Русская матрёшка вовсе не япошка

Однажды в гости к матрёшке пришёл репортёр Илларион Печаткин, чтобы взять у неё интервью. Матрёшка растопила самовар, налила чаю в расписные чашки и угостила Печаткина свежими баранками с ягодным вареньем. Прямо за чаем Печаткин начал интервью. 

— Уважаемая Матрёна Ивановна, вы прославились на весь мир… Вас считают символом России, русской народной куклой и просто русской красавицей. Однако в последнее время всё чаще говорят, что у вас японские корни… Что вы на это скажете?
— Ой, да что только не болтают люди! — рассмеялась матрёшка. — Вы посмотрите на меня, на моих бабушек и внучек! А потом на японок! Ну какие ж мы японки?! Те шибко маленькие, худенькие, скуластые, желтоватые, с раскосыми глазами… Они-то по-своему тоже хороши, но на нас совсем не похожи! Мы ведь дородные, пышненькие, ясноокие, румяные, белоликие, кровь с молоком… А наряды у нас какие! Платки, понёвы да сарафаны с хохломой, а не всякие японские кимоно… 
— Так-то оно так… Но говорят, что вас только разукрасили в русском стиле, а праобразом вашим стала японская кукла, — вкрадчиво заметил журналист, прищурив хитрые лисьи глаза. 
— Это ж какая такая кукла?! — воскликнула Матрёшка. 
— Например, фукурума… 
— Как-как? Фу-фу-рума?! — переспросила, заливаясь смехом, матрёшка. 
— ФУ-КУ-РУ-МА, — произнёс по слогам репортёр. 
— Ой, божечки-божечки! Слово-то какое зазорное! Без смеха и не выговоришь! Во выдумают люди! 
— Кстати, а тут вы правы! Фукуруму действительно выдумали. Сам Нумата Гэнки, японский исследователь народных промыслов, говорил, что нет в Японии такой куклы. Впрочем, как и божества. Но что самое интересное, в японском языке вообще нет такого слова. Оно гуляет только по просторам рунета. И то! Упоминается лишь в связи с вами, Матрёна Ивановна. Отдельной статьи про фукуруму нет. А я перелопатил целую массу электронных и печатных ресурсов! 
— Ну вот, вишь, милок! 
— Однако это не мешает и дальше распространять миф о вашем японском происхождении. Об этом есть статьи даже на довольно серьёзных ресурсах и в печатных изданиях от 1969 года. 
— Ну мало ли где что пишут! Небылиц всюду хватает! Грамоте обучились, а толку-то! Ума не прибавилось! Некоторые вообще пишут о том, что сами взяли и море выкопали… Так что ж теперь?! Всему верить?! 
— Есть ещё одна версия! В Википедии вроде говорится, что вашим прототипом стала кукла Фукурокудзю… — продолжил разговор Печаткин с тем же лукавым видом. 
— О, а это ещё что за чудо-юдо?
— А вот, взгляните! — протянул Печаткин Матрёшке картинку с Фукурокудзю. 
— О, так это ещё и мужичок! Сгорбленный такой, лысенький… А голова-то какая вытянутая! Мама дорогая! 
— Это японский бог счастья! — пояснил репортёр. 
— Да что ты говоришь! И что ж, этот самый бог, то бишь мужичок-старичок, вынашивал в своём чреве фукурокудзят, как я своих матрёшек? 
— Браво, Матрёна Ивановна! Вот так замечание! 
— Ну так… Я хоть и женщина простая, но смекалка у меня ого-го! 
— Но это вовсе не последняя версия вашего японского происхождения, — продолжил Печаткин. — Говорят, вы могли произойти от таких кукол, как дарума или кокэси. Особенно с дарумой у вас заметно нечто общее. Яркая окраска и округлая форма… Может, всё же не на таком уж пустом месте возник миф о вашем японском происхождении… 
