Книга 2 Дорога к Богу Гл. 3 Анг-Хр. Ч. 5 Такыр

Такыры - фото и картинки: 62 штук
pibig.info
Трещины на земле при засухе

КНИГА 2  ДОРОГА  Е  БОГУ
ГЛАВА 2  АНГЕЛЫ - ХРАНИТЕЛИ
ЧАСТЬ 6  ТАКЫР

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДНЕВНИКА - "АВТОПРОБЕГ  ПО  МАРШРУТУ  МОСКВА  - БИЙСК"   1971 год.

 ЭЛЬБРУС

 17 июля.

Проехали Невинномыск. Заехали посмотреть Минводы. Не понравилось - большая деревня, даже значков нет.

В Пятигорске не попали в музей Лермонтова (дом, в котором его вызвали на дуэль). Съездили на место его дуэли.

Пообедали и поехали дальше. Едем по Кабардино-Балкарии. Кругом ишаки и мужчины в огромных папахах.
   
Едем к Эльбрусу. Дорога узкой лентой вьётся между гор. Зелени много. Видели эдельвейсы, горные маки.

Грузины мчатся мимо - на бешенных скоростях. Нам навстречу промчалась кавалькада машин (7 машин) - впереди ГАИ, потом охрана, потом 2 "чайки" с московскими номерами, потом - "Волги". Это, оказывается Брежнев спускался с Эльбруса - ехал ужинать.

До Эльбруса мы доехали только вечером. На него тянется канатная дорога, но она уже не работала. Она тянется, конечно, не на самый Эльбрус, а до ресторана - "Эльбрус".

У подножья, где мы остановились, располагается турбаза. Гостиницы нет, мест - тоже, и мы поэтому решили вернуться назад, вниз, в долину, где потеплее и там переночевать.

Уже затемно в стороне от дороги рядом с речушкой мы нашли две ночующие машины с палатками, которые мы приметили ещё раньше, когда ехали наверх. Расположились около них.

Поужинали сервелатом, который купили в киоске на Эльбрусе - видимо, в честь посещения этих мест правительством, дефицитную колбасу выкинули в продажу.
Место, на котором мы поставили палатку, было сыроватым. Вика кашляла и поэтому Коля с Викой легли в машине, а я с Витей - в палатке.

 МОРЕ

 18 июля.

Переночевав в долине, у подножья горы Эльбрус, проснулись в 5-30 утра.

Вокруг горы, рядом журчит горная река, а издали, где протекает та же река, доносится шум, напоминающий водопад или пороги, ворочающие камни.

Склоны гор внизу - салатово-бархатные, выше - поросшие кустарником и совсем наверху - коричневые выветренные громады.

И где-то сверху, застывший, как замороженный - водопад. Вода, видимо, в нём такая холодная и будто бы с пеной, так что издали не поймёшь, что это - застывший в расщелинах снег или водопад?

Ну, конечно, же это - водопад, который разбиваясь об очередные камни, вспенивается и застывает в этой изящной пене, напоминающей снег.

Едем дальше. Тырныгауз - Кабардино-Балканская АССР. Недалеко - приблизительно
50 км. от Эльбруса. Небольшой городок шахтеров. Понравился рынок, на котором,
в основном, были местные женщины - продавцы, которые продавали связанные своими собственными руками из шерсти разные  вещи, а покупателей почти никого не было.

Мы купили по свитеру домашней вязки - белые, с тёмной полоской на груди - по 25 рублей. Для лыжных прогулок - отлично.

Когда мы спали в долине, ночью мимо нас с зажженными фарами проехали возвращавшиеся с ужина машины с Брежневым и другими. Шли на довольно большой скорости, а в горах это очень опасно.
   
Нальчик не понравился. Обедали в кафе. Едем дальше.

Поздно вечером, часов в 9, проехав Махачкалу, выехали к Каспийскому морю. Песок... Ракушки... Ряд палаток и машин. Купаться не зная берега, не рискнули, но в море побродили по колено - волны большие.

У меня, видимо, произошла разрядка за все предыдущие дни, начиная с аварии, и, хотя поводом послужил ряд незначительных мелочей, со мной случилась нервная истерика. Легли спать поздно. Вообще-то в палатке спать жестковато.

 19 июля.

Встали в 6 утра. С удовольствием все купались в море. Но нужно ехать дальше.

Море всё время где-то слева, но временами дорога выходила близко к берегу.

Сегодня должны приехать в Баку. По первоначальному плану мы должны были приехать в Баку - 17 июля, а приедем - 19 - с опозданием на два дня. Все будет зависеть от переправы.

Ели шашлыки с костями, по 1-50 порция. Мужчины в шашлычной побрились (своими бритвами).
   
В Баку приехали по Московскому времени - в 5-30.

Проехали по городу и сразу в порт. На наше счастье в 7-30 отходил паром.

За час мы успели купить билеты для себя - в салон (самолетные кресла) - по 3-50 и в таможне заплатили 17 рублей за машину.

Мы не знали, оказывается, можно было сразу взять каюту. Просто, когда нам сказали в кассе, что нет мест, надо было переплатить за каждого по 1-50 р...

Когда стали загонять машину на паром, паромщик говорит - "Поздно приехали, не хочется мне вас заводить на паром - на бутылку коньяка дашь?" –
Дали ему 5 рублей. Въехали в трюм, где среди ж/д вагонов мы поставили и закрепили нашу машину.
   
