Тридцать лет московской жизни
ГЛАВА ПЕРВАЯ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ.
Итак, 17 декабря1995 года по результатам всероссийских выборов я был избран по партийному списку объединения «Наш дом – Россия» депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Выборы прошли по смешанной системе: половина депутатов, 225 человек, избиралась по партийным спискам, другая половина- по одномандатным избирательным округам. Из 43 партий и объединений, участвовавших в выборах 5-ти процентный барьер преодолели только 4 партии, после распределения мест между ними, «Наш дом-Россия» получила 45 мандатов, один из них достался Саратовской области, в которой за НДР проголосовали около восьми процентов избирателей. Депутатом высшего органа законодательной ветви власти мне предстояло работать до 17 января 2000 года. Мне было 47 лет. Я был полон сил, энергии и энтузиазма и 30 декабря 1995 года подал прошение об освобождении от должности заместителя главы администрации области.
Должен сказать, что из всех мест моей работы самой интересной и содержательной оказалась именно федеральная депутатская деятельность. Я возглавлял Подкомитет по международному научному, экономическому, культурному, социальному и гуманитарному сотрудничеству Комитета по международным делам Госдумы РФ; окончил полный курс Дипломатической академии Министерства иностранных дел России по специальности «Внешняя политика и международные отношения»; был награждён в Екатерининском зале Кремля орденом Почёта; много летал в различные уголки земного шара в парламентских командировках; повышал квалификацию в колледже политических исследований Оксфордского (Великобритания) университета и в Гарвардском (США) университете и приказом Министра Обороны России получил очередное воинское звание «полковник».
Депутатская работа оказалась и самой комфортной. По уровню льгот, привилегий и зарплат депутат приравнен к российскому министру, кроме того, парламентарий является неприкосновенным лицом и имеет дипломатический паспорт. Каждый из депутатов имеет право вызова в любое время суток служебной автомашины. Проезд на всех видах транспорта, включая корабли, поезда, самолёты - бесплатный. Медицинское обслуживание любой степени сложности осуществлялось на бесплатной основе в Центральной клинической больнице и лучших поликлиниках Управления делами Президента РФ. Депутат получает право на высокую персональную пенсию. Регулярные встречи с Президентом страны, Председателем Правительства России и министрами позволяют не только быть информированным о жизни страны, но и депутатскими методами воздействовать на ход событий. Депутат имеет право принять на госслужбу двух штатных помощников для своей работы, которых он подбирает по своему усмотрению.
Каждый депутат может бесплатно получить высшее образование в любой из академий страны, занимаясь на вечернем или заочном отделениях.
Депутат Государственной Думы вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, другим членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Запрос депутата Государственной Думы направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты.
Депутат Госдумы имеет право на служебное жильё на всё время своих полномочий, но в нашем случае все служебные квартиры были заняты депутатами предшествующего созыва. Бывшие депутаты не торопились возвращаться в родные места и устраивались на госслужбу в Москве, после чего выселение их из служебных квартир становилось невозможным. Поэтому иногородних депутатов поселили в отдельные номера гостиницы «Россия, где нам пришлось жить более полугода, гостиничная жизнь всем не только надоела, но и была расточительна для бюджета парламента. Выяснилось, что для Думы покупка двухкомнатной квартиры в собственность каждому иногороднему депутату, обойдётся дешевле расходов на гостиницу на того же депутата за четыре года срока полномочий. Так я оказался постоянным жителем района Митино столицы и стал москвичом.
В первых числах нового года 65 депутатов (45 человек, избранных по партийному списку НДР и 20 членов движения, одержавших победу в одномандатных округах) собрались в конференц-зале мэрии Москвы на Новом Арбате,36. С нами встретился Председатель Правительства В.С. Черномырдин и лидер нашего избирательного блока. Надо сказать, что Виктор Степанович ответственно подходил к роли лидера движения, и вплоть до своего ухода с поста Премьер-Министра Правительства России в марте 1998 года, регулярно встречался с депутатами фракции для «сверки часов» либо в левом крыле 3-го этажа здания Госдумы на Охотном ряду, отведённом фракции НДР, либо в штаб-квартире НДР на проспекте Сахарова, дом 12. Раз в месяц он собирал нас на своей служебной даче на обед и обсуждение насущных проблем. Встречи эти носили всегда тёплый дружеский характер и проходили в непринуждённой раскованной атмосфере. Виктор Степанович приветствовал участие членов фракции в заседаниях Правительства страны, чем я и воспользовался, часто по четвергам (день заседаний Правительства РФ) посещая известный по телевидению каждому зал заседаний Кабинета Министров.
