Мосгаз. Последнее дело майора Черкасова

Первая серия. «Мосгаз. Последнее дело Черкасова»: большая телевизионная премьера на Первом канале. Легендарный майор Черкасов. Его пытаются отправить на пенсию, но это же Черкасов. И он еще повоюет на зависть молодым коллегам и давним недоброжелателям.
1981 год. Детектор лжи и прочие технические новшества. А он больше полагается на опыт и интуицию, тот самый нюх следователя, что не подведет. Разве может Черкасов уйти на покой, не раскрыв ещё одно запутанное и страшное дело?
На этой неделе зрители увидят первый квартет серий девятого сезона одного из самых популярных ретродетективов на отечественном телевидении.
В «Последнем деле майора Черкасова» также появятся новые герои, которых сыграли Андрей Мерзликин, Леонид Ярмольник, Алексей Гуськов, Ольга Лерман и другие известные артисты. Кроме этого, в девятой, финальной, части на площадку «Мосгаза» вернулся режисёер Евгений Звездаков, с этой же командой он снимал два сезона сериалов «Паук» и «Шакал».

Черкасов, стоя перед сложной задачей, ощущает на себе тень уходящей молодежи и недовольство начальства. На фоне собственного старения и утомления, он неизбежно начинает упускать детали и допускать ошибки. Однако в его пути встает нахальный молодой коллега, владеющий современными технологиями и обладающий недюжинным интеллектом. Столкновение поколений и технологий добавляет динамики и интриги в сюжет.
Следовательное искусство Черкасова ставит его перед выбором между уступками молодежи и желанием поставить точку в своей карьере максимально эффективным образом. Возможно, его последнее дело станет не только испытанием в расследовании, но и в поиске баланса между опытом и новыми технологиями.

Серия детективов о майоре Черкасове состоит из фильмов: «Мосгаз» (2012), «Палач» (2014), «Паук» (2015), «Шакал» (2016), «Операция «Сатана» (2018), «Мосгаз». Новое дело майора Черкасова («Формула мести») (2019), «Мосгаз. Новое дело майора Черкасова» («Катран») (2020), «Мосгаз. Дело № 8. Западня» (2021). Леденящие душу истории преступлений, в большинстве своем громкие убийства, в фильмах цикла почти все взяты из реальных уголовных дел.

«Палач» — российский десятисерийный детективный телесериал Вячеслава Никифорова, снятый в 2014 году на основе истории разоблачения Антонины Макаровой — палача Локотской республики, которая во время Великой Отечественной войны, будучи на службе у немецких оккупационных властей, расстреляла более 1500 человек. Расстреливала Тонька-пулемётчица по приказу военного преступника обер-бургомистра Локотской республики, военного преступника Каминского Бронислава.

Картина является вольным продолжением сериала «Мосгаз» и вторым по счёту в серии детективных телесериалов о следователе Черкасове. Следующий — третий — фильм серии — «Паук».

Сериал был снят весной 2014 года, съёмки в основном проходили в Ярославле, причём к работе активно привлекались местные жители и жители близлежащих городов — Рыбинска, Ростова, Мышкина, Углича. Сцены немецкой оккупации снимались в посёлке Старожилово Рязанской области, на местном конезаводе.

Сюжет. В 1965 году, во время празднования Дня Победы, на окраине Москвы жестоко убит семнадцатилетний выпускник школы Петя Яковлев — убийца простреливает ему оба глаза. Подозрение падает на друга убитого, Лёньку Пономарёва, с которым они спорили за внимание Вики Лопатиной. Опытного оперативника МУРа Ивана Черкасова настораживает особая жестокость преступления и серия убийств, последовавших за ним. Кроме того, он узнаёт, что Петя готовил сюрприз для своей тёти Раисы Ивановны, бывшей партизанки, уважаемой фронтовички, написав о ней к празднику в газете «Комсомольская правда» статью «Они сражались за Родину». Для этого он готовил материалы о её героическом прошлом, искал её бывших сослуживцев — ветеранов войны, снимал их на кинокамеру, из чего Черкасов делает вывод, что следы преступления нужно искать в военном прошлом. А военные преступления не имеют срока давности…

Простреленные глаза жертв заставляют Черкасова вспомнить дело «Тоньки-пулемётчицы», Антонины Малышкиной — советской девушки, которая во время Великой Отечественной войны, в свои неполные двадцать лет, работала на оккупированной территории у немцев палачом и по приказу оккупационных властей проводила массовые расстрелы из пулемёта пленных партизан и мирных жителей. Её лица никто не видел, потому что во время своих жестоких расправ она всегда надевала детскую карнавальную маску. После казней «Тонька» добивала своих жертв, простреливая им глаза из пистолета, боясь, что в глазах убитых останется её лицо. Увидеть её настоящее лицо было равнозначно смерти. Приговоры жертвам она приводила в исполнение в состоянии опьянения, после чего допивала начатую бутылку самогона. Наутро после своих зверств появлялась уже без садистской маски и спокойно жила среди мирных жителей, поэтому свидетелей её преступлений практически не было.

В процессе запутанного и сложного расследования зверских преступлений таинственного убийцы следователям МУРа придётся нелегко. В их распоряжении — лишь косвенные улики и показания немногочисленных выживших свидетелей.

Основной сюжет фильма периодически прерывается интерлюдиями, показывающими, как тётя Пети, Раиса, во время войны попала в окружение к немцам — как раз туда, где вершила свои казни «Тонька-пулемётчица».

Локотское самоуправление (нем. Republik Lokot, также Локотский округ, Локотская волость, Локотская республика, ЛАО — Локотский автономный округ; Локотское окружное самоуправление — ЛОС) — автономное парагосударственное образование, находившееся в оккупированной нацистской Германией части средней полосы России, возглавлявшееся коллаборационистской администрацией Константина Воскобойника и Бронислава Каминского с июля 1942 года по август 1943 года. Название происходит от административного центра области — посёлка городского типа Локоть в Орловской области (ныне находится в Брянской области), переименованного Каминским в Воскобойник. После освобождения территории советскими войсками администрация Каминского была перенесена в Лепель (а затем в Дятлово) для создания там подобного образования.