Через час после отплытия, все по той же Колиной справке - "автопробег", получили в разных каютах по два места.

С собой у нас был шашлык, а ещё шампанское и сухое вино (осталось от аварии).
Мы с Макаровцами в их каюте покушали и допили вино, а затем перешли в свою каюту.

В нашей каюте ехали два азербайджанца - Тофик большой и Тофик маленький - шестнадцатилетний брат невесты Тофика старшего. У них с собой были дыни.
(Дыни в Баку были от 69 копеек до 1 рубля, а вчера в Дербенте мы покупали дыни по 2 рубля за кг. - за маленькую дыньку заплатили - 3-70.)

В общем, мы с Тофиками хорошо посидели, а потом улеглись спать. Ночью спать было душно... Но, как говорят - солдат спит, а служба идёт. Мы спали, а паром нас перевозил через Каспийское море...

 20 июля.

Красноводск. По деревянному мостику-причалу съехали на берег. По пути попрощались с Тофиками, помахав им руками из автомобиля.

Последний раз искупались в море, перед этим позавтракали в ресторане - отварной осетринкой и окрошечкой.

Наши мужчины постриглись. Виктор не переносит никаких бритв, кроме электрической, и пошёл в парикмахерскую со своей бритвой.

Парикмахер - армянин обиделся - "Вай, вай! Давай побрею. Если ты хотя бы почувствуешь, что тебя бреют, то не с тебя деньги возьму, а тебе заплачу".

И, действительно, побрил хорошо - знает "секрет".

Выехали из Красноводска и поехали по обычной дороге (тогда ещё асфальтовой дороги не было).

Едем в пекле. Чтобы не перегрелся мотор, включено отопление, окна все настежь - стёкла опущены. В машину врывается горячий ветер. Если вытянуть в окно руку и дотронуться ею до корпуса машины - получишь настоящий ожог. Мужчины в плавках, а мы в купальниках.

Дорога так себе - кругом солончаки - ни кусточка. Одни колючки. Невдалеке - голые сухие коричневатые горы. На земле местами выступает пролысинами соль.

Едем...
   
69 км. от Баку. Температура - 60 градусов. Средняя скорость - 40 км в час.
Мочу водой полотенце и вешаю его на голову. У Вики обгорело лицо. Машина раскалена так, что обжигаешь пальцы об стёкла, не говоря уже о металле.

И, вдруг - радость - видим справа - море, а по карте - море в 30 км, а потом его вообще нет...

Мы должны ехать от него. Справа видим большие баки. Мы решили, что это опреснители воды и рядом должно быть озеро.

Прежде, чем свернуть к нему, догадались остановить местную машину, чтобы справиться - можно ли подъехать туда, чтобы искупаться? И нам объяснили, что в этом месте постоянный мираж моря. Мы чуть - чуть не погнались за миражом.

По моему примеру все намочили по полотенцу на голову. Едем... Жарко... Всё равно едем... и говорим о бассейне с холодной водой и холодильнике с нарзаном... Жарко...

Минеральную экономим. Через каждый час выпиваем бутылку на четверых.
   
3 км до Небид-Дага. А мы едем так: 5 км едем, 15 минут стоим - перегревается двигатель.

Два тяжёлых объезда - песок на зубах. И, наконец, Небит-Даг.

Нашли ларёк с газированной водой - выпили по банке воды, ребята выпили по две банки, намочили полотенца и узнали, что мы не в Небит-Даге.  Небид-Даг через 18 км. Едем к нему.

Небит-Даг. Балканская область. Туркенистан.
Небит-Даг в переводе означает – «нефтяная гора».
Основан в 1933 году. Сначала это был небольшой рабочий посёлок, который назывался Нефтедагом.

В 1946 году посёлок преобразовали в город.
Небит-Даг  находится у подножья Большого Балхана. Сам город расположен среди пустыни. Домики все низкие, так как район находится в зоне высокой сейсмичности.

Жара не спадает даже вечером.

Все пришли единогласно к мнению, что ехать надо вечером или с рассветом, а днём - искать в каком-нибудь городе - чайхану и отдыхать. К сожалению, на нашем ближайшем пути речек никаких нет.
   
По Московскому времени - 5-20 вечера, а по местному - 7-20.

Выехали на Кзыл-Арват. До него всего 160 км дороги по бездорожью.

Никто не советовал ехать! Все говорили - "Заблудитесь"... Но мы - автотуристы! - народ отчаянный... И мы поехали...

Жара спала до 40 градусов. На головах мокрые полотенца и всё время хочется пить, пить... и мы пьём и ещё пьём... Пьём чай, воду, есть не хочется, все наливаемся жидкостью так, что давит на сердце какая-то диафрагма.

Ехать легче, чем днём, хотя всё равно - жарко. А что было днём, не хочется даже вспоминать: плавились мозги и отключались мысли - всё вокруг не существовало - лишь в висках стучало одно - продержаться так часа 2-3, а в самой голове - пусто, лишь каждая клеточка в организме хочет испить прохлады и воды...

Но это было днём... А мы решили больше днём не ехать, а сейчас - посмотрим - что же сейчас будет?...