Рабочая неделя депутатов складывалась по следующему расписанию:
1. Заседания Государственной Думы проводились в рабочие дни:
а) по средам с 10 до 18 часов с перерывами с 12 часов до 12 часов 30 минут и с 15 до 16;
б) по пятницам с 10 до 15 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут;
вторник-участие в работе комитетов (с 14 часов до 18); четверг-заседание фракции НДР (с 10 до 12 часов дня); понедельник, суббота и воскресенье-свободные дни. Последняя неделя каждого месяца посвящалась работе в избирательных округах по месту избрания депутата (в которую я уезжал вечерним поездом к семье в Саратов).
График позволял чувствовать себя вольготно (контроль за отдельно взятым депутатом был и невозможен, и нецелесообразен) и в принципе парламентарий мог заниматься личными делами все четыре года. Отдельные персоны так и поступали, например, бывший министр-предатель иностранных дел России Андрей Козырев занимался финансовыми операциями на рынке государственных краткосрочных облигаций и работой в совете директоров американской фармацевтической корпорации до тех пор, пока вообще не перебрался жить в США.
На первом заседании Госдумы второго созыва (16 января 1996 года) были избраны Председатель Палаты и Заместители Председателя от каждой фракции.
Позднее утвердили председателей комитетов, комиссий и их заместителей. Эти должности предварительно были распределены между фракциями пропорционально числу составляющих их депутатов путём переговоров, торгов и согласований. Здесь родная фракция меня и «надула». Я был максималистом, знал себе цену, поэтому на импровизированных «выборах» среди депутатов НДР претендовал на должность председателя Комитета по местному самоуправлению, доставшуюся нашей фракции среди нескольких других комитетов. Я не только хорошо знал практику местного самоуправления, но был, в некотором роде, его теоретиком, являясь автором нескольких монографий, научных работ и статей и преподавая его аспекты студентам кафедры политологии исторического факультета Саратовского госуниверситета и на кафедре государственного и муниципального управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина. Летом 1995 года я активно участвовал в организации и работе первой в России международной конференции по этой проблематике.
В предварительном выступлении перед коллегами я изложил своё видение проблематики и будущей работы, сделал это и мой единственный конкурент Андрей Поляков, выступление которого было явно слабым. Голосование было тайным, голосовали все депутаты фракции, большинство их были не столичными жителями, и я был уверен, что иногородние депутаты проголосуют в мою пользу. Однако выборы «выиграл» бывший заместитель главы администрации Московской области Андрей Александрович Поляков. Все были удивлены, но результат-есть результат. Года через два мне рассказали, что маленькая счётная комиссия из 3-х человек под «предводительством» бывшего главы администрации подмосковного города Красногорска Романа Семёновича Попковича заранее подготовилась к голосованию, подготовив «липовые» бюллетени и намеренно исказила его результат.
Надо сказать, что эта информация не изменила моего дружеского отношения ни к Андрею Полякову, ни к Роману Семёновичу. Подмосковные депутаты боролись за власть всеми, даже неправедными способами, готовясь к выборам депутатов Московской области 1966 года, где Поляков намеревался занять кресло председателя, что автоматически делало его и членом Совета Федерации.
Я был огорчён результатами голосования, мне надо было встраиваться в столичную жизнь с максимальной степенью, поскольку возвращение в Саратов представлялось невозможным- новый губернатор, в команду которого я не входил, а взгляды и методы работы - не разделял, сделал бы меня безработным. Более высокая должность в Думе дала бы мне больше возможностей для столичной адаптации.
Хотя Поляков и предлагал мне записаться в члены Комитета по местному самоуправлению, я ушёл работать в Комитет Государственной Думы по международным делам, в котором по прошествии какого-то времени возглавил Подкомитет по международному научному, экономическому, культурному, гуманитарному и социальному сотрудничеству. Председателем Комитета был избран Лукин Владимир Петрович, один из создателей «Яблока», ранее работавший Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Соединённых Штатах Америки. Воспользовался я и возможностью получить профильное высшее образование, подав заявление о направление меня на учёбу в Дипломатическую академию МИД России.
Государственная Дума всегда поддерживала и развивала двухсторонние парламентские взаимоотношения с различными государствами. Уж и не помню, как это получилось, но я был утверждён сопредседателем российско-британской, а позднее по рекомендации Второго Европейского отдела Министерства иностранных дел России, и сопредседателем российско-ирландской межпарламентской комиссий.
