Водный баланс

ТЕЗИСЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 2025-2030
«ВОДНЫЙ БАЛАНС»

ПРОБЛЕМА
Для ликвидации известных глобальных экологических проблем водоснабжения в регионах мира и в России предлагаются самые разные, как правило, ситуационные лоббистские решения. В основном - это строительство и реконструкция больших очистных и опреснительных заводов с мощностями до 650 млн. м3 воды в год. Такой подход на первый взгляд финансово оправдан, но практика доказывает значительные обратные результаты и порой необратимые последствия для экологии. Крупные заводы требуют колоссальных инфраструктурных и эксплуатационных затрат - обеспечение энергетическими мощностями, реагентами, технологиями, кадрами, строительство отдельных систем очистки и доставки воды как на входе, так и на выходе при производстве и т.д. – всё это делает водную отрасль не рентабельной и бюджетно-дефицитной.
А главное усугубляет ключевую проблему  - катастрофическое загрязнение природных вод. Основная причина неконтролируемого загрязнения рек и озер - их притоки, малые реки. Именно не контролируемый слив в них как хозяйственно-бытовых, так и промышленных, прежде всего нефтесодержащих отходов, повышает экологическую нагрузку на всю водную артерию.
Между тем природные водные ресурсы уже становятся высоко ликвидным товаром как для внутреннего пользования, так и для экспорта, обладая потенциалом превысить нефте-сырьевые доходы. Но вода должны быть чистой.

РЕШЕНИЕ
Сбалансированное распределение экологической водной нагрузки и оптимизация производственно-логистических затрат для выведения водной отрасли из дефицитного бюджетирования на показатели самоокупаемости и повышения рентабельности за счёт:
а) увеличения источников внебюджетного финансирования с текущих 5% до уровня 25%;
б) внедрения современных стратегий и тактик управления водными ресурсами;
в) развития компактных модульно-блочных станций, мобильно-IT-сетевых систем и цифровых финансовых активов на всех уровнях водопользования как на входе, так и на выходе при производстве и водопотреблении.
Все комплексные мероприятия должны обеспечить оценку приоритетных показателей для очищения природных пресных вод России.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В технологически-производственном и организационном плане целесообразно сделать упор:
1. Создание сети малых автоматизированных постов/мини станций контроля (АПК) за состоянием ключевых водных объектов и их притоков во всех субъектах России.
2. Создание сети малых и сверхмалых автоматизированных очистных станций (АОС) с низкой стоимостью и низкими эксплуатационными расходами.
В рамках п.1. и п.2 необходимо учесть опыт СССР при реализации проектов на базе типовых проектов станций очистки сточных вод в 80-х годах (КУ-200, КУ-400). Типовые проекты позволили в короткие сроки произвести и установить тысячи станций в СССР и дружественных странах.  Дополнить данный опыт современными возможностями дистанционного контроля и модульного изменения производительности и качества очистки.   Критериями выбора типового проекта должны стать высокое качество очистки, гибкость изменения параметров очистки и низкие эксплуатационные расходы.
3. Создание единой IT-платформы «Водные ресурсы России» и реестра данных с технологиями блокчейн, искусственный интеллект, BigData, эмиссия цифровых финансовых активов в сфере водных ресурсов и водопользования.
4. Федеральная централизация контроля за работой АПК и АОС с участием ведомственных государственных структур (Правительство РФ, Минприроды РФ, ФГБУ, профильные ведомства)
5. Развитие Консорциума коммерческих и государственных лиц в сфере водных ресурсов, комбинированных инвестиционно-паевых Фондов и управляющих операторов на концессионных условиях (государственно-частное партнёрство) в том числе в рамках ФЗ РФ N 259-ФЗ от 31.07.2020 "О цифровых финансовых активах".
6. Выход на глобальный рынок, сотрудничество с международными партнёрами, привлечение иностранных инвестиций в условиях нового финансового мироуклада.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН
Требует тщательной разработки с мотивированным участием экспертного сообщества по заказу ответственных и заинтересованных структур. Одними из элементов рабочего плана могут выступать:
• За счёт федеральных средств национального проекта путем льготного кредитования и субсидирования на базе региональных Корпораций развития регионов России создать центры развития водных ресурсов и зарегистрировать операторов по созданию и обслуживанию сети АПК и АОС.
На первом этапе сеть АПК должна обеспечить мониторинг объективной картины состояния водных объектов.
На втором этапе - организовать работу АОС с приоритетами исходя из информации о загрязненности водных объектов с применением объективно лучших в первую очередь отечественных технологий создания энергоэффективных малых и сверхмалых очистных сооружений, так и очистки сточных вод, позволяющие в несколько раз снизить как расходы на обслуживание очистных сооружений, так и повысить качество очистки сточных вод и поддержания PH-баланса водной среды.

• За счёт консолидированных средств из федерального бюджета национального проекта с привлечением внебюджетного финансирования создать информационную среду IT-платформу «Водные ресурсы России» с интегрированными автономные и независимыми модулями-приложениями, созданными на коммерческой или комбинированной основе.
Привлечение внешнего финансирования как внутренних, так и иностранных инвестиций, при изначально стратегически грамотно-разработанном техническом задании, в т.ч. бизнес-плана, в рамках научно-исследовательской работы может вовлечь в Проект создания IT-платформы и эко-среды «Водные ресурсы России» сотни миллиардов рублей с дальнейшей капитализацией в сотни миллиардов рублей, юаней, евро, долларов США, обеспеченных многофакторными активами – капиталы, ресурсы на уровне как прямых инвестиций, фьючерные и товарные контракты, секьюрити стейблтокенами и другими Цифровыми Финансовыми Активами.
Проект разработки технического задания для создания IT-платформы и эко-среды «Водные ресурсы России», проведения и сопровождения научно-исследовательских работ при его разработки могут быть исполнены ФГБУ с участием НП РВО и других российских и международных участников Евразийского Консорциума «Водный баланс».


Рецензии