Книга 2 Дорога к Богу Гл. 3 Анг-Хр. Ч. 6 Бийск

ПЕРЕВАЛ ТЮЗ-АШУ
СПУСКАЛИСЬ ПО КРУТОЙ ДОРОГЕ С "ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ"...

КНИГА 2  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 2  АНГЕЛЫ - ХРАНИТЕЛИ
ЧСАСТЬ 6  БИЙСК

ОКОНЧАНИЕ ДНЕВНИКА - "АВТОПРОБЕГ  ПО  МАРШРУТУ  МОСКВА  - БИЙСК"   1971 год.

Невозможно было отказаться от публикации этого последнего раздела, так как: -
Во-первых я обещала опубликовать рассказ о нашем автопробеге до конца.
Во-вторых в этой последней Части нашего путешествия всё ещё встречаются некоторые трудности, преодолеваемые нами, которые удачно кончались благодаря опеке и помощи наших Ангелов-Хранителей...
В третьих - здесь пойдёт рассказ о горах. А горы - моя любовь, моя страсть...

Итак - ГОРЫ

В Уч-Кургоне машине сделали профилактику.

Поехали дальше через горы Тянь-Шаня во Фрунзе.

Я с замиранием сердца приступаю к рассказу нашего путешествия  - дороге через Тянь-Шаньские горы.

Тот, кто хоть один раз увидит горы вблизи – влюбится в них сразу.

Горы – живые, суровые, бесподобно красивые своей девственной неприступностью…
На Вашу любовь они откликнуться лаской и будут защищать Вас в ненастье и помогать в беде.  Но они строги и суровы к жестоким и гнусным нелюдям. В  наказаниях таких проходимцев -  горы безжалостны. Не дай Бог испытать их гнев…

Тот, кто любит горы и часто общается с ними, – понимает их настроение: и когда они бывают спокойными, улыбающимися, и когда – предупреждающими и строгими, и, наконец – угрожающе суровыми.

Мне особенно нравится в горах их величавость, гордость и недоступность.

Вот в такие горы мы и начали подниматься по узкой дороге, которая шла по обрывистому берегу бурной речки.

Речка бежала справа от дороги и называлась – «Чаек». Она была  голубая, пенящаяся, скачущая по камням.

Машина днём все время перегревалась, и мы часто останавливались. Поэтому с 5 утра и до 8 вечера мы прошли всего 330 км., а до Фрунзе - ещё 270. Вероятно, ночевать будем в горах. Интересно!... На реке видели многих рыболовов - ловят форель.

Подъехали к метеостанции, расположенной в горах. На метеостанции работают русские девчата, паренёк, похожий на Перепелицу и начальник станции Виктор Сокол с женой Нелей - тоже русские.
   
 31 июля.

Ночевали на метеостанции. Нам открыли контору, постелили на пол матрацы.

"Итагар" - так называется этот перевал, на котором стоит эта метеостанция -
- 3200 м. над уровнем моря.

В переводе на русский язык - дохлая собака. Интересно то, что, действительно, собаки здесь часто погибают.

Следующий перевал - Ала-Бель - 3800 м. - самый высокий перевал, на котором проложена шоссейная дорога.

Мы вчера напекли оладьи. Начальник метеостанции - Виктор с Нели принесли чай, малинового варенья, мёда.
   
Мы с Викой легли спать, а наши мужчины ещё долго сидели на веранде.

ПЕРЕВАЛ  ИТАГАР

Условия жизни здесь - жёсткие. Виктор, как начальник, получает 140 рублей. Кроме того, раз в месяц им закидывают продукты - из расчета на каждого работающего - на 30 рублей.

А простые метеоработники получают по 80 рублей. Их, кроме Нели - трое: две девушки и Петя.

Состав работающих на станции сменяется каждый год, в ноябре, а Нели с Виктором работают здесь уже 4-ый год безвыездно (кроме отпуска).

У них две дочки: 4 года и 2 года - Марина и Аллочка. Дети закалённые. Всё время бегают голенькими - и по весеннему снегу и в воде (постоянно очень холодных!) горных речек.

И фамилия у этой семьи гордая  – СОКОЛ. А девчонки получается  – соколята…
   
Жизнь суровая, льгот никаких, т.к. они подчиняются метеослужбам, а эксплуатируют их дважды. Метеослужба отдаёт их в наём - службе автодорог.

Таким образом, они выполняют двойную работу: оберегают дороги от лавин и камнепадов и передают метеосводки.

Но, подчиняясь дорожному управлению, они теряют часть льгот, которые имеют работники других метеослужб.
Они не приписаны ни к какому городу. Их прописка - перевал. Им в кредит не продают нигде ничего. Они не могут встать в очередь в кооператив и т.д.

Тем не менее, эта семья - патриоты во всех смыслах этого слова. Они влюблены в работу, в горы, в горные вершины и быстрые реки и, как ни странно, даже в бешеные камнепады и лавины, с которыми им приходится бороться.