«Автономия» охватила площадь восьми районов (современные Брасовский, Дмитриевский, Дмитровский, Комаричский, Навлинский, Севский, Суземский и Железногорский районы), ныне разделённых между Брянской, Орловской и Курской областями. Автономия должна была служить испытательным полигоном для российского коллаборационистского правительства в "Рейхскомиссариате Московии".

Хотя нацисты официально дали статус только «автономии» и «самоуправления», у образования были признаки государственности (например, исследователь И. Ермолов его называет парагосударственным), а руководившие им коллаборационисты открыто в своих публикациях и выступлениях называли его государством, видя в нём прообраз будущего российского государства.

Статус Локотского округа как автономного национального образования базировался на поддержке командующего 2-й немецкой танковой армией Г. Гудериана, сменившего его в декабре 1941 года генерал-полковника Рудольфа Шмидта и командующего группой армий «Центр» фельдмаршала Г. фон Клюге, также, по всей видимости, главы абвера адмирала Канариса. Действия Каминского оценивались позитивно его немецкими наблюдателями: "Каминский открыто гарантирует, что без согласия германских официальных лиц он не станет превращать своё боевое подразделение в политический инструмент. Он понимает, что в настоящее время его задачи носят чисто военный характер… Похоже, что при умелой политической обработке Каминский будет полезен для германских планов реорганизации Востока. Этот человек может стать пропагандистом германского «нового порядка» на Востоке", — офицер абвера Босси-Фредрготти.

В результате паники при стремительном наступлении немецких танковых армий летом и осенью 1941 года советские органы власти оккупированных районов нынешних Орловской и Брянской областей эвакуировались задолго до прихода немецких войск.

В докладной записке начальника штаба партизанского движения на Брянском фронте старшего майора госбезопасности Александра Матвеева сообщается, что в первые месяцы войны с Германией в Брасовский, а также в некоторые другие соседние районы вернулись несколько десятков раскулаченных и высланных в период проведения коллективизации, которые в расчёте на близкий конец советской власти «уже присматривались к бывшей своей собственности, прикидывая, во что обойдётся ремонт жилого дома, каким образом использовать „свою“ землю, выгодно ли восстановить мельницу и т. д.», — нисколько не скрывая своих настроений от окружающих. В той же записке отмечались и сильные антисоветские настроения среди крестьян Брасовского района, и «засорённость» местных партийных и советских организаций «чуждым элементом», и то, что в годы войны «по сравнению с соседними районами Брасовский район дал из числа партийно-советского актива относительно меньший процент партизан и относительно больший — предателей».
На территорию посёлка Локоть ссылались участники троцкистского террористического подполья, одним из которых был Каминский. Свою резиденцию он расположил в памятнике деревянного зодчества, дворце брата Николая II Михаила, который считается частью историков последним российским императором.

Почти за две недели до появления немецких войск в Локте собрались сельские старосты вместе с выбранными депутатами и большинством голосов приняли решение назначить «губернатором Локтя и окрестной земли» инженера завода по производству спирта Константина Воскобойника, а его заместителем Бронислава Каминского.

В ночь на 8 января 1942 года партизанские отряды сотрудника НКВД Александра Сабурова, совершив зимний марш на 120 санях, напали на казарму и дом бургомистра. Понимая, что целью является он сам, Воскобойник вышел на крыльцо своего дома и был ранен в живот. После этого, понимая, что Воскобойник убит и задание выполнено, Сабуров отдал приказ отрядам отходить.

Исполняла смертные приговоры палач Локотского округа Антонина Макарова (больше известная как «Тонька-пулемётчица»), казнившая около 1500 человек, включая партизан, членов их семей, женщин и подростков (расстреляна 11 августа 1979 года по приговору советского суда).

В современном кинематографе тема коллаборационистского Локотского самоуправления была отражена в сериалах:
«Диверсант 2: Конец войны» (2007),
сериале телеканала «Россия» «Исчезнувшие» (2009), снятом по мотивам повести И. Болгарина и В. Смирнова «Обратной дороги нет»,
«Палач» (2014).

Команда майора Ивана Петровича Черкасова (Андрей Смоляков) и его бессменных помощников Сони Тимофеевой (Марина Александрова), Алексея Гаркуши (Алексей Бардуков) и Егора Осадчего (Александр Голубев) будут расследовать новое дело в Москве в 1981 году.

1-я серия. Москва. 1981 год. Оперативная группа майора Черкасова выезжает на бытовое убийство. Зарезан спивавшийся интеллигент Иваницкий, явно   кем-то из собутыльников. Однако внимание Черкасова привлекает странный знак, нарисованный на стене. Черкасов проверяет нераскрытые бытовые дела, которые выводят его на убийство оперной певицы Ионовой. Майор находит в её квартире аналогичный знак: значит, можно говорить о серии. Но статусная и знаменитая артистка оперы – полная противоположность Иваницкому, а, кроме метки маньяка, никакой связи между жертвами нет. Зинаида Кац предлагает обратиться в НИИ психиатрии, где проводят исследования поведения преступников. Сотрудница НИИ Мария Ермолова помогает Черкасову найти первую зацепку. Тем временем новый амбициозный сотрудник МУРа майор Виктор Ковалёв, его роль играет Андрей Мерзликин, выходит на диссидента Полякова, который когда-то работал с Иваницким, но Полякову удаётся скрыться. Ковалёв проверяет всех родственников Полякова, в результате его арестовывают. Поляков заявляет, что боялся КГБ, так как хранит запрещённую литературу, поэтому убежал. Допрос Полякова Ковалёв проводит с применением полиграфа.

