Вспышки-2

1. 27.03.23. Брянская обл. Пожилой таксист, подвозивший меня из санатория Затишье в  городок Клинцы, ностальгировал по благословенным советским временам:
– Вот были времена! В магазинах – пустые полки, только хлеб, соль и сахар…ну, мыло тоже... Мануфактуры, одежды – тоже ни х..! Но  зато тогда в нашем городе были два хороших мясокомбината, да ещё несколько барахольных и швейных фабрик. Так что мясо и тряпьё летело через заборы беспрерывно, жратвы и одёжек хватало на всех! Вот это была жизнь!

2. Время – это последовательность движения материи?
Время – это последовательность состояний материи?
Великий Воннегут ещё 50 лет назад утверждал то, что теперь гипотетически предполагают самые прогрессивные учёные: ПРОШЛОЕ и БУДУЩЕЕ происходят и существуют ВСЕГДА, то есть ОДНОВРЕМЕННО. Этот тезис серьёзно рассматривается в целом ряде выступлений и статей крупных учёных-физиков. По существу, это важный шаг к познанию человеческого (мирового?) сознания. Как это глубоко и заманчиво!

3. Распахнуть окно во внешний мир и крикнуть ему: «Ты интересен и прекрасен!» не так-то просто. А иногда и невозможно: не дадут.

4. Хочет он этого или нет, но весь мир обречён на неизбежный, неумолимый прогресс. Прогресс требует порядка: мы все уже пронумерованы, закодированы, зашифрованы, оцифрованы. Для этого нам потребовалось, и потребовалось извне,  бесцеремонно,  обзавестись  компьютерами, айпадами, смартфонами, паролями, аккаунтами, логинами, протоколами… Всё это не что иное, как бескомпромиссное наведение порядка, и чем дальше, тем всё более и более детального. Мы уже сидим за колючим забором из гаджетов и программных продуктов. Не грозит ли всему миру какой-то  тотальный фашизм (новый Neordnung)?

5. Как я, формально не служивший  в армии, стал Отличником Погранвойск (я служил в оборонной отрасли для армии)?
В начале 70-ых после боёв на Даманском граница с Китаем стала сущим адом для наших пограничников. Распространённые в этих местах Китая стада яков стали орудием для систематических китайских пограничных  провокаций. Яки, эти горбатые горные быки с длинной, до самых копыт шерстью, сами по себе отличаются задиристым норовом. А их пастухи-ханьцы по наущению хуньвейбинов кололи быков небольшими дозами спирта, отчего те становились свирепыми чудовищами, и направляли их скопом на преодоление нашей границы. Вооружённые советские пограничники имели строгий приказ: не стрелять, чтобы не обострять обстановку. Вручную противостоять крупному обезумевшему зверю было не в силах никакому бойцу. Стада яков прорывались на нашу территорию. В результате Китай, раздувая вражду,  беспрестанно направлял в СССР ноты о захвате советскими властями скота у приграничного китайского населения.
В это время Великий Минсредмаш, в т.ч. наш новосибирский завод Химаппарат помимо основной продукции выпускал крупные партии технических средств охраны для защиты протяжённых границ СССР. Курирование этих поставок со стороны КГБ осуществлял генерал погранвойск Куяров, который поведал нам об инцидентах с яками. По его инициативе одно из  минсредмашевских предприятий оружейного комплекса в  срочном порядке разработало первые мощные отечественные электрошоковые приборы на базе особых компонентов, выпускавшихся только нашим заводом. Были организованы срочные совместные  работы по обеспечению погранвойск этими электрошокерами. Приборы успешно использовались пограничниками для отпугивания разъярённых яков. Так в числе других «штатских» химаппаратовцев я был отмечен Отличником погранвойск СССР.
   
6. Вероятность появления в наше время гуманитарно-культурного всплеска, подъёма, подобного историческому прорыву в жизни   России ХIХ века, лежит за пределами трёх сигм нормального распределения Гаусса. На такой воображаемой шкале нашей общественной морали математическое ожидание взлетает к единице в области нашего безрассудного, угрожающе застывающего  пофигизма.

7. Великий У.Черчилль сказал: «Россия – это загадка, завёрнутая в загадку, помещённую внутрь загадки». Выражение неясное и вычурное. Вот если бы не менее великого Э.Канта попросили привести хотя бы один-единственный пример его понятия «ВЕЩИ В СЕБЕ», то он, не раздумывая, ткнул бы пальцем в Россию.