Нас очень тронуло их гостеприимство. Я думаю, что они, наверное, так относятся ко всем проезжающим. Это так приятно - встретить на дороге теплоту и заботу. Надеемся, что как они относятся к людям, так и люди платят им тем же.
   
В качестве маленького отступления, коротко вспомню, как несколько лет позже мы повторили маршрут: Москва - паромом через Каспий и т.д. Только на этот раз мы не доехали до Бийска, а через Палатинск и Целиноград вернулись домой на своей "Волге".

Проезжая опять через тот же перевал, мы остановились переночевать на той же метеостанции. Спросили у работников - где Виктор Сокол?

Сказали, что он осматривает дальний участок по поводу возможного схождения лавины.

Когда они узнали, что мы,  его  знакомые - из Москвы, заулыбались, засуетились. Виктора с Олежкой уложили в доме, несмотря на то, что там в этот раз ночевало много народа.

На улице в эту ночь "ночевало", действительно, много машин. А я со Стэллой устроились на ночлег в машине. Нам принесли по чашке свежесобранного мёда и горячий чай. Традиционное на этой метеостанции угощение.

Рассказали, что Сокол по-прежнему руководит метеостанцией. Жена - Нели от него ушла. Затосковала по городской жизни, да и девочкам нужно было поступать в школу...

Мы уезжали на рассвете. Друзья Сокола горевали, что мы уезжаем, не дождавшись
его.

Но нам надо было, как всегда, ехать и ехать вперёд, тем более, что в ту поездку за рулём был единственный наш водитель - Виктор Анатольевич...

Единственный водитель у нас был в 1979-м году, так как наш экипаж состоял из: меня,  и детей,  которые машину , тем более в горах – не водили…

А в 1971 году Виктор с Колей вели машину по очереди. Кстати, Николай Макаровец быстро овладевал  искусством вождения машины, и по горным тропам – тоже…

ПЕРЕВАЛ АЛА-БЕЛЬ

Возвращаемся к нашему основному пробегу 1971 года.
   
Едем дальше. Впереди перевал Ала-Бель.

Все места, по которым мы едем - на карантине. Через каждые несколько километров - посты. Нас выручает всё та же справка с красивой шапкой - "Алтайский НИИ химической технологии".

Везде написано - "ЯЩУР", но не скрывают, что в Пржевальске - холера.

Говорят, во Фрунзе всем делают уколы. Видимо, ящур объявлен, чтобы не поднимать паники.
   
Говорят, перевал Ала-Бель - тяжёлый на подъёме.

Останавливаться во время подъёма нельзя, т.к. машина потом не заведется - -разряженный воздух.

Едем... Уши закладывает.

А до перевала медленного подъёма ещё 40 км. Проезжаем альпийские бархатистые луга. Пасутся стада. Чабаны пасут их, разъезжая со стадами на лошадях. А ночуют они в юртах. Асфальт кончился. На одной горе увидели серпантин из овец. Овцы двигаются цепочкой друг за другом. Впереди вожак. Он остановился – и вся кагорта останавливается, где бы ни была овца. Это очень интересно наблюдать, хотя нам любоваться было некогда – вперед подъем!
   
Едем дальше.

Утром покрапал дождичек. Было довольно свежо, а сейчас уже выглядывает солнышко. Вика хочет из Фрунзе улететь к дочке в Красноярск.

Как бы не попасть во Фрунзе в карантин. И самое интересное, что я уже пятый день чувствую себя всё также. Я стала понемногу есть, и силы появились, но расстройство желудка всё такое же. Если будут делать уколы, у меня может быть нехорошая реакция.
   
Мотор остывает, а мы наблюдаем за стадом овец. До чего же у них выработалось чувство стадности. Стадо растянулось на несколько километров и идёт параллельными цепочками. Передние овцы встали - щиплют травку - встало всё стадо. Вожаки пошли и все пошли - отставшие догоняют бегом. Почему-то пастуха с этим стадом мы не увидели.
 
Мы на перевале Ала-Бель. А мы думали, что он называется Алабель. Стоит стрелка - 3218 м. над уровнем моря. Остываем.

Идёт дождь. Теперь пойдём на спуск. На Ала-Беле ещё одна метеостанция. Никого не видно. Видимо, люди спят под дождичек. Включили маяк. Давно не слушали последних известий, оказывается, американцы опять полетели на луну. После гибели наших троих космонавтов им морально, наверное, нелегко приходится.

ПЕРЕВАЛ  ТЮЗ АШУ  В  ГОРАХ  ТЯНЬ  ШАНЯ

Спускаемся с гор. Огромная долина, со всех сторон высочайшие горы.

Вдоль дороги течёт горная речка довольно широкая (более 10 -20 метров), бурная, но неглубокая. Альпийские луга, всё зелёное. До речки метров 50. Вокруг разбросано множество валунов разных размеров - подъехать нельзя. В долине, вдруг, возникли несколько стоящих домиков по обслуживанию дорог и столовая. Мы пообедали и поехали дальше.