Оказалось, что перед первым же объездом дороги (ремонт), нам пришлось остановиться. Мы встали, чтобы подвинтить контргайки, а заодно съели первый арбуз. Оказался - сладкий!!!
   
Перед остановкой Коля был за рулём. Спасая его от жары, на него накинули мокрую простынь. Чтобы она не слетела с головы, он её прикусил зубами и стал похож на отличнейшую туркменку, а Витя рядом сидел в чалме из мокрого полотенца. Все проезжающие туркмены разевали от удивления рты - женщина в белой накидке - за рулём!!! (Не может быть!!!)

   Поехали дальше.

       ТАКЫР.

Такыром называют высохшую, серую застывшую поверхность пустыни, растрескавшуюся от жары и отсутствия воды и растительности, глину. Трещины бывают такие большие, что в них проваливались не раз большие машины. А в бесконечном бездорожье путники и машины могли блуждать неделями, не находя дороги и нередко погибали от жары и отсутствия воды.

Мы же отделались лёгким испугом. А, может быть, мы даже и не успели испугаться, не осознав всего риска, на который мы отважились...

   21 июля.

По Московскому времени - 4 утра, по местному - 6. Записываю о вчерашних наших приключениях. После бессонной ночи слипаются глаза, но я всё-таки запишу то, что мы пережили этой ночью.

Вчера вечером бодро выехали из Небид-Дага. В Кум-Даге переспросили дорогу: 11 км. по шоссе - затем - 163 км. до Кизил-Арвата - по дороге в пустыне.

Ну, по шоссе проехали шутя. Свернули правильно. Вёл машину Витя. Через час его сменил Коля. Здесь-то мы и совершили ошибку. У Виктора все-таки большая практика вождения машины по бездорожью (за счет бывших отпусков и поездок), а так же не плохая интуиция, которой он любит хвалиться.

Вскоре Коля потерял дорогу. Правда, потерять её было легко. Быстро стемнело. Фары выхватывают впереди себя еле заметную колею от машин - накатанный след. Почва твёрдая. В основном, по этим местам гоняют Белазы и Кразы. Обычно они идут как попало, лишь бы было "напрямик". В результате они оставляют сотни переплетающихся следов. Но местные водители знают безошибочно направление, а мы - нет...

Важно было не сойти с основного пути, а мы его потеряли...

Мы заблудились... То есть с нами произошло именно то, что нам предсказывали абсолютно все, у кого мы спрашивали о дороге. Вокруг - бескрайняя пустыня...
   
Ну, если бы нам пришлось просто блуждать по твёрдой почве, а то, ведь, вдруг, пошли солончаки и канавы - глубоко растрескавшаяся земля. А мы, как слепые котята - тычемся от канавы к канаве. Перевалим через одну, а там - другая... и опять плохая дорога...

Вдруг вдали замаячили огоньки. Казалось, что они рядом, но мы до них ехали несколько часов...

Наконец, въезжаем в какой-то посёлок. Кругом пусто, тихо. Во всех домах открыты окна и двери. Они все завешаны чем-нибудь. Ветер полощет этими занавесками и так жутко, как будто попали в только что вымерший город.

Присмотрелись - около домов шевелятся тени - на земле спят овцы и верблюды.
И не у кого спросить - куда мы попали.

Наконец, у какого-то крыльца зашевелился парень - он спал на улице.

Оказалось, мы попали в колхоз имени 26-и Бакинских Комиссаров. Дорога, которая нам была нужна, находится в 6-7-и км. Но, чтобы попасть на неё, нужно проехать по бездорожью километров 15 назад, т.к. напрямик по солончакам не проедешь.
И ещё парень нам посоветовал уезжать, пока все спят...
   
Поехали назад. Вдруг, видим - идут навстречу машины. Оказалось, ехал местный большой грузовик с прицепом, а за ним шли два "Москвича", заблудившиеся, как и мы. Водитель грузовика шёл правильной дорогой. А потом увидел, что навстречу идет вдали машина намного правее (это мы возвращались из колхоза), усомнился и решил пойти нам навстречу.

Таким образом, он не только сам свернул с правильного пути, но и увёл за собой "Москвичей".

Стали выбираться все вместе. Сначала нас перетащили через очередную канаву на канате, а потом были незабываемые гонки.

Со стороны смотреть, вероятно, было бы очень интересно. Нам, участникам - не менее...

По чёрной ночной степи во всю прыть мчит машынище с прицепом, а за ней, постепенно отставая, но не желая отставать - "Москвичи".

"Москвичи" идут параллельно, перегоняя друг друга, поднимая пыльные бураны.

А перед нами вдруг опять возникла канава. И мы стали осторожно её объезжать. Огни удаляющихся машин то пропадали, то обнадеживающе мерцали путеводными огоньками. Мы пыжились в желании их догнать, потом потеряли их совсем.

Дорога стала портиться. Желая выбраться из солончаков, мы свернули в сторону и опять безнадёжно заблудились...
   
Решили ночевать, сидя в машине. Выходить страшно. Мы видели таких огромных пауков и чёрных тарантулов, застывших в свете фар или ползающих по колее, что даже в туалет выходили только в свете ручных фонариков.

Пока совещались, увидели двигающиеся в нашем же направлении огни. Решили подождать машину. Остановили её и спрашиваем - "Куда едете?" - "В Красноводск"... Здорово!