МОСГАЗ. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО МАЙОРА ЧЕРКАСОВА

2-я серия.
Московский уголовный розыск (МУР) — подразделение Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Москве, территориальный орган исполнительной власти города Москвы. Включает в себя Управление уголовного розыска ГУ МВД России по городу Москве и подчинённые ему подразделения уголовного розыска окружных и районных органов внутренних дел города Москвы.
Во времена Российской империи подразделение называлось Московская сыскная полиция, которая была учреждена 5 мая 1881 года по штатам, утверждённым императором Александром III.
Управление уголовного розыска ГУ МВД России по городу Москве расположено по адресу: город Москва, улица Петровка, дом №38 .

Маша и директор НИИ профессор Леонтьев помогают Черкасову составить психологический портрет предполагаемого маньяка. Тем временем происходит новое убийство. Жертва – «важный» человек, сотрудник МИДа Гордеев, сотрудничавший с КГБ. Лебедев берёт дело под свой личный контроль. Гаркуша находит связывающие убитых обстоятельства – всех подвозил таксист Гурам Каладзе. В городе объявлен план «Перехват». Маша предполагает, что знак может быть частью ритуального убийства. В поисках ответа она отправляется в Красноярск, в колонию для пожизненно осуждённых. Черкасов решает отпустить Каладзе, чувствуя, что таксист может вывести на серийного убийцу, ему возражает Ковалёв...
Ковалёва играет Андрей Мерзликин.
Кинокарьера Мерзликина такова. Российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, телеведущий; заслуженный артист Российской Федерации (2018). Родился 24 марта 1973 года в подмосковном Калининграде (сейчас Королёв).
После окончания Государственной академии сферы быта и услуг по специальности «Организация производства-менеджмент» в 1996 году, Мерзликин поступил во ВГИК на актёрский факультет в мастерскую Евгения Киндинова. Во ВГИКе в процессе обучения в институте получил приз за лучшую мужскую роль в короткометражном фильме «Как я провела лето» режиссёра Н. Погоничевой.
В 2000 году работал в международном проекте «Отель „Европа“» режиссёра Ивана Поповски, с ним объездил крупнейшие театральные фестивали Европы.
После окончании ВГИКа поступил на работу в театр Армена Джигарханяна. Был занят в спектаклях: «Ревизор», «Пороховая бочка», «Безумный день, или женитьба Фигаро», «Она в отсутствие любви и смерти», «Театр-убийца».
В кино исполнил одну из главных ролей в фильме «Бумер» режиссёра Петра Буслова. На сегодняшний день фильмография насчитывает более 120 фильмов.
За участие в фильме «Брестская крепость» А. И. Мерзликину вручили премию ФСБ за лучшую актёрскую работу за роль начальника погранзаставы Андрея Кижеватова.
С 2022 года актёр выступает на концертах Всероссийского молодёжного оркестра национальных инструментов с художественной декламацией отрывков из произведений В.М. Шукшина.
Сыграл главную роль в фильме «Облепиховое лето», российском драматическом фильме режиссёра Виктора Алфёрова.
Фильм рассказывает о выдающемся советском писателе и драматурге Александре Вампилове, который облепиховым летом 1972-го отправился на Байкал, где купил дом и наконец обрёл заветный покой.
Действие фильма происходит с февраля 1966 года («процесс Синявского и Даниэля») до гибели Вампилова в 1972 году.
По мнению выступившего в роли кинокритика Егора Холмогорова, фильм получился «удивительно теплый», «замечательные русские писатель и поэт Вампилов и Рубцов противопоставлены гламур-диссидентам».
Процесс Синявского и Даниэля — уголовный процесс в СССР против писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Длился с осени 1965 года по февраль 1966 года; судебные заседания проходили 10-14 февраля 1966 года. Процесс велся председателем Верховного суда РСФСР Львом Смирновым. Обвинительный приговор вызвал международный скандал и протесты внутри страны, положившие начало диссидентского движения в СССР.
Поскольку в СССР художественные произведения этих писателей не печатались, они переправляли их на Запад, где они публиковались под псевдонимами Абрам Терц (Синявский) и Николай Аржак (Даниэль). Произведения вывозила Элен Пельтье-Замойская, дочь военно-морского атташе Франции, с которой был знаком Синявский. Жена Синявского Мария Розанова позднее рассказывала: «Может быть, случилось это только потому, что Андрей Синявский согласился на неё доносить, да, расписался в КГБ, что будет, а потом пошёл к ней и всё рассказал. И что и как доносить, они уже решали вместе».
Когда КГБ установил их авторство, они были арестованы (Синявский — 8 сентября, Даниэль — 12 сентября 1965 года) и отданы под суд.
Существуют различные версии того, как КГБ удалось раскрыть псевдонимы Синявского и Даниэля. В частности, существуют утверждения, что их выдал друг Синявского Сергей Хмельницкий.
Евгений Евтушенко утверждал, что Роберт Кеннеди рассказал ему («запершись в ванне и включив воду»), что Синявского и Даниэля выдало ЦРУ, «чтобы отвлечь общественное мнение от политики США, продолжавших непопулярную войну во Вьетнаме, и перебросить внимание общественности на СССР, где преследуют диссидентов». В начале 1970-х годов Евтушенко рассказывал Даниэлю, что СССР заплатил ЦРУ за раскрытие псевдонимов чертежами новой подводной лодки. Диссидент Сергей Григорьянц называет эти россказни Евтушенко «дикими» и «много раз опровергнутыми».
Сын Ю. Даниэля Александр писал: «О том, как КГБ узнал о том, кто такие Абрам Терц и Николай Аржак, в точности неизвестно до сих пор, однако утечка информации, безусловно, произошла за пределами СССР: Ю. Даниэлю на допросе показали правленный его рукой экземпляр его повести „Искупление“, который мог быть найден только за рубежом».
Возможно, что Синявский и Даниэль проговорились о своём авторстве каким-либо знакомым, которые их выдали, однако последняя версия не объясняет, откуда в КГБ появилась рукопись, находящаяся на западе, или её копия.
Однако уже в январе 1962 года в журнале «Иностранная литература» появляется большая статья его главного редактора Бориса Рюрикова «Социалистический реализм и его ниспровергатели» с беспощадной критикой как антисоветских и клеветнических всего двух публикаций, появившихся за несколько лет на Западе: небольшого исследования «Что такое социалистический реализм» и повести «Суд идет».
Синявский был обвинен в написании повестей «Суд идет» и «Любимов», статьи «Что такое социалистический реализм», а также в том, что пересылал за границу произведения Даниэля и участвовал в пересылке за границу произведений Андрея Ремезова, издававшихся под псевдонимом «И. Иванов».
Процесс подробно освещался в «Известиях» и «Литературной газете». В частности, репортажи из зала суда вёл журналист «Известий» Юрий Феофанов.
На международном уровне против приговора протестовали президент ПЕН-клуба Артур Миллер, романист Альберто Моравиа и даже Луи Арагон.
В газете «Таймс» было опубликовано письмо всемирно знаменитых писателей (всего — 48 подписей, среди них — Франсуа Мориак, Генрих Белль, Гюнтер Грасс, Альберто Моравиа, Артур Миллер, Грэм Грин, Айрис Мердок, Джон Уэйн).
В марте Всеволод Кочетов в своей статье «Скверное ремесло» поставил имя Синявского в один ряд с нацистским преступником Рудольфом Гессом. Кочетов заявил, что бывший советский критик совершал литературные убийства «во имя продления на земле владычества денежных мешков».
Сергей Семанов высказывается так:
"Теперь-то ясно, что это был шаг Шелепина и его ставленника на Лубянке Семичастного: вот, мол, до чего довело страну хрущёвское заигрывание с интеллигенцией либерального толка… Конечно, это было несомненное самоуправство органов госбезопасности, они проделали эту операцию самостоятельно, не согласовав её с партийным руководством. <...> Шелепин и Семичастный решили «порулить» сами. Видимо, они надеялись на малозначимость обоих сочинителей, никто, мол, за них не вступится. Они ошиблись, да ещё как! <...> Короче, Шелепин и его сотоварищи своими грубыми действиями спровоцировали опасную для них волну, но они не понимали сути происходящего. <...> Всем понимающим людям стало ясно, что Шелепин и его команда проиграли: поворота в политике не добились, противников своих не запугали, а только пыль подняли".
8 июня 1971 года Синявский был освобождён досрочно (помилован по инициативе Андропова) и в 1973 году переехал во Францию. Он не был официальным эмигрантом и не лишался советского гражданства — поехал по приглашению на работу в Сорбонну.
Синявскому принадлежит авторство памфлета "Прогулки с Пушкиным", оцениваемого многими литераторами почвенного направления как русофобский.

