Оленья. Вояж второй. Акулы всегда были большими

Однажды директор Североморского АТП взял и отменил... своим приказом по автотранспортному предприятию федеральный закон, в части касающейся бесплатного проезда военнослужащих.

Можете смеяться сколько угодно, а вот нам тогда было не до смеха. Расскажу только один запомнившийся случай. Как я уже рассказывал, попасть на утренний рейсовый автобус, чтобы доехать до остановки "Губа Оленья" из города Полярного, было иногда проблематично. А уж вольготно присесть на старенькие сидения, обтянутые дермантином - тем более. Стоим, наслаждаемся мраком полярной ночи и свежим зимним ветерком, у бывшего здания комендатуры, ждём.

Вдруг, откуда ни возьмись, появился… гмм… гражданин. Гражданин шёл со стороны зданий микрорайона Красный Горн,

+ФОТО+ №1

и, шатаясь, спускался по сопке. На полпути он остановился, перехватил свою авоську, и обратился к собравшимся внизу:

-  "Подводники есть?"

Все  хмуро промолчали.

- "Ха, подводники! Пока вы в море ходите, я ваших жён **у!" - невнятно, но достаточно громко и вызывающе продолжил весьма нетрезвый оратор.

Стоявший рядом со мной каплей из технического экипажа  "хозяйства Дронова" спросил:

- "А… может ****ы ему дадим, для профилактики? "

- "Давай обождём чуток… " - ответил я.

Впереди **аря - террориста ждал огромный валун, замаскированный утренним снегом. При оттепели с сопки периодически стекала талая вода, и ходить по его обледеневшей плоской поверхности крайне не рекомендовалось. Мой расчёт оправдался - половой гигант продолжил движение по кратчайшему расстоянию, и через пару шагов, что вполне себе естественно, поскользнулся и **нулся. Авоську в руках он не удержал, и её содержимое (по виду - картошка плюс недопитая бутылка и что-то там ещё), разлетелись в разные стороны. Пока он ползал на карачках, хрипло выкрикивая угрозы в голос смеющимся над ним потенциальным пассажирам, и пытаясь собрать своё барахло, подошёл автобус.

Сели. Почти все - военнослужащие. Из них платить никто не собирается, да и вообще-то… нечем. Водитель, пока не будет произведена оплата, продолжить движение отказывается. Категорически. Время идёт… Первым нашёлся тот самый, честно скажу - едва знакомый мне каплей (в памяти даже не сохранилось его имя), твёрдо и внятно заявивший:

-"Дядя, давай-ка трогай, по-хорошему… Иначе я тебе клянусь - ещё минута и мы тебя из автобуса выкинем, а уж кому сесть за руль, поверь - найдётся!"

Мы все его горячо поддержали, и старенький ЛАЗ*ик привычно запыхтел, поднимаясь к выездному КПП…


А начался наш второй вояж весело. Привязались мы в отмеченное жёлтым место:

+ФОТО+ №2

Красной галочкой, кстати, я отметил, где уже стояла К-19;  глянь - а на одном из пирсов "Акула" красуется! Народ засобирался на экскурсию, а я заступил дежурным по подводной лодке, заявив:

-"И что я там не видел? Нас на неё в училище учили!"

Ну, это я с****ел, конечно. Нам читали спецкурс по атомным подводным лодкам. И однажды, прямо в классном помещении нашего взвода, я имел честь наблюдать разшторенные (память сохранила именно так) чертежи - цветные схемы этого воистину гигантского катамарана; и даже посвятил время перерыва подробнейшему их разглядыванию, но на этом мои познания в сей области достижений отечественного кораблестроения и заканчивались. Мне идти куда-то было абсолютно в лом. Плюс я мгновенно просчитал, что завтра к обеду уж точно сменюсь, а планы, чем себя занять в славном городе Полярном у меня были. Необходимо было и "расписать" (составить график) наряды дежурного по подводной лодке заново - все внешние "гарнизоны" наш экипаж в полярнинской комендатуре стоять не собирался. А я ведь как-никак, временно (а точнее, постоянно) исполнял несуществующую уже должность помощника командира.