На каждого депутата, независимо от того, в каком Комитете Госдумы он работает, приходит масса индивидуальных приглашений на участие в разного рода заграничных конференциях, ознакомительных программах, дебатах и коллоквиумах. Причём участие в этих мероприятиях не требует работы мысли, специальной подготовки и каких-то усилий. Приглашающая сторона берёт на себя все расходы, сопровождая такие поездки сильной культурной, гастрономической и туристической программой. Дума приветствовала эти связи, выплачивая депутату, находившемуся в таких поездках ещё и командировочные деньги на суточные расходы в валюте, как правило, в долларах США.
Я не был исключением, из многих предложений старался выбирать лишь темы, способствующие моей учёбе в Дипломатической академии, например, приглашение Британского Совета ознакомиться с Оксфордским университетом или приглашение столичного университета Тайваня на конференцию о развитии двухстороннего сотрудничества в области образования.
Кроме того, я должен был участвовать в заграничных командировках в составе различных парламентских и государственных делегаций, представляя фракцию НДР, если руководство фракции принимало такое решение, например, месячная учёба в Школе Джорджа Ф. Кеннеди Гарвардского университета США.
Комитет по международным делам имел собственную программу мероприятий, иногда увязанную с интересами российского министерства иностранных дел, например, конференция по линии программ развития ООН в Аргентине, где я возглавлял российскую делегацию. Иностранные посольства часто приглашали за свой счёт депутатские делегации Госдумы в ознакомительные поездки по своим странам, здесь я с удовольствием вспоминаю мартовскую 1996 года поездку в Японию.
Ко всем зарубежным поездкам я готовился, читал информацию о стране, старался запомнить её основные характеристики (территория, население, климат, экономические особенности, политическое устройство, культура, международные связи, традиции и обычаи, история страны, религия, памятные события и места), запоминал имена людей, с которыми придётся общаться и старался выучить наизусть ключевые разговорные фразы на языке страны пребывания. МИД предоставлял к каждой поездке так называемую «Справку по форме», содержащую ключевую информацию о регионе и давал указание в российское посольство об оказании всемерного содействия нашей миссии.
На мой взгляд важно было соблюдать национальный этикет. Не раз мои советы коллегам по поездкам позволяли правильно вести себя, например, в восточных странах при обмене визитными карточками надо обязательно брать этот бумажный прямоугольник с лёгким поклоном двумя руками, подносить к глазам и внимательно читать иероглифы, делая вид, что трепетно впитываешь в себя содержащуюся на непонятном языке информацию, после чего раскрыть дорогой кожаный бумажник из внутреннего левого кармана пиджака и спрятать карточку туда как самый ценный документ всей твоей поездки. У меня был специально купленный для этих целей красивый с узорчатым теснением светло-коричневого цвета плоский бумажник, рассчитанный на купюры большого формата. Он служил только для описанной выше процедуры и никаких денег в нём никогда не содержалось.
В Великобритании во время официального застолья мужчины не должны расстёгивать пуговицы пиджака до тех пор, пока не будет провозглашён тост за Её Величество Королеву.
В свою очередь во время поездок я всегда расспрашивал более искушённых коллег, дипломатов и посольских работников о тонкостях официального протокола.
Я взял за правило в каждой командировке изучать ежедневно по десятку ходовых фраз на местном языке и всегда это знание приветствовалось и искренне радовало заморских собеседников. Помню изумление китайских товарищей, когда при заказе блюд за обедом, я сказал официанту: «Я бы съел пельменей». Японцев при обмене визитными карточками всегда приятно удивляла моя фраза: «Разрешите Вам вручить свою карточку».
В поездках я всегда помечал на обороте визитных карточек при каких обстоятельствах, и когда каждая из них вручалась, имя и особые приметы владельца, например, «Рэй Вэнь Шю, переводчица, очки» (Китай) или «маршал авиации Атананда, синий пиджак, круглое красное лицо» (Тайланд). Вечером в гостинице я просматривал эти комментарии и запоминал имена действующих лиц, чтобы при следующей встрече обращаться к ним по имени. Итоги каждого дня я кратко фиксировал в записной одноразовой тетрадке. Здесь же записывал вопросы, которые на мой взгляд необходимо поднять при следующей встрече.