Оказывается, последнее наше направление было совсем в противоположную сторону. Расспросили дорогу и решили ехать, тем более, что шофёр машины, которую мы остановили, сказал, что за переездом ж/д нас ждёт друг, а переезд уже рядом.

И, действительно, как-то сразу так выскочили на переезд. И на самом деле нас ждал один из "Москвичей", от которых мы отстали.

Он нас ждал уже час, чтобы показать нам дорогу дальше. И теперь уже до самого асфальта рубиновой звездочкой впереди нас мерцали задние красненькие огоньки "Москвича".

Когда мы выехали на шоссе, начало светать. Мы блудили в пустыне всю ночь, а должны были проехать всего 163 км.
   
То, что мы совершили, мы назвали - гонки по такыру.


Мы уже объясняли -  Такыром называют высохшую, серую застывшую поверхность пустыни, растрескавшуюся от жары и отсутствия воды и растительности, глину. Трещины бывают такие большие, что в них проваливались не раз большие машины. А в бесконечном бездорожье путники и машины могли блуждать неделями, не находя дороги и нередко погибали от жары и отсутствия воды.

Мы же отделались лёгким испугом. А, может быть, мы даже и не успели испугаться, не осознав всего риска, на который мы отважились...
   
Мы решили не останавливаться и, подменяя друг друга за рулём, ехать до Ашхабада.

Доехали. Выбрали самый шикарный отель - "Ашхабад".

Мест нет, а видок у нас - тот ещё! Все в пыли, мужчины обросшие, мы в халатах... Пошли к директору. Объяснили ему, что нам бы только на 6 часов отдохнуть... Сказали, что у нас есть соответствующие документы. Документов он у нас не спросил, а позвонил дежурной и приказал выделить два номера до вечера, которые приготовлены для иностранцев.

За два одноместных номера с раскладушками, которые так и не поставили, мы заплатили 7-40. Сразу же все полезли в душ.
   
Да, забыла записать - за 30 км. до Ашхабада, в Безменне - позавтракали, сходили на базар, затем зашли в магазин и обомлели - посуды! - любой: тарелки, чашки, сервизы... Я купила себе 6 тарелочек глубоких - японский фарфор - по 1-80 и 6 пиал - по 0,47.

К сожалению, мы ограничены в покупной способности, т.к. из Бийска нужно будет лететь домой самолётом, а много не увезёшь, т.к. своих вещей достаточно.

Перед Ашхабадом потеряли два часа, т.к. искали озеро, которое было "совсем рядом", только не подъедешь...

В самом Ашхабаде магазины не понравились. Вечером, приняв по последнему разу душ, выехали дальше.

ОТ  БАЙРАМ  АЛИ   ДО ФАРАБА  НА  ПЛАТФОРМЕ

    22 июля.

Ехали всю ночь.
В 6 часов утра по местному времени приехали в Мары. Город находится на юге Туркмении и назван в честь древнего города Мера.

Это четвёртый по величине город Туркменистана. Расположен на яго-восточной части Туркменской низменности на территории Мургабского оазиса в дельте реки Мургаб, берущей своё начало в горах Афганистана.
С юга город огибает Каракумский каналю Мыры – имеет крупный железнодорожный узел, важный узел автодорог.

Приехав в Мары, мы первым делом поехали в гостиницу. Мест нет... Объяснили, что ехали всю ночь, нужно отдохнуть. Бесполезно - посылают к директору. А где он? Говорят, будет с 8 до 9 и только. А сейчас 6 утра. Еле уговорили оформить койку для Вити - он ехал последним под утро и по очень плохой дороге. Он получил койку на веранде и сразу же лёг спать.

Мы с Викой и Колей лежали, вернее, сидели в машине и тоже спали до 8 утра.

В 8 позавтракали в ресторане. Дороги дальше нет - пустыня, песок, затем Аму-Дарья.

Можно эти 200 км прокатиться на ж/д платформе. Сначала все показалось просто. Сняли копии с документов - технического паспорта машины и справки об автопробеге. Получили разрешение на перегон машины на платформе. Поехали на товарную станцию в Байрам-Али...

Мары и Байрам-Али славятся тем, что являются самыми жаркими точками в Советском Союзе. Средняя температура в году + 40 градусов. Всем работающим здесь платят по 25 процентов надбавки за вредность.

В Байрам-Али нам оформили документы и послали на пакгауз для погрузки. Там уже ждал " Вазик" - мы с ним должны были сесть на одну платформу.

Ждём. Никому до нас нет дела. Настали самые жаркие часы. Мочим полотенца на голову, сидим, ждём...

Спасает киоск с газводой, куда мы периодически бегаем пить. Но до него бежать метров 50 по солнцу и после того, как пробежишь эти метры назад, опять хочется пить. Пьём мы все эти дни очень много. Удивляемся - куда только в нас столько входит и ничего не выходит? Вероятно, только с потом. Пот уже не шокирует, он может спокойно сбегать по шее, под коленками и вообще во всех местах.

Наконец, все мы начинаем нервничать, тем более, что накануне на платформу (другую, конечно) погрузились две новые "Волги", которые перегоняют в Ташкент собственники машин. Простояв на платформе на путях сутки, они в этот день готовились к отправке.
   
