Предыстория книги четвёртой...

"Бог есть то неограниченное всё, чего человек осознаёт себя ограниченной частью" Л.Н. Толстой, ХХ век

"Антихрист – это кто принёс только хлеба и зрелищ, а духа не принёс" Е.Н. Прилепин, XXI век

СЕМЕЙНАЯ ЛЕТОПИСЬ. КНИГА ЧЕТВЁРТАЯ
Часть VI. Быт(ь) или не быт(ь). До и после. В чём же разница?
Часть VII. Политика и наши взгляды. О религии, церкви и Вере

ПРЕДЫСТОРИЯ КНИГИ ЧЕТВЁРТОЙ или
НЕТ ПРОРОКА В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ, НО ЧЕЙ-ТО КАТАРСИС ЗАПУСТИЛ АПОКАЛИПСИС РУСИ!

«Нет пророка в своём отечестве? Фразу принято применять к успешному человеку, талант которого отказываются признавать его близкие и знакомые, либо его достижения не воспринимают всерьёз на родине. А способности чужих людей, напротив, вызывают, как правило, восхищение. Другими словами, такова обыденная жизнь, когда чужое воспринимается всегда лучше своего»

Кеша чуть подправил скопированный «быстрый ответ» Яндекса. Но вдруг увидел, что пропустил нерусское слово «фраза». Свои же правила нарушил. Вмиг получен новый БЫСТРЫЙ ответ: Фраза. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где phrase < ср.-лат. phrasis, передающего греч. phrasis «оборот», производное от phraz; «говорю, выражаю мысль». Фраза буквально – «сказанное».

Удовлетворённый ответом, Кеша записал в своём «Словарике теряемых смыслов»: ФРАЗА –смысловая единица речи, но часто бывает пустой и бессмысленной. Подумал, удалил запись и набрал покороче: ФРАЗА – букв. сказанное. И это было правильно, ведь когда-то использование нерусских слов было потребностью: в языке просто отсутствовали подобные по смыслу слова...

Кеша ещё раз перечитал вступление. Нет, не то! Конечно, можно было бы начать с безобразного увлечения бестолковыми «англицизмами», но это не причина. Это следствие. А за окном был уже ноябрь, незаметно пролетел октябрь, забылся сентябрь, а начать очередные Измышления никак не получалось. Перепробовано с десяток тем, но работа всерьёз застопорилась. Точнее встала...

Впрочем, начал-то сегодня совсем с другого. Начал ведь с поиска: что значит и кому принадлежит это чудное высказывание: «Нет пророка в своём отечестве»? Это, во-первых, а во-вторых – задался вопросом: почему получилось так, что Кешина 3-летняя работа не восхитила близких ему людей? Никто не разделил его радость – он-таки разобрался с Новым временем!

Перед глазами лежат три распечатанные на принтере книги – одна другой толще. Третья – про образование в объёме текста равна первым двум, про родителей и воспитание потомков. Ещё совсем недавно (ха! недавно? 30-50 лет назад!) такой объём* Кешей бы даже и не задумывался... Сегодня же имея, комп и доступ к сети, можно набрать любой осмысленный текст ещё большего объёма!

*(Объём трёх книг составил ~38 авторских листов. Один авторский лист равняется 40 тысячам знакам с пробелами, что соответствует примерно 17-19 книжным страницам.  Подсчитанный объём проделанной работы Сашу очень впечатлил: это же роман в шестьсот типографских страниц, если не больше!)
 
А ещё уже можно поручить эту работу ИИ – искусственному интеллекту (Artificial Intelligence – AI). Программа AI Writing (пишу) – это создание текстовых материалов с помощью ИИ, использующая алгоритмы машинного обучения, способна анализировать данные и создавать контент. Эти тексты теперь уже повсеместно используются в маркетинге, журналистике и рекламе.

Однако, чтобы использовать AI Writing, нужно сначала научить ИИ отличать хорошие тексты от плохих. Для этого нужно обучить компьютер на достаточном количестве примеров хорошего и плохого контента ... И что, собственно, имеем? НИЧЕГО! Как была задача нерешённой, таковой и остаётся: чему, как и кто будет обучать? И каким должно быть «воспитание&образование»?

Кеша снова впал в ступор: «Ох, нелёгкая это работа из болота тащить бегемота!» И Корней Чуковский прав – от нелёгкой работы человеку никуда не деться и никак не избавиться. И Кешин главный Учитель – Юрбор – оказался прав в далёком 1987 году: надо сразу определяться в отношениях с компьютером, он или помощник, или средство развлечения. Есть ещё о чём писать...

«Я такие объёмы даже в университете не читала, когда училась! Интересно, конечно, но вот если бы это не читать, а смотреть и слушать...», – как-то так ответила дочь после Кешиной провальной попытки увлечь её и внука своими Измышлениями о «воспитании&образовании».
 