Александр Вампилов: советский писатель и драматург. Всего в творческой биографии Вампилова насчитывается 70 литературных трудов. Свой первый рассказ Вампилов написал, будучи студентом 3 курса.
В начале писательской деятельности Вампилов использовал творческий псевдоним А. Санин.
В 1965 году выходит в свет, ставшая впоследствии популярной, пьеса «Старший сын». По ней будут сняты одноименные фильмы в СССР (1975) и США (2006).
В августе 1972 года драматург отправился кататься в северную часть акватории озера Байкал. По трагической случайности, моторная лодка Вампилова перевернулась вверх дном и писатель не смог выбраться из воды.
На месте его гибели, недалеко от поселка Листвянка, находящегося на берегу Ангары, властями установлена памятная доска с его портретом.
Могила писателя находится в Иркутске на Радищевском кладбище. Над ней установлен надгробный камень с автографом Александра Вампилова.
Внезапная смерть не дала ему закончить работу над водевилем «Несравненный Наконечников». Среди наиболее известных произведений: пьесы "Прошлым летом в Чулимске", "Утиная охота". По "Утиной охоте" был снят фильм советскими кинематографистами с Олегом Далем в роли Виктора Зилова.

Майор Черкасов приходит к выводу, что маньяк подготовлен кем-то неизвестным... Майор Ковалёв не соглашается с этой версией, хотя и пробует наладить профессиональное партнёрство с Черкасовым... Непонятно, для чего авторы сериала назвали адрес одного из подозреваемых? Хотя в Москве не одна улица Красногвардейская, но тем не менее... Поисковик выдаёт среди учреждений на этой улице наркологическую клинику например...

МОСГАЗ. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО МАЙОРА ЧЕРКАСОВА

3-я серия. Московский таксист Каладзе бросается с крыши. В его крови обнаружена странная смесь веществ, а на месте самоубийства нарисован знак. Маша делится информацией о расследовании с одним из заключённых в колонии, где проводит исследование. Он помогает разобраться в возможных мотивах убийцы. Взамен Маша рассказывает ему о трагических событиях из своего прошлого. Результаты токсикологии Ионовой, Иваницкого и Гордеева подтверждают, что всем жертвам была введена смесь на основе галоперидола, провоцирующая нарушение сознания и подавление воли. Ковалёв выдвигает гипотезу о появлении секты скопцов... С этим не соглашается Черкасов... После собрания представитель КГБ в группе Черкасова предлагает Ковалёву сообщать ему о происходящем во время расследования... Ковалёв соглашается, так как в его прошлом есть что-то такое, о чём он не хотел бы распространения информации.

