Пушкин Улисс - Данте
И особо – во снах. Он что-то в них искал
Как его Вещий Олег, витязь перс Руслан, Татьяна Ларина на святках, Онегин или Ленской пред дуэлем (le duel) etc
Пушкин – наш Улисс
Х.Л. Борхес в своих «Девяти эссе о Данте» пишет об Улиссе эссе «Последнее путешествие Улисса» :
« Улисс, побуждаемый Вергилием рассказать, как он погиб, говорит, что когда он расстался с Цирцеей (продержавшей его более года на Гаэте), ни нежность к сыну, ни почтение к Лаэрту, ни любовь к Пенелопе не могли победить в его груди стремления узнать мир и людей с их пороками и добродетелями. На последнем корабле, с горсточкой верных, он бросился в открытое море; уже стариками они подошли к пучине, где Геркулес поставил свои столпы. У этого, положенного одним из богов предела честолюбию и дерзости, Улисс убедил товарищей познать под конец жизни мир без людей, нетронутое море — антипод. Напомнил, кто они, напомнил, что родились не для того, чтобы жить как скоты, но чтоб искать доблесть и знание. Они двинулись на запад, потом на юг, увидели все звезды южного полушария, 5 месяцев пробивались сквозь океан и однажды различили на горизонте темную гору. Она была непохожа на все виденное прежде, и моряки возликовали. Но радость вскоре перешла в отчаяние, поднялась буря, корабль трижды закружился и на четвертый раз утонул; такова была воля божья, и море сомкнулось над ним.
Многие комментаторы — от флорентийского анонима до Рафаэля Андреоли считали его авторским отклонением, полагая, что Улисс и Диомед — обманщики, предназначенные яме лжецов («е dentro dalla for fiamma si geme Fagguato del caval»), и это путешествие всего лишь мимолетная красочная выдумка. Томмазео, напротив, цитирует место из «Civitas Dei», а мог бы процитировать и Климента Александрийского, который говорит, что в южную часть земли человеку попасть невозможно; Казини и Пьетробоно поэтому осуждают кощунственное плаванье. Действительно, гора, увиденная греком перед тем, как его поглотила пучина — священная гора Чистилища, запретная для смертных («Чистилище», I).
Гуго Фридрих уверенно замечает, что «путешествие оказалось катастрофой, и она—не просто удел моряка, а повеление Бога» («Одиссей в аду», 1942).»
Ликвидация гордеца Улисса, дерзко осмелившегося посетить Чистилище без ведома Бога, минуя Ад, была решением Творца
Кстати, о проблеме Где ты был Одиссей и куда плавал Улисс:
Данте пишет: Улисс проплыл Средиземное море на запад, пошел затем на юг в океан Южного полушария и пробивался по нему … 5 месяцев. При скорости триеры 2 км-час до мыса Игольного от Аттики предстояло пройти порядка 20 000 км. Требовалось 10000 часов непрерывного хода. А в 5 месяцах только 3600 часов. Значит, Улисс не выходил за пределы Средиземноморья …
Но какова сила сна! Тем более у Пушкина или Данте… А уж у Тани, терявшей по ее признанию рассудок от утомившего ее целомудрия, … и толковать не приходится. Сами знаете …
***
Последнее путешествие Пушкина было в заколоченном гробу в ящике на соломе под рогожей в простых крестьянских дрогах
Что ему снилось и приснилось за 19 часов скорбной скачки?
Может, как и Улиссу, ему снился Южный Крест, гора Чистилище и его Белый Старец с Пиковой Дамой – хтоники потустороннего и запредельного. Чистилище – вне досягаемости земнородных пока они не пройдут Ад и не очистятся, если им это суждено в личный Судный день
***
Терпеть и покориться - самое невыносимое для человека. Пушкин
***
Смерть Одиссея
1. Во время изгнания Одиссею удалось выпросить прощение у Посейдона, о чем он узнал в Аиде. Также он получил предсказание, согласно которому, он должен был умереть от руки собственного сына, поэтому по возвращению в Итаку, он сослал Телемаха в изгнание. Однако не знал Одиссей, что у него есть еще один сын – Телегон, рожденный Киркой. Наслушавшись рассказов об отце, Телегон отправился на его поиски. Прибыв на Итаку, он спутал ее с Керкирой. Телегон не узнал Одиссея и убил его. Легенда гласит, что Одиссей был несказанно рад, что убил его не Телемах. Впоследствии Телегон увез его тело на остров Кирки, а сам женился на Пенелопе, тогда как Телемах женился на Кирке и 2 рода Одиссея наконец-таки примирились.
Источник: https://mifolog.com/odissej/#smert-odisseya
2. Одиссей погиб, по одной из версий традиции, на родном острове. Оракул гласил, что царь падёт от руки собственного сына — именно поэтому Телемаху, пока его отец был в Феспротии, пришлось удалиться в изгнание на Кефаллению. Однако убийцей стал другой сын Одиссея. Телегон, рождённый Киркой, отправился на поиски отца и высадился на Итаке, думая, что это Керкира. Царь вышел на защиту своего острова, и в схватке Телегон нанёс ему смертельную рану копьём с шипом ската. Дополнительные подробности сообщает Диктис Критский: по его словам, Одиссей умер через три дня после боя, а перед смертью радовался тому, что убил его не Телемах. Телегон, узнавший правду, отвёз тело отца к матери. Позже, отбыв изгнание, он женился на Пенелопе, а Телемах на Кирке, и таким образом две ветви семейства Одиссея примирились между собой. Согласно одной из версий, Кирка воскресила Одиссея, но позже Телемах убил Кирку и был убит сам, и тогда Лаэртид умер снова — на этот раз от горя.
(см. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
W;st E. Odysseus // Paulys Realencyclop;die der classischen Altertumswissenschaft. — 1937. Bd. XVII, 2.
Ярхо В. Н. «Одиссея» — фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея. — 2000.
Schmidt J. Odysseus // W. H. Roscher: Ausf;hrliches Lexikon der griechischen und r;mischen Mythologie. — 1902. Bd. III, 1.
Псевдо-Гигин. Мифы. — СПб.: Алетейя, 2000)
Существуют альтернативные версии, согласно которым Одиссей или уплыл с Итаки на запад, к Геркулесовым столбам или умер своей смертью в Этолии либо в Эпире, или был убит в Этрурии, в основанном им же городе Кортона.
Некоторые из этих версий лучше согласуются с предсказанием Тиресия о мирной кончине в преклонном возрасте:
… Смерть не застигнет тебя на туманном
Море; спокойно и медленно к ней подходя, ты кончину
Встретишь, украшенный старостью светлой, своим и народным
Счастьем богатый. — Гомер. Одиссея, XI, 134—137[213].
(см. Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. — М.: Наука, 1966
Ярхо В. Н. «Одиссея» — фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея. — 2000
Мосолкин А. Исторический комментарий к поэме «Александра» Ликофрона (стт. 1226—1280) // Античный мир и археология. — 2009. — № 13.
Schmidt J. Odysseus // W. H. Roscher: Ausf;hrliches Lexikon der griechischen und r;mischen Mythologie. — 1902. — Bd. III, 1)
***
Итак, гордый Одиссей не захотел умирать дома в постели или быть убитым сыном , Он рванул к Геркулесовым столбам, надеясь чрез Гибралтарский пролив проскочить в запредельное (по географии греков той поры)
Данте же приснился финал этой авантюры = гибель Улисса у подножья Чистилища. Но суть в том, что Данте был реально теолог Дуранте
Свидетельство о публикации №223111300484