Андрюшка и Муму

Андрюшка учился из ряда вон. На второй год не оставляли исключительно из-за желания учителей быстрее распрощаться (другой школы в ближайшей округе всё равно не было). Так он и дотянул до заветного аттестата. Кое-как.

Андрюшка – дальний родственник. Седьмая вода на киселе. Помладше лет на пятнадцать. Мамаша его всё личную жизнь устроить пыталась, и потому всеми правдами спроваживала горе-сыночка на время каникул кому-нибудь из родни. Чаще всего к нам, как живущим в городе, в основном, на мою поседевшую ныне голову. Научи, мол, парня учиться. А я тогда студентом был, времени много свободного. Делать нечего, приходилось отдуваться...

Сидим мы, значит, с Андрюшкой вдвоём дома. Родители на работе. Я чайник поставил, пацану книжку в зубы – на, читай. Вслух и громко. Так, чтобы слышал. И не абы, что, а классику – «Муму» Тургенева, Ивана Сергеевича. Как раз они это в школе проходили. И он начал. Точь-в-точь, как просили, громко, старательно и отчётливо. То есть, по слогам. А ещё и на одной ноте, поскольку читать не хотел. Но я-то срочную отслужил, психика крепкая, быстро не сдамся. Поэтому сижу, терплю, слушаю. Сюжет интересный, рассказчик, правда, не особо. Медленно Андрюшка читает, а времени у меня не так много – на вечернем тогда учился, занятия скоро. Это на работе я выходной, не моя смена, а институт-то никто не отменял.

Чаепитие завершилось. Рассказ, прочесть который за это время можно было бы дважды, Андрюшка и до половины не осилил, а мне уже бежать пора, не то на лекцию опоздаю. «Ладно», - говорю ему, - «потом дочитаешь». И руки в ноги в институт. А он только рад этому – не успел я за порогом оказаться, как уже компьютер включил, и давай пароль от него подбирать. И ведь подобрал, паршивец. Как – до сих пор загадка. Игрушек мне понаставил, хорошо вирусов не наловил. И ещё много всяких разных улучшений сделал, аж челюсть отвисла, когда потом увидел.

Каникулы у Андрюшки закончились раньше, чем снова я смог выделить время на его воспитание. Он уехал, и рассказ пришлось дочитывать уже мне, в одну физиономию. Свою. Не люблю незаконченных дел.

Прошло двадцать лет. Уже позабыл о том эпизоде, закончил институт, где-то тружусь, принося, так сказать, пользу обществу. Как могу. Семью тоже не забываю. Вот и об Андрюшке вспомнил. Он хоть и двоечником был когда-то, повзрослев в классного специалиста в компьютерной сфере превратился (не всякий в его юные годы мой компьютер разблокировать смог бы). Пристроил родственничка в контору, где когда-то сам трудился. Он доволен, мать его на старости лет тоже, да и у начальства Андрюшка на хорошем счету. Андрей Сигизмундович, точнее. Это мамаша ему такое отчество подсуропила, отца-то ведь у пацана не было.

Однажды холодным пятничным вечером, под Новый год, на моём телефоне неожиданно высветился номер его начальника. Моего, когда-то раньше. Снял трубку, о том о сём поговорили, о былом вспомнили, знакомых помянули. Под конец разговора вдруг меня спрашивает, не знаю ли, зачем Андрюшка, тургеневское «Муму» распечатал. Андрей Сигизмундович, точнее. Куда-то торопился, видимо, вот и забыл листы в принтере...

«Герасим ничего не слыхал – ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас, и когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплёскивали и постукивали они об бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги.» [1]

Андрюшка, Андрей Сигизмундович, точнее, читал всё это с экрана своего смартфона, забыв распечатку в принтере, обитателям детского дома, куда вместе с другими волонтёрами привёз подарки на праздник. Вот и дочитал, наконец. Видимо тоже не любит, как и я, незаконченных дел...


Сноски:
[1] ©1852, Тургенев И.С., «Муму», цитата.


-----------------
Все имена и события вымышлены, а совпадения случайны.
Ну, или почти все...


Свидетельство о публикации: izba-2023-3661615
© 11.11.2023г. Арманд Декрё


Рецензии