Божественный рог изобилия

Кавказский рог – рог горного тура, быка, барана и даже козла – считается на протяжении веков кавказскими народами рогом изобилия. Обработанные – отшлифованные, отполированные, украшенные национальным орнаментом или даже целой орнаментальной композицией с включением полудрагоценных камней, рога туров и бычьи рога становятся для их счастливых обладателей благословенными сувенирами-оберегами. С ними связаны различные легенды о божественной силе рога. Например: древнегреческая легенда о Зевсе, который случайно в игре сломал рог своей любимой козе Амалтее. Сожалея, бог пообещал ей, что данный рог будет иметь божественную силу, а тот, кто будет обладать им, станет счастлив и сказочно богат. Из рога всегда будут течь вино, пшеница, мед и слава. Считается, что именно с тех пор люди называют его «рогом изобилия» (1).

Еще одна легенда из мифологии Древней Греции рассказывает о поединке Геракла с богом всех рек Ахелоем. Тот принял облик быка для устрашения, но это ему не помогло. Он был повержен Гераклом, который сломал ему один рог. Ахелою пришлось вместо этого рога вставить веточку. Геракл подарил его рог наядам, а наяды наполнили его цветами и посвятили богине изобилия. С тех пор люди стали наполнять рог цветами и фруктами, символизируя богатство и торжество добра над злом (1).

Другая древнегреческая легенда гласит: Амалтея - божественная коза, молоком которой был вскормлен маленький Зевс, сломала рог после того, как наскочила на дерево. Нимфы наполнили его плодами и поднесли Зевсу. Зевс сделал его «рогом изобилия» - постоянным атрибутом всех благодетельных божеств, но чаще - богини Мира Эйрене и бога богатства Плутоса. Согласно ещё одной легенде, одна из нимф подарила рог козы Амалтеи богу всех рек Ахелою. Когда Геркал в битве отломил у Ахелоя, принявшего облик устрашающего быка, один рог, тот отдал Гераклу в обмен на свой рог чудесный рог козы Амалтеи.

С древних времен рога животных служили для сакрального питья у многих народов, в том числе и у кавказских народов. Другое название рога для питья – ритон. Тысячелетиями их изготавливали из натуральных рогов парнокопытных млекопитающих – оленей, антилоп, коров и овец, которые подвергались предварительной обработке. Украшением подобных сосудов в Древней Греции были изображения Диониса и сатиров. Наибольшее количество ритонов до сих пор находят во время археологических раскопок там, где проходит примерная граница между Европой и Азией, а чаще всего на Кавказе. Рога для питья использовались фракийцам, европейским племенем, проживавшим на территории современной Болгарии, и скифами, племенем, кочевавшим по Евразии в IX веке до н.э.. Рога для питья странствовали вместе с миграционными потоками людей, и ритоны, датой изготовления которых считают железный век, обнаруживали в Центральной Европе. Существуют находки кельтских питьевых рогов, например, остатки огромных сосудов с золотой отделкой, найденные на месте захоронения Хохдорф в Швейцарии (2).
 
В советское время рога изобилия или ритоны хранились почти в каждом доме на Кавказе. Этот благословенный сувенир, изготовленный кавказскими мастерами, туристы развозили во все концы Советского Союза и использовали его как рог-бокал. Рог быка, тура, козерога или архара для советских граждан был исключительно уникально кавказским сувениром. Так, из-под рук одного мастера в год выходило по две тысячи ритонов. При этом, рог быка - самый часто используемый рог-бокал – вмещал в себя до 100 грамм жидкости, а рог горного тура – более одного литра. Однако после распада СССР кавказский «рог изобилия» утратил свою популярность как туристический и обережный сувенир (3).

Между тем, сакральность рогов животных сохраняется у многих кавказских народов с давних пор. Например, в Дагестане мастера до сих пор изготовляют из настоящих рогов знаменитый кавказский сувенир. А у многих горских народов Кавказа бытовал обычай инициации, связанный с питьём благословенного вина из рога или ритона. И по тому, как  тот, кто проходит ритуал, это делал, судили о том, каким мужчиной он станет в будущем. В целом, для кавказских семей рог для питья – это не только символ богатства, но и символ почитания многовековых народных традиций (2).