И мы хотим в этот же день! Стали бегать... У Коли в этом смысле хорошие способности и не только по его рассказам. В некоторых случаях мы были сами очевидцами.

Короче говоря, усилия были не малые. Дежурной по станции мы подарили коробку трюфелей. Водителю мотовоза - столичную и к вечеру нам пригнали со сломанными бортами платформу из-под асфальта.

Загнали машины. Сами их крепили растяжками. Вечером нас присоединили к сборному составу. Обещали ночью отправить. Мы легли спать, рассчитывая утром быть уже в Бухаре. Ночью жара спала - стало возможно дышать всей грудью. Ребята легли на Вазе - на платформе, мы с Викой - в машине.

 23 июля.

ПИСАТЬ  ПРОДОЛЖАЕ  ВИКТОР

   Это что за остановка?
   Балагое иль Поповка?
   А ему все говорят - Это город Ленинград!...

Мы утром проснулись на всё той же станции - Байрам-Али... Половину дня ещё простояли, отойти никуда не можем, т.к. отправления ожидали с минуты на минуту.

Наш состав стоит, и половину дня его - "собирали". Наконец, в 10 утра состав тронулся.
   
Ехали полтора часа. Остановка. Спрашиваем - "Надолго?" отвечают - "Часов через 5 - 6 поедем. Бригада в жару легла спать"...

Станция (скорее полустанок или разъезд) маленькая, вдалеке вроде аул. Людей не видно.

Мы мочили полотенца и в полуобморочном состоянии "дремали" - кто в раскалённой машине, кто просто на платформе, а Коля - на вокзальной скамье.

Магазин есть, но на полках одно сгущённое молоко. Мы ели арбуз, пили минеральную воду.

Среди пекла, при ярком солнце вдруг пошёл крупный дождь. Несколько минут - и всё опять сухо и жарко.

Наши женщины,  разделись до купальников. Жарище...

И, вдруг, от станции бежит дежурная, и машет руками и кричит: "Вай, вай скорее одевайтесь, а то прибегут мужчины и забьют ваших женщин камнями!"... Кругом никого и ничего не видно, один песок и одна живая душа - это только дежурная... Пришлось подчиниться - так и парились наши женщины в одежде...

Я уже писала, что наши АНГЕЛЫ - ХРАНИТЕЛИ выручали и поддерживали нас в этом автопробеге постоянно.  После АВАРИИ под Ростовом - вторым подобным случаем, который мог привести нас к нежелательной трагедии, было наше блкждание ночное по такыру...
И вот теперь дежурная по станции женщина тоже спасла нас от неминуемой беды
во-время  предупредив... Конечно, мы не знали местных обычаев. Уже позже нам объяснили, что, если бы на платформе увидели раздетых женщин (меня и Вику), мужчина, прибежавшие из аула забили бы нас камнями до смерти...

В 5 часов вечера - поехали и на остальных остановках стояли меньше.
На одной из них ребята нашли в магазине (при пустых полках) - банки с тушёной говядиной, которой мы превосходно пообедали.

6 км не доезжая до Чарджоу, на 49-ом разъезде поезд встал опять надолго, а в Чарджоу он должен опять переформировываться.

Армянин, который перегонял машину с нашим составом, предложил нам подключиться к действиям. И, вот Коля с армянином поехали на тепловозе проходящего поезда, чтобы ускорить действия...

Армянин с машиной ездит уже третий раз и, оказалось, знает уже всех дежурных. Во всяком случае, и на этот раз оказался знакомый дежурный. Ему дали 10 рублей и в 3 часа ночи ему удалось вызвать наш состав до Чарджоу, а в 8 часов утра он обещал отправить наш состав до Форабу.

А так бы мы стояли сутки на 49-ом разъезде и больше суток в Чарджоу.

Можно было бы переправиться в Чарджоу через Аму-Дарью на пароме, но оказалось, что паром - это катер, тянущий маленькую баржу. Желающих много. В будни он работает по два раза в день, в субботу и воскресенье - по одному разу. Кроме того, он часто садится на мель и стоит на ней по три дня. Поэтому ждём Фараб. Оттуда 115 км. до Бухары и еще 279 до Самарканда.

В Чарджоу нас ждали и готовились принять: отец написал другу, чтобы встретил нас, но мы не заехали, хотя у нас был его адрес. Это я узнал много лет спустя от отца.
   
  24 июля.

5-30 утра. Формируют поезд. Армянин с туркменом ругаются по-русски матом, т.к. формируя поезд, его так дёргают, что кажется всё и вся с платформ должно разлететься в разные стороны.

Но наши машины хорошо привязаны. Утром свежо и не вериться, что днём будет опять невыносимая жара. У Коли каждый вечер, когда уже спадает жара, ручьём из носа течет кровь - давление не справляется с климатом.

 ФАРАБ

Доехали до Фараба. Чтобы нас отцепили и разгрузили, надо было дать кому-то в лапу.

Наши мужчины и армяне (на самом деле они оказались азербайджанцами, вернее один азербайджанец точно - Наби - таксист) - стали говорить пассажирам третей платформы - таджику и русскому майору -"Идите теперь вы договаривайтесь. Мы ночью уже 10 рублей заплатили".

Таджик заартачился - "Мне всё равно. Я уже дома". А русский майор кричал - "Избаловали вы их своими червонцами! Все вы богатые!"

