ОТЕЦ

Посвящаю моему отцу Анатолию Захаровичу Козлову.

Отец, я тебя совсем не помню. Мне было всего 3 месяца от рождения, когда ты ушел. Почему? Никто не дал мне ответа на этот вопрос. Сначала меня воспитывали мама и бабушка. Но потом мама решила, что ребёнок не повод отказываться от личного счастья и укатила подальше от родного дома. Со мною осталась бабушка. Мне и двух лет тогда не было.

Маленький провинциальный городок в Саратовской области и маленькая некрасивая девочка со странным для тех мест именем Эльвира. Я и выговорить-то его не умела, а наши соседи удивлялись, зачем русскую девочку назвали таким именем. Вокруг были Машеньки, Танечки, Олечки, Катюши.. Но имени Эльвира никто в нашем городе не слышал и не знал. Это спустя десятки лет по Саратовским улицам пойдут не только Эльвиры, но и Элеоноры, Изабеллы, Снежаны, Анжелы.. А тогда, я была единственная в детском саду, в школе, в институте.
Но время шло, я росла, что-то начинала понимать и видеть окружающий меня мир. У всех моих друзей были папы и мамы, бабушки и дедушки. Я начала задавать вопросы о своих родителях.. Потом поняла своим детским умом, что бабушке нелегко отвечать мне, придумывать что-то, а врать она не умела. Поэтому больше я ей вопросы не задавала.

Раз в год в наши края заезжала мама. Красивая, одетая по последней моде блондинка, в красивых заграничных туфлях, мама шла по дороге к нашему дому и из всех дворов выходили соседи, чтобы посмотреть, что за знаменитость пожаловала в наши забытые Богом края. Помню нашу с ней первую встречу: Только что прошёл сильный ливень. Дороги после дождя размокли и превратились в грязные лужи. Детвора носилась от одной лужи к другой, меряя босыми ногами их глубину и подставляя ладошки последним каплям дождя..

Мама подошла ко мне и спросила:- Мальчик, скажи, ты не знаешь Элю?

Я очень удивилась и ответила: - Тётенька, Эля, это я.

Мама посмотрела на меня и сказала: - Совсем не похожа. Ну, ладно, веди к бабушке.

Так мы встретились. Не помню никаких подарков, общения с мамой. Видно ей было не интересно со мной, ведь приехала она всего на несколько дней, повидать подруг, показать себя, а после уехать по путёвке на отдых.
Так повторялось из года в год. Мама приезжала и через день-другой снова уезжала.
Скажу честно, я не обижалась и не скучала по ней. Мама была для меня чужим человеком, случайно залетевшим в мою жизнь.

А вот папа..Его мне очень не хватало. Вокруг было много мальчишек, которые привыкли распускать руки, особенно если ты слабее и не можешь дать сдачи. За моих подруг заступались отцы, их не трогали, побаивались мужской руки. А мне часто доставалось.
Запомнился один случай: Бабушка купила для меня трёхколёсный подержанный велосипед у соседей. Я хотела двухколёсный и сосед мне его переделал, убрав одно колесо. Сначала мне никак не удавалось проехать на нём, не упав. Уже все коленки были исцарапаны до крови, но я не сдавалась. Очень хотела научиться кататься на велосипеде. И тут соседские пацаны увидели меня, подошли посмотреть, а потом просто отобрали велосипед. Я бегала за ними, просила отдать велосипед, кричала и звала бабушку. Та, услышав мои крики вышла на порог. Но что она могла сделать, чем помочь мне? Сорванцы это понимали и велосипед не отдавали. Тогда впервые я поняла, что защитить меня некому. Бабушка стара и мне очень нужен отец. Очень.

Как-то мы с бабушкой ехали в автобусе, народу было совсем немного, но сидели мы с бабулей на разных местах. Рядом со мной сел какой-то мужчина с ведром яблок. Одно из них, самое румяное, протянул мне: - Угощайся, доченька.
Радости моей не было предела: - Спасибо. А вы и правда мой Папа?
Мужчина недоуменно посмотрел на меня и не сразу ответил: - Нет, девочка, у меня есть два сына. А где твои родители?
Я показала на сидевшую позади бабушку: - У меня только бабушка есть.

Мужчина достал из кармана авоську, насыпал туда полведра яблок и когда выходил, протянул сетку бабушке: - Возьмите для вашей внучки. Мы с ней подружились.

Бабушка удивилась, но взяла. Яблоки были уж больно хороши! А по дороге домой, узнав о нашем разговоре с мужчиной, просила больше ни к кому не приставать. Твой отец в нашем городе не живёт.

На 1 мая, мы с бабушкой, вместе с рабочими ликёро-водочного завода, где она работала, шли на демонстрацию. Тогда это было обязательным и все, кто работал должны были идти с транспарантами, цветами и шарами в общей праздничной колонне. Отцы сажали маленьких детей на свои мужские широкие плечи, чтобы им с высоты было лучше видно. Я смотрела на этих счастливых детей и мечтала, что мой Папа однажды вспомнит обо мне и приедет. Но время шло, а отец не приезжал.

В детском саду за всеми детьми приходили мамы, папы, дедушки, бабушки. За мной приезжала бабушка позже всех. Детсады в то время были ведомственные, их давали от того предприятия, где работали родители. А работа не всегда находится рядом. Наш дом был в другом районе города. Автобусы ходили очень редко, а то и вовсе ломались. Воспитатели нервничали, дома их ждала семья. А тут я..