— А я смотрю, милок, ты меня всё с панталыку сбить норовишь! Эт ты зря, родимый! Даже если между нами и есть какое-то  сходство, это ещё ни о чём не говорит. Мне барынька моя кое-что рассказывала о неких.. как их там… ар-хе-типах. Да-да, архетипах! В подсознании всех людей заложены некие общие образы. Вот почему в творчестве самых разных народов может встретиться кое-что общее… У меня-то барынька ух какая учёная! Жаль, сейчас в отъезде! А то б она с тобой потолковала…
— Не спорю, уважаемая Матрёна Ивановна, не спорю… Это я так, высказал предположения… К тому же у вас есть такая особенность, которой нет у японских кукол — вы раскладываетесь, то есть вынашиваете в своём чреве матрёшек… И каждая из них вынашивает других. 
— Я тебе, милый мой, больше скажу! На Руси давно были куклы, которые раскладывались. Вот только сделаны они были не очень искусно, и никто на них особого внимания не обращал. Это мою пра-пра-пра-…бабушку батюшка Василий Петрович мастерски выстрогал… 
— Василий Петрович Звёздочкин? 
— Он самый, голубчик! Он самый! Какие ж у него были золотые ручки! А как славно мою прародительницу расписали — хоть на выставку отправляй! А ведь так и случилось! Побывала моя праматушка на выставках, да ещё на каких! В Париже, в Милане… Золотой медалью её наградили! Какие знатные господа ею любовались и всё приговаривали: «До чего же хороша! До чего хороша!» Мы, матрёшки, до сих пор это с гордостью друг дружке передаём. 
— Да, всё-то оно так… Не побоюсь сказать, что матрёшки покорили весь мир, да... Но при всём уважении, Матрёна Ивановна, вас нельзя считать старинной народной куклой, уж простите… Всё же вас создали относительно недавно… Только в конце XIX века… 
— Насчёт того, что не такая уж я старинная, с радостью соглашусь. Да, я вовсе не старая! Я ещё хоть куда! Хотя у меня уже и внучки, и правнучки… Но вот насчёт того, что я не народная, поспорю! Полно и певцов, и артистов, которых называют народными, хоть они куда младше моей праматушки будут! Так отчего ж меня нельзя считать народной? Аль не полюбилась я нашему народу? Аль мало славы ему принесла? 
— Вы, конечно, правы. Ну просто говорят…
— Та-а!— отмахнулась матрёшка. — Много чего говорят! И что матушка наша Елизавета Ивановна Мамонтова в Японии была… А она её в глаза не видала! И что якобы она семь японских богов привезла, которые вкладывались друг в друга… Вот только никто этих чудных богов, то бишь мужичков на сносях, отродясь не видал… Всякие сплетни ходят, но что с того? Глупости всё это! 
— И то правда, Матрёна Ивановна, и то правда... Я видел фигурки семи богов… Они, конечно же, не раскладываются. Вы уж простите великодушно, если обидел… 
— Да Бог с тобой, милок! Повеселил ты меня на славу! Я девчатам своим расскажу — они гурьбой со смеху покатятся. 
— Что ж, Матрёна Ивановна, наше интервью подошло к концу. Спасибо вам за чай, спасибо за угощения…
— Будь здоров, милок! Надумаешь к нам ещё заглянуть — пожалуйста, милости просим! 
— Благодарю вас, Матрёна Ивановна! Ах да! Чуть не забыл… Что бы вы пожелали или посоветовали нашим читателям? 
— Мои родные, я хочу вам всем пожелать не идти на поводу у всяких супостатов, которые норовят нас убедить в том, что ничего нашего нет. Да разлетятся в щепки все их гадкие попытки нас унизить! Наше достояние давным-давно известно всему миру! Нечего верить всяким глупостям! Хорошенько проверяйте всё, что слышите или читаете. Любите нашу Родину, берегите наше достояние и прославляйте наши традиции! Ваша матрёшка вас очень любит и гордится тем, что она русская! 


Рецензии