А Наби ему в ответ - "Послушай! Зачем так говоришь? Посмотри на своё пузо и на моё - какой я богатый?!"

Вообще у Наби очень образный язык. Когда таджик пошел всё-таки договариваться, кому-то дал 5 рублей, но невпопад. Вроде деньги взяли, но у них пересменок. Несмотря на то, что платформы подвезли к пакгаузу, весовщик не захотел до конца смены принимать платформы. Машинисты рассердились и увезли нас в тупик... Наби говорит - "И что за туркмен! Из его головы только холодец варить!"
   
На станции, где спала бригада, Наби пробовал подкупить дежурного, чтобы поезд отправили раньше, у него ничего не вышло, и он стал ругаться - " Никакой советской власти на этой станции".

У Наби "Волга" без номеров - говорит, снял их - хотел в Баку продать, да потом раздумал, т.к. что-то с новой "Волгой" не вышло..."

Пока стоим. На разгрузку не подают, т.к., говорят надо ещё собрать денег машинисту, чтобы он нас подогнал на 200 метров к разгрузочной площадке.

Каждый готов содрать при любой возможности - взятку. Не дать? Можно, но будешь стоять сутками на перегонах, разъездах. Почему? - А такой, у вас, говорят, поезд - сборный. Куда идёт, неизвестно и когда придёт - неизвестно.

Наконец, заплатили с машины по три рубля. И нас подогнали одной платформой к пакгаузу. Съехали армяне, потом мы через их платформу.
   
Ура!!! Мы на твёрдой земле.

Кишлак Фараб довольно разбросан и, отличаясь лишь значительною растительностью, не сохранил никаких памятников старины, за исключением мечети да надмогильных камней на кладбище

Поели и попили в чайхане и выехали в Бухару. Через 30 км. остановились на речке. Ну, и плескались! Мы мылись сами, вымыли машину, выстирали рубашки и халаты - всё моментально высохло. Сбежались на речку узбечата. Витя стал учить их плавать кролем и брасом. Они визжали от восторга, плавали с ним наперегонки. Дети - всегда - дети, какой бы нации они не были.

Отъехали от реки с километр, и вдруг стало стучать, да так сильно - то ли кардан, то ли задний мост. Решили вернуться к реке на 2-ой скорости.

Ребята разобрали машину. Хорошо, что временами они смогут хотя бы окунуться в речке. Вот уж не везёт в этой дороге. Надо было перстень выкинуть совсем...

Сегодня, недалеко от Фараба, мы с Викой купили себе стеклянные фужеры. Простое стекло, с золотой каёмочкой, но очень приятной формы - для шампанского и, может быть для коктейлей. Купили две картонные коробки и упаковали фужеры в них. Интересно - довезём ли мы их до дома целыми? Правда, сейчас гораздо интереснее узнать - доедем ли мы сами?... И что случилось с машиной?

Доехали до реки. 16-45 - самое пекло. Чинимся...

 БУХАРА
 
 25 июля.

Вчера, пока Витя с Колей слушали стук, мы с Викой купались, потом Коля с Викой пошли в село (аул), чтобы купить молочка и хлеба, т.к. прогнали домой коров. Когда они вернулись, то их впечатлений от похода хватит надолго не только им самим, но и нам тоже.
   
Они вошли в село.

Их встретил мальчик, который приезжал купаться на ослике на речку, и повёл их в чей-то дом.

Входят. Тихо и пусто. Перед этим, увидев их, подходящих к дому, все жители куда-то попрятались.

Затем вышла женщина и подняла истошный крик, показывая на Вику и ругая парнишку. Оказывается, она кричала ему - как он смел ввести в дом женщину с голыми руками и ногами!

И отовсюду, как тараканы из щелей стали вылезать дети. Их было много. Все чёрненькие и все гортанно что-то выкрикивали. Минутой позже раздался топот - бежали дети и женщины по селу. У калитки - улюлюкающая толпа. Вика с Колей поспешили уйти.

Толпа с гиканьем, сканируя по-русски - Здрав-ствуй-те! и ещё что-то матом, проводила их из села.
 
Среди провожающих был единственный мальчик, который немного понимал по-русски, так как учился в школе и жил в интернате. В школу его увозили в другое большое село, а в этом ауле школы нигде было. Этот мальчик отвёл Вику с Колей на ферму, где зоотехник был "цивилизованным"... Им там налили молока бесплатно и дали сухую лепёшку.

Обещали после десяти вечера свести с механиком. Но мы решили доехать потихоньку до Бухары с тем, чтобы чиниться там, т.к. никакие советы хороших механиков не помогут, если нет запасных частей.

Ночью доехали (по 30 км в час) до Бухары. И ни в одной гостинице нет мест, даже в вестибюль не пускают поговорить. Говорим - "Нам в ОБКОМ позвонить". А нам отвечают - "А ОБКОМ что? Кого-то выселит, а вас поселит?" Правы, конечно, по-своему...

Остановили таксиста, который возил гаёшника. И нам повезло. Оказалось, хороший парень - Володя - 12 лет за рулём - родился в Бухаре.

Объяснил - где заправочная. Рассказал, что за Бухарой, всего в 8 км. в Галаасии есть места в гостинице. Кроме того - дал свой адрес и обещал помочь.