В 1996 и 1997 году я летал очень много. Как-то за один месяц у меня прошли четыре командировки в разные части света. Конечно, интересно изучать мир, особенно за казённый счёт, но у меня стала накапливаться усталость от перелётов. Я стал избегать поездок на длительные расстояния. Хотя депутаты Госдумы имеют право на места бизнес - класса и пользуются VIP-залами в аэропортах, вынести 20-часовой перелёт достаточно сложно (например, от Москвы до Буэнос-Айреса: 10 часов полёта до Островов Зелёного Мыса с посадкой в Кабо-Верде на дозаправку лайнера, плюс 10 часов до столицы Аргентины), особенно если учесть климатические перепады и изменение часовых поясов (в Москве зима, в аэропорту дозаправки (Западная Африка) печёт солнце и стоит жара, а в авиагавани прилёта стоит лето).
В 1998 году я стал отказываться под аргументированными предлогами - а таковые всегда найдутся, ибо деятельность депутата многогранна – от некоторых даже очень заманчивых поездок, а в 1999 году летал только в случаях крайней необходимости.
В целом поездок было так много, что Министерство иностранных дел РФ выдало мне второй дипломатический паспорт, поскольку в моё отсутствие надо было оформлять визы для следующих поездок, для чего требовалось удостоверение личности. По окончании депутатской деятельности первый экземпляр дипломатического паспорта я сдал в Управление международного сотрудничества Аппарата Государственной Думы, а второй оставил себе на память. Организация поездок, билеты, визы, гостиницы, транспорт, VIP залы в аэропортах, согласование рабочей программы - всё это лежало на сотрудниках аппарата. В каждой депутатской командировке нас сопровождал опытный переводчик, либо переводчик российского посольства страны пребывания.
Два года я учился на вечернем отделении Дипломатической академии МИД России (улица Остоженка, 53/2) по специальности «Внешняя политика и международные отношения». Совмещать работу и учёбу было непросто, занятия проходили ежедневно с 17-ти до 22-х часов, обычно я выбегал из здания Госдумы в 16:30, нырял в метро на станции «Охотный ряд» и мчался по «красной» ветке до станции «Парк культуры (радиальная)», что стоит прямо «под боком» академии. Домой после занятий уезжал на служебном автомобиле. Учёба помогала мне в работе, а работа способствовала практическому воплощению теоретических познаний. Изучаемые предметы тесно были связаны с моей работой в Комитете по международным делам, вот некоторые из них: «Дипломатическое и консульское право», «Консульская служба», «Мировая культура», «Мировые религии», «ООН и другие международные организации», «Анализ экономического положения зарубежных государств», «Дипломатическая служба», «Глобальные проблемы современности». Среди преподавателей академии было много профессиональных дипломатов высокого уровня, хорошо знающих специфику стран, в которых им довелось служить, лекции их были чрезвычайно интересны. Например, спецкурс по дипломатии Великобритании нам читал доктор исторических наук, профессор Попов Виктор Иванович, шесть лет служивший Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в этой стране, лекции его изобиловали уникальной фактурой.
В 1998 году, сдав государственные экзамены и защитив выпускную квалификационную работу на тему раздела шельфовой зоны Каспийского моря между прибрежными государствами, я получил диплом о высшем образовании и выпускной знак Дипломатической академии в форме земного шара.
В этом же году решением Думы меня включили ещё и в состав Комиссии Государственной думы по содействию нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодёжи, повышению уровня культуры военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности. Военная тема была близка мне, она сопровождала меня всю жизнь, в заседаниях комиссии я участвовал с удовольствием и даже был награждён именными золотыми часами директором Федеральной пограничной службы Российской Федерации генералом Константином Васильевичем Тоцким, а 9 мая 1999 года по представлению Комитета по обороне Государственной Думы Министр обороны России присвоил мне очередное воинское звание полковника Российской армии.
В 1996 году мой сын Алёша был зачислен на первый курс Московского государственного института международных отношений и переехал жить в столицу. Следом «подтянулась» и Люда, а через какое-то время и наша дочка Лена. Людмила работала в аппарате Государственной Думы, затем в российско-белорусской нефтегазовой компании «Славнефть». И Алёше, и Леночке мы сумели купить отдельные двухкомнатные квартиры. В 2006 году в Москве родилась наша внучка Машенька.
ГЛАВА ВТОРАЯ: СЛАВНЕФТЬ. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА. ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
Получив диплом специалиста-международника Дипломатической академии, я надеялся перейти на постоянную работу в Министерство иностранных дел России, руководство которого хорошо знало меня как активно работающего на международной арене депутата Государственной Думы и члена Консультативного Совета субъектов Российской Федерации при этом министерстве. 24 августа 1998 года во время встречи депутатов фракции НДР с тогда исполняющим обязанности Председателя Правительства России (кандидатура Черномырдина была внесена Ельциным для утверждения Государственной Думой на новый срок), я попросил Виктора Степановича посодействовать моему трудоустройству в дипломатическом ведомстве. Вечером, того же дня во время семейного ужина, часов в 9 вечера раздался звонок домашнего телефона, меня разыскивал помощник Виктора Степановича, чтобы соединить нас для разговора. Черномырдин сказал, что он говорил с министром Примаковым, и что тот ждёт меня на следующий день к 12 часам дня в своём кабинете на 7 этаже в известной каждому россиянину «высотке» на Смоленской-Сенной площади.
