Выставка Помпеи в Чикагo

Всегда мечтала увидеть Помпеи, город с  драматической судьбой, просуществовавший почти семь столетий и исчезнувший за два дня в результате извержения Везувия. Много читала об этой трагедии, смотрела документальные и художественные фильмы, но, конечно, когда появилась возможность посмотреть странствующую выставку"Помпеи" в Чикагском музее Науки и Промышленности, я ею воспользовалась.

Начну с предыстории. В расположенном у подножья вулкана городе землятресения и периодические выбросы пепла или газов были обычным явлением. Даже сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э.,  хотя и  нанесло большой урон городу, не  заставило жителей переселиться.

По последним данным, роковое извержение Везувия началось днём 24 октября 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего.  По его словам, облако пепла и камней  закрыло солнце. Ветер дул с северо-запада, поэтому пепел и камни уносило на юго-восток, где находились Помпеи, Геркуланум, и Стабия. Извержение вызвало полную темноту, а также электрические разряды от атмосферных возмущений. На картине Карла Брюллова, хранящейся в Русском музее, драма гибнущего города освещается прорывающимся сквозь тучи солнцем, но скорей всего этого быть не могло - за сутки выпало более 6 метров пепла и плотность облака выбросов  не могла пропускать солнечный свет. Вулканические выбросы накапливались на крышах и они рушились  под их тяжестью, убивая тех, кто пытался спрятаться в домах.

Вскоре после полуночи потекли волны магмы и вулканической грязи, а выбросы ядовитых газов и пепла неслись с конуса Везувия со скоростью более 100 километров в час. На второй день в довершение  к многометровому слою пепла на Помпеи обрушилась огненная волна  из перегретых газов и пепла и уничтожила всё живое, что еще оставалось в городе.  Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек.
 
Помпеи были забыты на много веков. Только в 1748 году начались раскопки под руководством испанца Роке Хоакина де Алькубьерре, которого интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи.С тех пор раскопки практически не прекращались: открытые артефакты реставрировали, передавали в музеи. Большая часть артефактов на  выставке привезены из Неаполитанского музея. Мраморные статуи  и бюсты выглядят как новенькие.

С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 году он обнаружил в вулканическом пепле пустоты  на месте тел людей и животных. Заливая эти пустоты гипсом были получены слепки жертв извержения. На выставке представлены шесть слепков, в том числе знаменитая собака, которая не смогла убежать, потому что была привязана.  Один из слепков представляет распростертое тело маленького ребенка, другой — скорчившегося мужчину, закрывающего лицо руками стараясь защититься от осадков вулкана. Зрелище тяжелое, невозможно не думать о том, каковы были последние минуты несчастных. К счастью, эта экспозиция размещена в самом конце.

Научная концепция выставки «Помпеи» была разработана Музеем Галилея во Флоренции  и Национальным археологическим музеем в Неаполе,  а дизайн выполнен удостоенным наград дизайнером выставок Темпорой из Брюсселя. Посетителям предлагается около 180 артефактов, некоторые из которых никогда ранее не выставлялись в США. Кроме того,  многочисленные видео дисплеи иллюстрируют и дополняют экспозицию. 

Выставка начинается с перестиля  — обязательного компонента богатых вилл. Перистиль это окружённое колоннами пространство - двор, сад или площадь, окружённые со всех четырёх сторон крытой колоннадой или отдельными портиками.  Пространство было закрыто от уличного шума и пыли, а также от любопытных глаз. Сюда допускали только специально приглашённых гостей. Центральное место в римском перистильном дворе занимал бассейн (имплювий), куда стекала дождевая вода из расположенного над ним проёма в крыше (комплювия). В Помпеях чаще всего середину перистиля занимал сад с фруктовыми деревьями, фонтан и статуи. Небольшой водоём под открытым небом называли писциной (от лат. piscis — рыба). Там действительно разводили рыб.

На выставке представлены статуи, элементы фонтанов, фрески, украшавшие стены перестилей. Прекрасная беломраморная Венера или Афродита, богиня любви и красоты, возможно украшала виллу  семьи Сатрии, которую называют Виллой Венеры на Раковине, потому что  задняя стена перистиля украшена великолепной  фреской с изображением Венеры. Статуя является римской копией греческого оригинала. Статуи Венеры в подобной позе называют  Venus Pudica (скромная Венера). На южной стене перистиля Дома Венеры в Раковине есть фреска с  изображением статуи обнаженного Ареса/Марса с копьем и щитом. Модифицированная копия панно с зеркальным изображением этой фрески служит фоном для экспозиции мозаичного и мраморного стола.

Фотография перестиля Дома Веттиев, одного из самых богатых и знаменитых домов в Помпеях, служит задником для экспозиции двух мраморных статуй - Сидящего сатира  и Юноши с Уткой и Виноградом. Статуи и изображения сатиров, выпивающих, танцующих, преследующих нимф или восхищающихся собой, стали популярны в третьем веке до нашей эры, когда возросло значение культа Диониса, бога вина и удовольствий, которые оно дарует. Сидящий сатир из Помпей держит в правой руке мех из козьей шкуры - в таких носили вино. Иногда подобные статуи украшали триклиний - зал для пиршеств. Утка и виноград в руках юноши - символы процветания. К сожалению, не удалось установить, в какой вилле находилась эта статуя.  Интересно, что в Доме  Веттиев нашли бронзовую статую ребенка с такими же атрибутами.