Впереди перевал - последний перевал Тюз-Ашу. И он оказался самым тяжёлым. Крутые дороги, закрученные серпантинами с уклоном - 45 градусов.

Едешь, а в переднем окошке - небо, дороги не видно. Остановиться нельзя, т.к. потом уж точно не заведёшь машину, да и не разрешается стоять на таких крутых подъёмах. Мы ползем.

На каком-то крутом повороте обгоняем грузовик. Шофёр выругался, а через 100 метров у нас как рванёт что-то под капотом машины. Вверх - клубы пара, вниз - остатки воды. Коля возопил - "Мамочка! Радиатор полетел!"
   
Открыли капот. Авария оказалась полегче - разорвало трубку, соединяющую мотор с радиатором.

2 часа чинились. Хорошо ещё, что с собой оказались - резина, проволока и изолента.

Под конец ремонта обнаружили пропажу одного ушка для затяжки трубки. Ползали в пыли, готовы были вылизать всё языком, чтобы найти его.

Наконец, нашли его. Вика локтем случайно смахнула в мотор. Мужчины не шумели. Представляю, как бы ворчал Дудко, если бы это сделала я...

Идём к перевалу выше. Вода греется быстро. Вот уже опять стоим, остываем, а до перевала ещё половину пути. Его высота тоже 3800 метров. В горах прохладно, а где-то внизу - жара.

В Москве передали - сегодня + 6 градусов. Ничего себе! Что же лучше - жара или холод? Оптимум всегда лучше.

Но где он - этот оптимум?
   
Опять остановились остывать.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Коля решил провести эксперимент - открыл радиатор сразу же, как остановились. Что было! Коля шарахнулся в сторону в диком ужасе, крышку отбросило в сторону, а вверх вырвало клубы пара и метра на два выбило всю воду таким шипучим фейерверком...

И опять заливаем всю имеющуюся у нас холодную воду, хорошо ещё, что рядом нашли проточную воду, чтобы залить с собой впрок.

Перед Фрунзе должен быть ещё контрольный карантинный пост.

На последнем, когда проверяли наши справки, предупредили:

 - "Вы, наверное, во Фрунзе захотите зайти в Академию наук, так предупреждаем - зря потратите время - все академики поголовно отправлены на заготовку сена, в Академии оставлены одни беременные женщины"...

Когда ехали к перевалу, то справа от дороги вдали около воды заметили пост ГАИ, один милиционер побежал к дороге, махая палкой, но мы не остановились. Милиционер махнул рукой и вернулся обратно: зачем тратить силы - пусть едут, тем более, что его машина из внутренних районов республики! (Вероятно, у них даже не было связи). А нам только это и надо!

Но мы, кажется, заезжать в эту академию и не собирались.

ТОННЕЛЬ

Через гору был пробит тоннель.  Поскольку я ещё не совсем поправилась, я рада была в него прогуляться…

Наконец подошли к перевалу. Сам он выше 4260 метров. Раньше к нему вела та же грунтовая дорога. Холодно. Чтобы не подниматься к нему, особенно зимой, пробили через гору тоннель. Проехали тоннель - 3,5 км. В нём темно и сыро. Встречная машина подняла такой грохот, что даже страшно стало, вероятно, на полотне лежали листы железа.

Вниз дорога крутая и ехать по ней ещё страшнее, чем вверх.

Дорога вся в таких крутых поворотах, что приходиться ползти на брюхе. Когда спустились ниже, Витя стал шпарить по 40 км. в час. Страшно очень.

Горы - удивительных сочетаний! Красные тона переплетаются с зелёными, коричневыми. Река всё время перевивается с дорогой (мосты)... Горы остались позади... Проехали пункт... и нам сказали, что во Фрунзе - холера.

А мне стало лучше. Не хватало теперь во Фрунзе попасть в карантин или заболеть на самом деле холерой.

АЛМА-АТА   

Едем дальше. Дорога стала лучше. Ехать легче. Фрукты дороже. Помидоры - 80 копеек, а во Фрунзе были - 20, а в Самарканде - 8 копеек. Яблоки - 5 червивых штучек - 15 копеек. В Алма-Ате в этом году яблок почти нет. Вот тебе и "отец яблок"!

Едем... Наконец, на горизонте показалась Алма-Ата. Сразу проехали в аэропорт. Все маршруты нелётные и задерживающиеся. Но билеты до Красноярска продали - случайный один билет по Колиной убедительной просьбе. Вику оставляем...
   
Прекрасно пообедали в ресторане: рыбное ассорти - икра черная, два кусочка спинки холодного копчения осетра и два кусочка холодного копчения окуня, салат из свежих огурчиков, лимонад и отличнейший антрекот
 
Сейчас прощаемся с Викой, проедем по ночному Алма-Ата и уже ночью остановимся на ночлег.