8. Фильм, который нашёл наиболее  благотворный отклик в моей душе за последние годы, длился полминуты. Это был мимолётный клип, просто коротенькая новостная вставка, снятая в небольшом голландском городке. В местном зоопарке  содержатся 10 слонов, которых регулярно выводят на место купания и водопоя. Слоны важно шествуют гуськом, причём каждый  держится своим хоботом за хвост впереди идущего. В этой цепочке вперемешку торжественно выступают и маленькие слонята, и вполне возмужавшие гиганты. Местные жители выходят на обочины дороги посмотреть на это очаровательное представление и поприветствовать животных. Фильм до краёв наполнен спокойствием и добротой.

9. Внимание, читатель, – вспышка! Вдумайся! Это  не лёгкий  социальный сдвиг, это – увы, состоявшийся – мощный безмолвный  подрыв  устоев, настоящий исторический перелом! Нечего упоминать наши столицы и крупные города, вспомни названия самых захолустных глубинок и набери в интернете: «ПРОСТИТУТКИ  В … (НАЗВАНИЕ НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА СТРАНЫ, те же Клинцы, Урюпинск и т.д.)». И ты обязательно обнаружишь многочисленные, обстоятельные списки, в которых тебе предложат любые на выбор фигуры, возрасты, способы и особенности «отношений», и, разумеется, цены. По справочникам в современной России числится около 2500 городов и посёлков городского типа, и дай-то БОГ, если тебе попадутся  пункты без указанного вида  общественного обслуживания. Звони по городам и весям и занимайся арифметикой. Размышляй о современных масштабах  этого социального феномена, о морали, о  здоровье и болезнях, о браках и разводах, о детках, о воспроизводстве населения.

10. Поистине фантастические вещи происходят с сознанием долгожителей. Я родился и прожил до 19 лет в г. Шуя, затем 6 лет учился на инженера в Питере, по 20 лет проработал и в Новосибирске, и  в Москве, где и сейчас живу на пенсии. Время от времени я посещаю все эти «опорные точки», и обнаруживаю, что  сложившихся во мне их образов не существует. Нет ни той Шуи, ни того Питера, ни Новосибирска. Просто нет.  Более того, молодым современникам это покажется сумасшедшей фантазией, но для меня нет и Москвы, хотя я в ней и живу. Есть новое,  незнакомое, ставшее чуждым мне место жительства, тоже называемое Москвой.
11. Наш катарсис. В глухом спальном районе мелкие лужи морщатся от масляных разводов, размякших окурков и упаковок. Из тусклого подъезда  выходит на вечернюю прогулку старик. С одной стороны из-за мокрых кустов сипит обрыдлый  мат, с другой – просачивается дымная тандырная  вонь.  А  навстречу веет тошной городской химией. В дряхлом морщинистом горле, в кипятке  кашля, одышки и скорбной иронии клокочут когда-то любимые стихи знаменитого поэта:
Я вышел в ночь – узнать, понять
Далёкий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот…
           И вот, слышнее звон копыт,
           И белый конь ко мне несется...
           И стало ясно, кто молчит
И на пустом седле смеется.

12. Летом 1957 года мы, питерские студенты-политехники, проходили производственную практику по грозозащите в Донбассе. Нас сразу же захватили интереснейшие расследования ударов молний в ЛЭП и ОРУ. Издавна Донбасс считался одним из самых грозоопасных мест запада СССР. При этой интереснейшей работе приходилось постоянно переезжать от одной аварии к другой в самых разных районах Донбасса, далеко от нашей основной базы УКРЭНЕРГО в  Горловке. Оказаться после прохладного Питера в жаркой, цветущей Украине было настоящим наслаждением: южное тепло, душистые парки и сады, обилие разнообразной и вкусной  еды в шахтёрских столовых. Особое восхищение своим радушием, цветущим видом, задором  вызывали девушки в Общепите – раздатчицы, буфетчицы, повара. Через день-другой путешествий мы уже отработали методику завязывания контактов:
В столовую, где по предварительной разведке работают молодые девушки, входим со строгим видом и с ходу  требуем жалобную книгу:
– Давайте книгу сюда, это – студенческий контроль! Пожалуйста, побыстрее: вот вас, девушка, как звать?  А фамилия? А вас?... и т.д.
Через минуту вручаем обалдевшим красавицам жалобную книгу с хвалебными отзывами о качестве пищи и прекрасном обслуживании. После этого приступаем к набору блюд. В те времена за подобные отзывы Общепит автоматически начислял премии упомянутому в книге персоналу. Отборная еда и надёжные знакомства на вечер становились сами собой разумеющимися.
Страна Украина! Лучезарная, добрая, обильная – где ты сейчас?