В витрине выставлены мраморные и бронзовые детали фонтанов: жаба, павлин и спящая собака были "носиками" или "изливами" - через них вытекала вода, а бронзовый козёл был просто украшением.

Очень любопытный экспонат - круглый диск с изображением Геркулеса и бога Пана называется Осциллум (лицо). Такие диски либо вешались между колоннами перистиля, либо подвешивались на цветочных гирляндах, чтобы они не запутывались.Осциллумы с изображением Вакха обычно вешали в виноградниках, чтобы обеспечить хороший урожай.

Портретные мраморные бюсты, к сожалению, не подписаны. Скорей всего это были изображения хозяев дома. Две статуи в тогах в полный рост изображают государственных деятелей.   Тога, кусок шерстяной ткани с закругленными краями, на протяжении веков была традиционной одеждой римлян, но к концу первого века до нашей эры ее популярность начала снижаться. Пытаясь сохранить древние  обычаи император Август сделал тогу своего рода неофициальной государственной одеждой, которую все граждане должны были носить на форуме. Свитки в руках статуй  идентифицируют изображаемых как людей, занимающихся общественным делом.  Интересно, что правая рука у каждой статуи больше, чем левая.

В каждом доме был алтарь с изображениями римских богов и  добрых духов-покровителей дома — Ларов и Пенатов. После пиршеств виноград, хлеб  и сладости сжигали и закапывали в садах перистиля в качестве подношений домашним Ларам.

Покровительницей города считалась Венера и в её честь был воздвигнут величественный храм,  расположенный  на  искусственной террасе, с которой открывается великолепный вид на Неаполитанский залив и бухту. Землетрясение 62 года и последовавшие за ним извержения привели к разрушению храма, реконструкция которого еще не была завершена в 79 году нашей эры. Кроме римских и греческих богов, жители почитали и других. В частности, были найдены предметы, связанные с культом египетской богини Исиды.

Поскольку жизнь в городе остановилась одномоментно, у нас есть уникальная возможность заглянуть в обыденную жизнь древних римлян. Среди экспонатов есть и рыболовные крючки и грузила, и бронзовая кухонная посуда, и ключи, и даже хлеб в печи. Любопытно, что сковорода совершенно современной формы, а дырочки в дуршлагах создают разные узоры.  Здесь есть настольная терракотовая копилка для монет и специальный сосуд с дырочками для сонь - грызунов, которые считались лакомством. Их откармливали в этих сосудах  с  "беговой дорожкой" на внутренней поверхности, чтобы потом начинить их свиным фаршем с пряностями и запечь.

Мы можем составить себе довольно полное представление о том как питались жители Помпей. На фресках и мозаиках триклиниев (столовых покоев) и таверн изображены всякие морские жители, птицы, овощи и фрукты.

Важным компонентом и предметом экспорта был гарум — рыбный соус, который входил в состав большинства рецептов. Гарум готовился из крови и внутренностей рыбы путём ферментации - рыбу выдерживали в больших терракотовых горшках или каменных ваннах под действием солнца в течение 2—3 месяцев. Со временем на поверхности рыбной субстанции появлялась  прозрачная жидкость, которую собирали, добавляли ароматические травы, уксус, соль и оливковое масло, перец или вино.   Из-за сильного специфического запаха приготовление гарума в городах было запрещено.

Готовый соус запечатывался в глиняные сосуды особой формы и в таком виде поставлялся в римские провинции. В Помпеях раскопали виллу главного производителя гарума, Авла Умбриция Скара, которую украшают мозаики рекламирующие «лучший рыбный соус». Сам дом с видом на море  имел отдельную ванную комнату, что свидетельствует о богатстве, которое Скарус приобрел благодаря изготовлению любимой приправы римлян.

Одна из фресок в"Доме Пекаря" изображает раздачу хлеба политическим кандидатом, вероятно в ходе политической компании. Форма хлебов весьма специфическая и обусловлена тем, что хлеб очень быстро черствел  и треугольные кусочки  нужно было макать либо в суп, либо в вино.

В городе обнаружили 35 пекарен, стало быть большинство горожан хлеб сами не пекли. А некоторые, видимо, и не готовили, поскольку исследователи обнаружили в Помпеях термопилий — прародителя современных "буфетов" с прилавком, на который выставлялись лотки с едой, которые подогревались снизу.  Страшно подумать в каком состоянии была пища в конце летнего дня при отсутствии холодильников. Недаром, рядом с термопилием нашли общественный туалет,  хотя обычно их пристраивали к общественным баням.