По мировоззрению скопцы близки к хлыстам (христоверам), в части обрядности — к старообрядцам. Как секта в религиоведческом понимании оформились в XVIII веке, основателем считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны, разочаровавшись в своих прежних религиозных убеждениях. Согласно исследованиям Фёдора Глинки, секта скопцов существовала с «незапамятных времён», а в России особенно распространилась во времена Петра I.
Скопцы считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. В Российской империи секту скопцов преследовали, её членов ссылали в Сибирь. Первый суд над сектой состоялся в 1772 году, когда судили целую общину в количестве 246 человек. Несмотря на это, секта была довольно многочисленна: во второй половине XIX века скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали земли у местного населения.
В Российской империи власти считали скопцов одной из самых вредных сект, практикуя зачисление скопцов в рекруты с отправкой на службу на Кавказ, в Сибирь и отдалённые губернии с целью избежать уклонения от службы с помощью членовредительства. При Николае I наказанием за самооскопление стала вечная ссылка в Сибирь с лишением всех прав состояния, а годных по возрасту и здоровью направляли пожизненно служить в самые отдалённые части.
В СССР секта скопцов была запрещена. В 1929 году состоялся громкий судебный процесс над сектой. Скопцы пытались обратиться за поддержкой к В. Д. Бонч-Бруевичу, в качестве эксперта выступавшему в их пользу на процессе 1912 года, однако на этот раз получили отказ: «…в 20-м веке пора бы прекращать пропаганду всевозможного членовредительства из так называемых религиозных побуждений». К 1930 году относятся последние достоверные упоминания о существовании секты. При этом, во втором издании Большой советской энциклопедии отмечалось, что в 1947 году секта ещё действовала в СССР. Крупная община до середины 1950-х годов существовала в Якутии, в первую очередь, сконцентрировавшись в районе тогдашнего пригорода Якутска Марха.
По утверждению Идриса Шаха, до 1902 года в скопцы принимались только русские. Скопцы провозгласили Наполеона антихристом. Среди лидеров ленинградских скопцов 1920-х годов были популярны «Протоколы сионских мудрецов». На судебном процессе, проходившем в Ленинграде в 1930 году, скопцы изобличались как монархическая, контрреволюционная, антисоветская секта.
Согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царём стал согласившийся оскопиться Александр I. Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова, после которой участь царя была решена.

Упоминание скопцов или скопчества имеется в следующих произведениях искусства.
Один из героев А. С. Пушкина в сказке о «Золотом петушке» — создатель петушка — звездочёт, является скопцом.
Скопцы часто упоминаются у Ф. М. Достоевского.
В романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» скопцы упоминаются как «менялы» и «меняльная секта».
Скопчество занимает большое место в творчестве новокрестьянского поэта Н. А. Клюева, который, по всей вероятности, сам был в своё время связан с данной сектой.
Свои впечатления от встреч со скопцами в России изложил Александр Дюма в книгах путевых очерков «Из Парижа в Астрахань» и «Кавказ».
Д. С. Мережковский, роман «Александр I».
В стихотворении В. В. Маяковского «Надо бороться».
Скопцам посвящён роман А. Н. Варламова «Затонувший ковчег».
Алексей и Ольга Ракитины — роман «Скопец».
Скопцы — одна из самых загадочных сект России. О жизни этих людей известно мало, а само их название вызывало суеверный страх, несмотря на то, что сами они называли себя безобидным словосочетанием «белые голуби».
Чтобы стать «белым голубем», будущий член секты должен был стать кастратом. После полного заживления рану называли «малой печатью». Некоторые «белые голуби» даже при отсутствии тестикул могли совокупляться, поэтому для них проводили ритуал под названием «царская печать». Данная операция предусматривала удаление полового органа у мужчин. Среди скопцов также существовала и «третья печать», которая предполагала отрезание сосков, и «четвертая печать», предусматривающая вырезание на боку скопца треугольника. Группы скопцов назывались "кораблями".
Серийный убийца Мосгаз сбегает и планирует приехать в Москву.

4 СЕРИЯ

4-я серия. У автора этих строк появилась версия, что Ковалёв мог быть завербован одной из западных спецслужб для раскачки в Москве антисемитских настроений, дестабилизации под видом деятельности секты скопцов, которые котировали так называемые "Протоколы сионских мудрецов". Не случайно, что майор Черкасов пока не соглашается с этой версией Ковалёва...

В МУРе происходит утечка информации. Про секту, члены которой лишают жизни не только обычных людей, но и привилегированных персон, пишут в газете "Правда".
В заметке о советских язычниках говорится про ритуал. Публикацию организовал Ковалёв без согласования с Черкасовым...
Курирующий группа следователей Черкасова Роберт из КГБ считает, что Ковалёв "попался на крючок" преступника, так как он хотел получить рупор и получил его... Роберт считает, что борьба с идеологическими диверсантами требует особой взвешенности...
В подъезде дома, где живёт семья сына Черкасова, появляется знак убийцы. Майор ведёт параллельное расследование, без участия Ковалёва, и приходит к выводу, что Ионова, Иваницкий и Гордеев были как-то связаны с предметами искусства, с коллекционерами живописи. А значит, подозреваемого cледует искать в среде тайных коллекционеров и антикваров. Красноярский беглец, маньяк Мосгаз, находит Машу в Москве и предлагает ей помощь в поимке серийного убийцы…
В Москве маньяк, розыск которого ведёт группа Черкасова, находит в газете объявление о продаже картины морской тематики, убивает продавца, несмотря на то, что морской офицер сопротивлялся. Кто опаснее: маньяк или секта? Этим вопросом задаётся майор Черкасов...

