Воробьиха

- Тетя, расскажи мне, как в войну жила,
Ты же медицинскою там сестрой была,
Столько повидала: и огонь и кровь,
Скольких ты из боя раненых бойцов
Вынести сумела, к жизни возвратить!

- Ах, да что об этом много говорить!
Санитарный поезд был тогда мой дом,
Сотни километров откатала в нем.
Был маршрут известный: тыл – передовая,
А потом обратно, не переставая,
Собирать, как жатву на полях, солдат,
Раненых, контуженых… а они кричат!
Лица обожженные, страшно посмотреть.
Не успеет помощь – забирает смерть.
И ни сна, ни отдыха, некогда присесть.
Как врачи ни бились, выжили не все.

Вспомню это время – ночью не уснуть,
Раны пред глазами: в ноги, в руки, в грудь,
И снаряды близко рвутся тут и там,
Я ползу по снегу к раненым бойцам…
Этот страх и ужас хочется забыть,
Я ж была девчонкой, мне хотелось жить.

Кажется, что вечность длилась та война,
Но пришла Победа, мир и тишина.
Помню тот победный над Невой салют.
Не было, поверь мне, радостней минут!
Ведь война закончилась, горе позади.
Села я на рельсы, а куда идти?

Ни родных, ни дома (дом затоплен мой).
Матушка и братец тоже  под водой.
На Дороге жизни обстреляли их.
В полынью, как в бездну, канул грузовик.
Люди ослабевшие выплыть не смогли,
Вместе с той машиной все на дно ушли.

Вот с тех пор на свете я совсем одна.
Будь он трижды проклят, Гитлер и война!

Как ждала я  радости после стольких бед,
Чтоб весна и птицы, чтобы солнца свет,
Чтоб смеялись дети под моим окном,
И пошла работать я в родильный дом.
Жаль, своих детишек не смогла родить,
А какое счастье чьей-то мамой быть!


Недавно опять смотрела замечательно наивный и искренний фильм 1965 года выпуска «Дети Дон Кихота» режиссера Е. Карелова с чудесными актерами: Папановым, Кореневым, Фатеевой, Прыгуновым. А маленького Юру Бондаренко сыграл Андрей Бельянинов. Оказывается, это его единственный фильм. С 2006 по 2016 год он возглавлял Таможенную службу России. Пути Господни неисповедимы!

А фильмами, такими, как этот, надо учить доброте.
Эпизод из фильма: женщина уходит из родильного дома, оставляя своего маленького беззащитного ребёнка чужим людям, не заботясь о том, как ему будет одиноко и страшно в этом огромном мире. За нее стыдно. Лицо этой женщины не показывают. А так хочется заглянуть ей в глаза. Зато сколько чувств, именно чувств, а не эмоций, на лице врача (его играет Анатолий Папанов), его показывают крупным планом. Он в полном недоумении и расстройстве. Как же можно  отказаться от своего ребенка?

Мне этот фильм особенно дорог. Он напоминает мне мою тетю, двоюродную сестру моей мамы. Они с мамой были тезки  и были всегда очень близки. Тетя Клава была старше мамы на два года и училась в одном классе с маминым родным братом. Наверное, из-за фамилии у нее в школьные годы было прозвище Воробьиха. Мама с братом за глаза ее так всю жизнь и называли, слегка подшучивая. Тетя об этом знала, но не обижалась. За нее обижалась я и не раз высказывала свое негодование маме.

Вообще-то, это прозвище ей очень шло. Она была немного суетливая, немного вз’ерошенная, но такая мягкая, добрая с тихим голосом (никогда его не повышала), но никогда и не смеялась громко и взахлеб, как будто прятала в себе все свои эмоции. У нее были серые маленькие быстрые и всегда какие-то удивленные глазки, тонкие светлые волосы, никак не желающие укладываться в прическу и теплые руки, постоянно ищущие себе какую-нибудь работу. Мне нравилось, что с нею можно было поболтать обо всем, попросить совета, не то, что с моей строгой мамой.

Тетя Клава перед войной закончила медучилище. Ей было 20 лет. Случайно я узнала, что работала она во время войны на санитарном поезде. Они ведь о войне не рассказывали почему-то. Однажды мы смотрели с ней фильм « На всю оставшуюся жизнь» про санитарный поезд. Помню, как она вытирала слезы и говорила, что это про нее.