Осталась самая неинтересная часть пути - Казахстанские выгоревшие степи и под Бийском 150 км ужаснейшей дороги.
   
Я хочу домой!...

Ночь. Проехали 80 км. Темно. Много развилок. Холодно. Сильный ветер. Проехали плотину, а теперь не знаем, куда ехать. Поехали прямо... Вернулись назад... Проскочили переезд под носом у поезда... Машин нет. Указатели пошли новые...

Час назад милиционер сказал - "Езжайте дальше. Мы давно ждём песчаную бурю". Что же делать? Стоять и ночевать в машине? Ветер такой, что ждать бурю не хочется. Время - без десяти два ночи. Мужчины хотят спать и ехать не решаются...

Говорят и самолёты из-за бури не летают. Интересно, улетела ли Вика? Видимо я рано решила, что остался самый скучный участок дороги. Кроме того, ни одной ночи не было спокойной...

Остановили автобус. Спросили дорогу... Поехали правильной дорогой. Вдруг, что-то случилось с тормозами. Час чинились... Доехали до деревни.

Я с Витей ночевали в машине, а Коля - на рыночном прилавке под навесом.

  ТАЛДЫ - КУРГАН
 
   2 августа.

Понедельник. Встали рано, т.к. Колю растолкала торговка яблоками
(10 коп. штучка).

Поехали дальше. Заехали в столовую. Едим вчерашний борщ и компот и сегодняшнюю глазунью. Разговорились. - "Коля, ты фрукты домой будешь покупать в Толды или до Толды?" - "Нет, за Толды". Это значит - через 100 км. Толды-Курган.
   
В Толды-Кургане Витя в магазине - "Хрусталь" - видел хрусталь на любой вкус: и фужеры и рюмки и вазы... Час спустя он признался, что пошутил.

Никакого хрусталя в магазине не было. Это, чтобы мне не лень было самой в магазин ходить.

В деревне Антоновка Коля купил 4 ведра яблок домой для гостинцев. Два ведра по
1-50 и два ведра по 2 рубля.

Треть он не довезет - яблоки неважные. Дальше их не будет совсем - они пойдут только привозные.

В дороге нас застала песчаная буря. Ветер дул нам в спину и был такой силы, что вентилятор машины не мог засосать воздух для охлаждения мотора. А ехали мы со скоростью не меньше 80 км, значит, и скорость ветра была больше. Приходилось останавливаться, чтобы мотор остыл.

Где-то мы выбросили терморегулятор из системы охлаждения, так как он не помогал, а только мешал: двигатель часто перегревался.
   
   3 августа.

Ночевали в селе Андреевка - по 50 коп за койку. Дёшево, т.к. сельская местность.

Едем дальше. Вчера целый день по правую сторону дороги тянулись горы и где-то за ними - Китай. Во время заварухи, говорят, они проскочили через эти горы и угнали отару овец.

Я целый день смотрела на горы и ждала, когда с них, как горох посыпятся китайцы, чтобы украсть нас. Но Витя говорит, что в плен они не берут, т.к. пленных кормить нечем... Тогда пусть не показываются.
   
В степи проехали памятник приземлившемуся космонавту (они приземляются в этих местах). И такое безобразие. У ног шагающей фигуры был, по-видимому, изображен спутник, а в руках - орбита и, видимо, шлем - все отбито, искорежено и валяется у его ног. Надписи нет. Теперь это - символический памятник. Ни дорог, ни тропинок рядом нет... Остался один шагающий космонавт.
   
Заехали пообедать в город Ая-Гуз, т.к. дальше на 300 км. не будет кругом жилья.

Столовая ужасная, грязная. Какао прокисшее, чай в грязных стаканах, окрошка - один квас и лук.

На базаре - помидоры - 1-50... и всё в том же духе. К тому же ни клочка зелени и погода холодная - без кофточки не выйдешь из машины.

Осталась последняя тысяча километров - самая прозаичная.

Въехали на Турксиб.

 СЕМИПАЛАТИНСК   

Семипалатинск. Большой город. Вкусно поели в кафе - язычок отварной, пиво (мужчины пили минеральную) и что-то местное, типа салатиков и т.д.

На улице холодно и целый день - дождь. Нам говорили, что 150 км. перед Бийском плохие дороги и в дождь по ним не пройдёшь. Поэтому мы и выбрали для поездки - июль месяц - самый жаркий месяц для автопробега.

Мучились в жаре, но увы! - именно накануне Бийска (до него 608 км.) попали в зону ливневых дождей. Завтра предполагаем быть в пути последний день... Как-то будет?
   
   4 августа.

Едем со вчерашнего утра без остановок.

Ночью - с большим трудом, т.к. очень плохие дороги.