И, действительно - пустая гостиница. Машину поставили в закрытом дворе. Было душновато, но выспались хорошо.

Утром посмотрели Бухарский воскресный базар. Видели чудесные портфели, болгарской кожи, по 30 рублей - хороши для командировок.

Мы заранее договорились на случай, если потеряемся – где мы будем встречаться. Потерялись, конечно мы моментально, так как базар представлял собой – людское море. Пока мы отыскивали друг друга и место встречи, портфелей в продаже уже не осталось. Из-за этой мелочи Коля с Викой немножко на нас подулись. Иногда такие встряски полезны.
   
Днём приехали к Володе - таксисту. Он нас повёз в таксопарк на яму, но сторож не пустил - воскресенье. Звонили в ОБКОМ. Там поругались, но дали указание сторожу - пустить. Что-то подкрутили, но стук не пропал. Володя успокоил - просто есть люфт и, вообще, это не коленичка полетела и ехать можно.

Спокойно дальше съездили с Володей в музей, искупались в Комсомольском озере (в следующую поездку на этом озере мы провели почти целый день), отлично отдохнули, поплавали, и хорошо покушили шашлыков. Поехали дальше, подарив Володе на прощанье - Столичную и две шоколадки - для жены и дочки. Такому парню ничего не жалко.
   
Вообще на нашем пути встречаются самые разнообразные люди. К одним мы сразу же проникаемся доверием и симпатией. С другими мы ругаемся на заправках и ещё где-нибудь. Но со всеми - симпатичными и не очень - мы делим свой кусочек жизни. Мы с ними рядом спим, едим, едем... Но всё-таки встречается больше хороших.
   
Сейчас едем в Гиджуван - это 40 км. от Бухары. Все хотим есть. Там, говорят, готовят лучшие в Узбекистане шашлыки и рыбу.

Итак, после Бухары все сказали - наше путешествие не зря придумано. Столько экзотических, неповторяемых картин и приключений...

Мы видели дворец Эмира - его белый зал - зеркальные стены, а по зеркалу - тонкая кружевная лепка. Жива буду - получу квартиру - разделаю так комнату. Видели Медресе - мусульманское высшее духовное училище. Нам рассказывали, что там, в основном, готовят наших разведчиков в Иран, Афганистан, Турцию и т.д.
   
Витя всю ночь гнал до Бухары машину и полдня - по Бухаре. Очень устал и теперь за рулём - Коля, а Витя опять и опять поправляет его - "Не так обгоняешь, не так переключаешь, не так тормозишь..." И самое страшное, что Коля не воспринимает критику и игнорирует советы. Он в ответ Витиным нравоучениям ворчит, что ему мешают ехать, что это вырабатывается его стиль..." А Витя довольно часто ему замечает - "И опять ты создал аварийную ситуацию..." Далеко ещё Коле до настоящего умения водить машину, но эта наша поездка стала для него отличной школой езды, какую не получишь ни на каких курсах.

Но самое смешное, когда упрямейший из настойчивых - Дудко кидает Макаровцу реплику - "Ну, и упрямый же ты, как любой хохол!"...
   
Приехали в Гиджуван. Нашли шашлычную. Рыбы нет. Шашлыки есть. Съели 24 порции и выпили две бутылки виноградного шипучего.

Мужики наши возопили, что обожрались. Чуточку отдохнули. Пока они приходили в себя, мы с Викушей проскочили в уже закрытый промтоварный магазин и купили на двоих 13 рюмок под сухое вино - розового стекла с золотой каёмочкой. Если довезем всё, решили тринадцатую разбить по окончании отпуска на счастье.

С завмагом разговорились и он, узнав, что мы из Москвы, вынес нам кувшин - оригинально темно-синего стекла за 2-60. Мы отказались. - "Вот, говорим, если бы хрусталь!"

Он говорит, что за хрусталём к ним в Узбекистан едут из Баку на машинах. Тот, что в магазине хрусталь - нам не понравился. Завмаг кряхтел, кряхтел и, наконец, вынес вазочку - небольшую, чуть больше поллитровой банки, тяжёлую, но такого тонкого и красивого рисунка, что мы просто ахнули - 10-50 р. Я купила. Это будет памятью об этом отпуске. И, действительно, она у меня сохранилась до сегодняшних дней.
   
Уже ночью подъехали к Ката-Кургану - 80 км. не доезжая Самарканда. Ночевали в военной гостинице. Солдатики, когда увидели нас, захмыкали, а один воскликнул - "Братцы, бабы приехали!" Коля занервничал и зашептал нам - "Уходите в номер и не мозольте здесь глаза!"

ХА - ХА - ХА!!! Три ХА - ХА! Может быть, именно это нам и интересно - мозолить глаза?

 ЛЕНИНАБАД

  26 июля.

У нас с Витей пошёл отпуск на убыль, но всё-таки ещё половина. А у Вики с Колей - уже последняя неделя. Правда, нам предстоит ещё возвращаться из Бийска в Москву. Итак, до Самарканда - 80 км.

Самарканд произвёл на нас впечатление гораздо меньшее, чем Бухара. Во-первых - страшная духота, около 60 градусов. Во-вторых - всё музеи реставрируются и внутри мы нигде не были. Снаружи мы посмотрели роспись. Неповторима архитектура всех этих сооружений. Но жара сковывает наши восторги и мы, проболтавшись полдня в Самарканде, вторую половину провели на реке. В 5 часов вечера выехали дальше.