Когда война закончилась, и санитарный поезд стал не нужен, отогнали его на запасной путь. А она села на рельсы и заплакала, потому что не знала, куда ей теперь идти. (В прошлом году ходили с внучкой в музей ж/д транспорта и видели там такой поезд.)

Но все-таки, в Ленинграде она нашла родственников. У них была большая семья, трое детей, но они приняли и тетю. Она помогала нянчиться с детьми, а на работу устроилась в родильный дом. Через какое-то время вышла замуж и переехала к мужу. Хорошо помню их комнату в коммунальной квартире на набережной Пряжки. С соседями они жили дружно. Соседские дети мальчик и девочка запросто приходили к ним, тетя Клава их все время чем-нибудь угощала. Называли их шутливо «дети коммунизма». Это после 20 с’езда КПСС, видимо.  Помните лозунг: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

Своих детей у тети не было. Она признавалась мне, что с радостью бы взяла кого-нибудь из детского дома, но муж был против. Однако, вскоре к ним приехал и долго жил с ними племянник мужа, пока не женился. Тетя об этом племяннике заботилась, так, что он любил ее больше, чем родного дядю. Вырастили племянника, а потом приехала внучатая племянница, вырастили и ее.

Тетя Клава была гостеприимной и хлебосольной, любила и умела  готовить. В их маленькой комнате в праздник набивалась куча друзей и родственников, и как-то все помещались. На ночь мебель сдвигали к стенкам или выносили в коридор и укладывались спать на полу, «вповалку», как они говорили. Обычно на праздники 7 ноября и 1 мая мы приезжали к ним в гости, ходили на демонстрацию, вечером на салют, гуляли по городу, ходили в театр или кино.

Летом по выходным они приезжали к нам в гости. У бабушки с дедом была корова, огород. Тетя с дядей всегда охотно помогали: и сено косить, и дрова заготовлять, и картошку сажать-окучивать-копать. Все делалось быстро, весело, дружно, без напряжения. Труд для них был естественным состоянием.

Летом мы с тетей и мамой любили ходить за ягодами и грибами. Собирали чернику и пели. Мама считала, что у нее нет голоса, поэтому дома петь стеснялась, а там в лесу никто не мешал. Это все были песни их молодости, песни военных лет. Больше всего тетя любила песню «Огонек». Что-то, видимо, с ней было связано. Эх жаль! Так и не узнала.

В 1964 году они переехали из коммуналки в кооперативную квартиру в Купчино. До сих пор удивляюсь, как на новоселье эта маленькая однокомнатная квартира могла вместить столько людей. Не выдержала только скамейка, она треснула, гости попадали. Но было смешно и весело.

В подготовке моей свадьбы тетя принимала самое активное участие. Во Дворец бракосочетаний мы ехали из ее квартиры, туда приезжал за мной жених.

Через год я родила дочку. Конечно же, рожала я в родильном доме, где работала тетя. Это был специализированный роддом N7 для недоношенных детей. Он тогда находился на улице Дзержинского (Гороховой) и , что интересно, в бывшем здании ЧК. Ребенок у меня был доношенный и даже переношенный. Но тетя не могла допустить, чтобы я рожала не под ее присмотром. Роды у меня принимала она сама и ее коллега, тоже немолодая уже акушерка. Врача они отпустили, и я поступила под их командование. Первым делом они мне об’яснили, что тут не я главная, а мой будущий ребенок, а я должна четко и грамотно выполнить свою «работу», слушая и подчиняясь их командам. Чувствовалась военная закалка! Благодаря их четким профессиональным действиям все прошло отлично, несмотря на затянутую вокруг шеи ребенка пуповину. На свет появилась моя доченька Саша. Ее показали, взвесили и унесли. Мать должна отдохнуть после тяжелой работы. Так было положено в те советские времена.

Мое послеродовое состояние можно было сравнить с эйфорией: абсолютный безмятежный  покой и «чувство глубокого удовлетворения», как говорил незабвенный Леонид Ильич. Я выполнила самую важную работу, порученную женщине природой. Мои командирши-пенсионерки ушли отмечать день рождения - пить чай с тортиком, позабыв про меня. Но я не обиделась, а даже что-то там советовала рожавшей рядом женщине. Потом пришла медсестра, удивилась, почему я еще тут лежу, отругала моих командирш. Меня погрузили на каталку и повезли в палату.

