Петровский. Екатерининский. Блокадный

Учитель русского языка и литературы Нижнетавдинской средней школы Тамара Георгиевна Болгова  в 34 раз организует поездки своих воспитанников в славный город Санкт-Петербург. В беседе с педагогом я увидел Питер её глазами.

Любовь навеки

 – Эти два десятых класса – прекрасные дети. Костяк составляют мои ребята, классное руководство над которыми я взяла с восьмого класса после того, как уехал их руководитель Евгений Валерьевич. Я у них с пятого класса вела литературу. Беседуя с директором Сусанной Вахтанговной, я задала вопрос: «А они к кому пойдут?» В тот момент ответа ещё не было.  Я вышла из кабинета, дошла до конца приёмной, развернулась, захожу обратно и говорю: «Отдайте мне их». Сусанна Вахтанговна осталась очень довольна. Я не скажу, что мне с ними легко, мне с ними просто «вау». Бывает трудно, была ревность у моих ребят к пришедшим, но я их успокоила, что всех их очень люблю, и они это чувствуют, – говорит Тамара Георгиевна Болгова.
В 1976 году девочка Тома, окончившая восемь классов, сама в первый раз побывала в Ленинграде, который запал ей в душу сокровенной красотой: храмами, дворцами, бесконечными каналами, в которых отражаются звёзды и фонари. И с тех пор она уже в 34 раз дарит величественный город своим воспитанникам.
В этом году она побывала там дважды. В первый раз вместе с другими учителями, во второй – с детьми. Во всех путешествиях её сопровождает психолог Елена Вячеславовна Спиридонова, по словам собеседницы, это необычайно, комфортный в общении человек, который может профессионально помочь в случае какой-либо нестандартной ситуации, кроме того, она ведёт всю бухгалтерию, потому что, честно скажем, что учителя русского языка в цифрах не сильны. И делает это так здорово, что родители в группе даже как-то написали: «Спасибо за бережное отношение к детским деньгам».
У Тамары Георгиевны есть идея организовать хотя бы одну поездку детей вместе со своими родителями. Понятно, что это дорого, и не все поедут, но как бы это было полезно: совместно прикоснуться к истории и культуре, а потом обсудить впечатления дома, за чашкой чая.
 – Едем из Петербурга. Рядом грустный Артём Коврижных лежит. Я поинтересовалась, почему такое настроение, а он отвечает: «В Питер охота». Значит, мы обязательно туда вернёмся, – уверила ребят Тамара Георгиевна.

Наследие царей и боль блокады

Она настолько хорошо изучила город за эти годы, что сама составляет программы, чтобы за столь короткое время показать самое лучшее. Уж сколько раз она бывала в летней резиденции российских царей – Екатериниском дворце, в этом бело-голубом красавце, построенном итальянским архитектором Бартоломео Растрелли в блистательном стиле барокко, сколько раз гуляла по нижнему парку, но Камеронову галерею не доводилось посетить, потому что туда могут пройти только экскурсоводы с особым допуском. И в этом году улыбнулась удача.
Сколько раз педагог бывала в Кронштадте, но ни разу не довелось побывать на пирсе и увидеть Финский залив со всеми его одинокими маяками, указующими путь морякам. А в этот раз столица открылась другой стороной! Учитель и дети сфотографировались около военных кораблей, батискафов, вытащенных из глубин морских, увидели настоящие бомбы, причём, их пропустили туда бесплатно, потому что двое детей были именинниками.
Тамара Георгиевна рассказала, что их выбила из колеи эпидемия коронавируса,  а так они не пропустили ни одного петербуржского сезона.  В 2022 году при посещении Петербурга для экскурсии было выбрано Пискарёвское мемориальное кладбище, которое даёт понимание о боли ленинградской блокады. Гид рассказал, что эти зелёные холмы являются братскими захоронениями.
В этом году детям была показана дорога жизни, по которой доставлялись продукты и медикаменты в блокадный Ленинград.  Там есть деревня Осиновец, где открылся потрясающий музей, содержащий артефакты, которые были подняты со дна Ладожского озера. Среди них полуторки и автобусы, а ведь в них когда-то были люди. Военный офицер, посвятивший себя служению этому музею, рассказал, почему жители старались садиться в полуторки, а не в автобусы. Потому что если проваливались автобусы, из-за узеньких деревянных дверок из них практически невозможно было выбраться. На прощание он сказал: «Видите, кораблик дрейфует вдалеке. Это те люди, которые ежедневно выходят, чтобы обследовать дно и достать оттуда нашу память».
Александровский дворец и сад. С каждым годом благодаря реставрационным работам он расцветает, а экскурсиям разрешают всё дальше заглянуть в его глубины.
Помимо Петербурга учитель побывала с детьми в Казани, Волгограде, в Пскове у Пушкина, а также в Псковско-Печёрском монастыре. Те, кто побывали в Пскове осенью, понимают, почему Пушкин творил в это время.
Останавливаются нижнетавдинцы в прекрасном месте. Это гостиница «Москва», а рядом Александро-Невская Лавра. Тут же памятник Александру Невскому, неподалёку разводной мост. Пройдешь 300 метров, а там лежат его мощи. Это святое место, что может с ним сравниться?

Тобольск – малая родина

 – Некоторые говорят: «У нас и в области есть что посмотреть». Это справедливое утверждение, и я возила своих ребят в Тобольск дважды, и поскольку я этот город знаю от «а» до «я», они могут увидеть самые сокровенные места. Допустим, я показываю не только могилы наших декабристов, но и захоронение поэта-земляка Петра Павловича Ершова. Далеко не все знают, где он нашёл последний приют, – рассуждает Тамара Георгиевна.
Напомню, что учитель русского языка и литературы Тамара Георгиевна Болгова приехала к нам работать в 1982 году после окончания Тобольского педагогического института, и по сей день она трудится на ниве районного образования, исключая четыре года, когда героиня публикации работала первым секретарём райкома комсомола. Всю жизнь она предана одной Нижнетавдинской средней школе.
Недаром древний сибирский город, который я упомянул чуть выше, так её близок, ведь моя собеседница родилась и прожила юные звонкие годы в городе Тобольске, каждый камушек мостовой для неё родной и связан с чем-то личным. Она считает его самым красивым городом мира из провинциальных городов, здесь, по её словам, стоит «своя особая, тихая красота».
 – Мы как-то в составе 18 учителей на наш профессиональный праздник рванули в Тобольск. Это была осень. Такая нега разлита в природе, просто бескрайнее море золотища, которое сыпалось и сыпалось с деревьев прямо на нас. Приехали вечером, усталости не чувствовалось, и я предложила: «Девчонки, пошли в Кремль, а по пути посмотрим ночной Тобольск». И когда мы добрались до Троицкого мыса, они были просто в восторге. Это наша история, труд и вдохновение предыдущих поколений, – вспоминает учитель литературы. – Жили в гостинице «Тобол», ходили по старинным улочкам, посетили Кремль, музейный комплекс В другой раз мы побывали на том месте, где снимался фильм «Тобол», посетили Абалак и вернулись одухотворённые домой.
Тамара Георгиевна так вдохновила меня своим рассказом, что я долго думал о Санкт –Петербурге и его непростой истории. Сочетание страданий, которые претерпели поколений петербуржцев, и величественной красоты, окружающей их, рождает великих и просто порядочных людей. Петербуржцы – особый народ, говорит Тамара Георгиевна, и это ещё одна причина, чтобы побывать в славном городе на Неве.




.


Рецензии