Мысли на заметку. 26 января 2019 года

       Реальность реальностью назначает наш мозг. И в такой реальности он и действует. Но совершенно поразителен опыт переназначения реальности. Сначала: реальность — это мир, окружающий меня. Потом: реальность это я, воспринимающий окружающий мир. Но ведь я — часть мира. Что же выходит? Выходит, что я тоже, как и мир, нереален. Нет, такого быть не может: я есть — это непосредственный опыт бытия, сознание себя собою. Частью мира является моё тело с моим мозгом, а «Я» истинное, «Я» сознающее — частью мира не является. Чтобы что-то воспринимать, нужно не быть тем, что ты воспринимаешь. Иначе не может возникнуть противопоставление «Я» — «мир».

       Восприятие — это всегда качественное разделение на воспринимающего и воспринимаемое. Я воспринимаю окружающее посредством своего тела. Я не знаю, что такое «я», я не знаю, что такое «мир». Знания начинаются только там, где появляется соотношение неизвестного в своей сути «я» и неизвестного в своей сути «мира». Знание — это отношение моего «я» с моим «миром». И за пределы этой своей сущности знание выйти не может. Мы не можем знать, что такое «я» само по себе, мы не можем знать, что такое «мир» сам по себе. Любое знание относительно, любой опыт бытия (сознавание себя собой) — абсолютен.
       _________________

       Когда говорят, что главная заслуга Канта в том, что он открыл нам, что мы не можем непосредственно воспринимать окружающий нас мир, — не понимают Канта. Понимают так, что мир немножко искажается органами нашего восприятия. Тогда как Кант своими трудами сказал, что окружающий нас мир не есть абсолютная объективная реальность. Мир не есть настоящее бытие. Настоящее бытие пребывает за пределами доступного нашим органам восприятия: вне времени, вне пространства, вне материи.

       Это всё, конечно, поражает. Но что из того? Что дальше-то? Да ничего, жить с новым видением мира, а главное — с новым пониманием самого себя. И это наверняка ещё не конечный пункт, нужно развиваться дальше.
       _________________

       [...].
       _________________

       Сегодня суббота, мы дома. Снег шёл. И сильный. Около шести вышли чистить втроём. [...]. Здорово мело в лицо.

       [...].


Рецензии