ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО КТО?

Кто и когда впервые сказал, что язык до Киева доведёт? До Киева – не до Киева, но до хороших людей он меня доводит. Вот и в очередной раз привёл к интересным людям из городского Совета ветеранов, где познакомилась с двумя Алевтинами. Но сразу выяснилось, что обобщать даже их имена невозможно. Потому что имена их по звучанию одинаковы, а пишутся, оказывается, по-разному!
Цыплакова АлеВтина Михайловна – председатель Балашовской городской организации ветеранов, но член президиума Балашовской организации ветеранов, председатель объединённого совета ветеранов учреждений культуры Никитина АлеФтина Николаевна.
Казалось бы, можно не заострять внимание на такой мелочи. Но это даёт повод поразмыслить над тем, что не только имена, но и историю целого народа можно писать по-разному. Всё зависит от того, кто создаёт, изучает и хранит её. Когда-то своим коллегам-историкам я посвятила стихи, где были такие слова:
«История жива, пока живут историки, от Бога альтруисты, пока её, историю, несут учителя, поэты, журналисты». Теперь, познакомившись с этими замечательными женщинами и историей ветеранской организации, которой они посвящают свою жизнь, осознала в полной мере, что в стихах пропущена благодарность истинным хранителям истории, её создателям и участникам. И тем, кто их объединяет и помогает не только жить, но жить с пользой, со взглядом на будущее – ветеранам войны и труда и, в первую очередь их лидерам, председателям ветеранских организаций.
Более 25 лет существует в Балашове ветеранская организация. Начиналась она с нескольких первичных организаций старейших предприятий города: железнодорожный узел, локомотивное депо, машзавод. Задачей организаций была забота о ветеранах предприятия, оказание им материальной помощи, работа с молодёжью, передача опыта.
Вскоре стало очевидно, что такая организация нужна и городу в целом. Возглавил её инициативный человек, бывший директор комбикормового завода, а ещё раньше – зам. председателя горисполкома, Иван Антонович Никулин. В создании ветеранских организаций важную роль играли профсоюзы.
16 марта 1987 г. была созвана учредительная конференция, на которой и был заре-гистрирован Балашовский городской совет ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Там же был избран и первый председатель И.А. Никулин. По разным причинам менялись руководители организации. В 2001 году её возглавила Рязанова В.Г. – ветеран Великой Отечественной войны, хорошо известная в городе как руководитель комитета по радиовещанию. Работа организации заметно оживилась, стала многоплановой, массовой, наполнилась яркими событиями. Торжественно отмечались даты, связанные с войной. Был создан хор ветеранов, тщательно велась работа по учёту участников войны и тружеников тыла. Не оставляли без внимания и их вдов.
В 2004 году пленумом городского совета ветеранской организации руководителем её была избрана
ЦЫПЛАКОВА АЛЕВТИНА МИХАЙЛОВНА,
которая была хорошо известна своей активной жизненной позицией, желанием быть всегда в гуще событий. Аккуратный, исполнительный человек, умеющий ладить с людьми, и без шума и пыли решать многие непростые вопросы. Услышав её голос в те-лефонной трубке, ещё не встретившись с ней, поняла: поможет! А помочь мне нужно было написать не о ней, а об одном из бывших руководителей, а потом о председателе первичной ветеранской организации «Водоканала» Борисовой Л.Д. Встреча, которая состоялась вскоре, не разочаровала. Алевтина Михайловна оказалась именно такой, какой я её и представляла: сдержанно-приветливая, внимательная, располагающая к беседе. Она, конечно, была озадачена неожиданной просьбой, но быстро что-то сообразила, недолго порылась в аккуратном архивчике и извлекла досье на нужного мне человека. Мало того, она помогла мне позже найти и контактный телефон уже ушедшей из жизни Борисовой. Думается, случай типичный. Пожалуй, вот так, без суеты и ворчания, она решает разной сложности вопросы.