В нашей палате было 9 мамочек. Детки наши находились отдельно от нас в специальной палате-боксе. Многие были недоношенные и лежали в особых кюветах (под колпаками). Мы ходили кормить их в определенное время. Моя доченька, завернутая в розовое одеяльце, была похожа на матрешку: толстенькие щечки и носик пуговкой. Всех мальчиков заворачивали в голубые одеяльца, а девочек в розовые. Однажды медсестра перепутала и вынесла мне малютку в голубом одеяльце с длинным носиком. Я удивилась и спросила: «Чей ребенок? Это не наш пол и не наш нос». Отозвалась блондинка с голубыми глазами и курносым носиком: «Это мой грузинский нос, т.е. моего мужа. Давайте сюда! А это, наверное, твоя матрешечка?».  В нашей палате я была единственная, родившая девочку, у остальных были мальчики.

Первая ночь после родов была бурной и веселой. Праздник под нашими окнами, выходящими на улицу Дзержинского (ныне Гороховая) устроил счастливый папаша - муж нашей веселой и пухленькой соседки по палате. Он, его друзья и родственники распивали шампанское, пели какие-то развеселые песни, кричали приветствия, пока не вышел врач и не пригрозил вызвать милицию. Странно, что она до тех пор никак себя не проявляла, несмотря на центр города. Другие папаши вели себя скромно и приходили под окно вечером или днем, приносили передачи. В палаты никого тогда не пускали. И, наверное, это было правильно: меньше всяких инфекций.

Через день пришла тетя Клава, позвала  меня в коридор и с тревогой в голосе сообщила, что одна девушка из нашей палаты хочет отказаться от своего ребенка. Никакие уговоры не действуют.
- Бедные отказники! Быть сиротой при живой матери, - тихо, но возмущенно говорила тетя Клава, - это же никуда не годится.
Передо мной стояла уже не моя любимая тихая и ласковая тетя, а нахохлившаяся воробьиха, распустившая крылышки, готовая сражаться и защищать своего птенчика. И пусть это был не ее ребенок, она не хотела, чтобы он был обделен материнской любовью.
- Нельзя этого допустить! - говорила она строго.
- Конечно, нельзя! - подтвердила я, еще даже не понимая, как такое вообще возможно.
- Может быть, тебе удастся отговорить ее? Только надо сделать это очень тактично. Там непростая история, - волновалась тетя, - и никому не рассказывай!
- Надо же! А кто это? - с удивлением спросила я.
- Ее зовут Марина, а по паспорту Мариам. Ее увезли рожать прямо со стройки. Она не была на учете в женской консультации, не оформляла ни больничный, ни декретный отпуск. Говорит, что у нее здесь никого нет, помогать растить ребенка ей будет некому, жить негде и не на что. К родителям поехать не может. Больше ничего не знаю. Молчит. Жалко и мамочку и ее малыша! Если оставит, никогда себе потом не простит. Хорошая девочка, видно по ней. В какую-то беду попала. Но в любом случае ребенок не виноват и страдать не должен!
Тетя Клава вздохнула и посмотрела на меня так просительно, как будто это я отказывалась от ребенка.
- Как же ее отговорить? - спросила я растерянно.
- Не знаю, она твоя ровесница, тебе должно быть видней. Но это надо обязательно сделать, от этого будет зависеть судьба человека.
Я вошла в палату расстроенная и озабоченная. Соседка моя, женщина сорока лет, обратила на это внимание и тихо спросила, все ли у меня в порядке. И тогда я решила с ней поделиться, несмотря на тетин запрет. Вдвоем легче придумать. Звали ее, по-моему, Ольга.