"Начиная свой разбор, Де Микелис прежде всего опровергает распространенную точку зрения, что “Протоколы” созданы заведующим Заграничной агентурой Департамента полиции П.И. Рачковским с помощью М.В. Головинского и И.Ф. Манасевича-Мануйлова и оказались “обретены” в Париже в 1897 г. Нередко утверждают, что Рачковский через бывшую возлюбленную Нилуса переправил их в Россию. Этому, как показывает исследование, противоречит такая неточность, как указание на то, что события “Протоколов” должны найти свое завершение “к концу века”, однако в конце XIX в. надо бы написать “в конце нашего века”, чтобы не спутать его с веком наступающим.
...
Что же касается формы и жанра “Протоколов”, то в книге делается вывод, что текст представляет собой пародию на “Еврейское государство” Т. Герцля с тематическими вкраплениями из книги Гедше, а окончательный вариант был написан в стиле “Диалогов” Жоли. Кроме всего прочего, нет особых сомнений в наличии контактов между Рачковским и Нилусом, да и в роли Департамента полиции в распространении “Протоколов”.

В следующей главе (“Происхождение “Протоколов””) автор даёт оценку основным фигурантам детективной истории их появления.
...
Де Микелис обнаружил факт использования “Протоколов” в “Петербурге” Андрея Белого (с. 77). Тот факт, что один из героев романа приводит раскавыченную цитату из “Протоколов” о связи китайского восстания, Русско-японской войны, монгольской опасности и еврейской активности и характеризует эти соображения как исходящие из кругов сторонников погромов, позволяет Де Микелису прийти к выводу, что русский культурный мир воспринимал подобные мысли именно так.
...
В главе 7-й (“Мистификация, наррация и правдоподобие”) Де Микелис опровергает атрибуцию “Протоколов” Т. Герцлю, Ахад Гааму, Папюсу, Нилусу, а также рассматривает роль в фабрикации протоколов Рачковского и Иустины Глинки.
...
Итальянский исследователь обращает, что не удивительно, особое внимание на обвинение иезуитов в стремлении создать мировой заговор. В частности, на мысль о том, что, когда придёт к власти король иудеев, он одновременно окажется и Папой. Надо отметить, что антииезуитский пафос “Протоколов” подчёркивался ещё Меньшиковым".
http://proza.ru/2016/03/26/128

ОРГПРЕСТУПНОСТЬ

В "Литературной газете" в 1988 году, была опубликована статья, одна из первых раскрывающая механизм зарождения организованной преступности в СССР. Тогда Юрий Щекочихин опубликовал в «Литературной газете» сенсационное интервью с подполковником милиции из ВНИИ МВД СССР Александром Гуровым "Лев прыгнул" (незадолго до того появилась статья "Лев готовится к прыжку") о существовании мафии в Советском Союзе, зародившейся в начале 60-х годов после 20 партсъезда и разоблачения культа личности.
Для того времени это было шоковое откровение. Тогда на волне перестройки казалось, что мафию, как наследие застойных времен можно победить. Сегодня, перечитывая статью «Лев прыгнул», становится понятным, что эта раковая опухоль разрослась в геометрической прогрессии. Лев всё-таки достал Юрия Щекочихина в своём прыжке.

ЛЕВ ПРЫГНУЛ

«Слово "мафия" уже до такой степени вошло в наш лексикон, что, скажи кому-нибудь, вздохнув: "Куда денешься - мафия...", - тебя не спросят: "Что, тревожно в Италии, да?".

Мы сжились с этим словом настолько, что к чему только и кому его не приклеиваем. К магазинам, НИИ, баням, кафедрам, творческим союзам, больницам, пивным палаткам, сантехникам, дипломатам, проституткам, мясникам, шахматистам, билетным кассирам; к городам, областям, республикам, к незаметным на карте поселкам и к столичным центрам.
Но за догадками, намеками стала пробиваться и истина, бесстрастная и холодная. Мафия - не красивый образ, мафия - реальность, болезнь, о которой мы раньше беспечно думали, что уж она-то нашему обществу не грозит.

- Мафию, - говорит А.И. Гуров, - характеризуют три признака. - Во-первых, это преступное сообщество, которое имеет четкую структуру и иерархические связи: есть главарь (или группа главарей), держатель кассы, связники, боевики, разведка, контрразведка.

-То есть, Александр Иванович, это как бы нормально функционирующая организация закрытого типа?

- Да, это и есть организация, созданная (и это - второй признак) для систематического преступного бизнеса. И - третий, основной. Преступное сообщество становится мафией лишь в условиях коррупции: оно должно быть связано с представителями государственного аппарата, которые состоят на службе у преступников. Если это прокурор, то он спасет от наказания, если работник милиции, то передаст наисекретнейшую информацию, если это ответственный работник, то сделает вовремя нужный звонок.

Я спрашиваю А. И. Гурова: есть ли отличия нашей, доморощенной мафии от западной? Отвечает, что есть, и потому он редко употребляет слово "мафия": у его западных коллег - криминологов может создаться неправильное представление о предмете разговора. Западную мафию отличают от нашей транснациональные связи, а а границы СССР, как известно, закрыты накрепко не только для мафиози, и второе, главное отличие — тамошняя мафия постоянно пытается легализовать свой капитал, порождая не подпольных, как у нас, а вполне легальных миллионеров. И просит:

- Может, сейчас, в беседе откажемся от слова "мафия"?

- Вам виднее. Если западные криминологи сочтут, что мы и здесь отстаем...

- Хотя... - Александр Иванович задумывается. - Наши преступники уже налаживают связи с зарубежными "партнёрами": в первую очередь насчёт антиквариата и наркотиков. Связь эта, кстати, идет и через наших бывших (некоторые из них, уехав, создали на Западе преступные группы, в частности в Италии). И, к сожалению, нами уже получены данные, что с появлением кооперативов и наши лидеры организованной преступности получили возможность легализовать свой капитал, на их сленге - "отмыть".

-Значит, термин менять не будем?

- Хорошо, давайте разберемся с нашей мафией.

КОГДА ЖЕ НАЧАЛОСЬ

-Только не при царизме! - убежден Гуров.