На встречу я пришёл с давно созревшими в моей голове предложениями. Следует заметить, что в конце 90-х годов прошлого века в стране со стороны регионов проводилась неконтролируемая столицей бурная внешнеэкономическая возня. Субъекты Федерации устанавливали с заграничными странами прямые контакты, продавая часто по демпинговым ценам и в ущерб стране, сырьё, промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Руководители регионов в тот период автоматически являлись членами Совета Федерации – верхней Палаты парламента - и пользуясь статусом неприкосновенности и дипломатическим статусом, бесконтрольно летали с известными только им, часто в первую очередь личными целями, по всем направлениям. Примаков был министром с 1996 года. Суть предложения состояла в том, чтобы ввести две дополнительные должности заместителей министра: 1) по экономике и 2) по связям с субъектами РФ, для чего обратиться к Президенту страны, на которого в нашей стране непосредственно замыкаются силовые министерства, а также Министерство иностранных дел. Проект письма министерства к Президенту РФ я передал Евгению Максимовичу. На должность - заместителя министра по связям с субъектами РФ я предложил взять меня, поскольку хорошо знал региональную специфику, в прошлом занимал должность заместителя губернатора, имел дипломатическое высшее образование и не стремился работать за границей. Проговорили мы около часа, предложение моё министра явно заинтересовало, одобрил его и Черномырдин.
В сентябре 1998 года в МИДе произошли большие кадровые перестановки: Примаков возглавил Правительство страны (кандидатура Черномырдина дважды не получила поддержки при голосовании в Государственной Думе), а в должность министра вступил Иванов Игорь Сергеевич, ранее служивший в МИДе первым заместителем министра. Как выяснилось позднее, о моём предложении он ничего не знал, поэтому мне пришлось во время Правительственного часа в Госдуме в ноябре напомнить Евгению Максимовичу Примакову о нашем разговоре о новых заместителях министра, и просить вновь назначенного Председателя Правительства страны не дать пропасть этому предложению. Через несколько дней Иванов пригласил меня для беседы, он также проникся идеей контроля внешнеэкономической деятельности российских губернаторов. Однако Президент страны поддержал новые предложения министерства только наполовину, утвердив не две, а одну должность заместителя министра - заместителя по экономическим вопросам. Иванов предложил мне перейти на работу в МИД на должность посла по особым поручениям. Послы по особым поручениям МИДа работают под руководством министра в центральном аппарате и концентрируют своё внимание на какой-то определённой проблеме ведомства. «Будешь заниматься губерниями, а дальше посмотрим», предложил он, но я отказался от предложения: даже будучи заместителем министра сложно реализовать задуманное, учитывая непомерные амбиции и гипертрофированное самомнение некоторых руководителей регионов. Посол по особым поручениям – это своего рода воевода без войска: в подчинении у него только секретарь-машинистка, да шофёр закреплённой по должности служебной «Волги».
Одним из Заместителей Председателя Правительства России, курирующая социальный блок, стала Валентина Ивановна Матвиенко, ранее работавшая в Министерстве иностранных дел директором Департамента по связям с парламентом страны, общественными организациями и регионами. Валентина Ивановна хорошо знала меня по работе в Думе, более того, мы были земляками по Украине: и я, и она в 1966 году окончили среднюю школу в Черкассах. При случайной встрече, я «на ходу» попросил содействия в трудоустройстве. Через какое-то время неожиданно Валентина Ивановна позвонила мне и предложила должность заместителя министра здравоохранения. Мне, конечно, надо было немедленно ответить «Да» и спросить кому нести заявление о приёме на работу, но я не сделал этого, о чём жалею и по сегодняшний день. В жизни бываю моменты благоприятствования фортуны, они могут прийти неожиданно, но к ним надо всегда быть готовым, иначе они пролетят мимо. Первая мысль, застопорившая меня после предложения Валентины Ивановны, была о том, что я не медик по образованию. Но это могла быть должность и заместителя министра по кадрам, и заместителя министра в ранге статс-секретаря, отвечающего за взаимодействие министерства с парламентом, СМИ и общественными организациями. Всё это пришло мне в голову позднее, после телефонного разговора. Больше предложений от Матвиенко мне не было. Сегодня Валентина Ивановна возглавляет Совет Федерации, и если бы я не растерялся от её внезапного предложения в 1999 году, то мог бы плодотворно трудится на благо государства и сейчас.