Наша группа товарищей, прихватив с собой нехитрые подарки (ну не идти же в гости с пустыми руками?), засеменила к "Акуле", а я, сделав необходимые записи и обойдя отсеки, направился к соседям ("Хиросиме") чай попить да обсудить последние новости. С новостями хорошими было негусто - время было такое, но чаю я упился по самое не могу. Попутно узнав, что с кормовой надстройки К-19 отлично ловится камбала. А с нашей стороны пирса отлично идёт морской окунь. Но рано ещё - не сезон.


Самые нестойкие (а может быть, наиболее мудрые?) вернулись ночевать на лодку глубоко за полночь. А основная масса наших экскурсантов прибыла где-то к обеду, как я и рассчитывал. Послушав их восторженные впечатления, для приличия, минут пятнадцать, я обратился к нашему бывшему связисту, волей судьбы ставшему трюмным, Мише Скрипчуку:

- "Миша, сегодня заступаешь!" - кивнув на график нарядов - и, с некоторой ехидцей, продолжил - "Заодно и нервы успокоишь… у нас тут, знаешь ли, всё по-простецки - и прочный корпус один, и отсеки с носа в корму нумеруются!"

Отдал ему повязку и связку ключей, выждал, пока он распишется, да и убыл на остановку рейсового автобуса.


Помню, как-то вечером прибыл я "с ночёвкой", на свою 149 -ую, чтобы с утра заболевшего матроса нашего в полярнинскую поликлинику свозить. Кстати, ребята наши вели себя прилично, и в своих редких походах в посёлок (например, на дискотеку в школу - танцы под кассетный переносной магнитофон) умудрились ни с местной молодёжью не подраться, ни в комендатуру не "залететь".

Помню, и очень хорошо, походы за грибами в оленегубских окрестностях. По каскаду озёр в сторону Североморска (так скажу, для краткости) ходил неоднократно, однажды дошёл практически до самого Кольского залива. Людей - мизер. Грибов - море! Помню, буквально какую-то заколдованную полянку (постоянно там был туман), на сопке над оленегубским питьевым озером. Помимо тумана, вырастали там в сезон подосиновики в большом количестве, и когда придёт время, я своего сына туда однажды свожу.

Рыбалку особо удачную, когда морской окунь пошёл, тоже помню. И рыб с вытаращенными глазами. Дома весь улов отварил, вынул кости, добавил масла сливочного да поставил в стеклянных банках в холодильник. Помню, праздник был какой-то. Салат готовить было лень. Но закуска получилась - что надо, гости весь улов за вечер и умяли.


А на "Акуле" я так и не побывал. Да и не буду уже никогда - нет более их, тяжёлых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941, закончились. Год же нашего второго вояжа в Оленью, к сожалению, я Вам назвать не могу - помню, видел я как-то акт РМО (радиометрического обследования) нашей лодки по прибытию обратно в СРЗ "Штиль" в своих бесконечных архивах, но на глаза он мне уже давно не попадается. Специально искал на прошлой неделе, как иллюстрацию к сегодняшнему рассказу - не нашёл…

13.11.2023

P.S.

+ФОТО+ №3

Комментарий к найденному мной в соцсетях фото - "Акулы всегда были большими" - мне очень понравился и я использовал его в заголовке рассказа. Спасибо!

+ФОТО+ №4

Ну а так, судя по их состоянию перед обедом, с утра чувствовала себя наша "экскурсионная группа". Законы флотского гостеприимства никто не отменял, и спать их уложили в торпедном отсеке. Я, конечно же, не помню (да и не знал никогда) его номер - надо будет Эдуарда Анатольевича Овечкина перечитать!
.


Рецензии