И когда я напоминаю ему о том, что писали Гиляровский или Дорошевич, объясняет, что они-то рассказывали о профессиональных преступниках, которые были и тогда, есть и теперь, и никуда мы от них не денемся в будущем. Но это не мафия. Профессиональная, то есть блатная преступность — карманники, квартирные воры, разбойники, карточные шулеры, конокрады (исчезли ввиду отсутствия лошадей) - была и тогда, но ту преступность нельзя назвать "организованной". Хотя, допустим, одесские карточные мошенники платили дань некоторым полицейским чинам, но в целом преступность не сочеталась с коррупцией.

Были банды в двадцатые годы (сколько они дали сюжетов для детективов!), но мафией они также не стали. Те же причины - отсутствие коррупции в обществе, то есть служащие государственного аппарата не были куплены (хотя можно было найти отдельные примеры).

- Характер преступности и уровень её соответствуют общественным отношениям. Это аксиома. И потому давайте подумаем: могла ли появиться организованная преступность в сталинские годы. Да нет, не могла. Тоталитарное государство не допустит (как известно, и Гитлер, и Муссолини в своих странах организованную преступность уничтожили).
Я интересуюсь: не тогда ли появились "воры в законе", а если да, то чем они отличаются от организованных "мафиози"?

- Да, "воры в законе" появились в тридцатых. Это было время развития нашей лагерной системы. Уголовников там было куда меньше, чем так называемых политических, но именно уголовники взяли на себя функции управления в условиях несвободы.

- Почему, если их было меньше? - спрашиваю, хотя сам понимаю, насколько наивен вопрос...

- На первых этапах из уголовников даже подбирали воспитателей и охранников. Ведь остальные-то были "фашистами" - так блатные называли всех, кто шел по 58-ой статье: от наркомов до крестьян. И некоторые начальники лагерей специально стравливали блатных с политическими. "Воры в законе" — образовавшаяся в те годы преступная каста - тогда же, в начале тридцатых , установила свои правила поведения, одним из которых было: в политику не вмешиваться, с представителями власти не общаться

- И так же, не вмешиваясь, продолжали жить на свободе? Они как бы составляли собственное параллельное государство в той сталинской стране?..

- Да, они были связаны воровской идеей, проповедовали жесткие законы по отношению друг к другу (копирующие отношения в стране), у них был и свой орган управления - воровская сходка (известны сходки в Казани, в московских Сокольниках), но в мафию они не превратились. "Блатные" понимали, что, как только они соединятся, им тут же приклеят политический ярлык, и тогда уже не до шуток.

Больше того, "воры в законе" были в то время наиболее свободными людьми. Они не испытывали тех материальных трудностей, которые выпадали на долю народа, в своем кругу (а других они избегали) они не боялись пострадать за нечаянное слово, да и статьи, по которым их наказывали, были куда безопаснее 58-ой с её множеством страшных пунктов.

- То есть, - уточняю я, - "сталинский режим", уничтоживший миллионы, был снисходителен к "блатным", если только они не соединялись в организацию?.. Ведь, кроме других перечисленных вами преимуществ, они и под амнистию чаще попадали, чем политические. Чем это закончилось на закате сталинской "эры", показано в недавнем фильме "Холодное лето пятьдесят третьего...".

- Возможно, вы и правы, - соглашается мой собеседник. - Хотя как юрист я могу привести много примеров, когда и "блатные" становились жертвами необоснованных репрессий (в частности, известны их массовые расстрелы в лагерях). Но на кого бы репрессии ни были направлены - все равно они были незаконны, а потому преступны. Даже в отношении воровской нечисти.

Однако, выясняя сейчас корни нашей организованной преступности, нужно твердо сказать, что, не будь Сталина, мафия все равно не появилась бы в тридцатые годы. Страна была экономически бедной, а мафия зарождается прежде всего там, где экономика достаточно развита. - И продолжает: - Первые признаки мафии появились у нас тогда, когда начал выправляться хозяйственный механизм, то есть при Н. С. Хрущеве. Хотя масштабы ее деятельности были смехотворны по сегодняшним меркам: в 1958-1959 годах средний ущерб от хозяйственных преступлений в среднем по РСФСР составил полтора - два миллиона. Сейчас подобный годовой доход имеет удачливый квартирный вор.

Итак, в шестидесятые можно было говорить об отдельных признаках мафии. В семидесятые она стала социальным явлением. Именно тогда, вспомним, само это иноземное слово стало все чаще употребляться в нашем бытовом лексиконе. Казалось бы, не по делу: ну что за "мафиози" в жэке? Что за мафия на кафедре? Что за "коза ностра" в Краснодарском крайкоме? Смех да и только. Скорее, мы вкладывали в это слово свою горечь от социальной несправедливости, которую наблюдаем практически ежедневно — от невозможности пробиться сквозь бюрократические стены, от несоответствия между пропагандой и реалиями жизни.

Но появилось и новое: Корейко вышел из подполья! Те, кто раньше стеснялся своих законных миллионов, начали открыто их вкладывать в "мерседесы", в бриллиантовые колье, в особняки, которые возводили уже у всех на виду. (Чего было бояться какому - то магнату пивной платки, если и лидеры страны, и их дети кичились коллекциями драгоценностей). Тогда-то мы и начали шептать с отчаянием: ну, мафия!..

Но кроме видимых невооружённым глазом процессов, начались и другие, которые могли увидеть только криминологи. Вот как оценивает А.И. Гуров ситуацию семидесятых:

- Всё больше и больше денег из госбюджета начало перекачиваться в частные руки. Способов было много, но основной - создание подпольных цехов и даже фабрик, через которые началась перекачка государственных сырьевых ресурсов. Появились и "цеховики" - преступники в белых воротничках. И как реакция на появление теневой экономики - резкая активизация "профессионального" преступного мира, тех, кого можно назвать продолжателями "воров в законе" сталинского периода. Даже концепции "работы" с новым контингентом были разработаны при помощи одного из идеологов преступного мира старой формации, "вора в законе" Черкасова.