В одном месте из канавы выросли шатающиеся фигуры. Думали - пьяный. Оказался - разбитый трактор с прицепом (лежал в кювете вверх колёсами). Шофёр - молодой парнишка, зовут Витя. Он с сильными ушибами - нога, бок...

2 часа не мог остановить ни одну машину. Он нам рассказал, что "левил" ("левачил" зарабатывал налево) - перевозил ворованное сено налево. Привёз его в деревню, продал, его угостили, выпил немного, но когда ехал (рядом железная дорога), его ослепил встречный поезд + машина и он - в кювете. Как ещё остался жив! Довезли до села и сдали на руки одному - ему знакомому шофёру. Тот отвезёт его в больницу и займётся вытаскиванием трактора.

Ночью не спали. В машине спать втроём тесно и холодно.
   
В городе Рубцовске все гостиницы на замках с табличками - "Мест нет".

Решили ехать дальше. Дороги плохие - 20 км. в час, к тому же прилично блудили.

Были острые ощущения. Проехали, как говорят, по лезвию. На дороге - болото, а обочина под 45 градусов и обрыв. Витя со второго захода блестяще преодолел препятствие. Немного дальше застряли в грязи, теперь уже я с Колей на ура вытолкали машину...

На Барнаульской дороге прошли дожди - мы не пройдем.

Едем объездными путями по сёлам: Поспелиха, Курья, Краснощёково, Березовская, Усть-Каменка, Михайловка, Антоновка, Петропавловка, Николаевка, Паучково, Новопокровка, Верхнонуйск, Смоленское, Бийск.
   
Без остановки едем дальше. До Бийска 120 км.
 
Итак, наше путешествие близится к концу. Впечатлений...!!!

Если бы меня спросили - "несмотря на жару, аварию, приключения, поехала бы ещё?" - " Да, да, да! Безусловно! И теперь уже на новой "Волге" совершим не один еще интересный автопробег".

 БИЙСК

Теперь мы уже в гостях у Коленьки Макаровца. А Коля с Викой, наконец, вернулись домой вместе  с  новым другом – красненьким Москвичом.

Наша бывшая машина действительно оказалась надёжным другом для нас всех. Она ни разу не подвела а только выручала и защищала нас в этом длинном автопробеге. А авария и всякие другие поломки, в общем - то случались по вине наших отчаянных водителей. Но для них этот автопробег оказался отличной школой по вождению машины в сложных условиях бездорожья…

В этот день мы выпили за окончание автопробега выпили по бокалу шампанского и завалились спать…

Отоспавшись и помывшись, мы ездили по Бийску, а так же вверх в горы по знаменитому Чуйскому тракту вдоль речки Катуни, которая сливаясь с другой речкой, образует реку Обь.

Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины.

Чуйский тракт - трасса чрезвычайно популярна среди автотуристов.

Кроме официальных туристических маршрутов, интересны самодеятельные маршруты по горным хребтам: Северно-Чуйскому хребту и Южно-Чуйскому хребту.

Интересно побывать в долине реки Актру или побывать в Чуйской степи.

Можно подняться к ледникам – Правый Большой, Левый Большой и Малый АКТРУ.

Коля, живя в Бийске больше 20 лет, объездил и увидел все эти достопримечательности горного Алтая. Не раз он приглашал и уговаривал нас провести отпуск в Бийске. Обещал даже организовать такое заманчивое путешествие в горы, как полёт на вертолёте в недоступные горные места.

Но мы каждый свой последующий отпуск проводили в новых автопробегах, не менее интересных, чем Москва – Бийск.

А пока мы ещё только переводили дыхание от окончившегося отпуска.

                К О Н Е Ц    П У Т Е Ш Е С Т В И Ю !!!

 ПРОЩАЛЬНЫЙ УЖИН

На следующий день – 5 августа мы устроили прощальный ужин.

Продолжали пить шампанское столько, сколько хотелось. Уже не нужно было ограничивать себя в желаниях, так как на утро не надо было садиться за руль…
Сидели, расслаблялись и взахлёб, перебивая друг друга, вспоминали самые интересные и острые впечатления пролетевшего отпуска.

Поднимая в Бийске за ужином прощальный тост мы с  Макаровцами пожелали сами себе:

-  ТАК  ДЕРЖАТЬ  И  В  ДАЛЬНЕЙШЕМ НА  НАШЕМ  ДОЛГОМ  ЖИЗНЕННОМ  ПУТИ!!!


АКАДЕМГОРОДОК

После автопробега Москва – Бийск, мы возвращались домой: поездом до Новосибирска и затем – самолётом.
 
В Бийске аэропорт в те годы принимал воздушные суда только третьего класса (Ан-24, Як-40) и вертолёты.

Поэтому мы сначала поездом доехали до Новосибирска, а потом самолётом – до Москвы.

Улетали мы с аэродрома - «Толмачёво».

