Ивану Якубову.
Валентина Петровна, убедившись, что перед ней хозяин сумки, отдала ее ему.
Пока Иван осматривал содержимое сумки, я расспросил женщину о её житье-бытье. Из ее рассказа я понял, что живет она не богато, пенсия маленькая, детей нет, а её вечерние прогулки, это я уже сам догадался, – походы за сбором пустых бутылок и банок из-под напитков.
Я спросил Валентину Петровну нужна ли какая-нибудь помощь или вознаграждение за найденную сумку. Она скромно ответила, что в ни в чём не нуждается. Но я все же протянул ей некую купюру $. Она, стесняясь, но с благодарностью её взяла, приговаривая «Спасибо, но это много…»
Мы, ещё раз поблагодарив Валентину Петровну, тепло распрощались с ней и поехали в гостиницу.
Прошло всего около часа с того момента, как Иван сообщил нам о своей потере, а у нас уже была его сумках со всем её содержимым в целости и сохранности, только лишь билет на поезд теперь стал бесполезной бумажкой – поезд давно уже ушёл.
Когда мы подходили ко входу в гостиницу – навстречу нам стремительно вышел мой однокурсник Миша Кобельков. Взглянув на него, я понял, что с ним случилась какая-то неприятность.
Отправив Ивана в номер и сказав ему, что подойду к ним позже, обратился к Мише: «Что произошло?»
Обычно спокойный и сосредоточенный, он кипел от досады. Оказалось, что он где-то потерял свой паспорт. А ему надо было срочно вылетать в Москву, без паспорта это было невозможно. Перерыв все в номере и не найдя его, он решил поискать на улице. Вот в этот момент мы и встретились с ним.
Я обратился к нему: «Давай искать вместе, тем более один паспорт я уже сегодня нашёл!»
Он, конечно, не понял о чём это я, потому что был не в курсе истории с сумкой Ивана, и как-то недобро посмотрел на меня. Наверно подумал, что я шучу. Но помощь мою не отверг.
«Где ты ужинал? И где лежал твой паспорт?» - спросил я Мишу. Оказалось, что он ужинал с товарищами в кафе при гостинице, а паспорт всегда носит в заднем кармане джинсов.
«Паспорт надо искать в кафе под поролоновой подушкой на скамейке, на которой ты сидел!» - сказал я ему, вспомнив это кафе – мы с еще одним моим однокурсником – Лёшей Бобринским, как-то, в дни форума, заходили туда попить кофе.
Несмотря на поздний час, кафе было открыто. Объяснив официанту причину посещения, Миша подошел к скамейке, на которой он сидел во время ужина, и, подняв подушку сидения, обнаружил свой паспорт.
Миша очень обрадовался находке и только теперь спросил: «Что это за история с паспортом, который ты до этого нашёл?»
По пути в номер я ему рассказал про эпопею с паспортом Ивана Якубова.
В номере нас уже ждали и, хотя Иван им все рассказал, они хотели услышать от меня объяснений как нам так быстро удалось найти не только паспорт, но и сумку.
Каково-же было их удивление, когда я им сообщил о находке еще одного утерянного паспорта.
Мы ещё долго обсуждали эти истории. А один из наших друзей подсчитал, что на поиск этих двух паспортов было затрачено всего-навсего полтора часа!
На следующий день наша делегация, прихватив с собой нашего друга Ивана, выехала в Москву.
P.S. Иван обещал написать рассказ про это наше удивительное приключение, но так и не выполнил своего обещания и мне пришлось самому изложить эту историю, а заодно получились и два предыдущих рассказа.

М.Ибриев
Грозный, 2016


Рецензии