Подумав немного, она предложила:
- А давай, попросим каждую из нас рассказать о себе и что для нее значит ее ребенок. Ты меня будто бы спросишь, и я начну, потом ты.
Идея мне понравилась. И я уже громко спросила Ольгу, как она решилась рожать в уже приличном для этого дела возрасте? И Ольга начала рассказывать:
- Да я и не знала, что беременная, думала все - бабий век! Живу себе, не беспокоюсь, других забот полно. Старшему сыну 18, в армии, младший в школе, надо присматривать, чтобы двойки не получал, вёл себя прилично, в компанию плохую не попал. Муж у меня военный, всю жизнь мы по гарнизонам разным мотаемся. Только устроишься на работу, а тут его переводят опять в другую часть. Я злюсь, а он мне говорит, что главная моя забота - тыл ему обеспечивать, да детей растить, а когда выйдет в отставку, дети вырастут, мы будем жить друг для друга. А тут ему такой сюрпризик! Срок уже большой оказался. Рассказала ему, а он смеётся:
- Ну вот, как раз будет, чем на пенсии заниматься и как время проводить!
Старший сын одобрил:
- Все правильно, родители, надо чтобы три сына было!
А ведь мы не знали, что это сын будет. У младшего свои интересы: девочки уже на уме, похихикал только.
А я уже соскучилась по маленькому. Как же приятно, когда он лежит рядышком и посасывает грудь, старается. И кажется, что я еще молодая, что все впереди.

- Какая же ты молодец, Ольга!
Это подключилась к нашему разговору еще одна женщина. Ее маленький недоношенный мальчонка лежал уже неделю «под колпаком», вес набирал. Она все время бегала смотреть, как он там, переживала, даже украдкой слезы вытирала.
- Я вот досидела до сорока, - продолжила она, - все нам с мужем некогда было: институт, аспирантура, диссертация. А потом опомнились, захотелось детского смеха, ласки. Как это говорят, «простого человеческого счастья». Хорошо еще, что получилось забеременеть. Беременность тяжело проходила. Да и теперь все переживаю: вдруг не выживет?
Она тяжело вздохнула. Все в палате внимательно и сочувственно слушали.
- Конечно, выживет! - заверила ее молоденькая девушка с веселыми глазами и все время выползающими из-под косынки кудряшками, когда она кормила своего сынишку. Уже не помню, как ее звали.
- Детишки это так прекрасно. Мы с мужем на одном ребенке точно не остановимся. Я ведь еще девочку хочу, чтобы косички ей заплетать, в куклы с ней играть.
Все заулыбались, так забавно было слышать от взрослой женщины про куклы.
- А у вас есть, где жить? - вдруг спросила Марина (Мариам) девушку с кудряшками.
- Ну пока с родителями моими живем, а потом придумаем, на очередь поставят, - уверенно  ответила девушка. Не очень тяготили ее думы про жилье.
- Да если жильё свое ждать, то можно и без детей остаться, - подключилась к нашему разговору еще одна юная мамочка, - мне уже 25, самый возраст. Правда, я девочку хотела.
- А мой муж хотел сына, - сказала я, - у нас в палате все мальчики и только у меня девочка. Ну надо ж так! А жить нам тоже придется с его родителями, мужу еще 3 года учиться. Он сейчас в море на практике.
- А на что же вы жить будете? - спросила серьезная девушка, соседка Марины.
- Ну, наверное, с голоду не умрем за год. Родители не дадут. А потом я на работу выйду. Проживем! Женщины и в войну рожали. Моя тетя рассказывала, что роженицам в войну и сразу после войны давали пиво, чтобы молоко было. Ну не знаю, помогало оно или нет. После войны аборты запрещены были, надо было население восстанавливать. Трудно было, ничего, выжили.

Я исподтишка посматривала на Марину. Она внимательно слушала. Я представляла, какая борьба происходит сейчас в ее душе. Видно было, что ей очень хочется поделиться, но никак не решиться. Ольга тоже посматривала в ее сторону.
- Марина, а что ты такая грустная? Надо радоваться: молодая мама, чудесный сыночек, нормальный, доношенный, не то что наши мальчики-с-пальчики! - обратилась к ней Ольга.
Марина улыбнулась:
- Я не грущу, просто не успела ничего приготовить для ребенка.
- Это нестрашно, - сказала я, - тетя говорила, что у них здесь есть запасные комплекты на всякий случай, скажу ей, она с радостью поможет.
- И я могу мужа попросить, все равно каждый вечер здесь торчит, - добавила полненькая девушка, муж которой шумно праздновал рождение сына под окнами роддома.
- Спасибо большое! Не надо, я подружек попрошу, муж в от’езде, даже не знает, что сын родился, - говорила Марина смущенно.
Вечером заглянула тетя Клава. Я вышла в коридор. Мы с ней, как заговорщики, говорили шепотом.
- Ну как? - спросила тетя.
- Мы старались, (пришлось мне с одной женщиной этим поделиться) но не знаю, вроде бы ее немного воодушевили.
- Я еще завтра с ней поговорю, - пообещала тетя.

