Чеховский Вишневый сад. Реквием или пророчество?

    Нет - не реквием, - но произведение удивительное по красоте формы, точности отражения предмета и мощности футурологического содержания.

    Кошерная критика в лице, например, Д.Быкова поспешила увидеть и провозгласить в пьесе именно реквием, - иронию и прощание с золотым веком "вишнёвого" дворянства, "золотой" русской литературы в преддверии века "серебряного", у цит. "которого и труба потоньше и дым пожиже".(Д.Быков см. "Открытые уроки").

    Однако, по-нашему мнению, тут - чеховская философия поглубже и цепляет не только прикладной феномен этапа русской действительности на рубеже веков. Результат этого созерцания, похоже, оказался грандиознее даже того, что автор сам предполагал.

    Опять же,заглянув в википедию, можно схватиться за голову, - огромное количество трактовок пьесы, шквал разносторонней критики, только самое главное и очевидное опять никто не заметил.
    Громкое с моей стороны заявление, в котором можно опять обвинить меня в каком-то апломбе и кокетстве. Но давайте посмотрим весьма простую очевидную логику.

    Кто такие Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев? Ну, конечно, аристократы, дворяне, верхи общественной социальной пирамиды. У них все хорошо? Нет у них всё плохо. Они - в имущественном, социальном и духовном кризисе.
    Ну так и вся пьеса о закономерностях кризиса элит. Именно в этом очевидном ключе и надо подходить с анализу событий и характеров по существу. Это ж прямо на лбу написано, но именно это опять мало понимается зрителем и критикой.
    Какие ж это закономерности?

    1. Редукция воли.
     Ни Раневская, ни Гаев не способны элементарно сосредоточиться и выслушать деятельные аргументы Лопахина. Они предпочитают их упорно не замечать. Они целенаправленно отторгают от себя реалии, которые не вписываются в схему барской лени и праздного существования. "Уважаемый шкаф" в таком ключе выглядит фантасмагорическим символом отрыва от реальности.
    Раневская настолько абсурдно безвольна и пуглива, что готова сразу откупиться даже последним "золотым рублём" от мельчайшей проблемы, заставляющей её адекватно оценивать окружающий мир.
    Верхи старого мира уже не могут ничего делать, лишь только длить своё существование за счёт либо денежных подачек со стороны, либо за счёт нажитого имущества и материальных ценностей, которые никак не связаны с их личными усилиями.
    В конце - концов Раневская с Гаевым длят своё существование за счёт почти мизерной подачки родственницы, а Борис Борисович Симеонов-Пищик будет ещё долго проживать "полезные ископаемые", которые вдруг обнаружились на его земельном участке. Чеховская комедийность точна и символична. Вся история и характеристика  Бориса Борисовича вдруг изобретательно сворачивается в его фамилии. Предки "Симеоны" в конце-концов комически выродились до "Пищика" в нынешнем персонаже.

    2. Деградация гендерных отношений.
     Смысл жизни стареющей аристократки Любови Андреевны Раневской концентрируется исключительно на гениталиях. Любовник Раневской, обокравший и унизивший ее, решает вновь воспользоваться ее доходами, и она не в силах отказать ему. А почему? Лишь только потому, у этого подонка машинка для чесания гениталий работает безотказно. А иначе почему?  Или она не видит его подонства, которое отступает в ее голове на второй план перед качеством основного низменного инстинкта? Все женщины таковы? Нет не все женщины таковы. Существуют и пенелопы и тургеневские девушки, которые в образе Ани ходят прямо тут рядом по сцене. Что с ними дальше будет - вопрос второй. Но вот уже сейчас они есть и наполнены еще неясными двигательными силами.

