Большая хозяйка

Большая хозяйка (о книге Н. Павленко «Екатерина Великая»)

Книга Н. Павленко состоит из двух частей. С одной стороны, как бы понятно, что автор первую часть посвящает деятельности Екатерины II, а вторую самым значимым людям той эпохи, но мне не совсем непонятно, зачем? Почему о их нельзя было рассказать в «процессе» и не делить книгу на части? Но это право автора, конечно.

Мне также не хватило описания детско-юношеских лет Екатерины. Я начала читать эту книгу с целью понять, почему эта женщина стала управлять государством сама. То, что у нее было сомнительное положение при правлении ее супруга – постоянная опасность оказаться в монастыре, – это понятно. Если бы она не начала действовать, неизвестно где бы со временем оказалась. Но вот что «сподвигло» ее желать управлять самостоятельно, вникать во все дела, из контекста я не поняла, а хотелось бы.

Автор писал, что Екатерина II начала от скуки, когда была Великой княжной, развиваться: читать много книг, думать. Усердно учила русский, узнавала и соблюдала русские обычаи. Откуда же все-таки такая любовь? Желание закрепиться в стране, чтобы ее признали своей. Но она действительно прилагала все свои силы, была усердной.

Мне никогда не были близки личности государей, но женщина на троне, конечно, не могла меня не заинтересовать. Что я о ней узнала из книги?

Умная, считающая себя «просвещенной» монархиней, переписывающаяся с западными философами, поддерживающая дружбу со многими умными людьми Европы, искусная в политике, обходительная, стремящаяся избегать острых углов, боящаяся сделать неверный шаг, осмотрительная.

Она хотела процветания России, но не хотела «обижать» дворянство, поэтому ничего не делала с крепостными порядками в стране, хотя не могла не понимать, что развитие государства зависит и от этого.

Почему-то удивительно мне, что Екатерина II много писала и писем, и беллетристику, и акты нормативные, но стихи ей не давались.

Уважительно отношусь к тому, что правительница придерживалась строгого распорядка дня, что и позволяло ей делать многочисленные дела на протяжении всей жизни. Дисциплина – отличное качество, особенно для царственных особ.

Многие дипломаты отмечали ее обходительность, умение общаться с людьми. Но автор приводил факты, когда она не очень справедливо поступала со служащими ей людьми. Мне запомнилось несправедливое отношение к полководцу Румянцеву.

Конечно, не делает ей чести как правителю такое явление, как фаворитизм. Задаривание без меры любовников и назначение их на ведущие должности. Но как отметил Н. Павленко, у нее было что-то с гормонами, поэтому справиться она с «приступами» желаний не могла.

Екатерина II хотела развития народа и думала, что просвещенный народ меньше будет пить и хулиганить, меньше будет взяток – бич русской жизни. Все будут просветленные и вдохновленные. Действительно открывались учебные заведения, где-то только отчитывались, но где-то работали по-настоящему – Россия – огромная страна, поди уследи! Поэтому Екатерина II проводила реформы административные, чтобы было более четкое деление территорий и управление на них.

При императрице увеличилась территория России, был присоединен Крым.

Она называла Россию своим «маленьким хозяйством», гордилась достижениями, но была неравнодушна к лести, и, зная эту ее слабость, ее обманывали и отводили глаза от нарушений и злоупотреблений.

Также государыня любила роскошь, ее путешествия по стране были разорительны, но роскошны.

34 года царствовала Екатерина II – срок немалый. При ней увеличилась численность населения, развилась и расцвела культура, образование, были проведены многочисленные реформы, упорядочившие государственную деятельность, стала еще более развиваться промышленность. Ее по праву можно величать Великой. В отличие от Петра I, она не была жестокой, не казнила людей напропалую, заменяла смерть более мягкими наказаниями.

Что еще хотелось бы сказать, для меня эта книга написана «вкусным» языком, мне понравилось ее читать. Екатерина II не стала для меня любимой героиней, но представление о ней себе я составила.

;
--
;


Рецензии