За оставшиеся до выписки два дня я прослушала еще несколько счастливых историй любви. Помните, как у Л. Н. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга…». Марина хранила молчание. Мы с Ольгой все-таки надеялись, что переубедили ее.

Сначала выписали Ольгу, а на следующий день меня.
Встречала нас с дочкой из роддома куча народа: счастливые бабушки и дедушки первой внучки, мои любимые подруги, тетя с дядей. Все, кроме мужа. Он был в море на практике, увы!
Мои родители увезли нас сразу на дачу. Лето, жара, июль. Марину выписывали через день. Я стала спрашивать тетю, что решила Марина, но она отмахнулась, сказала: «Потом».

Через несколько дней тетя Клава приехала к нам на дачу. Нет, она даже не то, чтобы радовалась, на ее лице было написано удовлетворение.
Она рассказала мне то, что поведала ей Марина.

Она татарка, но родилась и выросла в Узбекистане. Отец ее ребенка был ее одноклассник. Молодые люди полюбили друг друга, но пожениться им не давали родственники, видимо, на почве каких-то межнациональных отношений.  Мало того, им даже встречаться запретили. Тогда эти советские «Ромео и Джульетта» сбежали в Ленинград, устроились работать на стройку. Мариам работала штукатуром. Им дали место в общежитии (каждому в своем). Но через пару месяцев Ромео все-таки нашли его родственники и вызвали обратно из-за какого-то (как они говорили) важного семейного дела. Мариам осталась одна. Путь назад для нее был закрыт, так как она «покрыла позором» свою семью. (Так считала и она.) Она продолжала работать. А вскоре поняла, что беременна. Что с этим делать, она не знала, считала величайшим стыдом и скрывала, сколько могла. Ромео куда-то пропал. Она даже не успела ему сказать, что ждёт ребенка. Со стройки ее увезли на скорой помощи прямо в роддом. А теперь она не знает, как и где будет жить. Думает, что из общежития ее выгонят.

Я не знаю, что говорила ей тетя. Но уже на следующий после разговора день ее нашли подружки, которым она не сказала, в каком роддоме находится. Они обзвонили все родильные дома. Нашли. Пришли, принесли передачу, накупили кучу детских вещей. И еще договорились в общежитии, что Марине с ребёнком выделят комнату.
- И встречать девчонки ее пришли с такой красивой коляской, с цветами! - торжествующе сказала тетя, и в глазах у нее заблестела слезинка, - слава Богу, одним отказником меньше.
Очень она переживала за этих отказников, навещала их в Доме ребенка, приносила гостинцы, одежку всякую покупала, радовалась, когда кого-то забирали в семью. Но редко об этом рассказывала.

Я не знаю, как дальше сложилась судьба у Марины и ее малыша. Но хочу верить, что хорошо, что вернулся ее Ромео, и они вместе вырастили сына, а может, и других детей. Дай Бог!

А моя тетя Клава продолжала работать в своем роддоме, на пенсию так и не ушла. Очень любила нянчиться с моей дочкой, считала ее своей внучкой. Кто бы возражал? Умерла в 1980 году в возрасте 59 лет, дочке моей было 3 года. Сына я рожала уже в другом роддоме, не она принимала роды. А мне казалось, что она где-то тут рядом, подбадривает меня и напоминает: не ты тут главная, а твой ребенок, надо хорошо сделать свою работу!

Светлая память милому и доброму человеку. Вот такая она Воробьиха.


Рецензии
Трогатедьный рассказ на душещипательную тему, Людмила! Хороший вы Человек! И читается легко, хотя материал не из коротеньких. Стихотворение великолепное! Респект и уважение Вам от меня!
PS. Когда я рожала доченьку в 1981 году в Москве, у нас отказница была в палате. Жаль, не было подобной вашей Воробьихи. Позже, гуляя с коляской я встретила её в компании ребят в дупель пьяную...
С уважением,

Галина Фан Бонн-Дригайло   11.12.2023 21:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Да, светлая память тете Клаве. Помню, как она учила меня пеленать, подмывать малышку. До сих пор не понимаю, как можно отказаться от своего ребенка. Но видимо, есть такие мамаши, что уж пусть лучше ее малыш попадет в добрые руки в хорошую семью.

Людмила Петрова 3   11.12.2023 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.