    3. Институция беспринципного лакейства.
    Кризис верхов стимулирует страт сытого и злого лакейства. Тоже ни во что святое не верующий подонок Яша чувствует себя вполне комфортно рядом с загнивающей аристократией. Достаточно иногда торжественно услужить элите подачей стакана чая, чтобы быть сытым, обутым и одетым  и обожаемым женщинами. А большего этому типажу от жизни ничего не нужно. Он больше ничего не хочет и ничего не умеет. Но приёмы холуйства он изучил в совершенстве, хотя в глубине души презирает своих хозяев, но не переходя за грань дозволенного условностями сложившегося социального обустройства. Он тут - рыбка в золотом аквариуме и ни на что его не променяет. Истеблишменту тоже невозможно жить без таких холуёв, поскольку без них не видно, кто здесь "хозяин жизни". Он хитер, опасен и наделён некоторой волей, способной преодолевать инстинкты любой совести, что видно по его интригам с Дуняшей.

    4. Попса.
     Способ существования деградирующей элиты чрезвычайно скучен по существу. Поэтому непрерывно хочется любым способом сбросить депрессивные доминанты психики. Для этой цели аристократия везде таскает за собой Шарлотту Ивановну, которая всяким зрелищным идиотизмом  будоражит основания инстинктов креативности говорящих приматов.

    5. Деградация верхов стимулирует дремавшие тенденции низов особенно у молодого поколения.
   "Вечный студент" Петр Трофимов вдруг начинает задумываться о новой жизни под стук топора, карающего "вишнёвый сад". Раньше он был похож на Чацкого, униженного фамусовским обществом и смирившимся с такой кастовой схемой. Но стук топора призывает его к действию, он уже выглядит вождём, за которым могут пойти тургеневские девушки.

    6.  Деградация низов в системе кастовой иерархии.
    За всем праздником дворянской жизни стояли праведные и убеждённые лакеи и работяги фирсы. Которые настолько смирялись с механической системой социального обустройства, что даже за 87 лет не успели почувствовать жизнь в ее полноте и красках. "Жизнь-то прошла, словно и не жил…" удивляется Фирс итогам собственного существования. Господа Фирса вовсе не замечают, хотя именно безропотные фирсы обеспечивали всю социальную пирамиду, которую так жестоко теперь ломает история. Дурковатые фирсы, которым не нужна никакая "свобода" до самой смерти будут радеть за господ за харчи и крышу над головой. Только на пороге смерти они приходят к необходимой и правильной экзистенции, когда уже и жизнь прошла, и господа их окончательно предали.

    7. Активизация бывших рабов в качестве новой двигательной силы.
    Тут всё предметно и очевидно иллюстрировано образом купца Лопахина. Тут кому то он покажется страшен своим безжалостным отношением к прекрасному, но бесполезному вишнёвому саду, но лично мне - симпатичен своей свежей энергией.
    Примечательно, что реформатор Лопахин отнюдь не варвар стремящийся единственно к разрушению прекрасного старого мира, из которого он тоже вырос. Но он исчерпал все возможности реальности и рационализма для уважительного спасения бескорыстно дорогих ему соплеменников. Но губят этот мир не лопахины, а гаевы, раневские и симеоновы-пищиковы, как это не выглядит парадоксальным.

     Ну что, убедительно? Мне кажется, - вполне. Футурологично? А посмотрите на дальнейшие скорые события социальной революции, например, в ленинском 17 году, после которой новые вожди даже жёстче купцов лопахиных вырубили вишнёвые сады монархической России. Поленюсь здесь даже описывать аналогии, предоставив это разумению читателя.

     Но вот о том, что Чехов открыл общие закономерности деградации элит поговорим дополнительно.

     Смотрите, что сейчас то происходит. Мы обнаруживаем те же самые чеховские закономерности, - только в неимоверно грандиозных размерах.

     1. Фамусовское общество, разросшееся до глобальной системы в лице т.н. кастового "однополярного мира", вдруг сталкивается с проблемой того, что ничего не может.  У Америки и "коллективного запада" по всему миру - огромное количество военных баз, в которых американские солдаты на в силах выиграть не одного военного противостояния. Только - там, где кого-нибудь можно цинично разбомбить без всякого риска для жизни. (Косовский прецедент). Существование "золотого миллиарда" системно немыслимо без ограбления исторических колоний, которые вдруг начинают присматриваться к "вишнёвому саду" европейской цивилизации, погрязшей в бумажной волоките и канцерогенной урбанистике.
     Наука, промышленность коллективного запада сейчас тоже существуют на подачках и притоках мозгов извне. Лучшие программисты в Америке - индийцы, много русских учёных торгуют образованием, полученным в России и т.п.
     Даже солдат "коллективный запад" импортирует из тех стран, где ещё остались элементы мужественной воли или склонности к авантюризму.