У адыгов о роге упоминается в Нартском эпосе в легенде «Божественное сано»: «Каждый год на вершине Ошхомахо, Горы Счастья, у бога жизни Псатха собирались Мазитха, бог лесов и охоты, Амыш, бог животных, Тхаголедж, бог земледелия и плодородия, Созреш, бог домашнего благополучия, и Тлепш, бог-кузнец. Собирались и пили сано — чудный напиток, в котором были сладость и крепость, который окрылял разум и умножал отвагу. Санопитием называлось это собрание, и на него каждый год приглашали боги человека земли — самого храброго и сильного. Для того приглашали его, чтобы он, вкусив сладость и крепость божественного сано, рассказал о нём людям. И такой человек почитался в Стране Нартов счастливцем» (4). В сказании говорится, что всесильные боги выбрали на том собрании молодого нарта Сосруко, настоящего мужа, при имени которого вставали самые славные герои нартского народа. И тхамада протянул ему полный рог божественного сано.

Стоит отметить, что сакральный характер рога животных у адыгов, народа, занимавшегося с древнейших времен скотоводством, наряду с земледелием, соотносился напрямую с их глубоким почитанием богов-покровителей коров (Ахин), волов (Хакусташ), овец и коз (Емишь). Как и у многих народов, у адыгов баран считался священным символом плодородия и материального благополучия. В своих домах адыги вешали бараньи рога над очагом как оберег и защиту от дурного глаза (5).

В свое время, а именно в середине XVIII века, бычьи и бараньи рога экспортировались из Черкесии в больших объемах. Так, по сведениям видного французского ученого, дипломата и политического деятеля Карла Пейонселя, посетившего страну адыгов в 1750-х годах, «200 000 пар рогов диких баранов, из которых в Тамани выделывают рукоятки или ножны для ножей; их привозят в Тамань из Черкес-Кирмана (Древняя крепость в Симферопольском округе Крыма) по Танаису или Дону… Их продают в Тамани по 2 пара за штуку. 200 000 пар бычьих рогов продают по той же цене» (6).

Бычьи и бараньи рога, считавшиеся у адыгов символом плодородия и материального благополучия, нашли свое образное отображение и в золошвейном искусстве адыгов (черкесов) и классифицируются как наиболее распространенный зооморфный орнамент. «Рогообразный стиль соотносился с головой барана, оленя, быка, которая символизировала культ благоденствия» (7). Примечательно, что в наши дни бычьи рога отображены на государственном гербе Республики Адыгея, принятом Парламентом региона 24 марта 1994 г. Правда, согласно описанию герба, на нём голова быка с рогами символизирует золотые сокровища Майкопского кургана.
«Рог изобилия» - классический символ житейского и финансового благополучия у многих народов мира. У кавказских народов он часто использовался для убранства домов и хранилищ для того, чтобы на них снизошло божественное благословение. И хотя его используют по-прежнему как благословенное украшение для дома и благополучный сувенир-оберег, его священное значение практически забыто современными людьми. Но его божественная сила продолжает действовать до сих пор на весь человеческий род.

Источник:
1. Кавказский рог – можно ли назвать его рогом изобилия и где купить сувенирный рог в подарок?/ kavkazsuvenir.ru
2. Рог, из которого пьют: традиции Кавказа/  Рог, из которого пьют: традиции Кавказа | Новости сайта Этно-Шоп/etno-shop.ru
3. «Отдай рог»: как изготавливают главный кавказский сувенир/ МИР24 | mir24.tv
4. «Божественное сано» /Нартский эпос адыгов. Сказание.
5. Казиев Ш.М. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке/ Культы животных/wikireading.ru
6. Карл Пейонсель. «Трактат о торговле на Черном море», ч. I. Париж, 1787 — перевод с французского Е. С. Зевакина. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974
7. Теучеж Н.К. Адыгейский орнамент в золотошвейном искусстве. Культура и быт адыгов. Вып.9. Майкоп. 2001.


Рецензии