ИСТОРИЯ АЭРОПОРТА "ТОЛМАЧЕВО" (НОВОСИБИРСК)

ИСТОЧНИК: - HTTPS://YANDEX.RU/IMAGES/

Толмачёво — один из двух пассажирских аэропортов Новосибирска, узловой порт региональных и международных авиаперевозок. 25 апреля 1941 года впервые в истории авиации употребляется село Толмачево Новосибирского сельского района, где Управление аэродромного строительства силами заключенных начало строительство крупного военного аэродрома, который просуществовал до середины 50-х годов.

Возникновение аэропорта Толмачево на базе военного аэродрома связано с оснащением гражданской авиации СССР реактивными лайнерами Ту-104. 12 июля 1957 — считается днём рождения аэропорта. Именно в этот день в 1957 году из «Толмачёво» в Москву впервые отправился экипаж Ту-104, на его борту находились 50 пассажиров.

Главными проблемами первых лет существования аэропорта являлось его строительство и благоустройство. Реально к началу эксплуатации объекта имелась только взлетно-посадочная полоса.

Все наземные службы ютились во времянках, щитовых домах, помещениях, полученных от военных, находившихся на значительном удалении от ВПП.

21 ноября 1963 — принят в эксплуатацию аэровокзал общей площадью помещений 10 254,4 кв.м. с пропускной способностью 1000 пассажиров в час.

18 февраля 1978 года в процессе подготовки к очередному рейсу самолета Ту-154 один из техников, подогревая салон, оставил без присмотра обогреватель.

"Оставленная перед калорифером подогревателя ветошь с потоком воздуха попала в калорифер, загорелась и через рукав была выброшена в кабину. Возникший очаг пожара был обнаружен поздно...

14 апреля 1977 года приземлился, совершая технический полет, сверхзвуковой Ту-144.

До 1992 года аэропортовый комплекс находился в составе Толмачёвского объединённого авиаотряда.

В 1992 году Толмачёвский объединённый авиаотряд разделился на три самостоятельных предприятия:
"Аэропорт "Толмачёво", компания „Сибирь“ и „Запсибаэронавигация".

 В сентябре 1992 года Толмачёво приобретает статус международного аэропорта.
19 декабря 1995 г. государственное предприятие аэропорт Толмачево преобразовано в открытое акционерное общество "Аэропорт Толмачево"

В 1971-м мы улетали на ТУ 104. А впоследствии, Виктор летал в командировки в Новосибирск уже на ТУ-144.

До нашего рейса в нашем распоряжении оказался почти целый день. Воспользовавшись этим, Виктор свозил меня в Академгородок, где  не раз бывал в командировках.


АКАДЕМГОРОДОК  СИБИРСКОГО  ОТДЕЛЕНИЯ  АКАДЕМИИ  НАУК

Мы побродили по городку, где живут учёные. Аккуратные домики, много зелен, рядом – «Обское» море.

Дома все были не высокими. Рассказывали, что Никите Сергеевичу Хрущёву не понравился первоначальный проект Академгородка, предполагавший строительство высотных домов. Шутили, что он сказал, чо высотки строить не нужно из-за опасности ядерного удара…

Место для Академгородка выбрали не случайно. В середине пятидесятых, когда на Оби была построена гидроэлектростанция, вблизи Новосибирска раскинулось водохранилище или как его называют местные – Обское море. Именно на его побережье построен Академгородок. Вода в нем не солёное. Но противоположных берегов не видно, как на настоящем море.

В Академгородке находилось тогда 40 научно-исследовательских институтов и штаб-квартира Сибирского отделения академии наук.
Около ДОМА УЧЁНЫХ Виктор сфотографировал меня на память о посещении этих мест.

Виктор привел меня в кафе «ПОД ИНТЕГРАЛОМ». Но оно работает только вечером, где любят проводить свободное время молодые учёные…

Я прикоснулась к миру, в котором Виктор бывал во время своих командировок. И мне этот мир очень понравился…

Из Новосибирска мы домой уже улетали на самолёте.

Естественно, взять с собой в самолёт всё, чем была заполнена наша красненькая машинка, мы не могли. В основном, мы забрали те покупки, которые совершали в Средней Азии: фужеры, хрустальную вазочку и ещё что-то.
   
Вазочка сохранилась до сих пор. А из фужеров остался один - стеклянный с вензелем из буквы В.

Домой мы вернулись уже "безлошадными"!

Этот автопробег остался в нашей памяти – счастливейшими воспоминаниями о нашей бесшабашной молодости, о смелости и решительности, о рискованных ситуациях, в которые мы попадали, но каждый раз выходили из них – победителями.

 ДОМА!

Уже дома мы разбирали небрежно сделанные записи в дорожном дневнике,
которые мы порой заносили в тетрадь, держа её на коленках.

Из них следовало, что   мы прошли на машине -  8263 км.

Съедено 1000 литров бензина.

Выпито около 60 бутылок сухого вина. Мало!
   