В середине января 2000 года закончились мои депутатские полномочия.
Спас от безработицы меня крупный российский предприниматель Гуцериев Микаил Сафарбекович, ставший в январе 2000 года президентом нефтегазовой компании «Славнефть». Мы были хорошо знакомы по совместной работе в Государственной Думе, где Михаил Сафарбекович Гуцериев занимал должность заместителя Председателя Думы от фракции ЛДПР и хорошо знал меня за активную работу на британском направлении, поскольку имел коммерческие интересы в этой стране. Услышав о моих проблемах, он тут же пригласил меня на работу в качестве директора Департамента по связям с государственными органами власти Российской Федерации и Республики Беларусь, субъектами федерации и общественными организациями. Компания была создана в августе 1994 году совместным решением Правительства России и Совета Министров Республики Беларусь. В 2000 году доля акций, принадлежащих Беларуси составляла около 11%, России – около 87%, то есть ОАО НГК «СЛАВНЕФТЬ» была российско-белорусской межгосударственной компанией, входила в десятку крупнейших нефтяных компаний России и в 50 крупнейших мировых нефтяных компаний. Гуцериев был требовательным руководителем, но мне работалось с ним легко, все мои инициативы он поддерживал, и я чувствовал себя как рыба в воде. Много летали по стране, часто бывали в Белоруссии в том числе у Президента Республики Александра Григорьевича Лукашенко, иногда случались экзотические поездки, например, к президенту Ирака Саддаму Хусейну или к эмиру Кувейта шейху Джаберу III ибн Ахмаду ас-Сабаху. Обычным делом были встречи и подписание соглашений о сотрудничестве со многими руководителями субъектов РФ, несколько раз были приглашены на совещания по энергетическим аспектам к Президенту России В.В.Путину, а с заместителем руководителя Администрации Президента РФ Сечиным И.И. держали постоянный рабочий контакт. В декабре 2001 года я получил в награду серебряный корпоративный знак НГК «СЛАВНЕФТЬ» (№268) «За активную работу».
Компания работала успешно, поэтому её решили продать олигархам. Как мы не сопротивлялись, в 2002 году решением Председателя Правительства РФ Касьянова Гуцериев был освобождён от должности президента компании с одновременной констатацией его отличной работы, а акции Славнефти были проданы консорциуму Сибнефти и Тюменской нефтяной компании, за которыми стоял Роман Абрамович, за 1,86 миллиардов долларов США, хотя Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2001 год», принятый Государственной Думой России, запрещал приватизацию этой российско-белорусской межгосударственной компании
И вновь поиски работы. Москва – город суровый. Бывших в ней много. Предыдущие заслуги в счёт не идут. Ряд знакомых просто ликует от радости, узнав, что депутат находится в сложном положении. «Приютила» меня Счётная палата Российской Федерации, взяв главным консультантом в Управление международный связей. Здесь я проработал один год. Оклад был небольшим, служебной машины не полагалось, должность, если переводить на военный лад, соответствовала званию подполковника. В течении года состоялось несколько зарубежных командировок, в том числе в монгольскую столицу Улан-Батор и в Болгарию.
В январе 2004 года губернатором Кировской области был избран Н.И. Шаклеин, с которым мы были коллегами по работе в Государственной Думе. Николай Иванович пригласил меня поработать в составе Вятского правительства. Законодательное собрание области утвердило предложенный губернатором состав правительства за исключением кандидатуры регионального министра финансов. Я получил должности заместителя Председателя Правительства Кировской области и руководителя Постоянного представительства Правительства Кировской области при Правительстве Российской Федерации.