Уже второй месяц дочь с внуком гостили у бабы с дедом. Летом приехать им не удалось – всё решали какие-то неразрешимые задачи... Внук учится в шестом классе, ему 12 лет! 39-летняя дочь всецело в образовании ребёнка. Учатся самостоятельно, уроки не посещают, проходя аттестацию в приписанной школе. Сдают экзамены на пять! Потому и могущие приехать осенью, и надолго.

В первый же день, в день приезда дом стал не узнаваем, будто «Мамай прошёл со своей Ордой».

Вмиг поменялось всё! Размеренный быт деда с бабой был не просто поломан, а исковеркан до неузнаваемости. День и ночь поменялись местами. Понятия «завтрак-обед-ужин» и вовсе пропали. Оказалось, что «приём пищи» – это лишь биологическая потребность, непотребная как самоцель...

А ещё две махонькие собачонки с мудрёной английской родословной. Сучкам позволено было всё. Эти «...такие миленькие и беззащитные защитницы...», разодетые в непромокаемые комбинезоны и вязанные шапочки иногда носились по огороженному саду. Иногда потому, что трава должна быть чистой и сухой. Или вывозились «в люди». На улицу в прогулочной собачьей (!) коляске...

...а дети – дочь с внуком? Они глубоко погружены в поиск собственного инсайта*. Оба всегда находятся или в высшей степени воодушевления, необыкновенного захватывающего счастья, или полного уныния, разочарования и злости. Или усердно делают вид, что они учатся. Именно это всегда и портит им обоим настроение. Ибо над обоими висит извечная необходимость учиться...

*(Для «отсталых» читателей: ИНСАЙТ – это внезапное озарение. И нет сегодня радостного возгласа Архимеда: «ЭВРИКА! – Нашёл!» Нет потому, что Сашино утверждение «Всё придумано до нас!» всякий раз подтверждается. И нет первооткрывателей! Но есть изощрённая компиляция или плагиат по-советски ...)

Внук занял дедово рабочее место, отодвинув его монитор с клавиатурой и взгромоздив на стол свой игровой «супер-пупер» ноутбук с множеством вспомогательных цифровых причиндалов. Дочь сидит где как придётся за махоньким ноутбучонком или лежит на постели в окружении собак, одновременно заглядывая и тыкая в один из трёх (!) смартфонов. Или спит, вконец измученная...

У внука клавиши управления курсором «W-A-S-D» и «вправо-вниз-влево» стёрты до прозрачного плексигласа. Клавиши «контрол», «шифт» и «вверх» меньше, ну почти стёрты. А ещё баба с трудом отчистила засаленные места на компе и убрала (ну почти) следы «потребного приёма пищи». Дед же безутешно ходит кругами вокруг детей, уже и не пытаясь отвлечь их от своих гаджетов ...

... и только утром, по привычке вставая в шесть, когда всё затихает (все засыпают, наконец, глубоким сном), Кеша садится за своё восстановленное рабочее место. Надо всё же было собраться и разобраться с мыслями. Надо было понять, кто прав и кто виноват. Но виноват ли кто вообще в том, что произошло и продолжает происходить во всём мире КАК ПО КАЛЬКЕ ОДИНАКОВО... 

Первое впечатление было одно: приехали гиперребёнок с гипермамой – гений с маминой гиперопекой... Казалось, вот она вершина дочкиного «когнитивного диссонанса» (познавательной бессмысленности) и Кешиного с Аллой – деда с бабой дизрапшна (disruption – расстройство).

[С последним «англицизмом» Кеша опять опоздал! Теперь дисрапция – это уже инновация по изменению в маркетинге правил игры за счёт использования неизвестных ранее бизнес-моделей рынков. Например, New market disruption – расстройство старых рынков перераспределением конкуренции за счёт использования новейших технологий, повсеместно удешевляющих производство]

И всё же первое впечатление не совсем верное, оно совсем неверное! Внук, казалось целиком погружённый в видеоигры, вдруг обнаружил невероятную способность непринуждённо общаться и переписываться с ровесниками из Бразилии, Испании или США на чистом английском. Нет! На сленговом американском языке! Кеша, не понимая, заворожённо слушал эти видео разговоры.

А ведь прошлым летом, общаясь с дочерью и внуком, дед не сумел предугадать, что, казалось бестолковая, но превосходная голливудская песенка про географию, перерастёт в свободное владение английским разговорным языком! Да так, что внук порой едко подмечает, что его училка говорить по-английски просто не способна. И без всякого стеснения внук-шестиклассник успешно защищает честь школы, участвуя в олимпиадах по английскому языку для девятиклассников ...   

Ещё деда удивило, как внук, лихо перебирая пальцами по клавиатуре, практически не задумываясь повторял советы русскоговорящих или англоязычных влогеров (видеоблогеров) по изменению компьютерной программы. Он уже мог легко создавать свои сценарии текущего уровня игры.