- Что это за концепции?

- Первая: бери у того, у кого есть что брать; вторая: бери не всё, ибо терпению человека приходит конец; третья: бери на каждое дело работника правоохранительных органов, ибо "мусор из избы не вынесет" (цитирую дословно). Руководствуясь этими концепциями, и начала свою деятельность преступная организация. Именно с её появления в Москве в начале семидесятых годов - по единодушному мнению криминологов и практиков - и начала формироваться отечественная мафия. В Узбекистане это произошло чуть раньше - в 1967- 1968 годах.

Лидеры подпольного бизнеса стали объектом нападения гангстерских групп. Какими только способами не заставляли их делиться своими доходами! Поджигали машины, дома и дачи, похищали детей (именно в семидесятых годах появился киднепинг - преступление, которого раньше у нас в стране не было), шантажировали, пытали; одного подпольного миллионера, например, положили в гроб и начали пилить гроб двуручной пилой до тех пор, пока он не согласился заплатить "налог". А заявлений в милицию о нападениях не было! Деньги начали перетекать в блатную среду, и в таких суммах, которых за всю историю у профессиональных преступников не было. А едва огромные суммы скопились у "блатных", в их среде появились свои боссы, которые получили возможность содержать штат: и охранников, и разведчиков, и боевиков.

- Но, Александр Иванович, что же мешало и "белым воротничкам" образовывать свои охранные отряды? Ведь было же чем платить!

- Правильно. Различные преступные организации (в первую очередь экономические и гангстерские) должны были соединиться. Первыми запросили мира подпольные бизнесмены. Заключению мира был посвящён съезд, на котором присутствовали представители и того, и другого направлений. Съезд проходил в середине семидесятых годов в одном из городов Северного Кавказа. Бизнесмены согласились платить десять процентов дохода "блатным" за то, чтобы те не трогали их и даже охраняли.

Я, конечно, не мог не заинтересоваться съездами и спрашиваю: единственный ли это известный ему съезд? Он отвечает, что нет, не единственный. Последний (по крайней мере из тех, о которых он знает) проходил в 1985 году в одном из черноморских городов и был посвящён перестройке работы в связи с активизацией милиции.
Но - вернёмся в семидесятые.

- Александр Иванович, но если, допустим, "цеховики" обязались тогда платить "блатным", то точно так же они должны были передавать деньги и наверх: в различные административные органы. О подобных связях не раз писала "Литературная газета" даже в те, застойные времена.

- Конечно... Наверх они платили, чтобы там их прикрывали от закона или визировали незаконные поставки в их подпольные цеха, ну, и вниз - чтобы оградить себя от нападений. Так в семидесятые годы и были сформированы преступные организации, верхи и низы которых хоть и не знали о существовании друг друга (или делали вид, что не знали), но были связаны теми миллионами, которые - с помощью "цеховиков" - шли из дохода нации в доход преступных кланов. С таким наследством мы и пришли в сегодняшний день.

ПРИШЛИ И УВИДЕЛИ

Сегодня, как показывают исследования, проведенные А.И. Гуровым и его коллегами, ситуация следующая:

Организованная преступность находится в стране на трех разных уровнях.
На первом, низшем, - уже сложившиеся преступные группы, которые еще не в силах выйти к этажам власти. Подобные группы действуют в районах Нечерноземья и других зонах.

На втором уровне - такие же группы, но имеющие связи с коррумпированными служащими.

И, наконец, на третьем уровне - самые сильные: несколько групп соединяются в одну, и наиболее сильный клан руководит остальными (на Западе это называется сетевой структурой мафии).

Спрашиваю:

- Но есть ли, так сказать, всесоюзная мафия?

- Ее нет и не может быть. В США, кстати, тоже нет всеамериканой мафии. Каждый клан контролирует свою территорию.

- А как вы думаете, руководители наших кланов знакомы друг с другом?

- Безусловно. У них тоже существует своеобразная табель о рангах и свои понятия о карьере.

- Сколько групп вы изучили?

- Около двухсот. По материалам уголовных дел каждая пятая, а из разговоров с главарями - каждая третья была связана с коррумпированными представителями административного аппарата.

Прошу подробнее рассказать, какие регионы страны больше всего заражены мафией.

- Зараженность эта неравномерная. И в США из 70 городов только в 20 обнаружена организованная преступность.

- А что у нас?

- Глобальных исследований пока нет: слишком мелко мы копаем. Но данные, которыми уже располагаем, говорят о том, что преступные организации распространены прежде всего во всех южных регионах, включая Украину и Молдавию. Из городов Украины считаю наиболее зараженными Киев, Львов, Одессу, Донецк, Днепропетровск... Конечно, Москва и Ленинград. Отмечены преступные организации (но на более низком уровне) в Тамбове, Пензе, Ярославле, Перми... Сейчас в преступной среде стало престижным брать под свой контроль маленькие города. В Московской области это Балашиха, Люберцы, Пушкино, Орехово-Зуево.

- Александр Иванович, но почему все-таки так притягательны для мафии южные регионы?

- Думаю, объяснения надо искать в экономической сфере. Юг - это наш Клондайк. Кажется ясно... Но другое дело, почему сейчас на устах у всех Узбекистан. Не только потому, что липовый хлопок позволял иметь миллиардные левые доходы и коррупция руководителей развратила республику. Мы приводим в пример Узбекистан еще и потому, что его, все-таки здорово копнули. До других регионов пока еще не дошли руки.

Мы, например, недавно вернулись из Хабаровского края и обнаружили, что там создана преступная организация, которая называет себя "Управлением". Недавно это "Управление" обратилось с призывом создать фонд взаимопомощи тем, кто находится в заключении.
http://proza.ru/2023/11/16/968


Рецензии