В мои должностные обязанности входило представлять интересы области в федеральных органах государственной власти. Представительство располагалось на Кутузовском проспекте Москвы, имело выделенный областью годовой бюджет, небольшой штат специалистов, около 20 человек, и несколько легковых машин. Мой предшественник был авиационным генералом, я предложил ему остаться работать в представительстве, но он, видимо имея «запасной аэродром» ушёл и увёл с собой всех специалистов и даже водителей. Укомплектовать штат большого труда не составляло, я пригласил на работу людей, которых знал по совместной работе или учёбе. Одним из моих заместителей стал однокашник по дипломатической академии, морской инженер Константин Сальчук, главным бухгалтером – специалист из администрации Президента и одновременно моя соседка по дому – Людмила Васильевна Курунова, знакомые водители пришли из гаража нефтегазовой компании, секретарём стала работать дочка подруги жены умная и инициативная Яна Радаева, свою жену я тоже привлёк к работе, она была моими «глазами и ушами», и великолепно помогла организовать всю текущую работу. В течение короткого времени мы вступили в строй. Коллектив в целом подобрался ответственный и работоспособный. Школа предыдущей работы и личных связей позволяла мне решать все организационные вопросы и участвовать совместно с приезжающими руководителями области в решении конкретных задач, стоящих перед регионом.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ: СЧЁТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
В 2006 году Кировская область «подверглась» серьёзному испытанию - проверке высшего органа финансового контроля страны - Счётной палаты Российской Федерации. Основанием для проверки стало обращение предвзято настроенного к губернатору и хорошо знающему регион по работе там, члена Совета Федерации, имеющего свои политические и экономические интересы в области. Комплексная проверка работы руководства региона продолжалась несколько месяцев и завершилась рассмотрение вопроса на заседании коллегии Счётной палаты. Интересы области представляли три человека: губернатор, министр финансов области и я. По окончании этого длительного и достаточно нервного процесса, я получил приглашение от Заместителя Председателя контрольного ведомства перейти на постоянную работу в Счётную палату и одновременно был награждён Знаком отличия (№83) «За укрепление сотрудничества со Счётной палатой Российской Федерации». Предложение было заманчивым - должность входила в группу высших государственных должностей категории «руководители», и я, помня ошибку, допущенную в разговоре с Валентиной Ивановной Матвиенко, сразу же согласился на предложение.
По числу чиновников высшего ранга Счётная палата РФ находилась в числе лидеров. Федеральный закон РФ «О Счётной палате Российской Федерации» определял, что должность Председателя счётной палаты приравнена к должности Первого Заместителя Председателя Правительства; должность Заместителя Председателя СП РФ приравнена к должности Заместителя Председателя Правительства; должность аудитора Счётной палаты РФ приравнена к должности федерального министра. В самой организации членов коллегии называли небожителями: великолепные квартиры, оклады, интересные зарубежные командировки, дипломатические паспорта, персональные автомобили и персональные пенсии-обязательные атрибуты деятельности аудиторов, председателя и его заместителя.
Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой включая Банк России, проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения по всем вышеназванным вопросам первым лицам государства и высшим органам государственной власти.
В аппарате Счётной палаты все руководители Департаментов входили в высшую группу федеральных должностей и имели звания «Действительного государственного советника Российской Федерации 2-го класса». На ступень выше стояли должности Руководителя аппарата СП РФ (Шахрай С.М.), заместителей руководителя аппарата СП РФ (Столяров Н.С., Гордеев А.Н., Семенченко В.П.), руководителя Секретариата Председателя СП РФ (Фатеев С.В.) и руководителя Секретариата Заместителя Председателя СП РФ (генерал-майор ФСБ Бундин Ю.И.), этим чиновникам Указом Президента России присваивались звания «Действительного государственного советника Российской Федерации 1-го класса».
Заместитель Председателя Счётной палаты РФ Семиколенных Александр Николаевич, отстранив от должности руководителя своего Секретариата, предложил мне вакантное место. В Секретариате Заместителя Председателя насчитывалось 15 талантливых специалистов, каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Остановлюсь только на одном: Искра Дмитрий Евгеньевич, 30 лет, доктор технических наук. Этим сказано всё. Сам Александр Николаевич, имел прекрасное образование, окончив Московский энергетический институт и Академию народного хозяйства, до своего назначения в Счётную палату он работал заместителем начальника Главного контрольного управления Президента РФ. В Счётной палате он контролировал весь большой и разнонаправленный аналитический процесс повседневного характера всех 12-ти аудиторских направлений, поскольку Председатель Палаты Степашин Сергей Вадимович занимался в основном представительской и общественно-политической деятельностью, будучи председателем созданной им Ассоциации юристов России, председателем Общества книголюбов и председателем Императорского Православного Палестинского общества.