Или как внук очень внимательно слушает коуч-программиста, изучая с ним незнакомый для деда язык программирования Go (Golang). И так же лихо перебирает пальцами по клавиатуре, не тормозясь перед очередным операндом, на каком-то подсознательном уровне понимая его практическое назначение в программе. То что когда-то, лет 30 назад, совсем не получалось у деда, возмечтавшего овладеть компьютерным программированием... Не получилось, но случилось у внука.

А невинная поначалу игра в шахматы с внуком вдруг окажется его незаурядной способностью легко решать шахматные задачки. Так, по крайней мере, считает внуков сетевой коуч-шахматист...   А что дочь? Ведь её увлечения в прошлом году дедом тоже не были замечены и оценены по достоинству. Ну какие могут быть заработки выдумыванием непонятных квестов?

Как вообще можно завязать творчество Чехова на какой-то бессмысленный квест? Или Ивана Грозного с его неизвестными до сих пор «деяниями» на Руси? Предложение деда назвать эту затею русским словом, например, смысловая игра – смыслигра, было напрочь дочерью отвергнуто!

Однако, не мог дед не знать, что идёт массовое увлечение этими квестами. Дочери вроде даже поступило предложение от «Росатома» подумать над разработкой квеста для них. Бывший её научный руководитель и начальник с прежней давней работы в университете предложил дочери разработать авторский курс педагогической квестологии. Дед и впрямь ничего не понимает? 


А пока дочь третий вечер кряду читает дистанционно студентам-очникам лекции по рекламному делу. Читает свой уже изрядно забытый курс, читает по просьбе бывших её кафедральных коллег – в её «альма-матери» по-прежнему недостаток кадров и не хватает опытных педагогов.   

Дочь просто не узнать – она принарядилась, подкрасилась, преобразилась до неузнаваемости. И похорошела. Похорошела не столько внешне, сколько внутренне – болячки разом все прошли. Но признаться отцу, что это её дело – по нраву вести трёхчасовой разговор, дочь никак не хочет!

И всё же Кеша всё время ловит себя на мысли, что гордится дочерью. Гордится, но не показывает виду – таково его закостенелое советское «травмированное» воспитание и «неверное» убеждение – хвалить надо, видя конечный результат! Сегодня это много нуликов после единицы на счетах, а у дочери пока одни долги, да полная мешанина в голове и в головах её близких людей...   

Похоже верно утверждение, что «мой ребёнок – это итог моего воспитания»? Дочь переняла всё от своего отца, причём все его не лучшие качества. Она легко находит общий язык с «чужими», а со «своими» никак не может – срывается от обиды и злости. Правда, не говорит своё извечное:

«Ты ничего не понимаешь», а теперь всё повторяет: «злой ты какой...» Но, отойдя душевно, с удовольствием делится какой-нибудь новостью, прочитанной в Телеграмм-канале. Внук, кстати, после тоже очень редкого обсуждения с ним непонятной современной темы изрёк как-то задумчиво:

«...получается, дед нас с мамой умней, что ли?» И всё же утверждение, что «мой ребёнок – это итог моего воспитания» сегодня неверное! Неверное потому, что дочь в своей семье полностью отказалась от всего того, что было заведено мамой с папой и их предками. У дочери, её ровесников и их детей есть полный отказ от обычаев и образов прошлого. И нет у них преемственности!

Было всё в Кешином советском детстве и в его долгом становлении человеком разумным, полезным и справедливым. И вопрос не в том, стал ли Кеша таковым? Вопрос в том, что было? Было всё! Помимо успехов были недоразумении и глупости, и всякие нехорошие поступки-проступки. Не было только того, что является сегодня самым прискорбным, но вовсе неочевидным для детей:

– Не было всепоглощающего вмешательства в Кешкино сознание. Не было навязывания ему чуждых, никем не проверенных знаний. Такого на Руси вообще не было никогда! а было СВОЁ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ, проверенное веками! СВОЁ – НЕ ЧУЖОЕ...

Быть преемником – это означает принять ответственность за будущее и продолжить развитие уже намеченного пути. Быть или не быть – вот в чём вопрос! Об этом и будет повествование...

Кеша глянул в окно, светало. Мысленно приказал себе: «Улыбнись и подумай: какая красивая осень, сколько света и красок, как гроздья калины хороши... Отпусти всё плохое, вздохни без обиды и злости. И, приняв неизбежность, почувствуй, как хочется завершить начатое! Надо жить, чтобы окончательно во всём разобраться! И разложить по полочкам, чтобы это стало понятно дочери...»

Так что там с нерусскими словами, заявленными в заголовке предисловия книги Четвёртой? Быстрый ответ Яндекса не заставил себя долго ждать, впрочем, с этого современного заблуждения – непонимания современниками истинных значений древнегреческих слов «апокалипсис» и «катарсис» Кеша и начнёт свою очередную, Четвёртую книгу Пятикнижия...

Столбцы, 13 ноября 2023 года


Рецензии