Я не хочу быть пацаном...

Слово пацана. Кровь на асфальте.
Сериал, вышедший в ноябре 2023.
Что тут сказать..
Очередной шедевр, почти. Сопоставим с «король и шут».
«Казанский феномен», — странно, но так и было
И да, странно, что на это, только сейчас обратили внимание.
Имею в виду кино, сценарии, книги.
Видимо было слишком страшно для общества обсуждать ту ситуацию в то время.
Хотя да, сняли несколько программ для ЦТ—  «до 16 и старше», «взгляд»,
В журнале «ровесник» за 1989 год печатали статьи.
1988 год, после 8 классов, поехал в Уфу, поступать в училище.
Абитуриент, или «абитура», так тогда это называлось.
Матрас с клопами, неработающий унитаз в комнате, опять же в общаге.
Которую нам четверым, предоставили.
Ну я: я поступал на художественное отделение.
Ничего интересного: краски, акварель, ватман, свернутый в трубочку, носимый в футляре под названием «тобус» и потом развернутый на мольберте.
Второй был парень бас-гитарист 18 лет.
Он приехал издалека, из Янаула, со своей электро бас-гитарой, какой фирмы не знаю.
Но гитара была очень крутой, на то время: покрытая лаком, красные вставки по грифу, звукосниматели, — это было очень круто.
Я не знаю, зачем он приехал поступать на эстрадное отделение.
Он и так прекрасно играл на гитаре, знал ноты или нет, кто его знает, но музыку подбирал на слух, своя рок-группа «апрель».
В минуты отдыха, он начинал меня учить играть на гитаре «турецкий марш», моцарта, по-моему.
Гитара была тяжелой, кожаный ремень от нее сдавливал шею, металлические струны резали пальцы, — да ну его нахуй, говорю ему, бери свою гитару назад, я лучше кисточкой буду водить по холсту.
Третьим соседом по комнате оказался  дембель, лет 23.
Парнем только сейчас пришедшим с армии.( а мне было 14 лет)
Он был здоровый и самый пьющий, — дембель, в одном слове всё сказано.
В батальоне служил запевалой, замполит выдал ему направление на учебу, а потом он приехал сюда, поступать на вокальное отделение.
Трезвым, я никогда не видел: он всегда с похмелья, пьяный, сильной пьяный, или перепоя когда блевал в унитаз.
Ну правильно: график  у него был таков;
Днем — построение всей общаги на уши, вплоть до всего и изъятия из карманов абитуры всякой мелочишки на винишко, то есть на портвейн, в бутылках 0,7.
Вечером — концерт, добровольно-принудительно даваемый студентами второкурсниками, которые задержались в лето и в той общаге, — балалаечниками и аккордеонистами.
(Аккордеон — Это вроде баяна)
— Яблоки на снегу…
Запевал дембель голосиной песню Муромова, на то время топ певец он был,  без микрофона, без усилителей, его голос бас смешанным с баритоном разносился по всему строению общежития. Сверху до низу.
Концерт был устроен либо в кухне, либо в коридоре, возле пролетов ведущих вниз на первый этаж (мы жили на 5-ом этаже).
Балалайки бренчали, аккордеоны пищали, всё было не в лад и в разнобой.
Но публике, парням и девушкам из разных комнат, нравилось.
Еще бы, не так посмотришь, придет дембель.
Между собой мы все его боялись и звали Дембель, то ли уважительно,  то ли пренебрежительно.
После двух-трех песен обязательно поднималась бабушка вахтер, разгоняла нас по углам.
Нарушение правил общественного порядка грозило отчислением или не допущением к экзаменам.
Ночь. Наступала ночь, дембель утихомиривал всех, потом уходил прочь.
Возле подъезда его ждало такси.
Утром он вламывался в дверь нашей комнаты, кое-как доползал до своей кровати.
По его словам, когда менял тазик с блевотиной, он был в фирменном кабаке, пел песни под аккопанимент инструментального ансамбля, работал ртом, чтобы заиметь деньгу на будущее.
Он бы взял бы меня с собой, где есть крутые дяди и красивые тети, но мне мало лет, пока.
А так он меня уважает и… и вообще, мы как братья, ну почти.
Так прошли две недели до момента подготовительных и приемных экзаменов
Последний раз мы с ним увиделись, тогда.
Мы стояли в сторонке, от всех.
То было утро, вступительных экзаменов, где надо уже конкретно набирать баллы.
Перед зданием «альма матер», образовалась толпа молодежи, человек пятьсот или триста.
Я не стал лезть в середину толпы, где были всевозможные ораторы, а увидел дембеля и подошел к нему.