Предыдущий опыт работы, позволил мне быстро войти в должностные обязанности. Еженедельно мы делали контрольный обзор аналитической работы всех аудиторских направлений для Заместителя Председателя СП РФ и вели подготовку справок и материалов для него к заседаниям Коллегии СП РФ. Через Секретариат шла также вся служебная входящая и исходящая многочисленная и разнообразная корреспонденция Заместителя Председателя, предварительно обрабатываемая нами для доклада руководству, а также подготовка оптимальных вариантов ответов. Кроме того, каждый сотрудник Секретариата непосредственно участвовал в аудиторских мероприятиях, в заседаниях Совета Федерации, Государственной Думы, совещаниях, проводимых Министерством финансов РФ по заданиям нашего руководителя. Периодически приходилось выезжать в командировки. Информационный поток был большим, но условия для моей работы были созданы идеальные: охраняемый кабинет, три линии закрытой правительственной телефонной связи «АТС-1», «АТС-2» и «ВЧ» позволяли без всяких секретарей напрямую говорить с любым должностным лицом государства, служебный персональный автотранспорт с двумя водителями был в строю 24 часа в сутки, железнодорожная и авиационная кассовая служба решала моментально любые транспортные задачи в случае командировок внутри страны или за границу, питание в столовой Счётной палаты было идеальным, медицинское обслуживание всех сотрудников и членов их семей осуществлялось в медучреждениях и в Центральной клинической больнице Управления делами Президента Российской Федерации. При служебных перелётах и переездах чиновники высшей группы пользовались правом приобретения билетов бизнес-класса и VIP-залами ожидания в аэропортах и вокзалах. Высокий оклад увеличивали многочисленные надбавки к нему: за выслугу лет, за классный чин, за допуск к секретным документам и документам государственной важности.
По традиции почти все субботы были у меня рабочими, обычно я посвящал первую половину дня приведению в полный порядок дел прошедшей недели и намечал список первоочередных мероприятий предстоящей семидневки.
В декабре 2007 года Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. мне был присвоен классный чин «Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса», что по «Табели о рангах» соответствует званию «генерал-майор» в армии, или званию «контр-адмирал» на флоте. На работе чиновники высшей группы Счётной палаты обязаны были ходить в служебной форменной одежде - расшитых золотом генеральских мундирах и брюках с широкими двойными голубыми лампасами.
В октябре 2008 года коллегия Счётной палаты РФ приняла решение: «За заслуги в осуществлении государственного финансового контроля и многолетнюю безупречную государственную службу ходатайствовать перед Президентом Российской Федерации о награждении» меня медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».
В июле 2009 года Указом Президента Российской Федерации Медведева Д.А. мне был присвоен классный чин «Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса», что соответствует званию «генерал-лейтенант» в армии или «вице-адмирал» на флоте. Кроме того, в этом же 2009 году я был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», а Президиумом Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации –медалью «За укрепление финансового контроля России» «за большой личный вклад в становление и развитие системы государственного и муниципального финансового контроля страны».
Помимо основной работы в Счётной палате в 2007 году заместитель Председателя Счётной палаты России (в качестве Председателя) и я (в качестве Секретаря) вошли в состав Ревизионной комиссии Наблюдательного Совета Организационного Комитета ХХII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Всего в состав этого ревизионного органа входили 9 чиновников высокого ранга из разных министерств, ведомств и организаций. В нашу задачу на протяжении нескольких лет входила обязанность контроля целесообразности производимых на подготовку Олимпийских игр 2014 года расходов. Ежемесячно приходилось летать в Сочи на контрольные и организационные мероприятия разных уровней, посвящённых подготовке Олимпиады. С целью изучения зарубежного опыта контроля за расходами на подготовку к Олимпийским играм состоялось несколько крайне познавательных командировок в Пекин и Лондон. Китайская Народная Республика была организатором летних Олимпийских игр 2008 года, а Великобритания организовывала Олимпиаду 2012 года.
Летом 2010 года мне была назначена персональная пенсия, после чего я занимался только преподавательской работой в Дипломатической академии Министерства иностранных дел и в Российской академии государственной службы при Президенте России, читая спецкурс «Методология, организация и технологии современной аналитической работы на государственной службе».
В 2015 году я начал преподавать английский язык школьникам и студентам педагогического колледжа, расположенного рядом с моим домом, поскольку накопилась многолетняя усталость от поездок на общественном транспорте для чтения академических лекций в центр и на юго-запад Москвы. Мои ученики (и их родители), видя свой лингвистический прогресс, считают меня хорошим педагогом и преподавателем. Мне же работа позволяет продолжать учиться жизни, испытывать радость коммуникационного общения и иметь свободные деньги для поддержки и подарков близким и родным мне людям.
Жизнь прекрасна и удивительна. Я прекрасно понимаю, что каждый её день, это праздник.
Свидетельство о публикации №223111300141