Радиотехник и небесные странники

Взять интервью у интересного человека – это удача в нашей работе. Житель Нижней Тавды Валерий Семёнович Жидов полностью соответствует определению «интересный человек». За его плечами Мегионская нефтеразведочная экспедиция, служба в элитной части и годы работы радиотехником в Нижнетавдинском аэропорте.

Учение – это наше всё.

Я редко привожу собственные наблюдения о людях, у которых беру интервью, но в этот раз поступлю именно так, потому что Валерий Семёнович Жидов открылся для меня с неожиданной стороны. Своего бывшего соседа по подъезду я знал как эрудита в области техники, который мог сходу выдать почти энциклопедические знания по любому направлению этой обширной науки: он рассказывал, как работают электрические сети, как функционирует газовый котёл, как починить радиоприёмник. Дотошный, принципиальный, строгий человек, но сегодня он показался мне немного стеснительным, сентиментальным, и было очевидно, как он любит свою жену и дорожит ей.

Валерий Семёнович Жидов – коренной житель Нижней Тавды. Говорит, хоть в это с трудом верится, что в школе учился на тройки. Окончив образовательное учреждение, поступил в Тюменское геолого-разведочное училище, получив специальность электрорадиомеханика-каротажника. Почему такой выбор? Дело в том, что его отец, участник Великой Отечественной войны Семён Максимович Жидов был радиолюбителем, мастерил, постоянно работал с техникой, и, глядя на него, мальчуган Валера заинтересовался этим делом, что и определило его будущую профессиональную судьбу. Результат правильного выбора – диплом училища с отличием.

– Как-то мне предложили обучиться азбуке Морзе. А раньше, когда я её слушал, то всегда поражался, как эти сигналы специалисты переводят в текст? Но и я выучился, и даже очень хорошо. И преподаватель как-то мне сказал, имея в виду музыкальность и эталонность моих сигналов: «У тебя очень хороший почерк. Когда ты набираешь азбуку Морзе, то просто заслушаешься». И предложил мне походить в радиоклуб областного ДОСААФа, в результате я получил третий спортивный разряд по радиотелеграфированию, – рассказывает Валерий Семёнович.

Эти ценные и специфические навыки он получил во время учёбы в училище, – такова была тяга к знаниям.

Как складывался трудовой путь.

Поскольку он был лучшим выпускником, молодому человеку предоставили выбор, куда поехать работать. А в то время открыли Самотлорское нефтяное месторождение. Юноша на Севере никогда не был и решил, что именно на этих звенящих широтах его умения как нельзя лучше пригодятся. Дорога была долгой: Сургут, Нижневартовск, славные северные города встречали и провожали романтиков, а далее Мегионская нефтеразведочная экспедиция.

– И попал я в такой коллектив! – со слезами на глазах вспоминает собеседник, – там были такие славные люди, которых я с теплом вспоминаю до сих пор. Говорят, что на Севере собираются граждане нашей страны, которые гонятся за длинным рублём. Это абсолютная неправда, туда едут не зарабатывать, а именно работать. Живут практически на голой земле, испытывают немыслимые трудности и создают благо для нашего народа. Конечно, сейчас эти города стали богатыми и обустроенными, но тогда всё только начиналось.

Валерий Жидов начал работать электрорадиомехаником в геофизическом отряде  Мегионской нефтеразведочной экспедиции. Начальник был золотой человек, он общался с рабочими как со своими родными детьми, и взаимоотношения в коллективе сложились замечательные, но на этом месте он проработал недолго, поскольку молодого человека призвали в ряды Советской армии, где пригодились его навыки радиотелеграфиста.

Он служил в районе города Свердловска на командном пункте четвёртой отдельной армии ПВО, который находился глубоко под землёй.