Он был трезв и хмур, курил сигарету, возле оградки.
Мы поздоровались, почти как взрослые, ведь мне исполнилось на днях 15 лет.
Экзамены для него были тоже: из московской консерватории приехали «покупатели», которые ищут будущих звезд оперной сцены.
— Боишься? — Спросил он меня как-то хрипло.
— Угумм.
— Да не ссы. Поступишь. Не в этот раз, так в другой. Понимаешь?
— Мда. Мамка опять заругает.
— Наплюй.
Он закашлялся навзрыд.
— Братан, у меня что-то с голосом случилось.
Сипло проговорил он.
— Слышишь?
— Ну да.
— Да херня. Живи парень. Просто живи. Ничего больше.
Будь человеком пацан. Понял?
Он повернулся и ушел прочь оттуда.
Я пошел на экзамены. Нас завели в большую аудиторию, сказали рисовать.
Не прошел по мастерству, когда тридцать человек на одно место, все-таки тоже это решает.
Вечером, после всего, экзаменов и  обеда в заводской столовой на окраине города, я вернулся в общагу.
Дембеля уже не было, мне сказали, он собрал вещи и уехал куда непонятно.
На следующий день, как повесили результаты на стену, мне тоже пришлось паковать вещи и собираться домой.
(наверно я пока жив, следуя совету того старого дембеля)
Четвертым был парнишка из Казани, из той самой Казани.
16 лет, поступает на вокал, поет тенором.
Он был немножко того с прибабахом.
Всего чего-то боялся, особенно на улицах.
Когда мы шли вместе куда то в магазин за едой, я это замечал,
— Как ты идешь? — изумлялся он.
— Нормально, как все ходят.
— Нельзя. У нас так медленно нельзя. Надо быстро ходить.
— Вот смотри.
Он показал, как он ходит; быстрая ходьба, почти бег
— Почему?
— Не знаю. Я не хочу быть пацаном!
Выкрикнул он мне в лицо.
— Я не пришитый.
А кто не пацан, того бьют, всегда. Понимаешь?
— Нет, не понимаю.
Для меня это было дико немного: ходить прямо по улицам, по проспектам, и почти бежать.
Меня разбирал смех, а ему было, как понимаю, не до смеха.
Стычки на улицах, унижения в школе, макание головой в унитаз.
Я тоже через это проходил, но как бы по минимальке.
Группировки, да: «зеленовские»,  «иковские», «фонтановские», «центральные»…
Всё это есть и было в каждом городишке.
Бля, но это отходило на второй план: пацан уходил в армию, служил, дембель, жизнь, работа, встретил вторую половинку, свадьба и семья.
Конечно, бесплатная квартира, должность, работа, зарплата.
Образование, медицина.
Тут уже не детских игр, играть в разбойников.
Они превращались в нормальных людей,  в солидных дядей и тетей.
В Казани, был провал работы обкома, райкома, горкома.
Вот и все.
Своего рода — провал социальной политики, полностью.
Как один сейчас говорит бывший чинуша из ментов в интервью.
— А что мы могли сделать тогда? Доказательств нет, ничего нет.
Батальоны согнать?
И я отвечаю ему, уже за кадром, как зритель,
Да, именно, согнать три батальона ВВ. поставить по два человечка на каждом перекрестке, по улицам круглосуточный патруль пустить.
Объявить по городу военное положение.
И всё. Проблема решена. В корне и кардинально.
А сейчас вытащили проблему как гнойник, наружу, без анестезии.
Хотя уже сколько лет прошло.
Я не знаю, как этому относиться:
«цеплялка», ну да, цепляет. До сих пор.
Правильно-хорошо поступали те пацаны, кто его знает.
Время было такое.
Насилие, всегда в ответ порождает насилие, в том, или ином виде.
Почему? Хер его знает.
Так заведено изначально.
«Хади такташ»,  «тяп-ляп» — опг из Казани, которые всколыхнули весь мир.
Не по детски.

Эпилог.
Когда я попрощался с парнями из нашей комнаты  на 5 этаже, то каждый пошёл своей дорогой.
Они поступили на первый курс, а я и дембель, нет.
Наверно  судьба.
Бас-гитарист отучился, я его потом иногда видел на телеэкране.
Он подыгрывает разным звездам, в сольных проектах, и так по мелочи.
Звучание его гитары, это никогда не забываемо.
Иногда мне кажется, что он как бы сигналит, именно мне о спасении, передавая своим ритмом сигналы «сос» из саундтреков разных фильмов и сериалов.
Ьред, но мне кажется, что его надо иногда спасти,.
Парнишка из Казани, — хер его знает. Сгинул куда-то.
Тенор был, ха, басков вытирает подметки.
Поговорочка: — «родина ждет героев, а ****а рожает дураков».
А если посмотреть наоборот.
Герои-то народились, только Родина в ****е…….


Рецензии