Про степь

Однозначно, произведение Оксаны Васякиной  "Степь" - про среду, которая выходила Оксану, взрастила в ней силу, возможно, дух и благословила, как это ни странно. Название этого романа другое, скорее "Отец" или "Дорога". Но я коснусь только степи. Степь прошла фоном через часть романа и смотрится некой философской декорацией жизненного путешествия молодого  автора, замечающего многие детали предметов и событий. Но, это только внешнее скольжение  писательского пера. А начну я с того, что периодически читаю рецензии Сергея О. , который мастерски подчеркивает сразу несколько смыслов прочитанного им материала. Не для критики, скорее , ищет некий смысл для себя. И делится своими открытиями на странице в ЛитРес. Читая новую рецензию Сергея, я впервые узнала про Оксану, поинтересовалась её Степью. И  задумалась: почему я, пишущая и стихи, и прозу теперь в пожилом возрасте, ничего не сочиняла в юности? Я ведь выросла в степной местности. Мой дом находился под огромным бугром, поднявшись на него , я созерцала ,там наверху, начало бескрайней приволжской степи, уходящей в Западный Казахстан... Мне  кажется, я знаю про что рассказывает Оксана. И даже хвалю её, молодую девушку, за неравнодушие к степи. Степь - это явление , которое не подлежит осмыслению. А вот Оксана решилась на такое, в этом она молодец. Я не могу и не собираюсь затрагивать личность Оксаны, на это у меня субъективное мнение, которое мало кого заинтересует, в связи с разницей возрастных взглядов на жизнь. Насколько мне понятно из прочтения произведения Оксаны, я намного старше её родителей. Меня ,вообще, мало что устраивает в нынешней молодёжи, от её нетрадиционной ориентации и  до её амбиций. Но, иногда меня радует некая любознательность или умение молодых заметить вокруг то, что прошло в своё время мимо меня и моего поколения. Вот за это я и ценю в частности Оксанину степь.
 Возвращаясь к Сергею, скажу, что не удивлена его восприятием Оксаниной степи. Он "оживляет картинки" по-своему... Не мудрено, ведь, он в пути между Оксаной и мной. Мы все воспринимаем атмосферу степи по-разному. Неизвестно, был ли Сергей в степи. Суть ещё в том, что бывать, находиться, жить временно или постоянно - это всё абсолютно разное. Мало времени и много времени - это условие формирует не только взгляд, оно рождает, ломает, перестраивает мировоззрение. Если видеть степь только на экране, читать про неё в печати, но никогда не пройти по ней, то и невозможно тогда о ней говорить, потому что не зная её воочию, рассуждать не о чем. Придумать можно многое, но не про степь.
 Читая чужой материал, любой человек включает своё, субъективное, мнение. Вот и Сергей замечает своё раздражение от упомянутых  Оксаной песен . Да, им там место, ведь они характеризуют отца Оксаны. Она складывает детали, по крупицам образ отца в той степи, которая свела их на время поездок. Другого времени у них было очень мало или вообще нет. Степь связывала Оксану с отцом, с воспоминаниями о детстве. А что, если бы он не стал дальнобойщиком, тогда как сложилась бы её жизнь и что она вспоминала бы?
 Умение отметать , не брать в обзор, то что неинтересно, к примеру, каких-то музыкантов или фильмов, упомянутых в тексте, а только сосредоточенность на описании степи, мне помогло сконцентрироваться на личных воспоминаниях. Мне захотелось увидеть больше повествования. Но, молодая автор не умеет ещё раскрывать всю полноту , весь смысл синтеза природы и метафорически связанного с ней существования человека, как уникального явления. А что, если бы не было степи вообще, а кругом только море? Это уже другая история, философия, восприятие.