Валерий Семёнович Жидов не сомневался, что по окончании службы вернётся в родную экспедицию. Но ещё до армии суровая природа преподнесла  юноше «сюрприз», который определил его дальнейшую судьбу. Зимой температура воздуха опустилась до рекордных -52 градусов. В этих условиях приходилось выезжать на буровые, спать там в продуваемых ледяными ветрами вагончиках, что и подорвало здоровье молодого специалиста,  поэтому, когда он вернулся, его мама, которую он почитал и слушался, категорически не отпустила сына на Север.

Демобилизовался молодой человек осенью, а в феврале он устроился водителем на нижнетавдинскую ветеринарную станцию. Возил главного ветеринарного врача по фамилии Макушин. «Вот такой человек!» –  говорит о нём собеседник и показывает большой палец. А потом он устроился  радиотехником отдельной приводной радиостанции в нашем аэропорту, которым руководил односельчанин по фамилии Бердников. Он любил рассказывать байки, такие весёлые, что все покатывались со смеху.

– Это сейчас есть «Глонасс», а тогда спутниковой навигации не было. Вылетал с Севера самолёт. Он настраивался на нашу частоту, долетал до Нижней Тавды, а здесь уже перенацеливался на Плеханово. Так проходила воздушная трасса, и это позволяло исключить аварийные ситуации, – рассказывает Валерий Семёнович.

За годы работы не обошлось и без экстренных ситуаций. Однажды в Тюмени резко испортилась погода, и в Нижнюю Тавду начали отправлять самолёты. Несколько бортов прилетело, и в это время фронт непогоды подошёл к Нижней Тавде. Один самолёт взлетел и не смог набрать необходимую высоту. В результате капитан судна совершил вынужденную посадку в зимнем лесу, на поле, которое, к счастью, развернулось под шасси судна, что помогло не рухнуть в тайгу.

Поступил приказ обеспечить эвакуацию пассажиров и экипажа, с которым удалось установить стабильную связь. Было решено стрелять сигнальными ракетами, чтобы люди, отважившиеся идти в полной тьме в сторону аэропорта, увидели эти спасительные огни и смогли дойти. Позднее подтвердилась правильность этого решения. Члены экипажа рассказали, что сначала они блуждали, но вдруг увидели красную ракету и пошли на её свет. Работники аэропорта приняли их с распростёртыми объятьями. Через некоторое время они вернулись к самолёту, чтобы забрать необходимую документацию.

В свободное от работы время Валерий Семёнович ремонтировал бытовую технику: телевизоры, радиоприёмники, но, что характерно, делал это безвозмездно.

Итак, Валерий Семёнович Жидов отработал в аэрофлоте более 30 лет. Потом аэропорт закрыли, осталась только взлётно-посадочная полоса для самолётов, летящих по кускургульскому направлению. А отдельную приводную радиостанцию заменила система «Глонасс».

По списку № 2 (вредное производство) он ушёл на пенсию в 55 лет, но продолжал ещё некоторое время работать.

Любовь на всю жизнь.

Жена Татьяна Ивановна Жидова – отдельная повесть в книге жизни Валерия Семёновича. Однажды он пришёл к знакомым в гости и увидел её, скромную, тихую и прелестную девушку, о чём свидетельствуют фотографии того времени, бережно хранимые в альбоме. И в этот момент ёкнуло сердце. Даже сейчас мой собеседник с трепетом вспоминает эти мгновения. И он решил, что наверняка на ней женится, переговорил, она оказалась не против, и родители одобрили выбор молодых людей. Поехали покупать кольца, одно приобрели, второго нужного по размеру не оказалась. Поехали на малую родину невесты в город Сухой Лог, где удалось добыть обручальное кольцо. 12 февраля состоялась свадьба. И вот уже 46 лет они вместе.

Супруги Жидовы пронесли любовь через всю жизнь. Верность друг другу и преданность выбранному делу оказались теми притягательными чертами, которые дают право их называть одними из самых уважаемых жителей Нижнетавдинского района.


Рецензии