По дороге заезжали в Коопы - в кооперативные магазины. В таких - государственных - интересного нет ничего, а в кооперативных встречаются такие изумительные вещи. Вика, например, купила себе плащ немецкий за 54 рубля - бежевый, типа японских.
   
   27 июля.

В час ночи приехали к другу Витиного детства - Владилену Боровику. Встретили нас от всей души. Ночью мы приняли душ, выпили сухого вина с дынькой, водочки со льдом, скушали жареной картошечки. Отоспались. Повалялись. Поели шашлыков. У Влена - "Волга". Он показал нам город Ленинабад, Сыр-Дарью, плотину. Съездили на Сыр-Дарьинское море (водохранилище), купались, загорали, вода в нём была голубого цвета (вероятно, из-за наличия хрома). В 6 часов вечера поехали дальше.

Если бы в каждом городе было по другу детства!
   
У нас с собой был шашлык, помидоры, хлеб. Остановились в чайхане. Сели по-турецки на топчаны. Рядом небольшой водоём. Едим и смеёмся - искупаться бы, да вода в водоёме больно грязная. Наливаем чай - тоже мутный. Спрашиваем - "Ата (отец)! Откуда воду берёшь?" - "Отсюда..." - показывает пальцем на водоём...

 Едем дальше.
   
  28, 29 и 30 июля.

Вчера вскоре, после того, как поехали дальше, у меня начались резкие боли в желудке, затем боль расползлась по всему животу и ... В общем, я сидела в машине в полуобморочном состоянии. Что со мной? Пили квас в Ленинабаде, на море я одна пила сырую воду, затем в дороге опять пили квас. В чайхане ели шашлык из целлофанового мешочка и окисший сырой лук, которые мы не доели у Влена, и получили остатки нам на дорогу... Вот оно!... Я могла отравиться чем угодно...

Хотелось отметить то, что в тот год по областям гуляла холера, и многие области закрывали проезд всем транзитникам, чтобы и у них не началась эпидемия. Поэтому мы боялись обращаться к врачам, при малейшем подозрении они могли всех нас посадить на карантин, а больного положить в клинику. (О здоровье больного мы почему-то не подумали!!!).

Во всяком случае, говорят, вид у меня был не просто бледный, а страшный.

В 3 часа ночи мы приехали в Уч-Кургон к родным Виктора и гостили там два дня.

 УЧ-КУРГОН

У Вити в роду есть украинцы - переселенцы в Среднюю Азию из-под Полтавы. Многие из них женились на русских, как Витин отец, но есть и татары.
 
У Витиного деда было 10 детей - 9 мальчиков и одна девочка - Нина Евстафьевна (Остаповна) Дудко. Она-то и вышла замуж за татарина - Гарифа Нассибуловича Курманаева.

Это был необыкновенный человек, прошедший всю войну, затем возглавлявший большой колхоз, руководил рудником и, наконец, выйдя на пенсию, возглавил  райпотребсоюз. (Был членом ЦК республики).

У них родились два мальчика - Равиль и Ганик и старшая дочка - Роза. Интересно, что и Равиль и Ганик, когда выросли - женились на русских, и только Роза вышла замуж за татарина.
   
Именно, к ним мы и заехали на короткие два дня. Правда, к знаменитому священному водопаду мы в этот раз не ездили.

Для нас специально готовили лагман, плов, были арбузы, дыни, персики, виноград, урюк и еще масса всякой всячины.

Мы прогулялись по Уч-Кургану. Вдоль селения протекает река. Несколько лет назад с гор спустился сель, который снес по берегу целую улицу – все дома и  деревья. После него остался голый берег, залитый серой жидкой трясиной. Она со временем высохла и оказалась очень хорошо удобренной землёй .
К нашему приезду на месте где прошел сель уже выросли молодые деревья, создав  по всему берегу кудрявую рощу.

Гуляя, мы несколько раз наблюдали такую картину. Местный узбек, спешил к реке, придерживая руками распахнутый халат. Потом поворачивался к реке спиной, садился на корточки и делал свой «туалет». Потом подмывался, поворачивался спиной к нам, умывался и здесь же пил воду из ладоней, зачерпывая её из реки.

Нам объяснили, что проточная  вода  всегда чистая,  так как река очень быстрая и всё, что в неё попадает - моментально уносится дальше. Она переворачивает и тащит с собой даже камни. Купаться в ней опасно. Но мальчишки любят «плавать» по течению уносясь  на надутых шинах от больших машин. Река относит их далеко от селения, и им потом приходится идти обратно пешком, взвалив на плечи свои «лодки». Но бывали не раз и несчастные случаи…

А я сидела первый день на голодной диете, второй день - на чае с сухариками. В аптеке мне дали сильнейшее средство, какое-то новое, кажется, - интеросептол.  Может быть в названии я и ошибаюсь, и сказали, что есть можно всё и на другой день - поправлюсь. Перед отъездом вечером я попробовала плова, а утром с трудом дотащилась до машины. Весь день - 30 июля - еле шевелилась. А сейчас, к вечеру начала даже "позировать" перед фотоаппаратом. 

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

      




   
   











 












   


 
   
   



   
   









   

 


Рецензии