На базар за лыжами

В город на базар ездили обычно зимой. Один раз меня взяли с собой. Нам на целый день дали коня с кошёвкой. Коня и кошеву надо забрать на центральной конюховке. У каждой фермы была своя конюховка. Была она и у колхозного начальства, её называли центральной. Кошёвка – это лёгкие красивые пассажирские сани для серьёзного выезда. Зимняя карета!

Меня оставили ждать у сельсовета под репродуктором. Рядом с сельсоветом на деревянном столбе висит большой дюралевый динамик. Есть ещё один, точно такой же, он висит у магазина МТС. Зимнее солнечное морозное утро. Прямо сверху из самой синевы сыплется на меня серебристый иней. Динамик орёт на всё село песню целинников про зиму морозную, ноченьку ясно-звёздную.

Снег под валенками хрустит, динамик поёт, солнце светит, иней в воздухе висит и искрится. Стою как принц под этим динамиком и жду кареты. Щёки горят, в груди ликование - мы едем в город! Наконец-то подъехала карета. В кошёвке ворох пахучего сена; для коня это как бензин для машины.

Отец стелет в кошёвку на лавочку здоровенный чёрный тулуп. Дядя Яша с отцом сели в кошёвку, а мне разрешили встать сзади на полозья. Дядя Яша взял в руки бич и сказал коню «Но-о!». Это как ключ зажигания в автомобиле. Говоришь но-о и конь пошёл. Если не пошёл, то включаешь подсос - показываешь коню бич. Конь всегда поглядывает назад на своё начальство и пытается понять, чего от него хотят. Не поймёшь огреют бичом по спине.

Клиенты у коня всегда разные и всем надо угодить. Одним надо тише, другим рысью, а сельская шпана, так та вообще любит гонять по селу галопом. Набьются битком на сани и ну понужать. Конь отца, дядю Яшу и меня за таковых не признал и плетётся абы как вдоль улицы. Дядя Яша поднял над головой бич. Чтоб конь увидел, что кошёвка всем необходимым для быстрой езды оборудована. Конь понял, что бежать надо лёгкой рысью. Дядя Яша снова приподнял над головой бич, но не так высоко. Конь понял, что бежать надо чуть-чуть быстрее. И вот мы на базаре. Дядя Яша купил мне детские лыжи с бамбуковыми палочками. Это был подарок! Это ведь не ствол подсолнуха и не кол из плетня!

Едем домой. Я бегу следом за кошёвкой на своих лыжах. Упрел. Догнать не могу. Карета встала, ждёт. Отдал палочки в кошёвку и прицепился сзади за спинку кошёвки. Вот уже и Майму проехали, дорога идёт по речному льду. Я напрочь задубел. Отец вытащил из-под ног мои лыжные палки и протянул их мне: «Догоняй! Беги, пока не согреешься!» Бегу, аж жарко стало, наконец догнал кошёвку. Дядя Яша остановил коня, я снял лыжи и сел в карету.

Меня заворачивают в тулуп, и мы едем дальше. От тулупа пахнет овчиной, от кошёвки пахучим сеном, от Карьки мокрым инеем и конским потом. Снег скрипит под полозьями. До дома уже рукой подать. Там, на горе выше Молоканки, пацаны проторили лыжню. Я мечтаю скатиться когда-нибудь с самого верха. Скатиться и не упасть.


Рецензии