В городской канализации сохранились остатки костей мелких рыб, игл морских ежей и минерализованных растений. Растения, идентифицированные археологами, включают укроп, кориандр, лен, чечевицу, капусту, опийный мак и различные орехи, фрукты и бобовые. Судя по большому количеству осколков раковин, моллюски были важным дополнением к продуктовой корзине.

Пища подавалась в терракотовой или бронзовой посуде, так же как и вода и вино. Амфоры для вина, масла и соусов имели разную форму и размеры. Поражают своими размерами кратеры - сосуды для смешивания вина с водой. Представлен один бронзовый, другой выточенный из кальцитового алебастра. В них помещалось он 50 до 100 литров жидкости. Считалось, что неразбавленное вино пьют только варвары и в начале каждого пиршества участники избирали  «господина общего напитка», под чьим руководством слуги смешивали в кратере вино с водой и затем разносили в кувшинах пирующим. На выставке представлены терракотовый кувшин  в виде петуха, бронзовый кувшин на треножнике, и чаша из горного хрусталя.

Стекло было относительно редким материалом в древности, но в Помпеях  было найдено большое количество стеклянных сосудов, вероятно, местного производства. Изящный синий кувшин, зеленая вазочка - очень похожая на конфетницу, и другие  предметы сервировки удивительно похожи на современную посуду. А бутылочки для духов несколько грубоваты, но выбор стекла для этих целей понятен - стекло не придает содержимому неприятных привкусов и запахов. В больших бутылках в масле настаивали специи, цветы или пряные травы, а готовое ароматное масло разливали в небольшие флаконы. На вилле Веттиев есть фреска, на которой несколько херувимов делают духи, а нимфа переливает их в маленькие флаконы.

Жители Помпеи считали украшения предметом статуса и они часто попадаются в руинах: археологи находили скелеты с надетыми украшениями или даже, сжимающими сверток или шкатулку с драгоценностями. Однако среди всех людей, у которых были обнаружены драгоценности, подавляющее большинство составляли мужчины, и только у каждой десятой женщины были найдены украшения. Вероятно это связано с тем, что большая часть богатых горожанок успела бежать. Тем не менее, нашли несколько женских останков с браслетами в виде змей со словами: «Dominus ancillae Suаe», что переводится как «Господин своей Рабыне». Ювелирные изделия  на выставке представлены несколькими золотыми кольцами-печатками, кольцами с гранатами и агатами, серьгами с жемчугом, ожерельем и браслетом. Золото, судя по цвету,  было самой высокой пробы.

На выставке много изделий из бронзы: чернильница, весы с гирями из мрамора, светильники, колокольчики, которые вешали над дверью,  чтобы звенели от ветра.  Интересна коллекция медицинских инструментов - бронзовые скальпели, пинцеты, щипчики, коробочка, вероятно, для снадобий, и довольно большая бронзовая банка для кровопускания.

Поскольку Помпеи были городом-курортом, развлечения были важным источником дохода для горожан. Были раскопан большой комплекс, известный как казармы гладиаторов. В помещении было обнаружено восемнадцать человеческих скелетов, а также скелет лошади. Казармы состояли из кухни, столовой, конюшни и оружейной для хранения гладиаторского снаряжения.  На выставке несколько витрин посвящены бронзовым доспехам гладиаторов: шлемы, поножи, наручи. Есть даже скребок, которым соскребали ароматическое масло с тела после тренировок или выступлений.

Анимационный ролик рассказывает о типах бойцов, у каждого из которых была разная экипировка. Например, секутор, чьи доспехи состояли из закрытого шлема обтекаемой формы, наруча из ткани на правой руке и укороченной поножи на левой ноге, который бился в основном с ретиарием, в вооружении которого была сеть и трезубец. Гладиаторские были очень популярны - об этом свидетельствуют фрески и многочисленные графитти.

Театр играл большую роль в жизни римлян, и неудивительно, что театральные маски часто служили украшением интерьеров. Они присутствуют как на фресках , так и  в виде скульптур и барельефов.

Развлечением только для мужчин был лупанарий - публичный дом. Вход в этот зал предназначен только для взрослых. В маленьком зале представлены эротические картины и скульптуры, а также анимационный видеоролик, рассказывающий о трагической судьбе 20 молодых секс-работниц, содержавшихся там. Девушки практически не выходили из крошечных каморок, где не было ничего, кроме ложа, кувшина и таза.

Самый последний зал предположительно переносил посетителей в последний день Помпеи. Честно скажу, на меня это не особенно впечатлило: пол трясся, откудо-то вырывались клубы белого дыма, на экране извергался Везувий, но было совсем не страшно. Интересным показалось только видео, наглядно демонстрировавшее вулканические процессы.

Иллюстрация: Карл Брюллов. «Последний день Помпеи»


Рецензии
Замечательно написали, Елена! Помню, что когда я бы в Помпее, меня поразили большие размеры города и продолжающихся раскопок.
В лупанарии не разрешается фотографировать, но надо знать наших людей! Конечно, снимали, хотя не думаю, что выяснили что-то новое для себя.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   12.11.2023 17:23     Заявить о нарушении