В соответствии с распределенными обязанностями деньги на расходы были выданы:
   
  Дудко ВА - на переправу - 50 руб. и   на ночлеги - 80 руб.
  Макаровцу Н.А. - на бензин     и масло - 70 руб.
  Дудко И.В. - на питание - 300 руб.
  Почему-то Вику мы обошли в официальных обязанностях.
  Она принимала активное участие во всём…
   
Ради любопытства, привожу перечень наших расходов за весь отпуск.
 
Я привожу эту таблицу полностью, т.к. сегодня, возможно, интересно посмотреть -
какие цены были в 1971-ом году и сравнить их с действующими на текущий момент.
   
   10 июля.......................... Водка - 5 бутылок -15,35
   ....................................... + 4 чекушки - 6,36
   .....................................вино и лимонад - 3,98
   ................................. огурцы и помидоры - 3,60
 
   .................................................. = 29,29

   
  11 июля. .......................................обед - 3,90
  ................................................ужин - 3,20
     ................................................... = 7,13

   
  12 июля......................................завтрак - 2-60
  ...............................................обед:
  4 бутылки вина............................... ~ 0,87 - 3,48
  .............................................горчица - 0,24
  ...............................................сырки - 0,56
  .............................................. сахар - 0,94
  ................................................кофе - 0,94
  .................................................чай - 0,38
  ................................................хлеб - 0,16
  ................................................вино - 3,40
  .............................................колбаса - 2,10
  ................................................... = 17,98

   
  13 июля................................... сковорода - 1,68
  ................................................ужин - 4,49
  -----------------------------------------------------------
………................................................... = 6,17

   
  14 июля........................................кефир - 0,26
  ...................................4 стакана компота - 0,24
  ..............................................яблоки - 0,20
  ..........................2 коробки конфет - трюфели - 4,36
  .............................маршрутное такси Вике -
  ................................до Ростова и обратно - 0,80
  .....................................персики - 1 кг. - 0,70
  ...............................................вишни - 0,25
  ......................вино "Цимлянское" - 1 бутылка
  ......................... и 2 бутылки "Ессентуки"... - 3,60
  ................................. огурцы малосольные - 0,80
  .......................................2 кг. помидор - 1,20
  ...............................................укроп - 0,10
  ................................................ужин - 3,70
  ...................................4 стакана семечек - 0,60
  -----------------------------------------------------------
..................................................... = 16,83

   
  15 июля............................Конверты и бумага - 0,50
  ......................................... - обед И.В.- 0,75
  .....................................обед В.А. и В.И.- 1,80
  ................................................ужин - 3,60
  .............................вино - 3 бутылки х 0,87 - 2,61
  .........................................и 1 бутылка - 3,68
  -----------------------------------------------------------
..................................................... = 12,94

   
  16 июля..........................................хлеб - 0,20
  ..................................................сыр - 1,45
  .............................................. молоко - 0,56
  ................................................. душ - 0,80
  .................................................пиво - 1,60
  .................................................обед - 3,30
  ......................................доплата за хлеб - 0,05
  ..............................огурцы свежие - 10 штук - 0,40
  ......................огурцы малосольные 15 коп. пара - 1,20
  ......................................3 кучки помидор - 1,50
  ................................... - 2 десятка раков - 1,50

  .......................................масло топлёное,
  ........................................кофе - 1 бут.,
  .....................................хлеб - 1 буханка,
  ........................................сахар - 1 кг.,
  ....................................сардельки - 1 кг.,
  ...................... всё перечисленное вместе стоит - 6,02
  ..............................................лимонад - 0,20
  ..............................................лимонад - 1,00
   ..................................................... = 19,78

   
  17 июля.....................Вода из ресторана "Машук" - 0,30
  .................................................обед - 2,53
  .....................................колбаса сервелат - 5,72
  .................................................ужин - 3,00
  ...................................................... = 11,55

   
  18 июля................................. Взвешивались - 0,08
  ...............................................яблоки - 0,60
  .................................................обед - 3,20
  ..............................................шашлыки - 3,00
  ....................................................... = 6,88


  19 июля.......................................шашлыки - 6,00
  .................................................вода - 0,30
  .................................................дыня - 3,70
  ..........................................ведро яблок - 2,00
  ................................4 стакана воды в Баку - 0,20
  .................................................хлеб - 0,50
  .................................................яйца - 2,48
  ..............................шашлык, 2 бутылки вина,
  ...........................6 бутылок минеральной воды
  .................................и 4 бутылки лимонада
  ........................итого всё перечисленное стоит - 13,0
  ...................................................... = 28,58
   
  20 июля..................................яблочный сок - 0,56
  .................................завтрак в ресторане:
  ....................... осетрина, салат, окрошка, чай - 6,20
  ..........................20 бутылок минеральной воды - 5,00
  ............................................газировка - 0,40
  ....................................открытки - "АВИО" - 0,36
  ...................................................... = 16,92

