Биографические листки - продолжение

59
     Его мнение: находиться в гитлеровском концлагере и не быть готовым к исходу в иной мир не представляется возможным. Скученность и, по слову родителя, пошести будто нашёптывали ежедневно военнопленным о том, как смехотворны их шансы выбраться на волю из-за колючего ограждения.
     Вши для заключённых становились одной из основных напастей. Немцев тревожили победы Красной Армии. Для обитателей шталага 8 А они превращались в безусловную моральную поддержку. Запомнилось мне, что батька считал молитву во имя Отца, Сына, и Святого Духа помощью от Бога. Таинственной, древней силы просьба, полученная в дорогу от матери, укрепляла готовность противостоять невзгодам.
     Молился не только за себя, но и за родителей, сестёр, братьев. Ничего не зная об их судьбах, надеялся: они тоже молятся за него и ждут дома, в Старых Бобовичах, в бревенчатой хате, где росли дружной, большой семьёй. У Алёны Дмитриевны много детей. Всех воспитывала в вере Христовой, соблюдая посты и православные праздники.
     Концлагерь мог отнять у человека всё, даже жизнь. Вера оставалась особняком, открытым для души заключённого. С ней легче было пережить тиф, голод, когда порой приходилось есть древесные листья и траву, парад неизвестностей, маячивших впереди, всевластный холод.



Снимок из открытого источника


Рецензии
Что ж, даже в труднейших условиях от веры ничего плохого не будет - только хорошее. Мне по душе ваши ясные и правдивые "Биографические листки". Много нового узнала о западе России, спасибо.
С уважением,

Полина Колокольцева   15.11.2023 17:07     Заявить о нарушении
Полина, не могу не согласиться с Вашим глубоким выводом о вере. Эта опора важна для человека. Очень благодарен Вам за проницательное осмысление мемуаров.
С самыми лучшими новогодними пожеланиями,

Дмитрий Гавриленко   27.12.2023 06:02   Заявить о нарушении