Бабушка извинялась, забирала меня и мы возвращались вдвоём. Очень плохо ко мне относилась самая старая воспитательница, Лизавета Павловна, так мы, дети, её называли. Самое удивительное, что её имя до сих пор помню, а добрых и хороших воспитателей и нянечек позабыла. Лизавета Павловна постоянно придиралась ко мне и наказывала. За то что глаза открыла во время сна, например. За это заставляла встать и накрывала меня простынью, получался "столбик". Долго так стоять было тяжело, воздуха не хватало, да и равновесие теряется, я падала. Ударялась обо что-то. Воспитательница после этого разрешала снова ложится в постель.
Да и с едой были проблемы. В детстве я не любила кипяченое молоко с пенкой и гороховую кашу. Молоко ещё можно было предложить друзьям по столу, а вот кашу.. Помочь доесть никто не желал. Лизавета Павловна оставляла меня без прогулки пока не съем эту самую кашу. Я пыталась есть, меня рвало, я снова пыталась..Короче, являлась воспитательница и снова наказывала.

У меня в детстве была очень хорошая память. Во время праздников в детсаду многим детям давали выучить стихи или какие-то приветствия. Многие не могли запомнить и я им подсказывала, сидя на "скамейке запасных". Лизавета Павловна мне стихов и ролей не давала, считая что бабушка не сможет купить мне нарядный костюм, как у других детей. Это разбудило во мне бунтарские порывы. Многое я не говорила бабуле, жалела её. Ведь кроме бабушки у меня никого не было. Но выступать мне очень хотелось. Бабуля пошла на разборки к заведующей детсада. Та оказалась прекрасным понимающим и добрым человеком. И нарядные костюмы сразу нашлись, и роли мне дали, и стихи. Это был мой первый триумф и понимание, что молчать и ждать нельзя. Последние два детсадовских года во мне вдруг открыли кучу талантов: и петь, и танцевать, и рисовать, и вышивать нитками мулине, и много чего другого. Мы, дети, росли и многому учились. Ведь впереди была школа.

В детском саду был у меня друг, Вовка Ганин. Драчун и озорник. Воспитатели его не выпускали из поля зрения. Обязательно что-нибудь Вован натворит. То пальцы кому-нибудь прищемит , это так раньше любопытным "Москву показывали". То за косы дёрнет девчонок, то банты развяжет, то просто щелбана поддаст.. Меня Вовка не трогал. Может потому, что кос не было, а только короткая стрижка под мальчишку. Может потому, что его тоже воспитывала бабушка, а мама и папа его разошлись, оставив мальца родительнице. Его бабушка и моя дружили. Вместе в церковь ходили. Храм у нас в городе был один, у реки Хопёр на улице Советской. Вот часто после детсада нас туда и приводили. Пока бабушки в церкви молились, мы с Вовкой уходили в церковный двор и там слонялись, придумывая чем себя развлечь. А после службы вместе с бабушками шли к реке. Хопёр в 60-тые был широкий, но мелкий. Бабули на берегу отдыхали, а мы барахтались, плавали на перегонки, радовались жаркому лету, ловили бабочек и посылали "божьих коровок на небко".

Как-то за Вовкой в детский сад пришёл отец, высокий худой мужчина. Обнял сына и они вместе пошли на выход. Вовка был такой счастливый, в одной руке держал машинку, подарок отца, другой сжимал отцову ладонь. Я смотрела им в след и очень надеялась, что однажды и мой отец придёт за мной. Обнимет и скажет: - Здравствуй, дочка. Я так рад тебя видеть! Держи мой подарок тебе.
Хотя нет, не нужно подарка. Просто пусть придёт за мной и пусть все увидят, что у меня есть Отец. Настоящий и непридуманный.

А потом будет школа, где я напишу свои первые буквы, первые стихи и покажу их своей первой учительнице. Ни маме, ни папе, а ей.. Анне Михайловне и это первое стихотворение будет о тебе, отец. Каким я тебя представляю.
Пройдёт много-много лет. Я выйду замуж. Вырастут мои дети, сын и дочь. Все эти годы я искала своего отца. Надеялась, что и он тоже. А потом на экраны страны выйдет передача "Жди меня". Я напишу туда. И не раз.. Но мой поиск останется без ответа.

Я хочу обратиться ко всем отцам, которые по каким то причинам бросили своих детей и спокойно живут на свете, думая, что если они не ищут и забыли то место, где оставили своего ребёнка, знайте, что вас ЖДУТ ваши дети. Не забывайте об этом. Даже если прошло много времени.

У меня давно уже внуки. Понимаю, что мой отец вряд ли жив теперь. Но всю мою жизнь мне не хватало тебя, Папа. У меня столько вопросов к тебе, столько нерастраченной дочерней любви.. Так жаль, что ты не нашёл меня, Отец.

г.Балашов. Саратовская область.


Рецензии
Очень трогательный рассказ, Эльвира. Хорошо написан. Наверное Вашей бабушке было нелегко. Ей пришлось взять на себя все роли. Случай с велосипедом почему-то очень задел.
С теплом,

Лора Зелдович   18.05.2024 21:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.