 Рецензия Сергея рассыпается на ряд вопросов и что-то его даже мучает. Но, ведь у героини должны существовать проблемы, не обо всём она вправе рассказывать. Кстати, степь может и обманывать. Степной мираж сводит с ума заблудившегося в степи и напрасно обнадёживает ищущего выход. Если на горизонте показался город, это ещё не значит, что он там есть. На некоторые события писатель может налагать табу. Запретов в действительности слишком много. В жизни юной их предостаточно. Про степь можно говорить долго. Она открыта для беседы. Она же и характеризует главных героев. Они такие по отношению к степи и друг к другу, иными они не могут стать. Степь самоутверждает их. Несомненно , степь учит героев любви. Они умеют  любить  по-своему . Какими бы они были без степи? И они не бросают степь, а возвращаются к ней.  Оксана не смогла не написать про степь и погрузилась в воспоминания . Степь - это магия. Она зовёт и человек, оставив свои принципы, откликается и идёт навстречу ей...Тот, кто анализирует, знает все нюансы. И ,вдруг, я поняла, что должна рассказать про свою степь... Но поведаю самую малость, потому как самый главный мой рассказ совсем для другой истории.
 Для меня степь - это не матушка, как именуют её иногда. Для меня она бабушка. Всё моё раннее детство прошло рядом  с ними - с единственной , родной  моей  бабушкой и со степью. Мы жили не так далеко от Волгограда. Поблизости с нами граничиили степи волгоградской земли и Западного Казахстана. Они кормили всех, как ни странно звучит. Послереволюционные , голодные годы советской власти  не раз вынуждали моих пращуров  переезжать в Джаныбек , работать там , не покладая рук, за мешок зерна на всю семью. Бабушка ,вспоминая себя ребёнком, часто рассказывала мне про ту давнюю, страшную степь. Запомнилась мне одна из её историй, как путник, шедший через многокилометровую степную даль, погиб при встрече с диким верблюдом. В степи, раньше, вдоль дороги выкапывали специальные углубления для спасения людей от  зверей. Да. Человек видел угрозу вплоть до горизонта (степь насчёт  этого честна ) и ,если рядом находился  этот спасительный ровчик,  то бедняга успевал спрятаться в нём. А уж, как потом складывалась его судьба, неизвестно. Или хищник, не выдерживая степного зноя, покидал свою намеченную жертву, или  появившиеся на горизонте люди отпугивали его, и трагедия миновала.  В тот раз путнику, спрятавшемуся от озверевшего верблюда, не повезло. Крупный верблюд- буран лёг на узкую яму, закрыв ее полностью под собой. А путник, задыхаясь в ней, отчаянно бил ножом в брюхо зверя, но отогнать его не смог, так и погибли оба. И я, сквозь страх представленного видения, спрашивала бабушку, почему их не нашли раньше, и не спасли, ведь жалко же обоих. Что она могла ответить мне, маленькой девочке, видевшей степь только со стороны...
 Мы с бабушкой изредка ездили в центр за продуктами по  автобусному маршруту мимо нашей степи. Летом она запомнилась мне жарким, бесконечным простором  с тёплым ветерком, разносящим вокруг терпкий , горький запах сизоватой полыни , стрекотом кузнечиков и тихим шорохом в редкой траве ящериц и змей. А осенью и весной - серой , сырой землёй без горизонта, слившейся с небом. Зимнюю степь я видела, когда каталась со всеми детьми на санках с оврага на нашу низинную  улицу. Снежная степь моего детства, залитая солнцем, слепила глаза, а резкая граница между белой равниной и ярким синим небом замыкала полукругом огромное шарообразное пространство. И я, оставляя позади степную гладь,  с визгами радости,  летела на санках вниз  с вершины большого оврага на свою улицу.