13. В Москве, на нашей переоборудованной автобусной остановке,  время от времени происходят интересные события.
Моложавый мужчина, неоднократно прочитав  расписание автобусов, обращается к своей спутнице:
– Уже на четверть часа опаздывает! Сколько можно ждать!
Сидящий рядом пенсионер с внешностью отставного профессора:
– Запомните, молодой человек:  никогда, н-и-к-о-г-д-а! у нас автобусы не будут приходить вовремя!
– Так уж и никогда? Это почему же?
– Потому, уважаемый, что это Расея-матушка! Понятно?
– А-аа! Ну да, ну да, поэтому-то, может, так и будет.
– И во всём этом, заметьте, мы сами виноваты!
– Да-да! Выходит,  мы сами виноваты и в том, что сами виноваты!
Трое франтоватых юношей и девушка, все азиатской внешности, тихо разговаривают на своём, напевном, незнакомом мне языке. Я с любопытством вслушиваюсь в неторопливо журчащую речь. И в ней, словно льдинки в стакане, звякают знакомые звуки: ё..твою…бл..
14. Сохранила ли современная питерская высшая школа славные традиции братства преподавателей и студентов? Это братство бережно взращивалось на многочисленных кафедрах политехников  с первого года обучения до  защиты дипломного проекта. Вечные души дорогих, хороших, мудрых преподавателей кафедры Техники Высоких Напряжений питерского политеха 50-х годов, мы, всё ещё живые,  помним вас и любим!

15. К концу ХХ века учёные-классификаторы  построили пирамиду, разместив в ней  все науки по степени сложности, то есть по возможности полной и ясной математической формализации предметов-явлений изучения:
1-ый этаж: «ПРОСТЫЕ» (почти все естественные науки – физика, химия, астрономия, география, геология и т.д.).
2-ой этаж: «БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ» (биологические науки).
3-ий этаж: «СЛОЖНЫЕ» (лингвистика).
4-ый, пока недосягаемый, этаж: «НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ» (этика).
 Интересно, сохранится ли такая классификация по мере насыщения всех наук инструментарием искусственного интеллекта?
 
16. Истинное Величие романа «Вся королевская рать»:
"Человек зачат в грехе и рождён в мерзости, путь его – от пелёнки зловонной до смердящего савана! У КАЖДОГО ВСЕГДА что-то есть!" Ты прав, Роберт Пенн Уоррен, у  каждого есть свой Большой Грех, и это было известно ещё до Библии, но так ясно и честно, как ты, этого никто не говорил. Ты показал в своей книге, как грешен человек, каким бы честным он ни выглядел. И Ты подтвердил, что власть – это одновременно и ненасытная грёза подлецов, и источник всей несправедливости на нашей грешной земле.

17. Только немногие оставшиеся в живых могут оценить разительную, поучительную пропасть в отклике россиян на  запуски  первых  космонавтов (1960-е годы) и на киношную космическую экспедицию (2021г). Интернет до сих пор полон народными комментариями (ниже – цитаты):
– А порно там тоже будут снимать? А когда? Такой шанс снять первую порнушку в космосе! Неужели и этот шанс просрут?
– Двигатели Союза приводят к нетрадиционной ориентации.
– Рогозин очень старается, но все никак не угробит МКС. Не бзди,
Дима, у тебя все получится!
– А сверление снимать будут, или опять втихую? Говорят, эти-то сверлить будут снаружи! И т.д., и т.д.

18. Помещения царицынской поликлиники после капремонта  поражают и отделкой, и оборудованием, и сервисом. Клиенты просто ахают от благодарности и восхищения, и есть за что. Женщина-врач приглашает меня в свой кабинет точно в обозначенное на шикарном светодиодном экране время; внимательно выслушивает мои жалобы; ведёт в  приборный отсек, диагностирует, и в конце приёма протягивает мне две бумаги. Одна (маленькая) – это распечатанные рекомендации по лечению и перечень лекарств. Другая – полностью забитый мелким шрифтом лист А4, в двух местах которого я должен расписаться. Сразу после моей подписи должна расписаться и она. Я недоумеваю:
– А это что такое? Зачем эти подписи?
– А затем, что я вас не выдумала, что вы были у меня на самом деле!
– ?! Вам что, не доверяют?
В ответ – горькое пожатие плечами. Ну что мы за народ?


Рецензии