     2. Деградация гендерных отношений докатилась до процветания т.н. ЛГБТ тусовки, принадлежность к которой стала своеобразной меткой в социальном противостоянии с пробуждающимся вулканом. (Привет госпоже Раневской).

     3. Институция лакейства массово захлестнула политические тусовки, - и мировую журналистику, и даже - Организацию Объединённых Наций. Современные фарисеи очень искусно находят оправдания т.н. "двойным стандартам" в порывах сохранить привычные кормушки. Молодой лакей Яша превратился, например,  в молодого лакея Зеленского, существование которого исключительно на подачки хозяев сформировалось через общесистемные социологические закономерности. Что тут особо Зеленского винить, - попал парнишка в жестокие жернова истории.

     4. Современная культура уже мозг выносит приёмами попсового жанра. Не заметны ни в литературе чеховы и толстые, - ни в кинематографа - тарковские или рязановы.  Если внимательнее присмотреться к творчеству, например, того же известного Д.Быкова, то создаётся впечатление, что функция литературы состоит лишь в удачном построении некоторых "гипертекстов". Способных, во-первых, через некоторый эпатаж почесать читателю основания инстинктов креативности, достаточно недорого создать продукт, который в рамках некоторой литературной иерархии, позволит реализовать "инстинкт доминирования" ( группы d- по классификации). Во-вторых, - правильно пасти дураков и неокрепшие умы, которые на всё на это ведутся. Музыка, особенно эстрада, всё более кричит и сексуально стонет, чтобы ленивый болван, все жё немного услышал нечто недалёкое от занудного барабана. Шарлотта Ивановна - детская забава по сравнению с этими "шоу"..

     5.  Просыпаются новые вожди, к сожалению, - на самой неблагоприятной национально-религиозной основе, обещающей самое длительное и жестокое кровопролитие перед смирением и успокоением бури. Вечный студент Петр Трофимов - это чеховский интеллигент, который соответствует лишь некоторому оптимистическому варианту общей тенденции. Его реальные воплощения сегодня имеют довольно мало общего с чеховской комедией.

     6. Т.Н. безропотный "народ" сейчас глобально и опасно перемешан с лакеями типа безнравственного и хитрого Яши. Этот народ, принимающий возможность заработать немного баксов у господ, весьма самоотверженно идёт в бой в современной Украине. Мозгов в нём нет, но лакею-народу фирсу они и не нужны в таком психотипе. А лакеи типа Яши вовремя сориентировались, переквалифицировались в военкомы  и с той же безнравственной исправностью поставляют господам пушечное мясо на фронт во имя "незалежной Украины".

     7. И, наконец, - главная беда. Очень мало сейчас во всей нашей современной тусовке с "вишнёвым садом" достаточно конструктивных российских лопахиных. На его месте - частенько встречается вор со лживой либеральной фразой, стремящейся к такому переустройству мира, которое породит новое фамусовское общество хуже старого. А вот - китайский лопахин совершенно очевиден. Китайский лопахин энергичен, но не агрессивен, так же как и чеховский, даже осторожно стремится сохранить всё былое, что дорого в цивилизационном отношении.
     А Россия пока больше напоминает Симеонова-Пищика, который до сих пор не может выбраться из исторического достояния нефтегазового комплекса, обеспеченного политикой древнего Ивана Грозного, а в науке живёт ещё импульсом эпохи шестидесятников. Меняется что-то немного к лучшему, но уж очень медленно по сравнению с эталонным Китаем.

     Такие наши размышления позволяют утверждать, что  "Вишнёвый сад" составляет не только вершину чеховского литературного творчества, но и бессмертное открытие в социологии как таковой.


Рецензии