Автобиография, написанная персонажем будущего «портрета в тёплых словах» от руки, поместилась на одной стороне печатного листа. Служебная характеристика, заготовленная для очередного награждения грамотой, ещё короче: «Цыплакова А.В. начала свою трудовую деятельность в 1959 году после окончания Балашовского медицинского училища.
Работала на разных участках здравоохранения. С 1979 по 1992 го работала председателем городского комитета Красного Креста. Выйдя не пенсию в 1995 году, занималась общественной работой – была избрана председателем объединённого совета ветеранов работников здравоохранения.
С 2004 года по настоящее время возглавляет Балашовскую городскую ветеранскую организацию.
За весь период работы зарекомендовала себя с положительной стороны. Трудолюбивый, добросовестный, знающий своё дело руководитель.
Награждена грамотами областного совета ветеранов, грамотой Губернатора Сара-товской области. Ветеран труда. Отличник здравоохранения РСФСР».
Всё правильно. Но нет в этих деловых определениях главного: души и тёплых слов. Которые мы, по условию создания альбома, обязаны написать.
Ничего не сказано, например, о том, что детство нашей героини пришлось на войну. И хотя Шиханы были тылом, война вползла и сюда: отец ушёл на фронт и погиб. Было голодно и холодно. О гибели отца узнали не сразу. Сначала пришло извещение, что Каурцев Михаил Васильевич пропал без вести. Это казённое послание, вроде бы обнадёживающее, вызвало неожиданную реакцию: мать, и пришедшие соседки не просто плакали, а вопили, выли от необъяснимого страха и предчувствия настоящей беды, от чего четырёхлетней Але тоже было страшно. Беды, которая уже случилась, но они о ней узнали позже. Отец погиб в 1944.
После войны, в 1946, когда стало понятно, что ждать нечего, а жить стало ещё труднее, решили перебираться к бабушке в Барки.
Память сохранила детали этого переезда. Мама, согнувшись, несёт, перекинув через плечо, связку – огромный фанерный чемодан и мешок, обыкновенный крапивный мешок с пожитками. Грязь непролазная. Мамина сестра из Барков встречала их на повозке, запряжён-ной… коровой. Другой тягловой силы не было. Не было и транспорта, на котором можно было бы добраться из города до забытой Богом деревушки Барки. Вся дорога была грязной, в жутких ухабах, ехали целый день. От тряски, голода и усталости было плохо. Бабушка гладила по голове и плакала…
Потом жизнь стала потихоньку налаживаться. Переехали в Балашов. Посещала детский сад, что располагался в парке Куйбышева. Названий до 80-х годов сады не имели, а номер не запомнился. Потом была начальная школа № 7 на углу улиц Рабочей и Ленина. Её давно снесли, да так ничего и не построили. После окончания начальной школы весь класс перевели в среднюю школу № 39 (ныне № 7). А заканчивала среднюю школу № 1 (ныне гимназия им. Гарнаева Ю.А.). О школе остались самые тёплые воспоминания. Особенно о классном руководителе Майоровой Олимпиаде Николаевне. Она вела французский язык, любила детей, водила их в походы по окрестным лесам, каталась с ними на лыжах.
В 1957 году после окончания 10 класса поступила в медучилище. В 1959, получив специальность фельдшера, вступила во взрослую жизнь: работала медсестрой в терапевтическом отделении первой горбольницы. В 1961 году вышла замуж. Муж Цыплаков Владимир Григорьевич закончил физмат Балашовского пединститута и был направлен в школу с. Пады Балашовского района. Через два года, после окончания его последипломной практики, вернулись в Балашов уже втроём, с сыном Михаилом. Несколько месяцев работала в железнодорожной больнице, затем участковой медсестрой в 1 городской поликлинике. С января 1969 назначена переводом заведующей здравпунктом технического училища № 47, где работала до 1979 года.
В 1979 году была избрана председателем городского отделения всесоюзного общества Красного Креста.
