Спасение подводниками сбитых летчиками

Из истории Второй мировой войны известно, что самыми умелыми летчиками считались летчики морской авиации, особенно те, кто базировался на авианосцах. Такими были и американцы, и англичане, и японцы. На их подготовку тратились огромные деньги, и утрата таких летчиков считалась непропорционально большой. И если самолет сделать надо приложить труд рабочих, но это не идет ни в какое сравнение с гибелью летчика с авианосца.  Японцы во многом проиграли войну из-за того, что не сумели подготовить резерв погибающим в боях на Тихом океана умелым летчикам первого поколения, которые напали на Перл-Харбор. Новые авианосцы успевали строить, а готовить летчиков – нет. Поэтому и появились камикадзе, летчики, которых учили раз влететь и погибнуть, направив свой самолет на вражеский корабль.

Во время Второй мировой войны американские подводные лодки часто использовались для спасения в океане летчиков с приводнившихся самолетов. В некоторых случаях, чтобы спасти пилотов из-под обстрела, подводникам приходилось проявить не только мужество, но смекалку. Примером тому является случай со спасением подводной лодкой «Стингрей» сбитого «летуна» во время первого воздушного налета на Гуам.

В июне 1944 года «Стингрей», нёсшая боевое дежурство близ западного берега острова Гуам, приняла сообщение, что над заливом Агана сбит самолёт. Пилот выбросился с парашютом и приводнился прямо под дула японских береговых батарей. Командир лодки Сэм Лумис запросил, подавлены ли огневые точки на берегу? Ответ его не порадовал — одна из батарей ещё действовала. Лётчик же плавал приблизительно в 500 метрах от берега.

Сначала хотел Лумис спасти бедолагу, решив зайти в залив под прикрытием авиации, но получил отказ. Самолеты не могли прикрыть субмарину, поскольку зенитный огонь противника был очень плотным.

Однако, сразу пришла и хорошая новость: сбитый лётчик уже дрейфует в сторону океана на расстоянии мили от берега.

Лумис скептически заметил, что несколько сотен метров не имеют значения для японских пушкарей, но принял решение — курс на залив, спасаем пилота!

Это было чертовски опасным делом, так как бухта Агана была довольно мелководной. Пара водяных столпов от разрыва снарядов недалеко от лодки показали, что противник не желает «визитов» в залив. Субмарина срочно погрузилась в паре миль от берега, но перед погружением командир заметил, что один из самолётов сбросил в воду спасательный плот, и пилот сумел в него забраться.

Подняв перископ, Лумис осмотрелся и обнаружил плот с летчиком, махавшим рукой. Но его тут же заметили и японцы, открывшие огонь. Рядом с плотом последовательно разорвались четыре снаряда, после чего с берега начали палить зенитки.

В это время на центральном посту «Стингрей» разыгралась трагическая сцена. Командир лодки рвал и метал, прекрасно понимая, что всплытие под огнём равносильно самоубийству, а бездействие убьет пилота. В итоге, Лумис нашел выход из ситуации, сказав старшему помощнику Рэнди Муру:
«Проклятье! Рэнди, мы вытащим этого парня, если от него хоть что-то осталось, назло всем самураям в Азии. Но здесь всплывать нельзя, столько орудий кругом. Можем, конечно, проскочить, а можем отправить корабль с 80 душами к морскому дьяволу. Пришло время для ССП — способа спасения перископом».

Мур выразил надежду, что все пилоты прошли инструктаж насчёт ССП, и когда рядом с плотом пройдет перископ, «летун» обмотает вокруг него линь, после чего лодка отбуксирует плот в безопасное место. Лумис был настроен скептично, но решил рискнуть. Он приказал дать малый ход вперёд и следить за глубиной, чтобы субмарина не начала скрежетать брюхом по дну залива.

Для лучшего ориентирования подняли оба перископа, и «Стингрей» прошла очень близко от плота. Но пилот даже не попытался заарканить перископ. Лумис сделал вывод, что тот никогда не слышал о ССП и разразился по этому поводу сочной бранью. Ведь ему приходилось ползать по дну мелководной бухты, а на перископной глубине лодка была заметна с воздуха и могла стать лёгкой добычей для японского самолёта.

Время работало против «Стингрей», но ее командир оказался упрям. Спустя пятьдесят минут он совершил ещё один проход рядом с плотом. «Ковбой» же опять не понял, на что ему намекают и не набросил на перископ лассо.
Потерпев вторую неудачу, Лумис решил немного передохнуть.

Положение было отчаянным. Командир подвергал экипаж и корабль смертельному риску, а результата не было. Собрав всю волю в кулак, Сэм продолжил вальсировать вокруг плота. Американские самолёты вновь начали бомбить аэродром и батареи Агано. Правда, подавить огневые точки им не удалось, поэтому японцы продолжили упражняться в стрельбе по плоту и тому месту, где предположительно находилась субмарина. Семь взрывов бухнули рядом с перископом.

Спустя час Лумис пошёл ва-банк!
Лодка дерзко выставила оба перископа на поверхность и пошла к плоту, но опять потерпела неудачу. Однако на этот раз пилот всё же попытался зацепиться линем за них. Это внушало надежду, поэтому командир «Стингрей» решил сделать четвёртый, последний заход. Лётчика ждал выбор: попасть в плен к японцам или начать арканить перископы. Лумис сообщил экипажу, что, если всё получится, он назначит спасённого тупицу «начальником гальюна» за свои мучения.

 Во время четвёртой попытки Лумис материл «ковбоя-неудачника» так эмоционально, что нарушил все инструкции о сдержанности командиров лодок. Но на этот раз фортуна ему улыбнулась. Пилот зацепился линем за перископ, и субмарина потащила плот в океан. Буксировка продолжалась целый час, а затем спасённого взяли на борт. В своём рапорте Лумис написал следующее: «16:13. Всплыли. 16:18 подобрали энсайна Дональда Кэрола Брандта (резервист ВМС США), тяжело раненного в левую руку. Я рад наконец-то видеть его на борту. Он сказал, что во время первой и третьей попыток сильно испугался, что перископы протаранят плот, и пытался уклониться, чтобы оказаться позади них. Но в итоге он нашёл выход и хорошо зацепился. Сейчас мы с ним отлично общаемся, хотя после третьей попытки я был готов сделать его «начальником гальюна».

Брандт же сказал подводникам, что он знал об ССП, но «есть огромная разница между инструктажем и пребыванием под обстрелом в пятистах метрах от вражеского берега».

Кстати, «Стингрей» потом подобрала ещё пятерых сбитых лётчиков, но случай с Брандтом оказался первым случаем применения СПП в истории подплава США.

В знаменитой американской кинокартине «Поднять перископ» действует подводная лодка с таким же названием. Не знаю, это та самая, или другая. У американцев традиции давать названия списанных по возрасту или погибших кораблей новым. Например, в истории ВМС США было несколько авианосцев «Энтерпрайз».


Рецензии