Словo Н. С. Гумилёва

Н.С. Гумилёв о Слове Божьем и о человеческих словах


                Эпиграф:

                «Вначале было слово. Потом — слова, слова, слова» (Владимир Колечицкий)


                Предисловие

Стихотворение «Слово», вошедшее в сборник "Огненный столп"(1921), было опубликовано Н.С. Гумилёвым незадолго до его расстрела, поэтому это произведение можно назвать его последним словом. Причём оно является  одним из самых глубоких поэтических произведений, когда-либо написанных о Слове.

                1. Божественное Слово

В начале стихотворения Н.С. Гумилёв напоминает нам о том, что  изначально Слово было божественно. Оно царило над всеми своими созданиями, имея над ними   неограниченную власть и силу. И эта власть Слова была дарована божиим избранникам:

             В оный день, когда над миром новым
             Бог склонял лицо свое, тогда
             Солнце останавливали словом,*
             Словом разрушали города.**

Всякая тварь в страхе благоговела перед Ним:

           И орел не взмахивал крылами,
           Звезды жались в ужасе к луне,
           Если, точно розовое пламя,
           Слово проплывало в вышине.

Это нетварное Слово, неограниченное ничем, было также превыше чисел, созданных Господом для бытовых целей человека.

           А для низкой жизни были числа,
           Как домашний, подъяремный скот,
           Потому что все оттенки смысла
           Умное число передает.


            2. Замена нетварного Слова тварным

Первоначально человек имел в себе божественное Слово для общения с Богом. Однако со временем, люди заменили его на тварное слово, ограниченное мерой и числом и описывающее естественные предметы: 

           Патриарх*** седой, себе под руку
           Покоривший и добро и зло,
           Не решаясь обратиться к звуку,
           Тростью на песке чертил число.

Люди, ограничив себя  миром тварных чисел и слов, потеряли память об  истинном Слове, которое было некогда даровано им свыше, забыли, что оно божественно, хотя им об этом и напоминало Евангелие:

         Но забыли мы, что осиянно
         Только слово средь земных тревог,
         И в Евангелии от Иоанна
         Сказано, что Слово это — Бог.

Люди ограничили своё слово материальными и числовыми рамками тварного мира,

           Мы ему поставили пределом
           Скудные пределы естества.

Поэтому наше слово потеряло свою истинную жизнь и божественное благоухание:

           И, как пчелы в улье опустелом,
           Дурно пахнут мертвые слова.

Поэт намекает, что то же самое произойдёт и с человеческим «ульем», забывшим о божественном Слове. То есть опустелый улей с мёртвыми пчёлами в нём это не только символический образ опустошённой  души, но и гибели человеческого общества.

Анна Ахматова, супруга Н.С. Гумилёва,  во время Великой Отечественной войны в своём стихотвороении «Мужество» писала:

          Не страшно под пулями мертвыми лечь,
          Не горько остаться без крова,
          И мы сохраним тебя, русская речь,
          Великое русское слово.

Думаю, при этом она в глубине души имела в виду и «Слово» Н.С. Гумилёва, и то, как он лёг мёртвым под пулями, успев без страха передать нам своё великое Слово.

              Заключение

Итак, это стихотворение о том, что слово, потерявшее для людей свою сакральную сущность, становится мёртвым. И человечество с таким словом ждёт такая же участь.

----------

* Здесь Н.С. Гумилёв имеет в виду  эпизод из «Книги Иисуса Навина»: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицом сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим» (Навин 10,12-13).

** По всей видимости Н.С. Гумилёв имел в виду слово Бога к Ною, которое разрушило потопом города земли, в частности город, который построил Каин и назвал его именем своего сына Енох.

*** Возможно, имеется в виду Пифагор, считавший, что «всё есть число». То есть он придал тварным числам божественные свойства, то есть создал языческий культ чисел, который дошёл до нашего времени.


Рецензии