Это интересные, заслуживающие внимания страницы жизни Алевтины Михайловны, но о них в автобиографии – ни слова. А ведь общество Красного Креста под руководством Цыплаковой вело большую работу, и о нём знали и в школах, и в студенческой среде, и на предприятиях, так как там действовали первички. Работа заключалась не только в сборе членских взносов, которые, конечно, были важны, на них велась вся работа, но и в организации санитарного просвещения граждан. Выпускались санбюллетени, в школах действовали санпосты, проводились соревнования сандружинниц, слёты юных санитаров. Донорство приобрело в то время необыкновенно широкое распространение. И в этом немалая личная заслуга Цыплаковой А.М. Трижды члены общества оказывали ей предпочтение: она избиралась делегатом всероссийских съездов Общества Красного Креста – в 1981, 1986 и 1991 годах, проходивших в Москве. Встречали делегатов, что называется, по высшей категории, т.к. деятельности этой всесоюзной организации придавали большое значение. В 1992 году деятельность всех общественных организаций, действовавших в СССР, была приостановлена в связи с распадом страны. Прекратилось финансирование и деятельность отделения Красного Креста. Алевтину Михайловну переводят на работу фельдшером здравпункта маслодельно-сыродельного комбината.
В 2001 году оставила основную работу в связи с достижением пенсионного возраста. Но «заслуженного отдыха» не получилось. Дело в том, что ещё в 1995 году Цыплакова А.М. была избрана председателем городской ветеранской организации работников здравоохранения. В 2004 «пошла на повышение»: была избрана председателем городской ветеран-ской организации, и вот уже 11 лет возглавляет её на общественных началах, то есть, практически, бесплатно.
Интересно, что и об этом значительном периоде в жизни не только самого персона-жа очерка, но и тысяч людей, с которыми она встречается, работает, помогает, сказано буквально одним предложением. А ведь в организации, которую она возглавила 11 лет назад, было более 120 первичек, 20 тысяч ветеранов – участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, просто пенсионеров. Сейчас цифры эти стали скромнее, но не по вине руководителя. Резко сократилось количество действующих предприятий и учреждений. Уходят из жизни ветераны, а молодёжь уезжает на поиски лучшей жизни. Вот и осталось организаций первичных – 87, членов организаций – чуть больше десяти тысяч.
Но работа ведётся, и немалая. В альбомах-отчётах – десятки фотографий, отражаю-щих работу: Дни воинской Славы, которые проводятся регулярно, с привлечением широкой общественности, ветеранов, молодёжи. Отметили и 70-ю годовщину Сталинградской битвы, и прорыва блокады Ленинграда, и Курской битвы. И победу в войне с Японией, и, конечно, первую победу над фашизмом в битве под Москвой. Проводят торжества и в краеведческом музее, и в городской библиотеке. Возлагают венки на Поворинском мемориальном кладбище. Навещают и поздравляют ветеранов, приглашают к себе, вручают подарки. Много и буд-ничной, но необходимой работы. Приходится хлопотать и о захоронениях ветеранов, если больше некому это сделать, и обращаться в «Ритуал», чтобы захоронения привели в порядок, и у администрации города просить помощи.
Поддерживается связь и с домом-интернатом для престарелых и инвалидов.
После того, как расстались с мужем, преподавателем БВВАУЛ, и в 1982 году погиб сын – курсант этого же лётного училища, единственной сферой приложения сил стала работа. Основная, до выхода на пенсию, и параллельно, практически всю жизнь – общественная, безвозмездная, на благо тех, кто в ней нуждается. Вопрос о хобби, вроде бы, задавать было и ни к чему. Но, Алевтина Михайловна дополнила, в основном согласившись со мной: кроме работы всегда любила шить, разводить цветы и в кабинете, и в квартире, и даже на участке под балконом – другой земли не было и нет.
Пожелание молодёжи сформулировала очень лаконично: быть добропорядочными и трудолюбивыми. В ответ на высокую оценку её деятельности Алевтина Михайловна только отмахнулась: «Это не моя заслуга, это работа всего президиума». А тёплые слова? Они звучат часто в адрес нашей героини. За заботу. За бескорыстие. За историческую и чисто человеческую память, которую бережно хранит эта умудрённая жизнью женщина…
19-20 апреля 2015 г. В. Ильина


Рецензии