Вспоминается и степь моей юности. Мы, школьниками, с одиннадцатилетнего возраста, с гордостью трудились на томатных полях, собирали урожай, выращенный на степных просторах  взрослыми тружениками колхоза. Нас с четвертого класса и до окончания школы, ежегодно, каждый сентябрь возили на сбор урожая . Мы кормили нашими помидорами всю страну. Помню, как классный руководитель устанавливала нам ежедневно  ударный план, в который входило количество вёдер, собранных помидоров- в младших классах по 12, а в старших по 18 вёдер. А потом, уставшие, мы усаживались за трудовой обед, доставали термосы с чаем и сладкие бутерброды с маслом и сыром, которые заботливые наши мамы укладывали в  пакетиках в те самые, рабочие  вёдра, в которых мы везли домой свою награду за собственный труд - спелые, вкусные помидоры. С  песнями , радостно возвращались мы домой в кузовах сельских грузовиков, в южные, солнечные дни .И наши учителя , гордясь нами, сообщали куда, в какие города отправят сегодня наш урожай.
"Катится колесо времени "...  А по-моему, это больше растение перекати-поле... Степная трава как человечество. Судьба у этой травы такая похожая... В то время, как прибрежную траву смоет вода и с годами исчезнет почва, превратится в подводный пласт. Или лесная трава , тоже не выдержит временнЫх перемен. Степная же трава самая стойкая, закалённая солнцем, ветрами и непогодой. Её энергия генетическая... И вот, спустя несколько десятилетий, я стою в астраханской  степи, рядом с легендарной горой Большое Богдо. Это в паре сотен километров от степи моего детства. Здесь, задолго до моего рождения, бывала и  бабушка. Приезжали  сюда, в старину, люди за красной глиной, спасающей от хвори. Так считалось в те годы.
Я встретилась впервые с этой степной горой совсем недавно, познакомилась с ней и собиралась написать о ней рассказ или очерк. Во время похода по чудо-горе я поняла, что ничего не напишу, потому что нет таких слов и фраз, чтобы передать то великолепие, захватившее и поглотившее меня целиком. И я тогда оставила идею описания Богдо. А теперь, мне кажется, что пришло время поделиться моим впечатлением от увиденного мира  на святой горе...
 Я , не очень внимательная к деталям, вспоминаю тот июльский, жаркий ветерок, который не совсем радостно встретил меня под горой. Мне показалось, что при подъёме в гору, он мешал мне, не хотел пускать меня туда. А на открытой смотровой площадке тот ветер не разрешал мне фотографироваться. Он взлохмачивал мои волосы, задирал подол моего платья, обжигал мой нос резким запахом полыни и злил меня. Но я не обращала на него внимания, размякнув от усталости и умиротворения, сделала всё по-своему. И теперь, передо мной те самые фотографии, на которых - я и невидимый ветер. И с нами та степь. Высушенная солнцем трава бело-бежевых оттенков, как ковыль, лоснится на ветру. За волнами этой травы белеет солёное  озеро Баскунчак - это на голубом горизонте. Вдали слева и справа - бесконечная степь! А этот домовой степи - ветер! Он защищает степь и повелевает ею. По фольклорному - он - степовой! Поберегись, путник! Я наблюдала однажды драку степовых - бой ветров! Они шумели, рвали в клочья полынь, подняли огромные столбы пыли и ревели как сказочные существа. Они делили степь. Я , не успев подняться на бугор, упала, сбитая вихрем с ног, и покатилась вниз, под горку. Потом, сидя дома, смотрела из окна , как мой ветер , медленно вернулся к себе в расщелину глубокой балки, заглянув в трубу моего дома с  тихим воем.
 Я подумала, почему тот вихрь, сбивший меня с ног в детстве, не тронул меня потом. Он только напугал меня, но не подхватил и не понёс вдаль. Многое таит в себе степь. Да и под горой Большое Богдо чужой мне ветер позволил привязать цветные ленточки-обереги к волшебному "дереву" . Я боготворю степь. Она священная. Её нужно беречь. Следующий раз я поеду в мою степь весной, когда расцветут тюльпаны, я соскучилась по их аромату...И на цветном ковре, тюльпанном, я вспомню о былом...


Рецензии