   
  21 июля..........................................обед - 3,00
  .................................................дыня - 1,00
  .................................................ужин - 6,60
  ............................и дополнительно - лимонад - 0,40
  ...................................................... = 11,00

   
   22 июля.
  ..............................................завтрак - 3,40
  .................................................вода - 0
  ................................................арбуз - 5,00
  .............................................виноград - 0,85
  .................................................вода - 0,15
  ...........................вода - ходили Витя с Колей - 0
  ...........................................и ещё пили -
  ..............................................лепёшки - 1,00
  .............................................помидоры - 1,50
  ......................................манты и лимонад - 2,70
  .................................................вода - 0
. ….................................................... = 15,89

   
  23 июля...........................................квас - 0,70
  .......................................4 банки тушёнки
  .........................и три литра виноградного сока - 8,00
  ...................................................... = 8,70

   
  24 июля..................................ведро помидор - 1,00
  ...............................три стакана простокваши - 0,45
  ..................................5 порций плова и чай - 2,00
  ......................................... чай в бутыль - 0,20
  ..................................................вода - 0,30
  ..................................................вода - 0,10
  ................................Пили бесплатно молоко.
    ...................................................... = 4,99

   
  25 июля........................................завтрак - 2,87
  .................................................сахар - 1,00
  ..................................................вода - 0,10
  ..................................................квас - 0,09
  ..................................................пиво - 0,20
  ...................за ремонт машины отдали 2 шоколадки - 1,48
  ...............................................семечки - 0,30
  ...................................................чай - 0,40
  в Гаджуване...................................... пиво - 0,20
  ..................................................вода - 0,16
  ................................................арбузы - 5,00
  ........................................2 бутылки вина - 3,70
  ............................ .24 порции шашлыка х 0,24 - 5,76
  .......................................8 порций салата - 0,80
  ..................................................хлеб - 0,20
  ..................................................... = 22,26

   
  26 июля...............................туалетная бумага - 0,28
  .................................2 тюбика зубной пасты - 0,54
  ..........................................2 куска мыла - 0,60
  ............................................газ - вода - 0,30
  ...............................................кипяток - 0,20
  завтрак:.....................................плов Вите - 0,75
  .............................................3 лепёшки - 0,75
  .............................................плов Коле - 1,00
  ..................................................рыба - 1,05
  ...............................................компоты - 0,12
  ..................................................вино - 6,70
  ............................................газ - вода - 0,22
  .............................................мороженое - 0,76
  ..................................................... = 13,27

   
   27 июля....................................газ - вода - 0,10
  ..................................................квас - 0,78
  ...................................................чай - 0,20
  ...................................................... = 1,08

   
   28 июля.........................2 бутылки вина х 0,68 = 1,36
   
   30 июля..........................................вино - 2,08
  ..................................................дыня - 1,00
   ......................................................= 3,08

   
  31 июля...............................обед на перевале - 2,78
  ..................................................вино - 4,08
  .................................................водка - 3,62
  ..................................................... = 10,48

   
  1 августа............... 4 шоколадки и 450 гр. печенья - 2,90
  ................................................яблоки - 0,30
  ............................................шампанское - 4,29
  ресторан:...................... ассорти рыбное, лангет,
  ......................салат из свежих огурцов, лимонад - 9,00
  ......................................................= 16,49

   
  2 августа......................................завтрак - 1,80
  ..................................................обед - 4,10
  в г. Самарканде:..........................2 банки икры - 1,10
  ..................................................хлеб - 0,20
...................... плитки шоколада, 300 грамм конфет
.........................................и 2 бут. кефира - 3,61
  ...........................................ведро яблок - 2,00
    ..................................................... = 12,89

   
   3 августа...................... завтрак и чай с собой - 3,20
  ..............................................ресторан - 4,30
  ...................................................... = 7,50

   
  4 августа...............................2 банки варенья,
  ...............................2 банки поросёнка в желе,
  ................................1 банка бараньих языков,
  .....................500 гр. сахара и калач по-уральски.
  .....................всё вышеперечисленное вместе стоит  6,40
  ...........................................3 шоколадки - 1,80
    ...................................................... = 8,20

=========================================================
   
  ..............Осталось от денег, выделенных на питание - 4,65
   
  ...............Каждой семье возвращается по 2 рубля 30 копеек
 
 

Дудко В.А. имел: ........................на переправу - 50 рублей
 ...........................................на ночлег - 80 рублей
  .................................................. = 130 рублей
   
   На переправе оплатили:

   ...................................за машину заплатили - 16,02
   ..............................................за салон - 14,00
   .......................................доплата за каюту - 6,80
 
   ------------------------------------------50 р. - 41,82 = 8 р. - остаток.
   
 .................................Каждой семье возвращаем по 4 рубля.

Я не избалована рецензиями от читателей.
Но, может быть кто-нибудь поделится впечатлением о нашем путешествиии, прочитав   воспоминания о нём, записанные в опубликованном дневнике?
























 


Рецензии